Чикагская семерка психосоматических заболеваний


Есть такое направление в медицине и в психологии, которое рассматривает человека, как единое целое, состоящее из психической и телесной составляющих, которое считает, что физическому недугу предшествует психологическая причина.

Официальная медицина признает семь заболеваний, психологическая составляющая которых (неотреагированные эмоции, непрожитые травмы) доказана. Это так называемая Чикагская семерка психосоматических заболеваний.

1.Гипертония – высокое/повышенное артериальное давление.

С точки зрения психики – эмоциональная блокировка. Человек находится под давлением своих неотреагированных эмоций. Как правило такие люди излишне эмоциональны, однако подавляют свои эмоции, сдерживаются, загоняют неразрешенные проблемы вглубь.

Метафора – кипящий котел. Если крышку не открыть, будет взрыв.

2. Язва желудка и двенадцатиперстной кишки. Неотреагированные эмоции – обида, агрессия, злость, проявившиеся в ситуации, когда человек не получил ожидаемую поддержку , когда о нем не позаботились.

Неслучайно, обращаясь к неприятному, отталкивающему для нас человеку, мы часто говорим: «Я его не перевариваю”. Получается, что желудок язвенника многое не переваривает и начинает есть самого себя. направляя непроявленную агрессию внутрь себя. Есть еще такое выражение – «заниматься самоедством”. Так говорят о человеке, который винит себя, «варится в собственном соку” от того, что мир не оправдал его ожиданий. Вдумайтесь в смысл этих слов.

3. Неспецифический язвенный колит. Неотреагированные эмоции – обида, незащищенность, эмоциональная нестабильность.

Человек глубоко уязвлен. То есть какая-то ситуация настолько задела и обидела человека, что он ушел в себя, закрылся, почувствовал, что потерял надежду. Как будто получил рану и захлопнул створки. А рана периодически дает о себе знать.

4. Нейродермит. Часто таких людей называют «легкоранимыми”, «тонкокожими”.

С точки зрения психики – человек кричит своим телом: «Посмотрите, что вы со мной делаете?!” Неотреагированные эмоции – страх, беззащитность, потребность во внимании.

Даже со стороны жизнь такого человека кажется излишне напряженной. Как-то совсем не хочется оказаться «в его шкуре”. Многие кожные заболевания содержат в себе комплекс отношений с матерью. В младенчестве, когда малыш узнает мир через мать, через ее прикосновения и ласки, такой ребенок несет на себе печать отверженности. В последствии кожная проблематика становится барьером в отношениях с социумом. Вспоминая своего клиента: «Не могу руку подать. Вдруг подумают, что я заразный”.

Такое трудноизлечимое заболевание, как псориаз, скорее всего также содержит в себе психосоматическую проблематику. Человек как будто говорит: «Я не в своей шкуре. Хочется сбросить шкуру”. Зуд и шелушение кожи не убираются ни мазями, ни таблетками. Гипотетически причину возникновения псориаза связывают также с отношениями с матерью либо отцом – отторжение или гиперопека.

5. Бронхиальная астма. Неотреагированные эмоции – агрессия, подавленность, сдержанность, страх.

«Мне перекрыли кислород” – слышали такое выражение? Невозможность сделать вдох порождает глубинный страх. Вдох делается натужно, со свистом, кажется, что этот вдох последний, и воздуха просто не хватит. «Не могу дышать полной грудью” – чувствуете, как человек говорит о своей несвободе, как трудно ему что-то дается?

Причиной чаще всего является отсутствие достаточного количества любви к младенцу, только что появившемуся на свет со стороны родителей, либо переизбыток родительского внимания, когда своей опекой они просто”душат” малыша. Приступами астмы такой человек обращает на себя внимание, как бы показывая своим телом – «Я задыхаюсь без любви”. Но без любви задыхается его внутренний раненный ребенок, сдерживающий свои подавленные рыдания.

6. Гиперфункция щитовидной железы (гипертиреоз). В самом названии этого органа содержится слово «ЩИТ”, возможно из-за его формы, напоминающей щит или бабочку, а возможно также из-за его заЩИТных функций. Неотреагированные эмоции – страх.

Щит организма усиливает свои функции, когда ситуация становится угрожающей,экстремальной. Такие люди, будучи детьми, как правило, очень рано взрослеют. Часто они гиперответственны. Страх, который присутствует в их жизни уменьшается в связи с приобретенным навыком все держать под контролем. Более того, потребность все держать под контролем проявляется в упреждающих действиях в различных сферах жизни такого человека (работа, семья, образование, занятия спортом и т.д.) Он как бы транслирует послание: «Я должен быть на высоте. Я должен закрыть все лазейки, через которые может проникнуть враг. Я должен хорошо держать самооборону. всегда быть готовым к отражению любой атаки”.

Не возможно всегда жить в состоянии активного стресса, в состоянии боевой готовности. В скором времени надежный ЩИТ начнет испытывать перегрузки и давать о себе знать заболеванием. Метафорой самопомощи для такого случая является принятие мира, но не войны. Нет необходимости держать оборону, если мир дружелюбен к тебе, а сам ты открыт миру. Границы открываются, войска разоружаются, ЩИТ приходит в норму.

7. Ревматоидный артрит. Неотреагированные эмоции – разочарование, обида, горечь, гнев, недостаток любви.

Болезнь суставов проявляется в воспалении, негибкости, скованности, иногда деформации вплоть до инвалидизации. Эмоциональная жизнь таких пациентов часто протекает скрытно. Все подавленные эмоции как бы не замечаются и даже отрицаются ими.

Человек очень критичен к своему социальному окружению, имеет высокие нравственные принципы, а также жесткие стереотипы. Он строг к себе и, считая окружающих себе подобными, вдвойне строг и к ним. Как правило, с такой установкой его ждут сплошные разочарования. Какое-то время они копятся, порождая невысказанные обиды и гнев. Эти эмоции действуют парализующе, не давая человеку простить, измениться. раскрыться, изменить свою сферу деятельности (часто эти люди занимаются не своей работой) или изменить подход к своей работе, к жизни в целом. Мир как будто говорит ему: «Стань гибче, шагай легче, наклоняйся, выпрямляйся, ты сможешь увидеть много удивительного. Изменись!” Излишняя блокировка всего чуждого неприемлемого для себя мешает человеку услышать этот вызов мира. Он продолжает стоять на своем, закостеневая, деформируясь в своем упрямстве.

Метафора помощи – сковывающий лед и бурная река, преодолевающая преграды, обходящая препятствия. Показана терапия солнцем, огнем духовного пробуждения, принятия, любви.

Действительно, есть достаточно много материала на эту тему, и это мое видение влияния психической составляющей на тело, на физическое здоровье человека.

Однако по мимо общепризнанной семерки есть множество фактов, подтверждающих наличие психической составляющей в других заболеваниях – онкология, диабет, кожные заболевания, обычные простуды и травмы, даже венерические заболевания, вопреки известному «Все болезни от нервов, только сифилис от удовольствия”.

А вот подход к исцелению человека в нашей традиционной медицине оставляет желать лучшего. Хотя «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих” – тоже дает не плохой результат. Заставляет человека задуматься и обратиться к самому себе, взглянуть внутрь. Только обращаясь внутрь себя, открывая в себе эти подавленные травмы, неотреагированные эмоции, высвобождая энергию, сдерживаемую ими, человек приходит к гармонизации психики и тела, восстановлению своей утраченной духовности, принятию себя и мира, к здоровью.

Среди врачей-неврологов популярно такое выражение: «Человек – это нервная система, всё остальное – её придатки». А в народе говорят: «Все болезни от нервов, только сифилис от удовольствия!» Конечно, споров на эту тему много, но научно-доказанный факт остается: чем больше стрессовых ситуаций в жизни человека, тем чаще он болеет и хуже справляется с болезнью.

Причем, многие заболевания имеют психосоматические корни. С греческого psyche — «душа» и soma — «тело», и обычно возникают болезни оттого, что душа прячет свои страдания. В момент, когда эмоции не находят выхода, хранилища души переполняются и содержимое не находит иного выхода, как через тело.

Вот 7 наиболее распространенных причин психосоматических расстройств, выявленных психологом Лесли ЛеКроном.

Внутренний конфликт.

Ситуация, в которой одна часть желаний человеком осознана и лежит на поверхности, а другая — как правило, противоположная — по какой-то причине прячется в подсознании. Тогда вторая часть начинает «партизанскую войну», признаком которой и могут стать психосоматические симптомы.

Язык тела.

Тело физически отражает состояние, что могло бы быть выражено образными фразами: «это такая головная боль!», «я его не перевариваю!», «из-за этого у меня сердце не на месте!», «у меня связаны руки!». Догадайтесь, как среагирует относительно здоровый организм на подобные постоянно программирующие послания?

Наличие условной выгоды.

К этой категории относятся проблемы со здоровьем, которые приносят определенную условную выгоду их обладателю. И нет, это не симуляция, а вполне реально диагностируемое заболевание. Возможно, человек очень хочет иметь преимущества, которые он получит только заболев. Желайте аккуратнее, ведь желания имеют свойство сбываться!

Опыт прошлого

Причиной болезни может стать травматический опыт прошлого, чаще — тяжелый детский. Это может быть как эпизодическое событие, так и длительное воздействие, которое продолжает эмоционально влиять на человека в настоящем.

Идентификация.

В данном случае физический симптом может образовываться вследствие сильной эмоциональной привязанности к человеку, имеющему подобное заболевание. Часто присутствует страх потери этого человека или потеря фактически случилась.

Внушение.

Будучи уверенным в наличии заболевания — пусть даже его и не существует на самом деле — человек всё время пытается найти ему доказательства, таким образом на подсознании уже согласившись с наличием болезни. Конечно, таким образом вероятность её получить существенно увеличивается.

Самонаказание.

Это наказание связано с реальной, а чаще воображаемой виной, мучающей человека. Самонаказание облегчает переживание вины, как бы искупая её.

Психосоматические проблемы вполне реальны и появляются как результат стрессовых ситуаций и сложных взаимоотношений, внешних воздействий на психику и других абсолютно нефизиологических причин. Стоит также отметить, что многие исследователи полагают, что психосоматические заболевания возникают в органах и системах, изначально наиболее ослабленных ввиду особенностей образа жизни и наследственной предрасположенности.

Знакомьтесь: Чикагская семерка Нет, это не банда гангстеров, но на её счету больше жизней, чем у любой преступной группировки.

Речь о семи классических психосоматических заболеваниях, которые в 1950 году выделил американский психоаналитик Франц Александер:

  1. Гипертония
  2. Язвенная болезнь
  3. Бронхиальная астма
  4. Нейродермит
  5. Гипертиреоз
  6. Язвенный колит
  7. Ревматоидный артрит

С тех времён многое изменилось, также изменился и дополнился список психосоматических заболеваний. На сегодняшний день он дополнен и значительно расширен: панические расстройства и расстройства сна, онкология, инфаркт, синдром раздраженного кишечника, сексуальные расстройства, ожирение, нервная анорексия, булимия – эти и многие другие расстройства также имеют основания считаться психосоматическими.

Многие известные психотерапевты, такие как Вильгельм Райх, Франц Александер, Ида Ролф, Александр Лоуэн и многие другие, связывали возникновение заболеваний в частях и органах тела с соответствующими эмоциями – это тема для отдельной статьи.

Что необходимо для выздоровления?

Надо не только вылечить физиологическую причину, но и перебороть психологическую. Некоторые врачи уверены, что в лечении психосоматических заболеваний помощь психотерапевта хотя и необходимое, но лишь вспомогательное средство.

Однако в ряде случаев главная помощь заключается именно в нём. А на физическом уровне в качестве профилактики и самопомощи необходимо в первую очередь вовремя убирать последствия стресса, не допускать хронического перенапряжения; радовать свое тело массажами, физической нагрузкой и полноценным отдыхом, учиться контролировать напряжение и уметь расслабляться. И самое главное: если невозможно изменить ситуацию, меняйте своё к ней отношение! Будьте здоровы!

Клавдия Максименко

Как и следовало ожидать, в разных источниках списки психосоматических болезней, даже той же семерки — разные :)))

Врачи-психосоматики выделяют так называемую чикагскую семерку заболеваний, более всего «подходящую» под это определение:
1. Гипертония.
2. Язвенная болезнь 12-перстной кишки.
3. Неспецифический язвенный колит.
4. Бронхиальная астма.
5. Тиреотоксикоз.
6. Ревматоидный артрит.
7. Нейродермит.

1. гипертоническая болезнь,
2. ишемическая болезнь сердца,
3. бронхиальная астма,
4. язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки,
5. язвенный колит,
6. гипертиреоз,
7. сахарный диабет.

Франц Александер вывел группу психосоматических заболеваний, которую ныне считают классической.
По версии Александера в нее вошли:
1) Язва желудка и двенадцатиперстной кишки
2) Язвенный колит
3) Нейродермит
4) Бронхиальная астма
5) Артериальная гипертензия
6) Гиперфункция щитовидной железы
7) Ревматоидный артрит
Александер с 30-х годов трудился в университете Чикаго, так что за этой группой в последствие закрепилось название «чикагской семерки», или «святой семерки», Holy Seven. Отметим, что в разных редакциях семерки часто оказывается также ишемическая болезнь сердца.
Наиболее вразумительный список — здесь. Но длинный, на английском и текст надо набивать руками.

3. Как помогает психотерапия в лечении психосоматических заболеваний ?

Так как психосоматические заболевания имеют психологические причины, то при их лечении применяется психотерапия, которая, в зависимости от разных факторов, проводится отдельно или совместно с классическим соматическим лечением. Одно только соматическое лечение этих болезней помогает справиться лишь с симптомами, не устраняя причин их появления. В результате болезнь становится хронической, повторяющейся или патология переключается на другие органы или сферы жизни человека.

Психосоматическое заболевание часто появляется как результат внутреннего конфликта между сознательными и бессознательными (неосознаваемыми) желаниями, страхами, запретами. Если эмоции подавлены или их выражение затруднено это приводит к патологическим нарушениям в деятельности органов.

Все эти конфликты и невыраженные, часто даже неосознаваемые чувства символически отражаются в теле. Так тело сообщает о том, что происходит в психике, разыгрывая свой спектакль «психосоматического заболевания».

Эффективными видами терапии подобных заболеваний являются классический психоанализ и психоаналитическая терапия. Психоаналитическая терапия и психоанализ как раз и направлены на то, чтобы добраться до этих неосознаваемых, непринимаемых чувств, желаний, страхов, внутренних конфликтов, которые выражаются в болезнях. Психоаналитик помогает понять, что это за чувства, сделать их осознаваемыми, дать им выход, пережить их, чтобы разрешить внутренние конфликты и в итоге избавиться от психосоматических заболеваний.

В силу того, что это неосознаваемые процессы, это не возможно сделать самому, без помощи психолога или психоаналитика, обладающего специальными знаниями и техниками, которые открывают доступ к бессознательному.

Цены на консультации

Психоаналитик-психотерапевт

Индивидуальная консультация, психотерапия для взрослых 1-2 раза в неделю 5000 руб./50 мин. Психотерапия, психоанализ 3-5 раз в неделю для взрослых 4500 руб./50 мин. Консультация, психотерапия семьи или пары 7000 руб./1,5 часа Консультация, психотерапия, психоанализ детей и подростков 5000 руб./50 мин. Глубинное исследование структуры личности Новинка! 9000 руб. / 2 встречи

Психолог-консультант

Индивидуально для взрослых (1-3 раза в неделю) 3500 руб./50 мин. Для семьи или пары 5000 руб./1,5 часа Для детей и подростков 3500 руб./50 мин.

Что такое ПСР?

Психосоматические расстройства (от греч. psyche — душа и soma — тело)- расстройства функций органов и систем, в происхождении и течении которых ведущая роль принадлежит воздействию психотравмирующих факторов, переживанию острой или хронической психологической травмы, специфическим особенностям эмоционального реагирования личности. Еще в 30-е годы ХХ века одним из основоположников психосоматического направления в медицине Францем Александером была выделена группа «классических психосоматических заболеваний», или «чикагская семерка»: эссенциальная гипертония, язвенная болезнь 12-перстной кишки, неспецифический язвенный колит, бронхиальная астма, тиреотоксикоз, ревматоидный артрит, нейродермит.

Эти расстройства являются болезнями адаптации (цивилизации). Они нередко называются также стресс-зависимыми, что подчеркивает важную роль психосоциальных влияний в их происхождении. Все большую распространенность приобретают психосоматические расстройства у детей и подростков. В исследованиях С.Р.Болдырева, проведенных в педиатрическом стационаре, 80,9% детей обнаруживали нервно-психические расстройства, 40% психогений были причиной заболеваний, либо утяжеляли их течение. Из всех обращающихся к педиатру детей 40% — 68% страдают ПСР.

Какие факторы являются причиной возникновения негативных эмоций у детей?

  • Во-первых, это срыв привычного стереотипа поведения, т.е. смена обстановки или круга общения. 100% детей, помещаемых в детские ясли, реагируют на это отрицательно. Отрицательно реагируют на посещение детского сада — 50% детей. А на посещение школы не меньше — 25%, т.е. четверть детей испытывает отрицательные эмоции.

  • Во-вторых, неправильное построение режима дня ребенка. Для детей имеет огромное значение режим сна и бодрствования в восстановлении гомеостаза. Если вам встречаются родители, которые утверждают, что их ребенок, так же как и они – «сова», поздно засыпает и поздно встает, то это не так уж хорошо характеризует не только ребенка, но и родителей.

  • В-третьих, неправильные воспитательные приемы. Формы воспитания, которые приводят к патохарактерологическому формированию личности: отвергающее, гиперсоциализирующее, эгоцентрическое воспитание (по типу кумир семьи), а также воспитание с гиперпротекцией (гиперопекой). Неправильное воспитание ведет к частому возникновению отрицательных эмоциональных проявлений.

  • Отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности является четвертым фактором, который влияет на эмоциональную жизнь ребенка. В играх дети проявляют себя, что способствует созреванию их психики. Если авторитарная мать не предоставляет ребенку возможности принятия самостоятельных решений, уделяет чрезмерное внимание его интеллектуальному развитию, навязывает деятельность несоответствующую способностям ребенка и его возможностям, в таких случаях у ребенка высокий риск возникновения психосоматической патологии.

  • В-пятых, создание односторонней эмоциональной привязанности, т.е. аффективная зависимость от кого-либо или отсутствие эмоционального понимания со стороны членов семьи.

  • В-шестых, отсутствие единого воспитательного подхода к ребенку. У школьников большую роль в возникновении отрицательных эмоций играет неспособность справиться с учебной нагрузкой, враждебное отношение учителя и неприятие детским коллективом.

  • Американские исследователи считают самыми патогенными в дошкольном и среднем школьном возрастах смерть, развод, разлуку родителей, т.е. факторы, касающиеся внутрисемейных отношений.

Патогенез «психосоматических расстройств» складывается из:

  1. Неспецифической наследственной отягощенности соматическими нарушениями;
  2. Наследственной предрасположенности к психосоматическим расстройствам;
  3. Изменений в ЦНС, приводящих к нейродинамическим сдвигам;
  4. Личностных особенностей;
  5. Психического и физического состояния во время психотравмирующих событий;
  6. Неблагоприятных семейных и других социальных факторов;
  7. Особенностей психотравмирующих событий.

Перечисленные факторы не только участвуют в генезе психосоматических расстройств, но каждый отдельно или в разных комбинациях делают ребёнка уязвимым к эмоциональным стрессам, затрудняют психологическую и биологическую защиту, облегчают возникновение и утяжеляют течение соматических расстройств.

Почему возникают ПСР?

Согласно современным концепциям, соматизация расценивается как незрелая или примитивная психическая защита. «Защита», в данном случае, совокупность действий ор­ганизма, направленных на снижение или устранение любого изменения, которое угрожает целостности и устойчивости состояния человека. Другими словами, защита необходима для возврата психики в состояние равновесия. Она требуется для того, чтобы овладеть сильными чувствами: страх, тревога, горе, печаль и др. или избежать их, а также для со­хранения самооценки. Примитивная защитная реакция психики в виде телесного недуга направлена на укрепление границы между «Я», как частью психики, и внешним миром. Соматическая реакция развивается при очень слабой способности индивида к переработке психического опыта. Ведь телесные проявления более архаичны и первичны, чем мысли, вербальные и аффективные реакции.

Нейродинамические сдвиги способствуют накоплению аффективного возбуждения и повышению вегетативной активности, а тем самым изменению динамики кровотока, гормональным выбросам и т.д. Эти сдвиги, наряду с первичным поражением центральных механизмов, следствие усилившихся или болезненно изменившихся сигналов от внутренних органов и систем. С регуляцией эмоций и управлением функциями внутренних органов наиболее тесно связаны лимбическая система и гипоталамус, поэтому расстройства их деятельности, оказываются наиболее важными факторами в нарушении нейродинамических процессов в ЦНС и происхождении психосоматических расстройств.

У детей высокий риск психосоматического расстройства связывают с такими свойствами темперамента, как низкий порог чувствительности к раздражителям, высокая интенсивность реакций на внешние раздражители, трудности адаптации к изменениям с преобладанием негативных эмоций. Определены личностные особенности, которые наиболее часто в разных сочетаниях встречаются практически при всех психосоматических расстройствах. К ним относят замкнутость, сдержанность, недоверчивость, тревожность, склонность к легкому возникновению фрустраций, преобладание отрицательных эмоций над положительными, невысокий уровень интеллектуального функционирования в сочетании с выраженной гиперсоциальностью и установкой на достижения высоких результатов. Глубина осознания стрессовых событий, а также личностные особенности, от которых она зависит, определяют, станет событие стрессовым для конкретной личности или нет.

Неблагоприятные семейные факторы влияют на вероятность заболевания. Ребёнок имеет тесную психологическую связь с родителями, поэтому практически все важные негативные изменения в их жизни ставят его на грань риска возникновения заболеваний.

Ребенок является «симптомом неблагополучной семьи», а болезненные проявления у него могут быть единственным выражением семейной дезорганизации.

Гораздо сложнее разобраться в истоках психосоматической патологии у детей раннего возраста и вовремя выявить замаскированные, соматизированные психические наруше­ния. Особенно чувствительны к нарушениям взаимоотношений с матерью младенцы. На расстройства гармоничного контакта с матерью из-за ее психологических отклонений дети могут реагировать даже остановкой развития. Качест­венные нарушения поведения матери могут приводить к таким симптомам: отказ от кормления, рвота у новорожденных, колики трехмесячных детей, младенческая экзема, постоянное и интенсивное раскачивание на четвереньках и т.д.

Проявления ПСР.

Среди ПСР выделяют психосоматические реакции,функциональные психосоматические нарушения и психосоматические заболевания.

К психосоматическим реакциям относят реакции, возникающие при воздействии стресса, которые проявлялись головными болями, расстройствами сна, энурезом, рвотой, головокружением, тахикардией, отсутствием аппетита.

К этой группе расстройств относят психическую астению. Клиническая картина астении проявляется повышенной утомляемостью, дневной сонливостью, адинамией, аффективной лабильностью, раздражительностью, вспыльчивостью, гиперестезией, ослаблением внимания и памяти, головной болью, шумом в ушах, вегетативными проявлениями.

Психосоматические реакции обычно кратковременны. Они возникают непосредственно вслед за переживанием детьми неприятных или опасных обстоятельств: нападения собаки, экзаменационной обстановки и т.д.

Функциональные психосоматические нарушения связаны, по-видимому, с более значимыми для личности ребенка или подростка однократными неблагоприятными обстоятельствами или с повторяющимися жизненными трудностями. Они не сопровождаются повреждениями структур органов и систем. Их проявления разнообразны — расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта (анорексия, желудочные спазмы, поносы, запоры), сердечно-сосудистой системы (кардиалгия, сердечная дизритмия, артериальная дистония), органов дыхания (диспноэ, апноэ, «невротический» кашель) и т.д.

Специфические психосоматозы (психосоматические болезни) — язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, коронарная болезнь сердца, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, нейродермит и др., характеризуются структурными нарушениями соответствующих органов и систем.

Для полного клинического исследования ребенка с целью выявления степени риска возникновения психосоматического расстройства используют психологические методики, способные обнаружить патологическую тревожность обследуемого. Это личностные опросники Айзенка, Кеттелла; шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера; тест выбора цвета Люшера; метод незаконченных предложений; опросники детской тревожности Рейнольдса, Клинединста; рисунок семьи и др.

Лечение и профилактика.

Осуществление профилактики и лечения детей при психосоматических расстройствах требует создания необходимых условий. Организация помощи должна быть основана на представлениях о том, что описанные расстройства являются, по существу, болезнями адаптации. В связи с этим, на первое место должен быть поставлен принцип раннего выявления детей высокого риска. Ведение психосоматических больных должно осуществляться педиатром совместно с психотерапевтом и психиатром. Лечение необходимо направлять не только на соматические и психопатологические симптомы, но и корригировать действие социально-психологических факторов, а также психосоматическую реакцию, возникшую у ребенка в ответ на заболевание.

С целью создания в семье благоприятных условий для воспитания детей родители должны быть обеспечены психологической поддержкой. С помощью бесед, консультаций формируют у родителей умение создавать доверительные, ободряющие и эмоционально теплые отношения с детьми, необходимые для предупреждения психосоматических расстройств.

Сегодня психологическое обследование и психотерапия ребенка становится реальностью. В этой связи тесное взаимодействие между педиатрами, психологами, психотерапевтами, психиатрами должно обеспечить не только диагностику и лечение соматических заболеваний, но и эффективное изучение личности и психологических трудностей ребенка, от чего зависит успешность терапевтического вмешательства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *