Когда ребенок держит голову?

Момент, когда ребенок начинает держать голову, становится для родителей значимым событием, ведь он свидетельствует о том, что малыш уже приобретает основные навыки владения своим телом. Когда же ждать этого радостного мгновения? Разберемся подробнее, во сколько ребенок начинает держать головку.

Фото: Ильинцев И.В. Мать и дитя. Современная энциклопедия. — М.: АСТ, 2013. — 384 с.: UGC

Когда ребенок начинает держать голову: нормы, сроки

Любая новоиспеченная мама знает о том, что головку крохи нужно придерживать. Однако в моей практике бывали случаи, когда родители относились к этому с излишней ответственностью и мертвой хваткой фиксировали затылок новорожденного. Сразу хочу сказать, что делать этого не следует.

Мышцы шеи у младенца слабые, а голова слишком велика в сравнении с телом, именно поэтому долго держать голову у него не получается. Однако он не такой слабый, как кажется родителям, ведь смог успешно продвинуться по родовым путям.

35 неделя беременности: а скоро ли роды?

Когда ребенок начинает держать головку? Это умение доступно ему с самого рождения, но на непродолжительный период. Когда он находится у вас на руках, головка может упасть в сторону или же вовсе запрокинуться.

Это особенно пугает родителей, ведь зачастую малыш сразу начинает плакать, и беспокойство сменяется мыслями о том, что новорожденный мог сломать шею и обрести паралич. Однако поводы для беспокойства отсутствуют, ребенка не парализовало, но дискомфорт он все же испытал из-за слишком резкого движения.

Именно поэтому до момента, когда дети начинают держать голову уверенно, я рекомендую аккуратно поддерживать затылок, но не прикладывать серьезных усилий. Если же жестко фиксировать головку малыша, его развитие замедлится, поскольку мышечная ткань шеи не будет должным образом тренироваться.

24 неделя беременности: что нужно знать

Фото: Чеснова И. Я стала мамой! — М.: АСТ, 2015. — 234 с.: UGC

Итак, когда малыш начинает держать голову? Следует понимать, что точного ответа на этот вопрос не существует. Знаменательный момент, когда дети держат голову уверенно, наступает в период 2–3 месяцев.

Как же проходит этот процесс? Мои коллеги выделяют следующие этапы:

  • Восемь недель.

Вы уже можете заметить, что ребенок, фото которого с приподнятой головкой можно увидеть ниже, делает осознанные попытки ее держать, когда находится на руках.

Малыш начинает поворачивать ее, стараться выпрямить. Но полностью контролировать движения еще не получается. В этот период следует укладывать спать младенца на спину, избегая использования подушек, рассказывает WebMD.

  • Три месяца.

Этот период считается нормой удержания головки. Когда кроха лежит на животе, он старается приподнимать плечи и голову, но в такой позе обычно он не может находиться дольше 30 секунд.

Ребенку 1 месяц: развитие и правила ухода

Когда ребенок, 3 месяца которому исполнилось недавно, лежит на спине, легонько потяните его за руки и увидите, что он держит голову на уровне с телом, когда приподнимается. В этот момент ему уже не требуется поддержка головки, когда вы держите его на руках.

  • Четыре месяца.

Это тот период, когда начинают держать голову, плечи и приподнимать верхнюю часть тела, лежа на животе. В этой позе малыши чувствуют себя комфортно в пределах 60 секунд.

  • Пять–шесть месяцев.

Карапуз уверенно держит головку, в каком положении бы он ни находился. Он уже активно и с интересом осматривает окружающий мир, рассказывает WebMD.

Что делать, когда малыш держит голову, но еще не должен? На практике я сталкивалась с ситуациями, когда карапуз слишком рано начинает держать головку. Если ему только один месяц, а он уже без труда поднимает голову, чтобы исследовать окружающий мир, и остается в таком положении несколько минут — это повод посетить доктора.

41 неделя беременности: когда роды и что делать?

Придерживать, а не держать

Мышцы шеи новорожденного ребенка еще слабы, а голова непропорционально велика по сравнению с остальным телом. Однако новорожденный вовсе не настолько хрупкое создание, как зачастую кажется родителям; если уж он пережил продвижение по родовым путям, то и у мамы на ручках как-нибудь выживет. Голову младенец может зафиксировать в определенном положении с рождения, правда, совсем ненадолго. Если вы держите ребенка на руках, голова может самопроизвольно упасть – набок или даже запрокинуться, что особенно пугает родителей, поскольку сопровождается резким плачем ребенка.

«Уж не сломал ли он шею?» — беспокоятся мамы, проверяя, не парализовало ли ребенка. Нет, не парализовало, хотя ему, безусловно, дискомфортно и, возможно, резкое движение причинило боль.

Если вы все время жестко фиксируете голову ребенка рукой, то мешаете ему тренировать мышцы шеи, замедляя его развитие. Поэтому не нужно все время держать голову ребенка, нужно лишь слегка придерживать ее, не позволяя резко запрокидывать.

Когда нужно удерживать голову малыша?

  1. При движении, когда вы встаете, садитесь, резко поворачиваетесь с ребенком на руках.
  2. Во время кормления, поскольку малыш просто не сможет долго удерживать голову в одном положении без вашей помощи.

” Периодически молодые мамы пугают друг друга историями про «смертельный кивок». Мол, одна мама не придерживала ребенку головку и…

На самом деле это устрашающий термин из сферы автодорожных травм: при экстренном торможении и, тем более, при аварии ребенок даже в автокресле по инерции движется вперед и резкое движение головы может привести к повреждению шейных позвонков. Вот почему многие производители рекомендуют размещать автолюльки так, чтобы новорожденный был расположен против хода движения. В быту достигнуть такого ускорения движения практически невозможно.

Когда новорожденные начинают держать голову: 3 месяц

Малыша можно поздравить с первым серьезным достижением: теперь, когда ребенок начинает держать голову самостоятельно, долго и уверенно, он может увидеть много интересно. Отныне он активно тренирует мышцы шеи и спины, готовясь к более сложным движениям.

Хотя малыш стал более самостоятельным, оставлять его без страховки нельзя – ребенок не держит голову настолько хорошо, чтобы полностью ему доверять. Резкие толчки или поворот могут сильно качнуть головку малыша, а он не сможет ее удержать. И все-таки прогресс налицо: приподняв грудничка за руки, Вы видите, что линия голова-шея-позвоночник стала прямой, то есть – мышцы шеи, верхней части спины и пресса крепнут.

Когда новорожденный начинает держать головку: 4 месяц

Сейчас он уже научился опираться на предплечья – все чаще Вы видите любопытное личико, изучающее комнату из положения, приподнявшись на руках лежа на животе.

Теперь мама знает, во сколько месяцев ребенок держит голову и понимает, что волновалась напрасно. Развитие ребенка индивидуально. Значительное отставание или опережение может говорить о проблемах со здоровьем. Например, если месячный малыш уже держит голову – стоит посетить невролога, ведь такое раннее достижение является симптомом внутричерепного давления.

Когда ребенок сам держит голову и плечи: 6 месяц

Карапуз теперь настоящий силач: упираясь на обе вытянутые руки или открытые ладони, он возвышается в кровати и выискивает глазами маму. Он крутит головой влево и вправо, подолгу гулит, выражая свое мнение о происходящем. Вопрос «В каком возрасте ребенок начинает держать голову?» уже потерял для Вас свою актуальность. Сейчас Ваша задача – воспитание познавательных интересов и развитие других двигательных навыком сына или дочери.

Оставляйте чадо поиграть самостоятельно, но не спускайте с него глаз. Используйте различные развивающие коврики, пирамиды, книги, куклы – неваляшки.

Как научить ребенка держать голову: общие упражнения

  1. Исходное положение грудничка — на животе. Впереди его дожидается игрушка. Приложите ладонь к детскому лбу и приподнимите голову, чтобы малыш заметил предмет. Если карапуз пытается удерживать голову сам – уберите руку, но при этом подстрахуйте от удара. Повторить 5 раз.
  2. Выкладывание на живот как можно чаще.
  3. Хороша зарядка на гимнастическом фитболе – положите грудничка на живот и, придерживая под руками, покачните мяч вперед, чтобы голова и плечи оказались свободными – на весу. Длительность – 2-3 секунды, по 10 раз. Отдыхаем прямо на мяче.

Если ребенок не поднимает голову лежа на спине:

  1. Положите кроху на спину, под голову и плечи – общую подушку. Приподнимите его под спину и удерживайте несколько секунд, чтобы он сам приподнял голову. Повторить 5 или 7 раз, давая отдых на подушке.
  2. Когда ребенок может подтягиваться, сгибая руки в локтях, пробуйте поднимать его не под спину, а за руки. Цель – та же. Повторить 5 раз.
  3. Если малыш не может поднять голову, то помогайте ему, приподнимая его головку своей рукой под затылком на 5 секунд. Упражнение повторите 7 раз.

Итак, мы с вами обсудили, во сколько месяцев ребенок начинает держать головку. Но бывают частные случаи запоздалого развития. Появились подозрения? — обратитесь к врачу. Курс массажа, ЛФК или медикаментов помогут откорректировать двигательную активность ребенка, догнать и даже перегнать сверстников. Не нужно паниковать, если невролог поставил диагноз – мозг ребенка очень пластичен. Чем раньше начнется лечение, тем больше шанс обойтись без последствий.

Как лежать на животе?

Перед едой начинайте выкладывать ребеночка на живот, это поможет Вам приблизить тот период, когда грудничок начинает держать голову подолгу.

Вот несколько советов, которые помогут малышу полюбить это упражнение.

  1. Приготовьте валик из полотенца толщиной с Вашу руку. Подкладываем его под грудь так, чтобы разместить в области подмышек. Теперь кроха не сможет лениться, положив голову на матрац. Если дитя будет упорно отводить руки назад, за валик, жгут можно связать концами за его спиной.
  2. Носите кроху на одной руке лицом вниз – голова на Вашем предплечье, придерживаете за отдаленное бедро, слегка завалив на себя. Второй рукой поглаживаете спинку, шею и попу. Равномерно меняете левую и правую руки.

Почему ребенок не держит голову самостоятельно?

Если же момент, когда ребенок должен держать голову, прошел, но радостного события так и не произошло, родителям нужно не тянуть с визитом к педиатру.

Недержание головы может быть обусловлено следующими состояниями:

  • Слишком маленькая масса тела при родах или недоношенность.

В большинстве ситуаций эта проблема не приводит к патологиям, а момент, когда ребенок держит головку уверенно, наступает немного позднее.

  • Травмы во время родов.

Они могли послужить причиной неврологических нарушений, а также патологии внутриутробного развития. В этом случае диагноз и методику лечения вправе устанавливать исключительно доктор.

  • Чрезмерная опека родителей.

Исходя из личного опыта, могу сказать, что гиперопека — это не всегда хорошо. Если вы будете постоянно удерживать головку карапуза на одной линии с телом, у малыша не будет ни единой возможности, чтобы тренировать мышцы шеи.

36 неделя беременности: состояние ребенка и будущей матери

Если в три месяца ребенок не держит голову именно по этой причине, потребуется проведение массажа и выполнение упражнений.

Почему ребенок потеет, когда спит

Если ребенок не держит голову

” До трех месяцев родителям трудно уверенно судить о том, достаточно ли ребенок контролирует свои движения или нет. Даже гармонично развивающийся малыш может временами утрачивать равновесие и резко запрокидывать голову.

Однако если в три месяца младенец, лежа на животе, не может приподнять голову даже на несколько секунд, вас следует как можно быстрее показать его участковому педиатру или невропатологу. Причиной возникшей проблемы могут быть…

  • Недоношенность или экстремально малый вес ребенка при рождении. Скорее всего, такой малыш догонит сверстников чуть позже.

  • Родовая травма, вызвавшая неврологические проблемы, либо заболевания, которые помешали малышу полноценно развиваться еще до рождения. Диагноз и схему лечения может определить только врач.

  • «Ручной» ребенок. Порой у гиперответственных родителей младенец не имеет ни одного шанса потренировать мышцы шеи – голову все время жестко фиксируют на одной линии с туловищем. Из-за этого мышцы шеи ослаблены и нуждаются в массаже и физических упражнениях.

Как помочь малышу держать головку

Вообще говоря, никаких специальных усилий для этого не требуется, но все же есть несколько полезных упражнений, которые пойдут на пользу здоровому малышу.

Отслеживание игрушки

Расположите перед ребенком, когда он лежит на животе, яркую привлекательную игрушку. Аккуратно приподнимите голову ребенка за лоб – буквально на несколько сантиметров, чтобы он поймал глазами игрушку. Почувствовав самостоятельное движение головы, аккуратно отпустите малыша. Достаточно двух-трех повторений подряд.

Подъем за ручки

Уложив ребенка на спину (желательно, чтобы под головой была небольшая подушка) осторожно тяните его за руки на себя. Как только голова начинает запрокидываться назад, осторожно опустите его. Достаточно двух-трех повторений подряд несколько раз в день

Если ребенок держит голову, а не должен был

Иногда родители недооценивают опасность прямо противоположной ситуации – ребенок держит голову уже в месяц. Иногда это действительно говорит об отличной физической форме малыша, но чаще это проявление патологии – гипертонуса мышц: они словно постоянно сведены судорогой.

” Чаще всего это не единственный признак того, что у малыша есть проблемы со здоровьем; ребенок может плохо, тревожно спать, часто плакать (на первый взгляд, без причины), активно срыгивать и так далее.

Единственное, что можно в этой ситуации посоветовать – как можно быстрее обратиться за медицинской помощью, даже если вы не уверены, что действительно видите все эти признаки, а стали жертвой родительской тревожности.

Трехмесячный малыш может не держать головку в следующих случаях:

  • Неврологические проблемы, врожденные проблемы в результате сложных родов.
  • Низкий тонус мышц. Домашним массажем не обойтись. Необходим курс профессионального массажа.
  • Родители не занимались ребенком, не выкладывали его на животик для укрепления плечевого пояса и мышц шеи.
  • Недоношенный ребенок, родившийся с малой массой тела. Происходит небольшая задержка в развитии. Как только ребенок наберет нужный вес, он сможет догнать своих сверстников в развитии. Если у матери не хватает грудного молока, нужно проконсультироваться со специалистом по грудному вскармливанию и ввести соответствующий докорм смесью.
  • Малыш держит голову под наклоном. Врач может назначить специальный массаж, возможно ребенку необходимо будет некоторое время носить подушечку, выравнивающую положение головы. Положение ребенка в кроватке нужно постоянно менять, чтобы он поворачивал головку в разные стороны и угол его зрения менялся.

Как научить ребенка держать голову?

Чтобы помочь крохе самостоятельно держать головку, прислушайтесь к следующим советам:

  • Наберитесь терпения.
  • Старайтесь чаще носить ребенка вертикально.
  • Несколько раз в день укладывайте его на живот, рассказывает The American Academy of Pediatrics. В этот момент легонько массажируйте шею.
  • Ведите с ребенком беседы, читайте стихи и пойте песни, главное, чтобы он концентрировал взгляд на вашем лице.

В своей практике я сталкивалась с ситуациями, когда ребенок держит голову не ровно, а слегка набок. Чтобы справиться с проблемой, я рекомендую приобрести небольшую специальную подушку. На нее 2–3 раза в день следует укладывать карапуза, именно на ту сторону, на которую ребенок держит голову с наклоном.

Ребенок 3 месяца: календарь развития

Также полезными окажутся упражнения, которые помогут укрепить мышечные ткани предплечий, рук и шеи малыша. Рассмотрим самые действенные:

  • Уложите ребенка на животик и перед ним поставьте игрушку. Лучше, если она будет яркой и привлекающей внимание. Взявшись за лоб, осторожно поднимите головку карапуза на 3–4 сантиметра, чтобы он увидел игрушку. Ощутив, что он сам сделал движение головкой, отпустите ее. Повторяйте упражнение трижды в день.
  • Положите ребенка на спинку и приподнимите за руки. Когда вы заметите, что головка слегка запрокинулась, медленно опустите малыша. Делайте упражнение три раза в день.
  • Когда малыш находится на руках, рассказывайте ему о предметах, которые его окружают. Попросите кого-то потрясти рядом яркой игрушкой, двигая ее из стороны в сторону. Ребенок начнет вертеть головой, разглядывая заинтересовавший предмет, а мышцы шеи в этот момент будут становиться сильнее.

Конкретному возрасту соответствуют определенные двигательные навыки.
С рождения до достижения ребёнком одного года происходит интенсивное двигательное развитие.
Рождение ребёнка. Ребёнок проходит родовые пути.
Ребёнок лежит на спине.
Поворачивается на один бок, на другой, на живот. Поднимает руки, упирается.
Ползает по-пластунски. Поднимает голову и охватывает пространство.
Садится. Ползает на четвереньках.
Встаёт, сначала с помощью рук, потом без.
Начинает ходить сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
До периода ползания ребенок должен пройти важный этап подготовки всех групп мышц к этой сложной деятельности. Он должен научиться, не только держать голову, и удерживать её в равновесии во множестве разных положений тела, но и переворачиваться с живота на спину и обратно, опираться на руки.
В 2–3 месяца ребёнок в норме удерживает голову. Причем не только поднимает ее в положении лежа на животе, но и подтягивает ее к своей груди, когда находится на руках у матери. Это один из первых произвольных навыков, необходимых для начала формирования вертикальной оси тела (из лежащего в горизонтальной плоскости малыш к концу первого года жизни превратится в уверенно стоящего и ходящего). Одновременно начинает формироваться опора на руки. В положении на животе ребёнок до двух–трёх- месячного возраста должен опираться на локти, а к 3–4 месяцам – и на раскрытые ладони. Этот навык необходим для освобождения рук – они понадобятся для дальнейшего движения, удержания веса тела на одной руке в период формирования переворотов, сидения и ползания.
Далее ребёнок учится переворачиваться со спины на живот и с живота на спину и активно крутиться в положении лежа. Обычно это происходит в 4–5 месяцев. Теперь он может перемещаться в пространстве (на кровати или на полу) и наконец–то дотянуться до интересной игрушки.
Затем ребёнок начинает вертеться в положении на животе вокруг пупка. Навык нужен для формирования ползания сначала по-пластунски, а затем уже и на четвереньках. В положении на пупке малыш может одновременно поднимать руки и ноги «самолетиком». Эти навыки, приобретаемые в 5–6 месяцев, говорят о дальнейшем правильном формировании вертикальной оси тела и подготовке мышц к ползанию, сидению и прямохождению.
Следующий этап – раскачивание на четвереньках. Ребёнок опирается на колени и ладони, пытается начать движение, но мышцы пока еще плохо слушаются его, поэтому движения получаются только качательные. Ползание необходимо как для освоения нижнего поля зрения, так и для правильных скоординированных действий нижней и верхней половины тела, для поочередного включения правого и левого полушария головного мозга. В это же самое время малыш начинает произносить звуки, гулить, лепетать для того, чтобы общаться, пробуя свои способности управления языком. Благодаря ползанию совершенствуется зрительное восприятие, развивается тактильная чувствительность, формируются пространственные представления о собственном теле (схема тела), о соотношении внешних объектов и тела, а значит, также формируется возможность обозначения этих соотношений словами, понимание и употребление предлогов и слов, правильное восприятие сложных речевых конструкций – пространственно–временных, причинно–следственных. Ориентация в пространстве закладывается, прежде всего, на этапе ползания. Благодаря этому способу передвижения, формируются предпосылки для освоения грамматики родного языка.
Ползание также является профилактикой проблем с чтением и письмом. Если недостаточно развита координация движений, работа каждого полушария в отдельности и межполушарное взаимодействие, у младшего школьника возможны проблемы при письме. У него будет грязь в тетрадях, плохой почерк. Многие дети, имеющие дислексию и дисграфию, пропустили стадию ползания. Если ребёнок не осваивает этот важный этап физического развития, будет пропущен и важный этап развития мозга. Если развитие ребёнка происходило с искажением, пространственные связи им были освоены не в полной мере, то и восприятие пространства будет искажено.
У многих нынешних детей двигательное развитие происходит примерно следующим образом: ребёнок долго лежит на спине, не поворачивается. Затем он как-то очень быстро повернулся, сразу сел. Не ползал вообще или ползал мало на четвереньках, или ползал только назад. Потом через очень короткое время встал. Получается, что некоторые этапы ребёнок просто не проходит, он их игнорирует.
У ребёнка при этом имеется гипертонус (повышенный тонус) или гипотонус (пониженный тонус). Врачи часто ставят диагноз «мышечная дистония», а мамы могут жаловаться, что ребёнок ходит на пальцах ног, не опираясь на всю стопу.
Проблемы с тонусом могут сохраняться у ребёнка до 5, 8 и даже до 10 лет, а в некоторых случаях и до более позднего возраста. Такой ребёнок моторно неловок, неуклюж, очень травматичен.
При копировании эталона (специально разработанной геометрической фигуры), ребёнок также странным образом всё искажает, например, ребёнок может переворачивать рисунок на 90◦ при неизменном положении эталона (изменение направления восприятия с горизонтальной на вертикальную ось), что приводит к трудностям в овладении письмом, усвоении образа букв, формировании разрядности числа. Эта же фигура может быть перевёрнута и на 180 градусов. Некоторые рисунки даже невозможно узнать. Могут быть слепки из частей фигуры, фрагментарность, так называемая хаотичность, мозаичность восприятия. Ребенком может игнорироваться левая или правая сторона листа. И если ребёнок так воспринимает, так считывает окружающий мир, так его «видит», то он такой мир искажает. У такого ребёнка будут ошибки при письме.
Далее возникает целый ряд феноменов. Если искажается двигательная сфера – искажается и речевое развитие. Ребёнок может не говорить до 3–4 лет, или говорит односложные слова, у него нет фразовой речи, возникает проблема с произношением звуков («каша во рту»). Таким образом, можно видеть целый ряд проблем, когда из одного следует другое. Если у ребёнка двигательная сфера дефицитарна, речевая сфера дефицитарна, то и эмоциональная сфера тоже будет страдать. Если ребёнок расторможен – у него могут быть неадекватные отношения с родителями, учителями и со сверстниками. А если ребёнок физически слабый, быстро устаёт, часто болеет, то это может вызвать гиперопеку со стороны родителей, и иногда ребёнок может стать капризным, не соблюдать социальные нормы поведения. Проблемы будут нарастать, и уже к 9–10 годам этот клубок бывает очень сложно распутать.
Многие особенности развития ребёнка можно скорректировать с помощью коррекционно-развивающих и формирующих занятий по «методу замещающего онтогенеза», пройдя с ним все этапы его сенсомоторного (двигательного) развития заново, начиная с рождения.

29 октября 2018

Правильно ли развивается наш ребенок?

«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.

В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».

Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть не осмыслено, пока идет созревание его центральной нервной системы. Процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.

Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.

Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.

Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.

Психомоторное развитие детей первого года жизни

Новорожденный

Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.

Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.

Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.

Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.

1 месяц

Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.

Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.

Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».

Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.

Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

2 месяца

Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.

Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.

Речь – в конце второго месяца появляется гуление.

Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.

Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.

3 месяца

Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.

Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.

Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.

Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.

Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.

Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.

4 месяца

Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).

Слух – различает голоса близких.

Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.

Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.

Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.

Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

5 месяцев

Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.

Слух – прислушивается к музыке.

Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.

Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.

Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.

Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.

6 месяцев

Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).

Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть, кто это), узнает знакомые голоса.

Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).

Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.

Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.

Игра – манипулирует с игрушками.

7 месяцев

Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.

Слух – различает интонацию голоса, понимает, когда его хвалят или ругают.

Речь – элементы лепетной речи.

Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.

Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.

Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.

8 месяцев

Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.

Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».

Речь – активный лепет, слоговая речь.

Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».

Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.

Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.

9 месяцев

Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.

Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».

Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).

Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.

Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.

Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.

10 месяцев

Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.

Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.

Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.

Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.

Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.

Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.

11 месяцев

Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.

Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).

Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.

Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.

Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.

Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.

12 месяцев

Зрение – узнает многие предметы на картинке.

Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).

Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.

Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.

Эмоции – появляется сопереживание.

Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.

Конечно, приведенный выше календарь психомоторного развития ребенка до года усреднен, показатели разных детей могут отличаться. При этом каждый малыш с удовольствием познает мир вокруг себя. Каждая новая форма, цвет, фактура, звук или человек обеспечивают им возможность приятной познавательной активности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *