Хватательный рефлекс

Умение хватать и держать в руках предметы позволяет ребенку играть. Эта способность также является первым шагом на пути к самостоятельному приему еды, чтению, письму, рисованию и заботе о себе. В этой статье ты узнаешь о том, как твой малыш будет постепенно осваивать хватательный рефлекс.

Развитие хватательного рефлекса у грудничка

Хватательный рефлекс у детей – врожденная способность, но им понадобится не менее года, чтобы развить координацию, надежно брать и держать вещи в руках. Обычно, они активно начинают работать над развитием этого умения к 12 неделям и с каждым месяцем совершенствуют его.

Младенцы до 2 месяцев

Дотронься до ладони ребенка, и он обовьет свои крохотные пальцы вокруг твоих. Это врожденный рефлекс, присущий каждому малышу. Но в течение первых восьми недель эти движения инстинктивны и непроизвольны.

В этот период руки у грудничка в основном будут сжаты в кулак, но вскоре он начнет специально разжимать и сжимать, а также рассматривать их. Он может даже пытаться схватить такие предметы, как мягкие игрушки, это основные хватательные рефлексы новорожденного.

3-месячные малыши

Хватательные рефлексы 3-х месячного ребенка проявляются в том, что он все еще не может схватить то, что хочет, но малыш будет бить по игрушкам снова и снова. Он также развивает координацию рук и глаз, замечая вещи, которые ему хотелось бы держать, и пытается достать их. Лежа на мягком развивающем детском коврике, малыш может смахивать забавные игрушки, висящие над ним.

Груднички от 4 до 8 месяцев

В 4 месяца кроха может собирать большие предметы, например, кубики. Однако брать в руки маленькие предметы, например, такие как горох, хватательная рефлекторика пока не позволяет, ее пальчики пока не станут более ловкими.

Незадолго до того, как у нее вылезет первый молочный зуб (обычно в 4–7 месяцев), кроха начнет собирать предметы тут и там, чтобы положить их в рот. Если она уже кушает твердую пищу, то устойчиво держать в руках детскую ложку у нее пока не получится, но она старательно будет пытаться сделать это.

Она может загребать предметы к себе и начать перемещать из одной руки в другую. Поэтому, сейчас необходимо держать все ценности в недоступном для нее месте, а также убедиться, что дом достаточно защищен от мелких предметов, которые она может проглотить, в период освоения нового уровня хватательных рефлексов.

Развитие хватательного рефлекса у ребенка от 9 до 12 месяцев

Приложив немного усилий, ребенок теперь сможет поднимать предметы. Начнет проявляться его предпочтение в отношении левой или правой руки. Однако ты не сможешь окончательно определить ведущую руку, пока ему не исполнится 2 или 3 года.

Он также улучшает свою хватку, что позволяет ему поднимать небольшие предметы, зажав их между большим и указательным пальцами.

Улучшив свою координацию, вскоре твой ребенок будет пробовать использовать ложку или вилку во время еды, хотя на данном этапе развития он может предпочесть держать посуду в одной руке, пока кушает пальцами второй. Возможно, тебе придется помочь ему держать ложку или вилку, показывая, как ими пользоваться. Но он научится быстрее, если ты позволишь ему совершать несколько самостоятельных попыток при каждом приеме пищи.

Примитивные рефлексы являются рефлекторными действиями , происходящих в центральной нервной системе , которые выставлены на нормальных ребенок , но не неврологический интактные взрослые, в ответ на определенные раздражители . Эти рефлексы подавлены развитием лобной доли , как ребенок переходит обычно в развитие ребенка . Эти примитивные рефлексы также называют инфантильным , ребенком или новорожденными рефлексами .

Старшие дети и взрослые с атипичный невралгией (например, люди с церебральным параличом ) , могут сохранить эти рефлексы и примитивные рефлексы могут появляться и у взрослых. Повторное появление может быть связано с определенными неврологическими состояниями , включая слабоумие (особенно в редком множества заболеваний , называемых лобно — височной дегенерации), травматических повреждений и ударов . Люди с церебральным параличом и типичным интеллектом может научиться подавлять эти рефлексы, но рефлекс может всплывать на поверхность при определенных условиях (например, во время экстремальной реакции испуга ). Рефлексы также может быть ограничено теми районах , пострадавших от атипичной невралгии, (то есть, люди с церебральным параличом , который влияет только на ноги , удерживающие рефлекс Бабинского , но имеющие нормальную речь); для тех людей , с гемиплегией , рефлекс может рассматриваться в ноге только на пораженной стороне.

Примитивные рефлексы в основном проходят с подозрением на черепно — мозговой травмы или некоторых деменций , таких как болезнь Паркинсона с целью оценки лобной функционирования лепестка. Если они не подавляются правильно они называются фронтальными признаки высвобождения . Атипичные примитивные рефлексы также исследуются как потенциальные признаки раннего предупреждения расстройств аутистического спектра .

Примитивные рефлексы опосредованы экстрапирамидных функций, многие из которых уже присутствуют при рождении. Они теряются , как пирамидальные тракты получить функциональность с прогрессивной миелинизацией . Они могут появляться у взрослых и детей с потерей функции пирамидной системы из — за множества причин. Тем не менее, с появлением Амиель Tison методы оценки неврологической , важность оценки таких рефлексов в педиатрической популяции дошедшая.

плавательный рефлекс

Плавательный рефлекс предполагает размещение малолетнего лица вниз в луже воды. Ребенок начнет грести и удар в движении плавательного. Рефлекс исчезает между 4-6 месяцев. Несмотря на младенца , где отображаются нормальный ответ на гребли руками и ногами, помещая их в воде может быть очень опасной процедурой. Младенцы могут проглотить большое количество воды во время выполнения этой задачи, поэтому воспитатели должны действовать с осторожностью. Желательно отложить уроки плавания для детей , пока они не по крайней мере , три месяца, потому что младенцы , погруженные в воде могут умереть от интоксикации воды .

Бабкин рефлекс

Ребенок демонстрирует Бабкина рефлекс: он открывает рот , когда давление прикладывается к обоим ладоням ( 8 секунд ).

Рефлекс Бабкина встречается у новорожденных, а также описаны различные реакции на применение давления на обеих ладонях. Младенцы могут отображаться голова сгибание, вращение головы, отверстие рта, или сочетание этих реакций. Меньшие, недоношенные дети более восприимчивы к рефлексу, с наблюдаемым появлением у ребенка в 26 недель беременности. Она названа в честь русского физиолога , Борис Бабкин .

Симметричный тонический рефлекс шеи

Основная статья: Симметричный тонический шейный рефлекс

Симметричный тонический рефлекс шеи обычно появляется и развивается вокруг 6-9 месяцев и должен включать около 12 месяцев. Когда голова ребенка прогибается вперед, расширяя заднюю часть шеи, верхние конечности будут сокращаться и нижние конечности будут расширяться. И наоборот, когда голова ребенка продлевается назад, стягивания задней частью шеи, верхние конечности продлят и нижние конечности будут сокращаться. Этот рефлекс важно помочь ребенку толкать вверх на свои руки и колени, но может препятствовать фактической вперед ползучий или ползет, если он надлежащим образом не интегрированы. Если этот рефлекс сохраняется за 2-3 лет, это может привести, прямо или косвенно, в ряде физических и неврологических задержки в развитии.

сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс является общим для всех млекопитающих и присутствует при рождении. Это связано с укоренения рефлекса и кормления грудью. Это приводит к тому , ребенок инстинктивно сосут все , что прикасается крышу своего рта, и моделирует , как ребенок , естественно , съедает. Есть два этапа действия:

  1. Выражение : активируется , когда сосок помещается между губами ребенка и касается их вкус. Они инстинктивно нажать ее между своим языком и нёба вытягивать молоко.
  2. Доильное : Язык движется от ареолы к соску, уговаривая молоко от матери быть проглочены ребенком.

укоренения рефлекс

укоренения рефлекс

Укоренение рефлекс присутствует при рождении (возраст появления 28 недель) и исчезает около четырех месяцев, как он постепенно приходит под добровольным контролем. Укоренение рефлекс помогает в акте грудного вскармливания . Новорожденный младенец будет поворачивать голову в сторону все , что гладит его по щеке или рот, в поисках объекта, перемещая голову в постоянно уменьшающихся дугами , пока объект не будет найден. После ознакомления реагирования таким образом (если на грудное вскармливание, примерно три недели после рождения), ребенок будет переходить непосредственно к объекту без поиска.

Как развить хватательный рефлекс у ребенка?

Чтобы стимулировать хватательный рефлекс, положи игрушку или яркий предмет неподалеку от ребенка и побуди взять его. Размещай вещи так, чтобы он смог их достать и не расстраивался. Предоставь ему множество игрушек, которые он легко схватит своими ручками, например, такие как мягкие кубики, пластмассовые кольца и настольные книги.

Позже, когда он будет совершенствовать свою хватку, предложи ребенку взять пальчиками мягкую еду, такую ​​как горох или вареная морковь – это хороший навык, который будет полезен до тех пор, пока он не овладеет ложкой и вилкой.

Важно! Чтобы избежать удушья, рекомендуется держать подальше и не кормить его твердой пищей, например, орехами или сырой морковью.

К тому времени, как малышу исполнится полтора года, он обнаружит, что может класть предметы, которые берет в руки, в более большие контейнеры. Ты можешь помочь развить этот навык, подавая ему предметы, чтобы положить в пустые коробки, пластиковые емкости или другие контейнеры.

Ребенок научился хватать: что дальше?

  • Как только младенец научится хватать, подоспеет новый навык – бросание, так что будь осторожна. Многие дети получают невероятное удовольствие, кидаясь своими игрушками.
  • Когда малышу исполнится год, ему будет нравится играть в мяч, складывать пирамидку и стучать предметы друг о друга.
  • Когда ему исполнится полтора года, начнут активно проявляться его творческие способности, а потому он будет очарован карандашами и их применением для рисования и письма.
  • В 3 года он уже будет достаточно скоординирован, чтобы пробовать писать буквы и, возможно, даже свое имя.

Слабый хватательный рефлекс у ребенка: что делать родителям?

Если ребенок не проявляет интереса к игрушке или другому предмету, который ты перед ним двигаешь от 2 до 3 месяцев, не может схватить какую-то вещь в 3 месяца или не пытается прикоснуться/поднять предмет в возрасте от 3 до 4 месяцев — поговори об этом с доктором.

Помни, что недоношенные дети могут достичь этого и других этапов развития позже, чем их сверстники. Поэтому проконсультируйся с врачом о правильных временных рамках прежде, чем начать бить тревогу.

Кроме ползания, вам, родителям, необходимо развивать у малыша хватательный рефлекс. Для этого вам нужно раз по десять в день подносить свои пальцы или игрушки к его ручкам. Малыш будет рефлекторно хвататься за пальцы и подтягиваться, пытаясь приподняться над кроваткой. Делать это упражнение следует недолго — не более минуты.

Это упражнение способствует созреванию мозга и достижению следующей стадии. Новорожденный должен пользоваться своим хватательным рефлексом как можно чаще. Более того, каждый раз, когда ребенок хватает какие-то предметы, рано или поздно они будут выпадать из его пальцев, благодаря чему мозг ребенка научится различать ощущение «отпустил».

А программа развития вестибулярных навыков по методике Глена Домана ускорит рост отделов мозга, ответственных за равновесие.

Вы можете выбрать любое упражнение, сообразуясь с тем, какое из них больше понравится самому малышу (стимуляция Должна проводиться очень бережно, осторожно и быть приятной новорожденным, доставлять удовольствие).

Полезные упражнения для развития малыша

❀ малыша носят по кругу, совершая при этом плавные движения вверх-вниз, вперед-назад и из стороны в сторону;

❀ лежа на спине, родители покачивают ребенка над собой или положив ребенка себе на живот;

❀ подняв над собой ребенка, мягко наклоняют его вправо- влево, потом опускают себе на грудь и поднимают снова; малыша качают в кресле-качалке, держа руками в вертикальном положении;

❀ малыша «катают» на подушке, для этого ребенка кладут ничком на большую подушку — лицом к себе или спиной и осторожно приподнимают край подушки левой рукой так, чтобы ребенок скатился на противоположную сторону. Потом приподнимают другой конец подушки — и ребенок скатывается в обратную сторону;

❀ новорожденного качают на подушке, при этом его лицо находится напротив одной руки родителей, а ноги — напротив другой, приподнимая подушку за разные концы, роди­тели как бы качают ребенка от головы до ног;

❀ подушку, на которой лежит малыш, раскачивают из стороны в сторону или вращают сначала по часовой стрелке, затем против; малыш при этом лежит на спине головкой к самому краю подушки;

❀ горизонтальное кружение: взрослый кладет ребенка животом или боком себе на плечо и совершает круговые движения по часовой стрелке и против;

❀ родители, стоя на коленях, держат новорожденного перед собой — левой рукой снизу, правой — с задней стороны головы. Таким образом, малыш находится в почти вертикальной позиции. Осторожно поднимают его до уровня глаз, а затем так же осторожно опускают его голову. Новорожденный опрокидывается из вертикальной позиции в горизонтальную, при этом его голова должна находиться ниже ног, повторяют это упражнение еще несколько раз;

❀ новорожденного осторожно прижимают к себе и мягко «скачут» по всему дому. Ребенок чувствует как движется тело взрослого вверх-вниз.

Очень хорошо сопровождать все эти упражнения мелодичным пением.

В принципе широко популярная у нас динамическая гимнастика для младенцев вполне заменяет упражнения, которые предлагает выполнять Доман, и многие из вас интуитивно делают со своими детьми именно то, о чем он пишет.

Рекомендуем посмотреть:

Современные методики раннего развития детей

Развитие мозга и физическая активность малыша

Как обучать ребенка математике? Обучение чтению. Когда нужно начинать обучение малыша?

Как заниматься развитием ребенка от рождения до 2 месяцев

Рецепт для воспитания гениев. Методика раннего развития Глена Домана

В проблеме охраны здоровья подрастающего поколения одной из важнейших задач является обеспечение нормального развития нервной системы ребенка. Медицинскими аспектами этой задачи являются профилактика и лечение заболеваний нервной системы.

Одной из проблем детской неврологии является диагностика и лечение перинатальных поражений нервной системы. В последнее время растет число новорожденных детей с низкой массой тела, отмечается тенденция к росту числа недоношенных детей, наблюдается рост частоты внутриутробных инфекций. В этиологии перинатальной заболеваемости решающую роль играют социальные условия жизни родителей, патология беременности, родов и послеродовые заболевания ребенка.

Патогенными факторами могут быть заболевания матери в период беременности: поздние токсикозы, инфекции, интоксикации, нарушения обмена веществ, иммунопатологические состояния и многообразная акушерская патология: узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, преждевременная отслойка плаценты, фетоплацентарная недостаточность, обвитие пуповиной вокруг шеи, неправильные предлежания плода и др. Имеют значения также акушерские манипуляции (выходные щипцы, вакуум-экстракция плода, кесарево сечение), которые могут повреждать нервную систему плода. У многих новорожденных после извлечения путем кесарева сечения при обследовании выявлены переломы костей черепа, травматическое смещение шейных позвонков, кровоизлияния на глазном дне.

Гипоксически-ишемическая энцефалопатия — приобретенный синдром, характеризуемый клиническими и лабораторными признаками острого повреждения мозга из-за асфиксии (то есть, гипоксии, ацидоза). Среди младенцев, выживших после тяжелой ГИЭ, самые частые причины инвалидности — олигофрения, эпилепсия, детский церебральный паралич. Симптомы: Развитие клиники и течение болезни очень зависит от степени тяжести ГИЭ.

Легкая ГИЭ: Мышечный тонус может быть слегка повышен, и могут быть оживлены сухожильные рефлексы в течение первых нескольких дней. Могут наблюдаться преходящие поведенческие нарушения, такие как слабое сосание, раздражительность, беспокойство или сонливость. Спустя 3-4 дня неврологический статус приходит к норме.

ГИЭ средней степени тяжести. Новорожденный находится в состоянии летаргии: вял, сонлив, с симптомами мышечной гипотонии и значительным снижением сухожильных рефлексов. Рефлексы новорожденного, такие как хватательный, сосательный и рефлекс Моро могут быть резко сниженными или отсутствовать. Новорожденный может испытывать периоды кратковременных апноэ. Судороги могут появиться в первые сутки жизни. Полное неврологическое восстановление возможно в течение 1-2 недель, что ассоциируется с хорошим отдаленным прогнозом. После начального периода благополучия может последовать внезапное ухудшение, что обычно свидетельствует о реперфузионных нарушениях. В течение этого периода может увеличиться интенсивность судорог.

Тяжелая ГИЭ: Типичны ступор или кома. Новорожденный может не реагировать на физические раздражители. Дыхание может быть нерегулярным, и такой ребенок обычно нуждается в аппаратной поддержке дыхания. Во всех случаях отмечается диффузная гипотония мышц и глубокое снижение сухожильных рефлексов. Рефлексы новорожденного (сосательный, глотательный, хватательный, Моро) отсутствуют. Во время исследования функции черепно-мозговых нервов можно выявить глазодвигательные нарушения, такие как нистагм, экзофтальм и отсутствие симптома «кукольных глаз» (то есть, отсутствие содружественных движений глазных яблок). Зрачки могут быть широкими, не реагировать или слабо реагировать на свет.

Ранние и частые судороги вначале могут быть резистентными к стандартной терапии. Судороги обычно носят генерализованный характер, и их частота может увеличиваться в последующие 2-3 дня, кореллируя с фазой реперфузионного повреждения. По мере прогрессирования повреждения, судороги спадают и ЭЭГ может стать изоэлектрической или на ней появляется подавление паттерна. В это же время может нарастать угнетение сознания, и появляться напряжение родничка, свидетельствующее о нарастании отека мозга.

Типичным для периода реперфузионных повреждений является нестабильность сердечного ритма и АД, и наступление смерти от кардиореспираторных нарушений. У детей, которые выживают после ГИЭ
сознание восстанавливается к 4-5 дню жизни. Гипотония и трудности с кормлением сохраняются, что требует проведения зондового питания на протяжении недель и месяцев. Помимо повреждения нервной системы,
признаком тяжелой асфиксии является полиорганная недостаточность.

Рис.1 Ребенок с ДЦП, спастической диплегией.

Рис.2 Хореатетоз в руках у девочки, гиперкинетическая форма ДЦП

К внутричерепной родовой травме относят кровоизлияния в вещество мозга, его оболочки, субдуральные кровоизлияния, субарахноидальные кровоизлияния, а также другие расстройства кровообращения, вызывающие структурные изменения нервной системы, перинатальные инсульты; также к родовой травме относятся кефалогематомы, травмы костей черепа и прилегающих тканей.

Клиническая картина внутричерепной родовой травмы в остром периоде характеризуется в основном общемозговыми симптомами, степень выраженности которых различна.

При легкой внутричерепной родовой травме преобладают симптомы повышения нейрорефлекторной возбудимости (беспокойство, тремор конечностей, расстройство сна), обусловленные нарушением ликворо- и гемодинамики. В большинстве случаев эти симптомы быстро исчезают.

При внутричерепной родовой травме средней степени тяжести наблюдаются значительное возбуждение новорожденного (громкий крик, тремор конечностей, переходящий в судороги), симптомы повышения внутричерепного давления, выбухание родничков и расхождение черепных швов.

Тяжелая внутричерепная родовая травма проявляется прекоматозным или коматозным состоянием с общей резкой вялостью ребенка, угнетением всех функций ЦНС, в т.ч. врожденных рефлексов (сосания, глотания, болевого рефлекса). На фоне коматозного состояния могут наблюдаться частые судороги, преимущественно тонического характера.

Травматические повреждения спинного мозга в родах возникают вследствие его перерастяжения при сильной тракции за туловище при фиксированной головке — компрессионно-ишемические повреждения и кровоизлияния в спинной мозг.

Клиническая картина зависит от локализации и вида повреждения. При наличии травмы шейного отдела позвоночника, как правило, имеется болевой симптом (перемены положения ребенка, взятие его на руки и особенно исследование симптома Робинсона вызывают резкий плач). Помимо этого, могут быть фиксированная кривошея, удлиненная или укороченная шея, напряжение шейно-затылочных мышц, кровоподтеки и уплотнение мягких тканей шеи, отсутствие пота и сухая кожа над местом поражения.

При тяжелом повреждении верхнешейных сегментов (С1– C4) отмечается картина спинального шока: адинамия, вялость, мышечная гипотония, гипотермия, артериальная гипотония, сухожильные и болевые рефлексы резко снижены или отсутствуют. С момента рождения наблюдается синдром дыхательных расстройств. Нередко голова повернута в какую-либо сторону (часто на этой же стороне обнаруживается спастическая кривошея). Могут выявляться очаговые симптомы поражения черепных нервов. Парез диафрагмы развивается в случае травмы плечевого сплетения, спинного мозга на уровне C3-C4. Ведущим симптомом является синдром дыхательных расстройств: одышка, усиливающаяся при перемене положения, аритмичное дыхание, приступы цианоза. При осмотре новорожденного отмечаются асимметрия грудной клетки, отставание в акте дыхания пораженной половины. У больных с парезом диафрагмы может развиться пневмония, особенностью которой является крайне тяжелое и затяжное течение. При легких формах пареза диафрагмы возможно самопроизвольное восстановление. Среди повреждений в родах периферической нервной системы наиболее часто встречаются травмы плечевого сплетения: проксимальный паралич Дюшенна-Эрба, дистальный паралич Дежерин-Клюмпке, значительно реже – лицевого, диафрагмального, в единичных случаях –лучевого, седалищного нервов.

Рис.3 Родовая травма шейного утолщения спинного мозга. Вялый двусторонний парез рук, преимущественно дистальной локализации (вариант Дежерин-Клюмпке).

Рис.4 Последствия натальной травмы шейного утолщения спинного мозга. Вялый парез правой руки. Укорочение паретичной руки.

Рис.5 Родовая травма шейного утолщения спинного мозга.Вялый тотальный паралич правой руки.

Осложнения перинатальных повреждений. При негрубом поражении нервной системы наступает благоприятный исход, при выраженном — формируются стойкие двигательные нарушения (параличи, атаксия, гиперкинезы), детский церебральный паралич, эпилепсия.

Задержка психомоторного развития характеризуется задержкой формирования высших корковых функций: речи, памяти, внимания, мышления или преобладают нарушения статико-моторных функций, например, синдром дефицита внимания с гиперактивностью: ребенок не способен сосредоточиться, плохо успевает в школе, импульсивен, раздражителен, нередко развивается невроз; отставание в психическом развитии.
В результате натальной (обусловленной родовой травмой шейного отдела позвоночника) нестабильности шейных позвонков и хронической сосудистой недостаточности на вполне благополучном фоне под влиянием умственного, эмоционального или физического перенапряжения может развиться сосудистая катастрофа (инсульт) либо в спинном мозге или стволе головного мозга. Одним из самых частых вариантов поздних осложнений перинатальных повреждений нервной системы являются головные боли, раннее развитие шейного остеохондроза у детей школьного возраста. Цервикальная близорукость, миопия является следствием натальной травмы шейного отдела позвоночника, травмы позвоночных артерий.

Целая группа заболеваний, укладывающихся в понятие поздних отсроченных осложнений нервной системы, является фактически заболеваниями на грани неврологии и ортопедии- нейроортопедическими: сколиотическая деформация позвоночника, кривошея, плоскостопие, вывихи бедер.

Одним из поздних осложнений перинатальных повреждений нервной системы является проблема ночного энуреза у детей, эпилепсия, аффективно-респираторные пароксизмы.

Ранняя диагностика, своевременное адекватное лечение, которое проводится на первом году жизни, способствуют хорошему восстановлению пострадавшей нервной системы, и препятствует развитию грубых отклонений, как в нервно-психическом, так и в двигательном развитии.

Врач детский невролог
медицинского центра «Целитель» — Орлова Ю.М.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *