Гимнастика для глаз детям

САМЫЙ ДЕЙСТВЕННЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ СПОСОБ ОСТАНОВИТЬ ПРОГРЕССИРУЮЩУЮ МИОПИЮ (близорукость) У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ — ЭТО ОРТОКЕРАТОЛОГИЯ (НОЧНЫЕ,ОК ЛИНЗЫ). С 2013 ГОДА КОРНЕОРЕФРАКТИВНАЯ ТЕРАПИЯ ВКЛЮЧЕНА В ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ , КАК САМЫЙ БЕЗОПАСНЫЙ СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ МИОПИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
Содержание
  1. Причины миопии
  2. Чем полезны упражнения для зрения?
  3. Кому нельзя делать упражнения для глаз?
  4. Эффективный комплекс гимнастики при близорукости
  5. Виды гимнастик для глаз и комплексы упражнений при миопии
  6. Как усилить эффект от упражнений?

Близорукость (миопия) – самое распространенное заболевание глаз. По статистике, это нарушение зрения в разной степени встречается почти у трети учеников старшей школы. А после университета этот показатель превышает половину.

Насколько ухудшится зрение, во многом зависит от самого человека. Главное, понимать, что миопия – это не приговор. Вы можете улучшить свое зрение или как минимум остановить его ухудшение. Только нужно не лениться и подготовиться к тому, что процесс займет несколько месяцев. Но результат стоит потраченных сил.

Содержание

Причины миопии

При близорукости изображение формируется не на сетчатке глаз, а перед ней. Тогда человеку сложно распознавать предметы, которые находятся на значительном расстоянии, зато он хорошо видит в пределах 30-40 см. Так происходит в силу разных причин:

  • генетические;
  • тяжелые физические нагрузки;
  • травмы;
  • частое переутомление глаз;
  • проблемы с давлением, сердечно-сосудистые заболевания;
  • вредные привычки;
  • постоянные стрессы и частые недосыпания;
  • неправильное питание и пр.

Рацион, в котором не хватает полезных микроэлементов (цинк, медь, магний, хром и др.), провоцирует развитие глазных заболеваний. Для их профилактики особенно важно следить за тем, чтобы в питании не было дефицита «глазного» витамина А.

Важно понимать, что для лечения миопии не обязательно прибегать к радикальной хирургической операции. Во многих случаях заболевание можно победить с помощью комплекса упражнений и аппаратной коррекции. Эти методы совершенно безопасны. Даже если с их помощью не удастся восстановить зрение на 100%, можно как минимум оставить его ухудшение.

Оказывается, если папа и мама имеют миопию, их дети с вероятностью 50% со школьного возраста тоже получат это заболевание. А если у обоих родителей хорошее зрение, близорукость развиться только с вероятностью 8%.

Чем полезны упражнения для зрения?

Офтальмологи советуют делать упражнения для лечения близорукости детям и взрослым. Это особенно важно, если человек много времени проводит за компьютером.

Улучшение кровообращения

Упражнения на активизацию кровотока помогают обогатить глазные ткани достаточным количеством кислорода. Это способствует повышению остроты зрения.

Снижение утомляемости глаз

Поскольку близорукость часто развивается на фоне повышенной утомляемости глаз, важно регулярно снимать с них нагрузку. Это помогает заметно улучшить зрение.

Укрепление глазных мышц

Тренировки глаз во многом направлены на то, чтобы укрепить глазные мышцы. При близорукости сильно ухудшается фокусировка зрения. Во время гимнастики глазные мышцы постоянно напрягаются и расслабляются, изменяя фокусировку. Так человек тренируется четко видеть предметы на разном расстоянии.

Зачем нужна глазная гимнастика детям

Детская гимнастика для глаз отличается от других тем, что сопровождается стихами, песнями, присказками и поговорками — так легче заинтересовать ребенка, чтобы занятия не стали чем-то неприятным. Цель детской гимнастики не просто расслаблять глаза и снимать напряжение, но и тренировать глазные мышцы, пока они еще развиваются.

Цели детской зарядки для глаз

Гимнастика для глаз для детей ориентирована больше на тренировку глазных мышц, потому что от них зависит будущее зрения ребенка. Комплексы упражнений:
● успокаивают нервную систему;

● помогают перерабатывать полученную информацию;

● облегчают нагрузку, снимают усталость глаз;

● замедляют или вовсе предотвращают ухудшение зрения.

Это основные функции гимнастики для глаз для детей. При ежедневных занятиях, рекомендованных офтальмологами, результат будет заметным.

Показания к выполнению гимнастики для глаз детям

Для того, чтобы подобрать нужный комплекс упражнений для ребенка самостоятельно, необходимо посетить специалиста. Если есть жалобы — это обязательно.

В каких случаях рекомендуется зарядка для глаз:

● при склонности к нарушениям зрения: близорукости, дальнозоркости, при астигматизме;

● если ребенок жалуется на усталость глаз или боли в области лба (могут возникать из-за напряжения глаз);

● если чадо много времени проводит за книгами, телевизором, играми в телефоне или на компьютере;

● при проблемах со зрением;

● при серьезных заболеваниях.

Цели проведения гимнастики для глаз в дошкольном учреждении

Зрительная гимнастика — одно из эффективных средств профилактики заболеваний глаз, а также коррекции уже имеющихся проблем. В детском саду она относится к современным здоровьесберегающим технологиям (наряду с динамическими паузами, самомассажем, дыхательной гимнастикой и пр.).

Интересно, что первые упражнения, призванные сохранить остроту зрения, были придуманы ещё до нашей эры индийскими йогами. Создавая комплексы для всего тела, они не забыли и о глазах.

В дошкольном учреждении гимнастика для глаз имеет очень важное значение, поскольку выполняет целый ряд задач:

  1. Общее оздоровление зрительного аппарата, профилактика различных нарушений в работе органов зрения: укрепление глазных мышц, снятие напряжения, предупреждение утомления, улучшение кровообращения в глазах.
  2. Является эффективным дополнением в лечении уже имеющихся заболеваний: детской близорукости, дальнозоркости, астигматизма.
  3. Формирует у воспитанников представления о важности заботы о своём здоровье, в частности, об органах зрения. Ребята узнают о ценности зрения.
  4. Имеет обучающее значение. Выполняя зрительные упражнения, дети учатся ориентироваться в пространстве: закрепляют понятия «право» и «лево», «верх» и «низ», «поворот». Помимо этого, проведение гимнастики способствует развитию связной речи, обогащению словаря, закрепляет знакомые понятия об устройстве окружающего мира.

Зрительная гимнастика приучает дошкольников заботиться о своих глазах, понимать всю ценность зрения

Действительно, зрительная гимнастика очень важна в работе с современными дошкольниками. Работая воспитателем в детском саду, по понедельникам я часто беседовала с детьми о том, чем они занимались в выходные. Многие с восторгом начинали пересказывать содержание просмотренного мультика или компьютерной игры. В подготовительной же группе некоторые ребята даже приносили с собой в детский сад мобильные телефоны и планшеты, собирая вокруг себя кучку ровесников. Все вместе они принимались разглядывать экран с мелькающим изображением. Конечно же, я пресекала такие «игры». Кстати, интересно, что и родители по рассказам многих детей дома много времени проводят, напрягая своё зрение: телевизор, социальные сети и пр. («Мама весь день сидела в телефоне»).

Телевизор, компьютер и мобильные телефоны с ранних лет пагубно влияют на зрение дошкольников

Виды зрительной гимнастики в ДОУ

В детском саду практикуется несколько видов зрительной гимнастики:

  1. Без атрибутов (просто выполняются упражнения по словесному указанию воспитателя) и с предметами и наглядными пособиями (дети следят взглядом за перемещающейся игрушкой, «пробегают» глазами по указанной траектории и пр.).
  2. Профилактическая (направленная на предотвращение развития заболеваний глаз) и корригирующая (замедляет развитие близорукости, дальнозоркости, астигматизма и пр.).
  3. Пассивная (только упражнения для глаз) и активная (сочетается с выполнением общеразвивающих упражнений, задействует мышцы рук, ног, спины и пр.).

Воспитателю желательно проводить с дошкольниками различные виды гимнастики для глаз, разумно их чередуя.

Методика проведения зрительной гимнастики

Проводится зрительная гимнастика с самого раннего дошкольного возраста. Делать с детьми полезные упражнения следует два-три раза в день. Продолжительность занятий в младшей и средней группе — две-три минуты, в старшем же звене — четыре-пять минут.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённые правила:

  1. Ребята должны стоять или сидеть. При этом не следует напрягать тело.
  2. Голова занимает фиксированное положение (если, конечно, гимнастика не активная — не сочетается с поворотами головы для укрепления мышц шеи).
  3. Если некоторые дети носят очки, то их следует обязательно снять.
  4. Детское дыхание должно быть равномерным и глубоким.
  5. Последним упражнением лучше всего сделать моргание, а после окончания гимнастики малышам желательно хорошенько потянуться.

Во время проведения гимнастики для глаз очки нужно снимать

Чтобы вызвать максимальный интерес дошкольников к зарядке для глаз, её следует проводить в игровой форме, использовать образность. Например, можно не просто предложить детям крепко зажмуриться, а превратиться в филинов или кошечек, которые только что проснулись. Кроме того, ребятам всегда нравится выполнять упражнения под весёлые стихотворения.

Проводить зрительную гимнастику можно в любое время: на прогулке, в свободное время, органично включать её в любые занятия (познание, развитие речи, продуктивная деятельность). При этом тема зарядки связывается с темой непосредственно образовательной деятельности. Например, если ребята изучают насекомых, то ребята могут проследить глазами полёт игрушечной пчёлки. Если во время непосредственно образовательной деятельности речь идёт о транспорте, то можно предложить упражнение под коротенькое стихотворение:

  • По городу мчатся с утра и до ночи
  • Машины всех марок, красивые очень.
  • Поедут налево, направо, кругом –
  • Свободны машины и ночью и днём.

При этом дети выполняют движения глазами согласно тексту (влево, вправо, круговые), а в конце моргают.

Если занятие связано со зрительным напряжением (продуктивная деятельность), то гимнастика для глаз проводится в середине занятия. Если же непосредственно образовательная деятельность не предполагает нагрузки на зрение (развитие речи, чтение художественной литературы), то отдельное упражнение для глаз можно сделать во второй половине занятия: ребята получат своего рода разрядку, смогут немного отвлечься.

Массу идей для проведения зрительной гимнастики можно найти во время прогулки. Например, воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть вниз на траву, потом вверх — на небо, поискать там птичек, потом вновь на травку. В тёплое время года можно понаблюдать за бабочкой, которая машет крылышками, и предложить так помахать ресничками.

Массу идей для проведения зрительной гимнастики можно найти во время прогулки

Тренировать детские глазки можно и в свободное время, утром или вечером. Педагог предлагает ребятам офтальмологические тренажёры или специально чередует определённые игры: сортировка мелких предметов по форме или цвету (работают мышцы глаза, отвечающие за ближнее зрение) и бросание мячиков в корзину или кегли (при этом ребёнок смотрит вдаль). В солнечную погоду можно воспользоваться обычным зеркальцем и погонять по комнате солнечных зайчиков: малыши будут следить за ними взглядом.

Тренировать зрительные мышцы можно даже с помощью обычных солнечных зайчиков

Особенности работы с дошкольниками разного возраста

При организации гимнастики важно учитывать возраст дошкольников. К примеру, двухлетние малыши вряд ли поймут словесную команду «вращаем глазками»: педагог должен использовать предмет, за которым дети будут следить взглядом. Причём, это должен быть не обычный карандаш, а «волшебная палочка» или указка с закреплённой на ней картинкой или игрушкой. Интересная идея — надеть пальчиковую куклу.

Ещё один действенный способ заинтересовать младшего дошкольника — фразы типа «А ты так умеешь? А я вот умею!» после таких слов любознательные крохи готовы всё повторять за воспитателем.

Заставлять маленького ребёнка что-либо делать, если ему это не интересно, недопустимо и, кроме того, не принесёт никакой пользы.

Что же касается старшего дошкольного возраста, то здесь мотивировать ребят можно познавательной беседой: рассказать им о строении человеческого глаза, о необходимости ухода за ним. Любознательным воспитанникам будет интересно также узнать отличия в устройстве глаза человека и различных животных (например, у крокодила глаза расположены по бокам головы и имеют три века). Воспитателю стоит обсудить с детьми, насколько вредно долго смотреть мультфильмы, просиживать за компьютерными играми. После такого разговора дошкольники сами захотят делать полезные упражнения.

Если при проведении зрительной гимнастики с младшими дошкольниками воспитатель обязательно сам должен показывать каждое упражнение, делать его вместе с детьми, то в старшем звене педагогу достаточно один раз продемонстрировать выполнение действий. В дальнейшем уже будет достаточно словесной инструкции либо чтения стихотворного текста (если он сопровождает зарядку).

Использование наглядности во время зрительной гимнастики

При выполнении зрительной гимнастики большое значение имеет наглядность. Она помогает заинтересовать детей и сделать упражнения более эффективными. Ведь у дошкольников (особенно в младшем возрасте) преобладает наглядно-образное мышление, и многие упражнения, особенно такие как вращение глазами, повороты глаз, им гораздо легче выполнять, имея перед собой зрительный ориентир.

Многие упражнения проще выполнять, когда перед глазами есть ориентир

Для проведения гимнастики в детском саду используются следующие виды наглядности:

  1. Предметы-ориентиры. Они раздаются всем детям либо воспитатель показывает предмет группе детей. В первом случае каждый дошкольник держит перед собой небольшой предмет (например, резинку для волос с бабочкой, её удобно надеть на палец) и перемещает его согласно указаниям воспитателя. При этом взгляд следует за ним. Подбираются такие вещи опять-таки согласно тематике занятия (упомянутая резинка-бабочка пригодится, например, при изучении темы «Насекомые»). В любом случае предмет должен быть достаточно крупным и ярким, не сливающимся по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. Самый просто вариант такого зрительного ориентира — красочная волшебная палочка (указка). Также можно использовать пальчиковых кукол. На её конце можно прикрепить картинку. Когда ориентир показывает воспитатель, то к себе поближе он размещает малышей с более низкой остротой зрения, остальные же сидят или стоят сзади.
  2. Схемы. Такие пособия предназначены для старших дошкольников, ведь у них уже развивается абстрактное мышление. Они показывают различные виды упражнений для глаз. Глядя на картинку, ребёнок может понять, как именно нужно выполнять действия.
  3. Сигнальные метки. Они предназначены для упражнений, когда взгляд переключается с ближней точки в дальнюю. Метка диаметром около 0,5 см крепится к оконному стеклу на уровне глаз дошкольника. Ребёнок стоит от неё совсем близко (расстояние — примерно 20 см). Он должен смотреть на ориентир пару секунд, а потом переводить взгляд на удалённую точку на улице. Воспитатель при этом просит рассказать дошкольника, что он там видит интересного.
  4. Настенные и потолочные офтальмотренажёры. Этот своеобразные траектории, по которым «бегают» детские глазки. Например, от одного зверька или сказочного персонажа нужно добраться до другого по яркой (обычно ломаной) дорожке. При этом у ребёнка может двигаться голова и туловище. Каждая дорожка имеет свой цвет. Упражнения, как правило, выполняются коллективно.
  5. Индивидуальные офтальмотренажёры. Они представляют собой контурные картинки из множества отдельных мелких элементов — бабочек, листиков, ёлочек и пр. (в старшем возрасте это могут буквы или цифры). Ребёнок зрительно должен обвести контур, также можно помогать пальчиком. При этом картинку дошкольник держит перед собой на расстоянии вытянутой руки.

Фотогалерея: наглядные пособия для выполнения зрительной гимнастики

Сигнальная метка нужна для переключения взгляда с ближней точки на дальнюю Тренажёры предназначены для индивидуальной работы Ребёнок перемещает предмет согласно указаняим воспитателя, и следит за ним глазами Схемы предназначены для работы со старшими дошкольниками Дети должны зрительно проследить путь от одного персонажа к другому

Видео: дошкольники выполняют гимнастику для глаз (упражнение со зрительным ориентиром — самодельным цветком)

Почти все атрибуты для зрительной гимнастики воспитатель легко может сделать своими руками. Так, несложное, но оригинальное пособие — Чебурашка с движущимися глазками (это может быть и любой другой персонаж). Он вырезается из цветного картона. С помощью такой игрушки можно не только укреплять зрение, но и повторять математические понятия («в какую сторону смотрит персонаж?»).

За счёт прорезей у Чебурашки двигаются глаза

Даже воспитанники младшей группы могут повторять движения глазами за таким Чебурашкой — он заменяет показ воспитателя.

При работе с малышами действия Чебурашки заменяют показ воспитателя

Ещё один пример самодельного пособия — вырезанные также из цветного картона геометрические фигуры (все они разных цветов). Они крепятся на стену на достаточном удалении друг от друга. Воспитатель хаотично называет фигуры либо их цвет, а дети должны переводить взгляд от одного объекта к другому, не поворачивая при этом голову.

Интересно пособие – «Фруктовый сад». На плакате нарисованы различные фрукты: они образуют круги (маленькие внутри более больших). Педагог называет определённый фрукт, а дошкольники должны обвести глазами соответствующий круг.

Фрукты расположены в виде кругов разного размера

Использовать наглядность следует и для работы с родителями. Специальные плакаты, показывающие, как правильно выполнять зрительную гимнастику, следует периодически помещать в уголке здоровья в раздевалке. Там их могут рассмотреть мамы и папы, также они обязательно привлекут и детское внимание.

С помощью плаката родители смогут ознакомиться с правилами выполнения зрительной гимнастики

Мультимедийные пособия

Дошкольникам всегда очень нравятся мультимедийные пособия для зрительной гимнастики. Они представляют собой видеоролики, где на экране появляются различные объекты: рыбки в аквариуме, бабочки на лугу, звёздочки в небе и пр. Задача малышей — следить за ними глазами. Всё это происходит под приятную музыку, вызывая у ребят исключительно положительные эмоции.

Видео: солнышко

https://youtube.com/watch?v=LzbmJRaD4s8

Видео: бабочка

Видео: звёздное небо

Видео: шарики воздушные

Видео: геометрические фигуры

Видео: в пучине морской

Видео: следим за фигурами

Видео: радуга

Таблица: фрагменты конспекта занятия О. Гридасовой «Смотри во все глаза» с использованием зрительной гимнастики

Автор и название занятия Ход занятия
Гридасова О. «Смотри во все глаза»
Старшая группа
В гости приходит «Айболит» в медицинском халате.
Айболит: Здравствуйте, мои милые ребятки! Отгадайте-ка загадки.
Два Егорки
Живут возле горки.
Живут дружно,
А друг на друга не глядят. (Глаза)
***
Два соседа-непоседы,
День на работе,
Ночь на отдыхе. (Глаза)
— Правильно. Врач, который лечит глаза и проверяет зрение, называется окулист. Итак, я буду окулистом, а вы — моими пациентами. И я хочу проверить ваше зрение.
Таблица для проверки зрения.
— Как же видит наш глаз?
Вносится плакат «Строение глаза»
Зрение-способность видеть. Наш глаз похож на маленькое яблочко. Мы его не видим целиком, так как оно надежно спрятано в глубокую норку-глазницу, а наружу выглядывает любопытный зрачок. Но прежде чем свет попадёт в яблоко. Он должен пройти сквозь маленькое увеличительное стёклышко. Недаром его назвали прозрачным словом-хрусталик. Дальше лучи света собираются на сетчатке и по нервам, как по телефонным проводам, сигналы мчатся в мозг, где и возникает зрительное ощущение.
— Рисунок глаза.
— Глаза у нас бывают разного цвета. Посмотрите друг на друга, каким цветом ваши глаза?
— Ещё глаза могут выдать наше настроение. Определим настроение каждого человека.
А, сейчас мы с вами потренируем наши глазки, поиграем с пчёлкой. (физкультминутка)
Дети, сейчас мы будем с вами следить за движением пчёлки, не поворачивая головы.
Ребятки, если о глазках не заботиться, что с ними может случиться (Варианты детей). Правильно, и поэтому мы с вами поиграем в игру «Хорошо-плохо».
(Детям предлагаются варианты картинок с изображением детей в различных ситуациях.)
Ребята, давайте, сравним картинки и решим, где ребёнок поступает правильно (бережёт зрение, а где нет. Если вы считаете что ребёнок поступает правильно-хлопайте в ладошки, если нет — топайте ножками.
1. Трёт глаза грязными руками
2. Вытирает глаза чистым платком
3. Читает книгу в хорошо освещённом помещении
4. Читает в транспорте
5. Смотрит телевизор или сидит у компьютера близко к экрану.
6. Читает или смотрит лёжа в постели.
7. Смотрит телевизор сидя на нормальном расстоянии.
На Земле есть люди, которые ничего не могут видеть, они лишены зрения. (показать изображение слепых людей).
Как вы думаете легко жить таким людям? Почему? Ребята, если мы увидим слепого человека на улице, как мы сможем ему помочь? Правильно, перейти улицу, подняться по лестнице, зайти в транспорт, купить продукты или лекарство в аптеке и. т. д.
— А теперь гимнастика для глаз, чтобы ваши глазки отдохнули.
Физкультминутка «Самолёт»
Пролетает самолёт,
С ним собрался я в полет (Смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим самолётом)
Правое крыло отвёл, посмотрел.
Левое крыло отвёл, посмотрел. (Отводят руки попеременно и прослеживают взглядом)
Я мотор завожу
И внимательно гляжу (Делают вращательные движения пред грудью и прослеживают взглядом)
Поднимаюсь ввысь, лечу,
Возвращаться не хочу. (Встать на носочки и выполнять летательные движения.)
-А теперь давайте повторим правила по охране зрения:
— не тереть глаза грязными руками,
— читать сидя за столом,
— когда пишешь или читаешь, надо держать голову так, чтобы расстояние между столом и глазами составляло 30 см. Чтобы это определить, надо поставить руку на локоть. Большой палец руки должен находиться на уровне глаз.
— нельзя сидеть близко к телевизору и долго его смотреть,
— нельзя также долго работать за компьютером,
— глазам надо давать отдых. Для этого надо просто посидеть с закрытыми глазами.
— Если всё-таки вы заметили, что стали плохо видеть и ваше зрение стало ухудшаться, как вы думаете, что надо делать? Да, надо обратиться к врачу. Врач вам может прописать очки.
Показ очков для коррекции зрения.
— С их помощью ваши глаза будут лучше видеть и вылечатся. Но есть и другие очки, которые защищают глаза. Попробуйте определить, где какие очки.
Очки для защиты от солнца, очки для защиты от воды, очки для коррекции зрения.
Ребята, говорят что глаза-зеркало души. С их помощью мы видим весь мир, любуемся природой, узнаём друг друга. Поэтому берегите и охраняйте глаза.
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-obrazovatelnoi-oblasti-zdorove-tema-smotri-vo-vse-glaza.html

Офтальмологические паузы — обязательный приём оздоровления дошкольников. Они хорошо помогают снять утомление глаз, укрепить их мышцы, устранить напряжение. Для проведения зрительной гимнастики не требуется особых условий, комплексы можно органично включать в занятие или же практиковать в любое удобное время. А подключив фантазию и используя интересную наглядность, педагог может превратить такую зарядку в увлекательное действие.

Кому нельзя делать упражнения для глаз?

Гимнастика для глаз – один из самых безопасных способов улучшить зрение. Но такая тренировка тоже имеет свои противопоказания:

  • отслоение сетчатки;
  • реабилитация после операций;
  • инфекционные болезни глаз с воспалением.

В остальных случаях можно регулярно заниматься, даже просто для профилактики.

Противопоказания

Упражнения, направленные на коррекцию уже имеющихся нарушений, может подобрать только врач с учетом диагноза и возраста малыша. Это позволит избежать осложнений и правильно распределить нагрузку на глаза.

В остальных случаях список противопоказаний минимален: нельзя заниматься после операции на глазных мышцах, при отслоении сетчатки, при риске развития перфорации роговицы. Также детям не проводят ряд упражнений, показанных взрослым.

Эффективный комплекс гимнастики при близорукости

Чем раньше вы начнете бороться с миопией, тем выше шансы на успешный результат. Для этого подход должен быть комплексным:

  • регулярные посещения офтальмолога;
  • профилактические и лечебные тренировки для глаз;
  • контактная коррекция для хорошего дневного зрения без переутомления.

Ниже мы перечислим самые распространенные упражнения, которые помогают бороться с близорукостью. Однако это лишь вспомогательный способ. Чтобы вылечить или остановить миопию, рекомендуем также в нашу клинику «Элит Плюс».

Если неправильно подобрать очки/линзы или вообще их не носить при первых проявлениях миопии, это может привести к прогрессированию болезни, так как глаза часто находятся в напряжении.

Виды гимнастик для глаз и комплексы упражнений при миопии

Существует множество методик гимнастики для глаз, рекомендованных офтальмологами. Но любые упражнения нужно делать без очков и линз. Тренируйтесь не спеша, в приятной расслабленной обстановке. Интенсивность упражнений нужно повышать постепенно, чтобы ваши глаза привыкли к новым задачам. Лучше заниматься после еды.

Методика лечебного массажа Жданова

Общественный деятель Владимир Жданов старается популяризировать немедицинский подход к восстановлению зрения. Он считает ношение очков вредной привычкой и предлагает массажный комплекс для избавления от миопии. Подробнее об этом автор методики рассказывает в пособии «Верни себе зрение».

Лечебный массаж Жданова предполагает воздействие на глаза и все лицо в целом. Упражнения важно делать в следующей последовательности:

  1. Начните со лба, поглаживая его мягкими массажными движениями несколько секунд.
  2. Разомните надбровные дуги и углубление между ними.
  3. Проработайте подушечками указательных пальцев участки под придаточными пазухами носа.
  4. Промассируйте ямки между ушами и щеками.
  5. Легкими похлопываниями пройдитесь подушечками пальцев по верхним векам.
  6. Средними пальцами вращательными движениями промассируйте кожу возле глазных яблок от уголков к внешнему краю. Затем повторите процедуру по очереди четырьмя другими пальцами.
  7. Три раза крепко зажмурьтесь и слегка растяните внешний уголки глаз пальцами.
  8. Разотрите ладони и подержите пальцы несколько минут на закрытых веках.

Научиться лечебному массажу по методике Жданова несложно. Его могут делать даже дети, хотя первые несколько раз им желательно делать это под руководством взрослых.

Все движения во время массажа должны быть легкими. Первые несколько раз желательно заниматься перед зеркалом, чтобы вы видели свои движения.

Упражнения при близорукости по системе Бэйтса

В основе теории врача Уильяма Горацио Бейтса мнение о том, что к миопии приводит умственное и психологическое напряжение.

Суть методики заключается в психологическом расслаблении. Уильям Бейтс уверяет, что только без нагрузки на глаза можно нормализовать зрение. Система основана на упражнениях для снятиях напряжения:

  • пальминг – предварительно потрите ладони друг о друга, а затем прикройте ими глаза;
  • мысленное представление – представьте белый лист и мысленно пишите на нем что-нибудь;
  • воспоминания – закройте глаза и погрузитесь в приятные воспоминания.

Врач изложил свои советы и теоретические изыскания в издании «Лечение несовершенного зрения без помощи очков».

Зарядка для глаз по системе Корбетт

Маргарет Корбетт – ученица доктора Уильяма Бейтса – разработала на основе его системы свою гимнастику для зрения:

  1. Упражнения по этой методике начинаются с пальминга, который длится минимум 5 минут.
  2. Когда глаза отдохнули, самое время приступать к гимнастике. Для этого вам понадобится две офтальмологические таблицы: обычного формата и маленькая копия.
  3. Большую таблицу повесьте на стену и встаньте на расстоянии 3 м от нее.
  4. Достаньте маленькую табличку и рассмотрите верхнюю строку символов. Немного отодвиньте листок бумаги и снова прочитайте те же буквы. Действие нужно повторить 3 раза.
  5. Посмотрите на эту же строчку большой настенной таблицы. Закройте глаза и носом «напишите» в воздухе увиденные буквы. Откройте глаза и взгляните на большую таблицу. Если вы сделали все правильно, буквы на ней станут более четкими.

После одного упражнения нужно закрыть глаза и отдохнуть, стараясь глубоко и спокойно дышать. Затем повторите действия, но уже с другими строками.

Автор такой методики утверждает, что через некоторое время все строки таблицы будут видны намного лучше. Когда это произойдет, нужно отойти от большой таблицы на 50 см и снова заниматься.

Комплекс упражнений Аветисова

Профессор Эдуард Сергеевич Аветисов – советский ученый с мировым именем. Его деятельность во многом повлияла на развитие офтальмологии с 60-х годов 20 века. Эдуард Аветисов разработал зрительную гимнастику для людей, чьи глаза часто напрягаются из-за учебы или работы. В его лечебный комплекс входят такие упражнения:

  • крепко зажмурьтесь на 5 секунд. Это упражнение нужно повторить 6 раз;
  • поднимите указательный палец на уровень глаз так, чтобы он находился на расстоянии около 30 см. Смотрите на верхнюю подушечку пальца, приближая его к глазам. Когда появится эффект двоения, остановитесь и верните палец в изначальное положение. Это упражнение нужно повторить 8 раз;
  • быстро открывайте и закрывайте глаза в течение 1 минуты;
  • слегка массируйте подушечками пальцев веки плавными круговыми движениями 1 минуту.

Такая небольшая тренировка улучшает кровообращение в глазных тканях, обогащает их кислородом и питательными веществами.

Очки-тренажеры – эффективность и как правильно пользоваться

Очки-тренажеры с темными перфорированными пластинками вместо стекол известны с давних времен. Из-за небольших отверстий в очках глазные мышцы человека не напрягаются, а на сетчатке формируется более четкая картинка.

Советский профессор А. Н. Дашевский разработал упражнения, которые нужно делать в таких очках для улучшения зрения:

  1. Распечатайте и повесьте офтальмологическую таблицу на уровне глаз. Она должна находиться на расстоянии 2,5 метра.
  2. Рассмотрите символы таблицы без очков и запомните, сколько строк вы видите.
  3. Наденьте очки-тренажеры и посмотрите в них на окружающие предметы, чтобы привыкнуть к новым ощущениям.
  4. Рассмотрите таблицу и отметьте, сколько строк вы четко видите в очках-тренажерах. Подходите к таблице, пока четко не увидите самую нижнюю строку. Желательно, чтобы между вами и таблицей оставалось расстояние в 1,5-2 м. Если вы не видите нижнюю строку с этого места, поработайте пока с самой нижней строкой, которую четко видите.
  5. Полностью прочитайте строку, затем отойдите немного назад, чтобы увидеть эти же символы более размытыми. Они должны быть еще читаемыми, контуры только слегка расплываются. Продолжайте рассматривать строку, через некоторое время все символы станут четкими. В этом упражнении важно научиться отходить назад на самое малое расстояние, при котором зрение будет становиться четкими меньше чем за 3 секунды.

Если за 3 секунды символы не стали четкими, вы отошли слишком далеко. Вернитесь в исходную точку и попробуйте снова.

Если глаза видят одинаково, тренировать можно сразу оба, но если по-разному, то делать упражнения нужно для каждого глаза в отдельности. Начинать необходимо с худшего глаза, пока зрение не станет одинаковым у обоих.

Когда строка в очках будет видна с расстояния 2,5 м, переходите на следующую строку и продолжайте заниматься.

Тренироваться нужно 5-7 раз в день по 5-7 минут. Между упражнениями нужно делать небольшие перерывы до 10 минут.

Эффективны ли такие занятия? Об этом уже давно ведутся споры. Одна группа ученых считает, что очками-тренажерами стоит пользоваться как можно чаще, а другая заявляет, что толку от них не много.

Как бы там ни было, это медицинский прибор, который имеет свои показания и противопоказания. Поэтому пользоваться очками-тренажерами стоит только по назначению врача.

Как усилить эффект от упражнений?

Упражнения для повышения остроты зрения нужно делать каждый день, пока вы не почувствуете ощутимое улучшение. Первые результаты должны быть заметны спустя несколько недель.

Главное в гимнастике для глаз – регулярность. Даже если вы устали и не хотите долго заниматься, небольшая тренировка принесет больше пользы, чем периодические интенсивные упражнения.

В лечении любых глазных болезней важны комплексные меры. Так упражнения для зрения помогут, если использовать их вместе с другими методами.

Чтобы усилить эффект гимнастики, вам стоит обратиться в нашу офтальмологическую клинику, пропить курс витамин, назначенный врачом, использовать ночные ортокератологические линзы и методы аппаратной коррекции.

Зрительная гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей младшего школьного возраста

Наумова Лариса Эдуардовна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Йошкар-Олы» Йошкар-Ола, Республика Марий Эл

Профилактика зрительных нарушений является важной частью в педагогической деятельности и в образовательном процессе младших школьников. Если не помочь глазам в борьбе с накопившейся усталостью, постепенно зрение будет ухудшаться.
Как показали современные исследования, «гимнастика для глаз» улучшает кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует быстрому снятию зрительного утомления.

Как классный руководитель, ставлю перед собой такие цели:

  • снизить уровень зрительных нарушений;

  • способствовать оздоровительному эффекту.

Основными задачами достижения этих целей являются:

  • предупредить зрительное утомление младших школьников;

  • сохранить работоспособность на уроке;

  • сформировать навыки для создания здорового образа жизни.

Ребёнок, поступив учиться в школу, чувствует резкое увеличение нагрузок, и, конечно же, сильно утомляются глаза, руки, спина. Поэтому для устранения напряжения глазных, спинных и других мышц активно используются физкультминутки.

В своей работе я широко использую и зрительную гимнастику. Гимнастика для глаз включает в себя 4-5 упражнений глазами, также растирание и массирование глазных яблок. Я провожу упражнения под спокойную мелодию в течение 3-5 минут. Особенно зрительные упражнения нужны на уроках математики и русского языка.

При проведении гимнастики для глаз нужно соблюдать такие правила:

  • кто носит очки – снять их;

  • сидеть или стоять прямо, плечи расслаблены;

  • дыхание равномерное, глубокое;

  • всё внимание сосредоточено на глазах;

  • после выполненных упражнений потянуться, зевнуть и часто-часто поморгать.

Зрительная гимнастика

Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного,
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тысячу раз!

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

(Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно

(посмотреть вправо-влево)

Ах, как солнце высоко

(посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем,

(закрыть глаза ладошками)

В классе радугу построим

Вверх по радуге пойдём,

(посмотреть по дуге вверх — влево и вверх — вправо)

Вправо-влево повернём,

А потом скатимся вниз,

(посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись

(зажмурить глаза. Открыть и поморгать ими).

Самомассаж

  1. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 2 секунды. Ладони положить на стол. Открыть глаза.

2. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками 2-х пальцев, поглаживая надбровные дуги 20 с. Отдых 10 с. Открыть глаза.

Комплекс упражнений «На море»

(под звуки природы «Шум моря»)

  1. «Горизонт» – рисуем кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта на море, слева – направо, глаза сопровождают движение, голова прямо; затем – справа-налево.

  2. «Лодочка»

– рисуем «лодочку» (дуга книзу слева – направо), глаза повторяют движение, голова прямо; затем – дуга справа-налево.

  1. «Радуга»

–рисуем радугу (дуга кверху слева – направо), глаза сопровождают движение, голова прямо

– повторяем рисунок в другую сторону

  1. «Солнышко»

– рисуем солнышко – круг вправо, лучи; глаза повторяют движение, голова прямо. Затем в другую сторону.

  1. «Пловец плывёт к берегу»

–правую руку поставить вперёд, смотреть на кончик пальца

– медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперёд.

Повторить упражнение с левой руки.

  1. «Яркое солнышко»

– зажмуриться — «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.

Очень популярны упражнения для глаз по методу Г.А. Шичко. Например, пальминг. Этот метод некоторые предпочитают называть погружением. Сам основатель теории говорил, что полного расслабления всех структур глаза удается добиться лишь в темноте. Другие занятия ограничены по времени – много их делать нельзя, особенно на начальном этапе. А вот пальминг выполнять можно на протяжении любого периода, так как он не нагружает мышцы.

Итак, центр ладони должен быть над центром глазного яблока.

Основание мизинца (и правой, и левой руки.) — на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.

Перемещать глаза можно и по другой траектории. Например, можно воспользоваться такой памяткой:

Или же рисование носом. Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока). Также очень интересна игра «Дрессированная муха». Наша дрессированная муха Зеленуха умеет выполнять команды. Посмотрим?

1. Глазками передвигаем муху из одного домика в другой: вверх, вправо, влево, влево, вниз… Где, в каком домике наша муха?

2. Закрыли глаза и мысленно двигаемся следом за мухой.

3. Управляем мухой молча. (Направление задает учитель движениями рук)

Ученикам ещё нравится упражнение «Буратино»: закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.

Это лишь малая часть упражнений, которые провожу на уроке. Дети именно эти задания очень любят, знают наизусть и выполняют с удовольствием. За 2 года моей работы в этом классе пока ещё никто не стал носить очки. Это означает, что на уроках необходимо продолжать проводить зрительную гимнастику для укрепления и сохранения здоровья младших школьников.

Использованная литература:

1.Коваленко, В.И. Здоровьесберегающие технологии/ В.И.Коваленко -М.,2004.

2.Коваленко, В.И. Школа физкультминуток/ В.И. Коваленко — М.: Вако,2016.

3.Исаева, С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: Практическое пособие. М.: Айрис-пресс,2004.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Йошкар-Олы»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *