Мнемотехника в детском саду

Дата: 15 февраля 2016 Наталья Василишин Рубрика: Для дошкольников,Игры

Попробуйте хотя бы на пару минут представить ситуацию, когда вы получаете огромные объёмы новой информации, которую требуется запомнить, а вам никак не удаётся связать её со своим предыдущим жизненным опытом. Мороз по коже пробежал? А ведь ваш малыш КАЖДЫЙ день попадает в такую ситуацию… И вот тогда ему на помощь приходит мнемотехника.

Суть мнемотехники

Наглядность задействует оба полушария мозга, поэтоу запоминание идёт эффективнее

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. То есть это своего рода конспекты в картинках. Начинать занятия с использованием мнемотехнических приёмов следует как можно раньше, так как у детей дошкольного и младшего школьного возраста ведущий вид памяти — зрительно-образный. То есть можно сто раз повторить карапузу стихотворение, но он всё равно будет путать слова и предложения. Однако нарисовав сюжет или представив смешанную схему из картинок, знаков и слов, малыш быстро сообразит, что к чему. Кроме того, мнемотехника помогает:

  • запомнить последовательность действий (например, что за чем надевать перед выходом на улицу);
  • привыкнуть к распорядку дня (обозначив на часах режимные моменты, можно без труда приучить ребёнка выполнять то или иное действие в положенное время);
  • постичь азы чтения (картинки или условные знаки могут сопровождаться словами, буквами, что вызывает у малыша ассоциативную связь между понятием и буквенным образом);
  • повысить внимательность (схемы и таблицы требуют сосредоточенного рассмотрения для полного понимания тех или иных действий);
  • развивать образное мышление (наглядность помогает находить связи между образом и словом).

Виды наглядности

Большинство детских книжек создаётся с использованием мнемотехнических элементов

Самый простой вид мнемотехники – это картинка. Например, ваш малыш ходит в детском саду в группу «Слива». На его шкафчике изображён этот фрукт, над умывальником его полотенце висит под изображением сливы и т.д. Таким образом, ребёнок запоминает, что его вещи – те, которые находятся под определённой картинкой.

Мнемоквадрат

Самый известный мнемоквадрат, который знаком каждому — это знаки зодиака

Следующий этап использования мнемотехнических приёмов – мнемоквадрат. Это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение.

Мнемодорожка

Задача ребёнка при использовании мнемодорожки — найти что-то общее между картинками

За освоением мнемоквадрата идёт мнемодорожка – четыре картинки на одном квадрате, обозначающие последовательность действий. Например, «носки», «брюки», «туфли», «куртка» – последовательность, по которой детки собираются на улицу. Конечно, в зависимости от времени года, дорожка будет удлиняться.

Таблицы

С помощью мнемотаблицы запоминание стихотворений идёт быстрее

Далее виды наглядности становятся уже более сложными. Это, прежде всего, мнемотаблицы – рисунки основных звеньев сюжета сказки или стихотворения с использованием цветных картинок, букв, слов или схематических знаков. Кстати, для того, чтобы малышу было легче и интереснее осваивать таблицы, попробуйте рисовать их вместе. Только следите за тем, чтобы ребёнок занимался этим в удовольствие, иначе толку не будет. В таблицах применяются понятные и известные образы. Так, для описания животных следует соблюдать пропорции рисунка, а также обязательно делать его цветным. Тогда ребёнок чётко уяснит: лиса – рыжая с пушистым хвостом, волк – серый и т.д. По мнемотаблицам можно воспроизводить целые истории, а для развития фантазии крохи – ещё и предлагать придумывать собственные.

Мнемосхемы

Схемы для самых маленьких можно делать на фланелеграфе

Чтобы малыш запоминал пословицы или какие-то крылатые выражения, используются мнемосхемы. На них изображаются объекты, которые дополняются условными знаками. Например, удочка – пруд – перечёркнутая рыбка. Это схема для выражения: «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда».

Для взрослых, которые не могут похвастаться хорошей памятью, в мнемотехнике есть специальный приём – «римская комната». Суть его заключается в следующем: тем объектам, которые нужно запомнить, присваиваются определённые места в вашей комнате. Чтобы вспомнить нужное слово, нужно его «вывести» из помещения.

Приёмы наглядности

При заучивании стихотворений рисунками изображается каждая строка

Приёмы мнемотехники строятся на использовании тех или иных видов запоминания. Конечно, самый эффективный способ применения любой технологии воспитания и развития ребёнка – это игра. И мнемотехника в этом смысле – настоящий кладезь идей.

  • «Собери группу». Ребёнку даются отдельные картинки (например, символы времён года, одежда, виды активности) – нужно сгруппировать изображения и объяснить, почему они вместе.
  • «Нарисуй впечатления». Этот приём отлично расширяет словарный запас малыша. И, кстати, формирует семейные традиции. Предложите карапузу вместе зарисовывать впечатления от прожитого дня, чтобы потом рассказать, что в нём было хорошего и плохого. Каждый раз старайтесь добавлять одно или несколько новых для ребёнка понятий и слов.
  • «Выучи стихотворение». Для облегчения заучивания стихов используйте наглядные таблицы, в которых каждая строка представлена в виде картинки или условного знака. Старайтесь обязательно дополнять изображение словом (если малыш умеет читать) или буквой (если пока ещё ребёнок не освоил этот навык).
  • «Сетка памяти». Покажите малышу картинки, проговорите, что это и переверните. Задача ребёнка назвать изображённый предмет, а затем проверить себя, открыв мнемокартинку.
  • «Рассказы с картинками». В интернете можно найти массу детских рассказов, в которых слова частично заменены картинками. Так малыш не только учит новые для себя слова, но и развивает умение сосредотачиваться на чтении.
  • «Фотопамять». Покажите малышу картинку, затем уберите её и дайте взамен другую, которая отличается от первой какой-то деталью. Например, на первой изображена девочка с красным бантиком, а на второй – такая же девочка, но бантик – синий.
  • «День-ночь». Разложите перед ребёнком ряд картинок. Затем скажите: «Настала ночь». Малыш закрывает руками глазки, а вы в это время прячете одну картинку. Задача ребёнка: угадать, чего не хватает.

Существует несколько методов работы с детками от года, речь которых только-только начинает формироваться.

  • Тактильные игры. Этот приём мнемотехники предназначен для самых маленьких карапузов, которые ещё не разговаривают. Суть его заключается в том, что картинки заменяются предметами. Например, для знакомства с разными круглыми предметами, положите в мешочек камешек подходящей формы, теннисный шарик, крышечку от бутылочки или тюбика с кремом и пр. Просите малыша достать из сумочки тот или иной предмет на ощупь.
  • Звуковое лото. Включайте ребёнку звуки, под которые он должен подбирать картинки. Например, «Кто как разговаривает»: дайте прослушать мяуканье кошки, рычание льва и попросите малыша показать изображение зверя.
  • Фланелеграф. Магнитную доску обтяните тканью и приобретите набор картинок с магнитами (их можно сделать своими руками, приклеив магнит к обратной стороне изображения). Рассказывайте малышу истории, делая паузы в отдельных частях. Задача карапуза – выбрать подходящую картинку с изображением предмета, на котором вы остановились, и прикрепить его на фланелеграф.

Правила использования приёмов мнемотехники

Для занятий с малышом у вас обоих должно быть подходящее настроение

Как известно, дети быстро теряют интерес к той или иной деятельности. Но мнемотехника требует регулярных занятий. Поэтому старайтесь придерживаться следующих правил, чтобы ваш малыш не заскучал:

  • предлагайте поиграть только тогда, когда ребёнок не голоден и не хочет спать;
  • не прерывайте карапуза, если он чем-то уже занят – лучше подождите более удобного случая;
  • сделайте занятия традиционными, желательно в одно и то же время;
  • не торопите ребёнка, дайте ему время осмыслить задание;
  • помогайте найти решение, если видите, что ваше чадо застопорилось или идёт не в том направлении.

Видео: метод Римской комнаты для взрослых

Видео: метод Цепочки

Мнемотехника – это один из способов продуктивно поиграть с малышом. Помимо детского садика, приёмы наглядности активно используются и на уроках в начальной школе. Поэтому будет лучше, если ребёнок с раннего детства познакомится с этой методикой. Тогда большие объёмы информации точно не вызовут в нём растерянности и ужаса. А всё новое будет ассоциироваться с удовольствием от игры и запомнится быстрее.

  • Наталья Василишин

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ Васильева О. С.

Васильева Ольга Сергеевна / Vasilyeva Olga Sergeevna — воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 97» г.о. Самара, г. Самара

Аннотация: в статье анализируется метод Мнемотехника как один из ведущих способов развития у детей связной речи. Подробно описаны приёмы и способы, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти дошкольников путём образования искусственных ассоциаций. Предложены рекомендации в работе с мнемотаблицами в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: мнемотехника, мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблица.

«Учитеребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету». К.Д. Ушинский

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.

Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника — искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам? Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно -образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

• развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления и речи;

• перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;

• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Как применять мнемотехнику в детском саду? Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами -понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки — это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

И, наконец, самая сложная структура — это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.

В работе с детьми целесообразно использовать мнемотаблицы для:

• обогащения словарного запаса;

• при обучении составлению рассказов;

• при пересказах художественной литературы;

• при отгадывании и загадывании загадок;

• при заучивании стихов.

Предметно-схематические модели мнемотехники, используемые для развития речи дошкольников должны соответствовать определенным требованиям:

а) чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;

в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;

г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель -такая, какую он себе мыслит и представляет;

Но надо отметить, что знакомя дошкольников с мнемотаблицами, необходимо соблюдать алгоритм работы с моделями:

I этап. Это введение элементов схем, символов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Например, обозначения: цвет, форма, величина, действие.

II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой -то одной области, потому что символ универсален.

III этап. Введение отрицаний.

Например: не большой, не круглый, не съедобный.

IVэтап. Сочетание символов, «чтение» цепочки символов.

Vэтап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.

VI этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

VII этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

VIII этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно.

Детям младшего дошкольного возраста трудно уловить обучающую информацию сразу через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать при помощи мнемодорожек. Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста), исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих результатов:

• у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

• появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

• словарный запас выходит на более высокий уровень;

• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование

опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбирает рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица.

Таким образом, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Литература

1. Белоусова Л. Е. «Весёлые встречи». Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений — 128 с.

2. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005.

3. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.

4. Малетина Н. С., Пономарева Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004. № 6.

5. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4.

6. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. — СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. -64.

7. Ткаченко Т. Д. Использование схем в составлении описательных рассказов.

8. Ушинский К. Д. Родное слово. Книга для учащихся, М. 1974 г.

9. Широких Т. Д. Учим стихи — развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. № 2.

10. Журнал «Дошкольное воспитание» 6/2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Журнал «Дошкольное воспитание» 11/2009.

Младшая группа

В младшей группе можно использовать мнемотехнику для легкого запоминания последовательности разных процессов (здесь уже работает метод аудиализации, а не визуализации). Например: последовательность мытья рук. Открыть кран → взять мыло → намылить руки → сполоснуть руки → закрыть кран → вытереть руки полотенцем.

Этот же метод можно использовать при обучении последовательности одевания, чистки зубов и т. д.

С помощью мнемосхем хорошо рассказывать детям о животных, насекомых, птицах. С помощью мнемотаблиц можно составить загадку. Нужно закрыть несколько карточек, чтобы дети догадались, что на них изображено. Например: На картинке изображен заяц. Воспитатель закрывает следующую картинку и спрашивает, где живет заяц (в лесу). Чем питается заяц? (травой, стеблями, корой деревьев). Какого цвета шубка у зайца? (серая, белая). После того как дети ответили на вопрос картинку нужно открыть. Если дети затрудняются ответить, воспитатель дает подсказки или отвечает сам.

Средняя группа

Все чаще в ДОУ этой техникой пользуются не только воспитатели и логопеды, но и другие специалисты: музыкальный руководитель, физработник, преподаватель ИЗО. Очень важно использование мнемотехники для дошкольников в работе дефектолога.

В средней группе мнемотехника может использоваться для развития внимания, фантазии, творческих способностей. Также, используя мнемотаблицы, детей можно учить запоминать стихи. С помощью мнемотехники у ребят развивается вкусовая, осязательная, зрительная, двигательная и слуховая память.

С каждым годом появляется все больше деток с ограниченным словарным запасом. Речь детей состоит из простых предложений с использованием нелитературных слов. Нередко бывает, что ребенок не может правильно сформулировать свой вопрос или ответ. Многие детки не способны пересказать даже небольшой текст. Использование мнемотехники для дошкольников помогает воспитателям решить эти проблемы.

Для мнемотехники в средней группе используют не только картинки, но и геометрические фигуры, условные обозначения, планы, силуэтные изображения. С помощью мнемотехники можно научить ребенка не только отгадывать, но и загадывать загадки, что тоже положительно скажется на развитии речи.

Старшая и подготовительная группа

В старшей и подготовительной к школе группах нужно продолжать использовать мнемотехнику для развития речи, легкого заучивания стихов и запоминания рассказов. Также эта техника может использоваться для изучения природных явлений, углубленных знаний о животных разных стран, изучения географии. Благодаря мнемотаблицам, детям не нужно будет специально что-то запоминать и заучивать. Когда нам говорят слово «стол», в нашем мышлении сразу же встает образ. Нам не приходится вспоминать, что это такое. Также и в изучении с помощью мнемотехники.

Во многих современных детских садах вводят изучение иностранных языков. Здесь мнемотехника тоже может помочь. Например, чтобы ребенок легче запомнил какое-то иностранное слово необходимо подобрать русское слово похожее по звучанию на то, которое ему нужно запомнить. Этот метод в последнее время широко используется и дает очень хорошие результаты.

Замечено, что детки, которые учились по мнемотаблицам и схемам, становятся более общительными, коммуникабельными. Они преодолевают застенчивость, свободно держатся перед аудиторией, что немаловажно для подготовки к школе. Ведь там ребенку придется отвечать у доски перед всем классом.

Было бы неплохо приобщать к мнемотехнике дошкольников и их родителей. Ведь дома они также учат стихи, умываются, ухаживают за растениями.

Об авторе: Эктова Екатерина Сергеевна, воспитатель ДОУ. Источники фото: на вотермарке.

А у вас есть материалы по мнемотехнике: статьи, таблицы, советы и рекомендации? Высылайте по этой инструкции, будем рады опубликовать.

Совершенствование речи в подготовительной группе ДОУ с помощью таблиц

Неподготовленные дошкольники с бедной неграмотной речью с трудом усваивают школьные знания. Самые взрослые воспитанники садика немного меньше зависят от наглядности, чем младшие дошкольники. Но мнемотаблицы — все еще необходимый метод познания.

Подготовка речи к обучению грамоте: мнемотехника

Мнемотехника помогает подготовить малыша к усвоению грамоты. Ребенок упражняется строить предложения, членить их. Стоит учесть трудности начальных этапов работы с картинками:

  • рассказы неэмоциональны, схематичны;
  • скудный словарь;
  • предложения обрывчатые, неуверенные, напоминают скороговорку.

Чтобы нейтрализовать сложности, педагог активизирует, обогащает словарь. Старшие дошкольники работают с материалом пошагово:

  1. Разбирают изображения.
  2. Символы преобразовывают в образы.
  3. Воспроизводят текст, составляют оригинальную историю.
  4. Зарисовывают новые мнемотаблицы.
  5. Рассказывают по схемам, созданным детьми.

Создать таблицу можно дома, подобрав изображения по теме

Пример элементарного пособия по теме «Река»: первая картинка — несколько волн; вторая — лягушка; третья — удочка. По такой схеме можно рассказать пару предложений или целую сказку (старшие дошкольники).

Важно! Содержание дидактических материалов должно соответствовать возрасту ребят. Усложняется постепенно, без перегрузок.

Мнемосхемы по развитию речи для дошкольников должны быть выстроенными по программе, увлекательными, отображать ценности образования. Необходимо разрабатывать такие пособия не только с детьми, но и с родителями. Их знакомят с технологией на собраниях, мероприятиях. Учитель получит единомышленников, соратников, которые сделают метод мнемотаблиц еще эффективнее. Особенно ценно сотрудничество семьи с педагогом в течение выпускного года.

Мнемотаблицы для подготовительной группы: чтение, пересказ

Сначала выделяют центральную мысль текста во всех абзацах. Придумываются значки, отображающие эту мысль. К небольшим текстам подбирают по 1 символу к каждому слову.

Можно заполнить схему героями истории, явлениями природы. Стоит заносить в нее то, что с трудом поддается запоминанию.

Важно! Эффективные рисунки легко читаются, их смысл понятен.

Малыши, кроме рисунков, осваивают графические символы. Пример простых изображений в мнемотаблицах для младших, средних групп: животные из треугольника (туловища), круга (головы). Разукрашивают соответственно. Усложненные символы: черные линии, круги, точки, галочки. В зависимости от возраста, ребята могут рисовать схемы под контролем взрослых или лишь разукрашивать.

Использование мнемотаблиц для познавательного развития

Познавательное развитие, факторы, на него влияющие рассмотрены Леушиной А. М. и другими педагогами. Для эффективности познания важны:

  • наглядность;
  • составление плана, последовательного размещения компонентов;
  • занимательная игра.

По схемам-таблицам легко учить стихотворения

Эти факторы сочетаются в мнемотаблицах, которые считаются зрительным планом информации. Малыши придумывают пункты, последовательно зашифровывают их в образах. Так заучиваются стихи, сочиняются сказки, изучаются свойства новых объектов, систематизируется информация.

Домашнее обучение по мнемоническим таблицам

Эти пособия подходят для самостоятельного труда или с родителями. Существуют разработки по разным предметам, темам. Стоит применять таблицы как дидактическую игру, чтобы разъяснить ребенку непонятное явление.

Мнемотехника и детское восприятие мира

Наглядно-образное восприятие мира помогает ребятам активно усваивать видимые характеристики предметов. С трудом осознавая их в совокупности, дети увлеченно выделяют отдельные яркие компоненты. Наглядность развлекает и удерживает внимание. Малыши, играя, усваивают материал.

Мнемотаблицы для дошкольников — увлекательная игра

Мнемотаблицы для развития, познания мира

Разрабатывая таблицы, помнят о принципах:

  • привлечение внимания;
  • узнаваемость образов;
  • разнообразие тем;
  • запрещено перегружать количеством (до 9 образов).

Картотека мнемосхем для составления описательных рассказов

Тема «Бытовые приборы»

Цель: разобрать форму, предназначение, материал, конструкцию приборов.

Возможное содержание таблицы: название, цвет, форма, материал, детали, применение.

Тема «Весна»

Цель: проанализировать погоду, повадки животных, одежду, поведение людей.

Возможное содержание: погода, одежда, труд, птицы, животные, забавы.

Тема: «Головные уборы»

Цель: выяснить разнообразие форм, текстур, аксессуаров; особенности изготовления, ухода, применения.

Примерное содержание: название, форма, цвета, материал; как шьют, для кого; как ухаживать, когда носить.

Благодаря этой методике ребята в дошкольном учреждении расширяют кругозор, развивают фантазию, увлекаются творчеством, обогащают лексикон, становятся спокойнее на публике. Навык составлять схемы поможет в будущей профессии.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *