Мнемотехника для детей

Мнемотехника для развития памяти для детей представляет собой определенные методы, материалы, которые основываются на психологии и восприимчивости человека. Их использование помогает сделать обучение малышей более легким для них, они способствуют улучшению индивидуальных характеристик и лучшему запоминанию информации. Особенно актуальна мнемоника при познавательной активности детей с ЗПР.

Эффективные методики запоминания

Запоминать — это выстраивать надолго воображаемую связь с чем-то: дату с событием, информацию с программой или определенным курсом. Психологи называют такие процессы «ассоциативными связями».

Запоминание цифр по мнемотехнике

Важно! Случается так, что человек начинает плохо воспроизводить материал. Такой процесс характеризуется частыми провалами в памяти, забыванием. Подобные явления могут быть у людей разных возрастов. Не стоит сразу переживать на этот счет. Как правило, обычно такое происходит ввиду того, что мозг отсеивает ненужную информацию. Происходит «чистка» от тех знаний, которые не использовались долгие годы. Такие моменты очень индивидуальны и зависят от строения мозга. Также следует помнить о том, что детский организм отличен от взрослого и формируется вплоть до юношеских лет.

В настоящее время существует множество эффективных методик запоминания. Их используют авторы, для создания своих книг, многие из которых можно найти в формате аудиокниги и прослушать онлайн либо скачать. Также сегодня есть авторские курсы по техникам запоминания, которые ведут профессиональные психологи и специалисты.

Самые распространенные методы:

  • Мультисенсорная рецепция. Воздействия в процессе запоминания на рецепторы.
  • Мнемоника. Используется в логопедической и педагогической практиках при работе с детьми от 3х лет и в дошкольный период при изучении стихов, рассказов и другой информации.
  • Ассоциативная практика. Способствует погружению мозга в лабиринт логических цепей, научиться связывать предмет с нужным событием.
  • Сортировка материала. Он подходит тому, кому нравится развивать память способом классификации материала на темы и блоки.
  • «Шведский стол». Запоминание информации подряд, без разбивки на подтемы.
  • Отбрасывание слов. Подразумевает выписывание материала вручную и отбрасывание ненужного текста.
  • Рифма и цифры. Рифма используется при запоминании правил, а цифры — при изучении цифр (например, 0-бублик, 2 — лебедь).

Мнемотехника и мнемоника

Мнемоника используется для следующего:

  • Облегчения запоминания и увеличения объёма памяти;
  • Развития познавательной активности;
  • Развития главных психических процессов, а также слуховой и зрительной памяти;
  • Улучшения навыков мышления, воображения, связной речи и мелкой моторики.

Мнемотаблица по посуде

С использованием мнемотехники облегчаются следующие процессы:

  • Обогащения словарного запаса;
  • Составления рассказов;
  • Отгадывания загадок;
  • Заучивания стихотворений.

Правила запоминания информации детьми

7 главных правил:

  • Сначала пробудить интерес у малыша, заинтриговать.
  • Создать ассоциации. Чем лучше она — тем лучше информация воспримется.
  • Запоминать частями. Ни в коем случае не требовать от ребенка наизусть знать текст за один присест.
  • Повторять то, что запоминали.
  • Попытаться понять материал — значит, создать логические цепи в мышлении.
  • Постановка цели «запомнить».
  • Применять знание этой информации на практике. Например, при заучивании стихотворения наизусть почаще его рассказывать родителям, воспитателям и группе.

Мнемотехника для начинающих: упражнения для детей, игры

Упражнения для начинающих по мнемотехнике для детей всегда увлекательны и интересны. Это могут быть и мнемотаблицы, и мнемоприемы, упражнения.

Мнемотаблица своими руками

Обратите внимание! Принципом мнемотехники является создание визуальных, аудиальных и чувственных представлений.

Упражнения:

  • Созвучия. Благодаря постоянному повторению запоминается слово: «Как на горке снег, снег, и под горкой снег, снег. А на горке спит медведь! Тише-тише, не греметь!»
  • Таблицы. Помогают малышу выстроить связную речь. С их помощью изучают сказки, времена года, стихи.
  • Рифмы. К трудно запоминающимся словам подбираются рифмы: трава-сова, молва, куда.
  • Схемы. Для запоминания цифр. Например, к каждой цифре пишется слово-ассоциация: 4 — стул или кресло.

Игры и упражнения

Также в рамках данного тренинга вы найдете полезные игры и головоломки, которые помогут вам развивать вашу память. Ведь, как уже было сказано выше, хорошо запоминается то, что нам интересно. А что может лучше пробудить в нас интерес, разжечь в нас азарт, чем игры и состязания?

Среди этих игр:

  • Игра «TOP SECRET» на запоминание людей
  • Игра «N-назад»
  • Игра «Матрица памяти»
  • И многие другие, про которые мы расскажем в курсе

Хорошая память нередко является врожденной особенностью некоторых людей. И потому нет смысла соревноваться с генетическими «мутантами», изматывать себя тренировками, включающими запоминание стихотворений и придумывание ассоциативных историй. Раз все записано в геноме, выше головы не прыгнешь.
Действительно, строить, как Шерлок, дворцы памяти и визуализировать любую последовательность информации не каждому дано. Если вы перепробовали основные приемы, перечисленные в статье по мнемонике в Википедии, и у вас ничего не получилось, то ничего страшного в этом нет — техники запоминания для перегруженного работой мозга становятся сверхзадачей.
Однако не все так плохо. Научные исследования показывают, что некоторые мнемотехники буквально физически могут поменять структуру мозга и повысить скилл управления памятью. Многие из самых успешных в мире мнемонистов, участвующих в профессиональных соревнованиях по запоминанию, начинали учиться уже в зрелом возрасте, и им удалось значительно усилить возможности мозга.

Сложность запоминания

Источник
Секрет в том, что мозг изменяется постепенно. В некоторых исследованиях первый ощутимый результат достигался после шестинедельной тренировки, а заметное улучшение памяти наблюдалось через четыре месяца после начала занятий. Сама по себе память не так важна — важно то, насколько эффективно вы думаете в определенный момент времени.
К современному информационному веку наш мозг не особо приспособлен. Далеким предкам, охотникам и собирателям, не нужно было запоминать учебный план, следовать дословным инструкциям или заниматься нетворкингом, на ходу фиксируя в памяти имена десятков незнакомцев. Им требовалось помнить, где найти еду, какие растения съедобны, а какие — ядовиты, как добраться до дома — те жизненно важные навыки, от которых буквально зависела жизнь. Вероятно, поэтому мы сравнительно хорошо усваиваем визуальную информацию.

В то же время длительные занятия и упорство не дадут ожидаемого результата, если осваиваемые мнемотехники не будут достаточно просты. Другими словами, техника улучшения памяти должна легко связывать важную информацию с изображением, предложением или словом. В этом отношении метод локусов, в котором ориентиры на знакомом маршруте становятся информацией, которую вам нужно запомнить, не всегда подходит новичкам.

Формирование ментальных образов

Источник
Визуализация является наиболее важным аспектом запоминания и памяти в целом. Мозг постоянно прогнозирует. Для этого он строит образы, визуализирует окружающее пространство (отсюда происходит феномен вещих снов). Этот процесс не требует напряжения, нет нужды смотреть на определенные объекты или специально медитировать — вы просто делаете это.
Вы хотите новую машину и представляете себя в ней. Или захотелось съесть шоколадный торт, вы мгновенно представите сладкий вкус. Более того, для мозга нет особой разницы, действительно ли вы видите некий объект или только представляете его — мысли о еде вызывают аппетит, а пугающий бабай, прыгающий со шкафа в компьютерной игре, — желание ударить и убежать.
Тем не менее вы четко осознаете разницу между реальным образом и воображаемым — эти два процесса протекают в мозге параллельно (именно поэтому вы не разбиваете монитор во время игры). Для тренировки памяти нужно схожим образом мыслить осознанно.
Просто подумайте, как выглядит то, что вы пытаетесь запомнить. Если вы можете думать о кошке, в равной степени вы сможете подумать об ОГРОМНОЙ, ТРЕХМЕРНОЙ, БЕЛОЙ и детализированной кошке с красной ленточкой на шее. Вам не нужно специально воображать историю про белую кошку, бегающую за клубком ниток. Достаточно одного большого визуального объекта — этот ментальный образ образует в мозге новую связь. Можно использовать данный метод при чтении — один визуальный образ на одну короткую главу книги. В дальнейшем вспоминать прочитанное станет гораздо легче. Возможно, эту статью вы запомните как раз благодаря БОЛЬШОЙ БЕЛОЙ КОШКЕ.
Но как в таком случае запомнить много вещей подряд? Маттиас Риббинг, многократный чемпион Швеции по памяти, один из 200 человек во всем мире, претендующий на звание «Грандмастер памяти», предлагает следующий способ. Допустим, вам надо удержать в памяти десять задач одновременно. Подумайте о десяти делах, которые следует запомнить, ярко и четко визуализируйте их: дописать кусок кода, забрать ребенка из детского сада, сходить за продуктами и т.д. Для каждой задачи возьмите первое изображение, которое приходит на ум (монитор с кодом, ребенок, пакет с продуктами и пр.).
Представьте велосипед. Мысленно увеличьте его и вообразите, что он большой, как внедорожник. Затем поместите каждый визуальный образ задачи (предмет) в отдельную часть велосипеда, соединив их таким образом, чтобы «переднее колесо» стало синонимом «сумки с продуктами», «рама» — «монитор с кодом» (на работе вся жизнь держится!) и т.д.
Мозг построит новую устойчивую связь, основанную на образе фантастического велосипеда, и запомнить все десять (или более) дел будет гораздо легче.

Несколько раз я замечал, как друзья и знакомые, которые прочли мою книгу и вполне себе представляют, что такое мнемотехника, не могут запомнить простейшие вещи. Так, например, у одной девушки никак не получалось выучить алфавит арабского языка — она говорила, что мнемотехника не сильно ей помогает. Когда я спросил, какие образы она использовала, то сразу всё понял — образы были ужасны.

Эта статья построена на примерах — плохих и хороших. На мой взгляд, несколько примеров способны объяснить то, на что потребовались бы страницы абстрактных объяснений.

Итак, давайте начнем с первого примера и сразу разберемся, что такое мнемотехника (кто знает, сразу переходите к «Практике»). Предположим, вы собираетесь запомнить, что столица Норвегии — Осло. Очень часто люди начинают повторять:

Норвегия — Осло,

Норвегия — Осло,

Норвегия — Осло…

И так десятки раз. Данный способ обучения — это антипод мнемотехники, он чрезвычайно неэффективен. Тем не менее, им очень часто пользуются, возможно, надеясь на пассивное запоминание.

Используя приёмы мнемотехники, вы могли бы представить на карте Норвегии осла — то есть взять карту, найти Норвегию и представить там образ гигантского осла. И всё — эта информация занесена в вашу память (подробнее о мнемотехнике: статья на Википедии, статья на Newtonew).

Осло и осёл — стандартная и работающая ассоциация.

Источник: Википедия

Teetotal — непьющий

Всем тотального чаю.

Источник: Википедия

ПЛОХОЙ ПРИМЕР ЗАПОМИНАНИЯ:

Вы применяете фразу «Ты тот еще непьющий». Как вы, наверное, уже догадываетесь, через пару дней у вас появится десяток другой вариантов: «Ты еще тот непьющий», «Ты не пьёшь? Да ладно!», «Ты такой трезвенник, ну не смешите меня»… и т. д.

Разумеется, при частом повторении эта фраза запомнится хорошо. И есть ещё один случай, когда такую фразу можно было бы использовать: если вы помните, как кто-то употребил именно её. То есть для вас она что-то значит, и вы её легко вспомните.

ХОРОШИЙ ПРИМЕР ЗАПОМИНАНИЯ:

Вы разбираете слово на части — tee и total. Первая часть звучит как tea — чай с английского. Вторая часть, total, значит полный, тотальный, всеобщий. Вы используете «tea totally” или «чай тотальный». Чай, только чай, никакого алкоголя. Важно, чтобы вы представили, как в конкретной ситуации вместо алкоголя пьют чай, разливая его в рюмки.

Данный пример будет хорошим, если вы более-менее знаете английский. И тем не менее, есть потенциальный риск, что вы не вспомните слово «тотальный» (ведь оно абстрактное и имеет кучу синонимов), поэтому сразу отметьте для себя, что это слово начинается на ту же букву, что и tea.

Спутники Марса — Фобос и Деймос

Типичный Деймос в отличном расположении духа.

Источник: Википедия

ПЛОХОЙ ПРИМЕР ЗАПОМИНАНИЯ:

Один спутник — для Босса: For boss. Второй спутник — Day Mos… День Москвы.

Даже если вы знаете английский в совершенстве, такие образы сами по себе плохие. Вы, скорее всего, не вспомните — было ли там «для Босса» или «Боссу», и не вспомните, был ли «день Москвы» или «Московский день». Минусы этих ассоциаций в том, что вы используете целых 4 слова, когда можно было бы обойтись двумя. Кроме того, предлоги (for) абстрактны, и их нельзя визуализировать.

ХОРОШИЙ ПРИМЕР ЗАПОМИНАНИЯ:

Деймос — это дьявол. Представьте его красным злобным кругом с трезубцем. А у Фобоса — фобия. Он боится Деймоса.

При воспоминании ваши мысли будут выглядеть примерно так: один Дьявол — но как же он назывался?.. Хм, помню, что окончания у обоих были одинаковые — попробую сперва вспомнить другой спутник. Он чего-то боялся, то есть у него была фобия — Фобон, нет… Фобос! Точно, а второй Дейвос… Нет, похоже на имя, не то. Может, Деймос? Да, точно Деймос.

Немного коряво вышло, да? Ничего страшного, после нескольких таких воспроизведений названия закрепятся лучше. Обратите также внимание, что Фобос лучше кодировать через фобию, чем через босса. Потому что, вспомнив босса, вы не будете иметь представления о начале слова: какой-то босс — как его преобразовать в нужное название? А вот фобия сразу наводит на название. То есть очень важно, чтобы образ начинался на ту же букву, что и запоминаемое слово.

Fumble — нащупывать

Нащупываем ноту «фа».

ПЛОХОЙ ПРИМЕР ЗАПОМИНАНИЯ:

«Фа был и пробовал нащупать меня» или «Я нащупываю ноту «фа”». Нет визуализации, образы слишком абстрактны (если вы не музыкант).

ХОРОШИЙ ПРИМЕР ЗАПОМИНАНИЯ:

Я бы представил, что когда карманник пытается нащупать у своей жертвы в куртке кошелек, громко раздается нота «фа».

Важное условие — в школе у меня были музыкальные предметы, и нас заставляли писать музыкальные диктанты. Так что я знаю, как звучит нота «фа».

Дополнительный плюс такого образа в том, что он будет ярко выделяться на фоне остальных в основном только визуальных образов.

Армадилл — второе название броненосца

Если вы при слове «армада» представляете примерно это, смело запоминайте слово «армадилл».

Источник: Википедия

ПЛОХОЙ ПРИМЕР ЗАПОМИНАНИЯ:

Броненосец как армада. Если у вас под словом «армада» в первую очередь представляется огромный военный корабль, и вы знаете, что армадой в Испании называют крупные вооруженные силы, чаще всего флот, то этот вариант сработает. Но было бы лучше, если бы вы всё-таки визуализировали — представили множество кораблей, все внешне напоминают броненосцев. И будьте аккуратны: как бы потом не перепутать это всё с обычными кораблями.

ХОРОШИЙ ПРИМЕР ЗАПОМИНАНИЯ:

Армор — в переводе с английского «броня» (armour). На «-дил» заканчивается также «крокодил» — тоже бронированное животное. Такая логическая связь даже быстрее визуальных образов: когда можно запомнить слово за счёт этимологии, всегда используйте эту возможность.

Еще одна методика — цепочка

Ассоциации нужно выстраивать в уме, как бы цепляя одно слово за другое.

Еще одно задание по развитию памяти из мнемотехники — это так называемый метод Римской комнаты. Для начала запомните нюансы обстановки в вашем доме. Например входная дверь — это единица. кухонная дверь — 2, платяной шкаф — 3 и так далее. И связываем слова, которые нужно запомнить, с предметами обстановки.

Еще одна простая мнемотехника для начинающих — фонетическая ассоциация. С ней легко запоминать иностранные слова или профессиональные термины. Привязывайте новые слова к аналогичным из вашего языка. И проводите ассоциации. Чем более странные они будут — тем лучше будут запоминаться слова.

Матрешка

Еще одна техника. Она предполагает вложение одной ассоциации друг в друга, как в знаменитой игрушке. Так, например, можно запомнить длинный список покупок, которые необходимо найти в магазине. Несмотря на его простоту, таким способом активно пользуются студенты и подростки — когда нужно запомнить план доклада, курсовой или контрольной.

Способ первый: метод историй

Что легче запомнить – 20 случайных слов или смешной анекдот? Ответ очевиден.

Суть метода заключается в том, что вы должны составить из данных вам слов историю. Она может быть странной, нереальной, фантастической или откровенно абсурдной. Тем лучше.

А теперь придумаем историю (не забывайте визуализировать!) для этих слов:

Почтальон Печкин верхом на тигре скачет через кукурузное поле. Печкин в страхе (обязательно добавляйте эмоции в свою историю! сопереживайте своим героям, можно даже придумывать короткие реплики) обернулся назад – за ним гнались разъяренные осы. Вдруг он натыкается на реку. «Что делать!? – крикнул в пустоту бедный почтальон. – Моста нет!». Но, к счастью, поблизости вместо моста была огромная сковорода. Печкин, подгоняя тигра, пробежал по ней. На другом берегу реки крестоносцы уже строили баррикады из диванов и как только осы стали приближаться, крестоносцы стали сбивать их меткими бросками мармелада. Печкин подбежал к старому арабу – получателю посылки и передал ему коробку. В ней оказалась тарелка ярко-красного борща, в которой вместо ложки лежала зубная щетка. Неожиданно пошел дождь. Все подняли головы вверх, мармелад больше не летел в противника. Сначала падали самые обычные капли воды, но потом из грозового облака начали сыпаться тюльпаны. Тысячи тюльпанов медленно опускались и как только касались земли, тут же превращались в пепел. Удивительно, но из образовавшейся золы получался отчетливый рисунок лошадиной подковы (образ для слова «удача»).

Это не самый эффективный метод в арсенале мнемониста (200 слов я бы этим способом не стал запоминать), но у него есть свои преимущества:

  1. Не требует предварительной подготовки. Вам нужны только сами слова и ваше воображение.
  2. Отличный тренажер для творческого мышления и генерации нестандартных идей.
  3. Это очень увлекательно. Когда процесс запоминания становится веселым и интересным, он начинает приносить удовольствие.
  4. Простота. Вы можете научить этому методу своего ребенка, даже если он еще не пошел в школу. А поскольку дети мыслят более креативно, чем взрослые, и у них еще нет устоявшихся шаблонов мышления – в их руках это очень эффективный инструмент и они смогут придумывать такие истории налету.

Тренируйтесь! Придумайте свой рассказ для слов: автомобиль, крокодил, копье, Франция, чай, пират, велосипед, пирожок, кроссовки, Киркоров, газета, помидор. Напишите свой рассказ в комментарии и ознакомьтесь с продуктами воображения других читателей! Если у вас есть дети, составьте список слов для них.

Мнемотехника по сказкам: методика для воспитателей ДОУ

Тренировки памяти у детей проводятся и в ДОУ воспитателями. Из мнемоники в таком случае выбирают опорные схемы и мнемотаблицы. Обучение начинают с года или двух лет, поскольку в этот период кроха уже знает какие-то сказки и может их рассказать. Однако зачастую он путает персонажей из разных сказок. Мнемотаблицы как раз и помогут запомнить главных героев заданной сказки.

Мнемотаблица по сказке «Колобок»

В ячейки таблицы помещаются иллюстрации персонажей сказки. Особенно удобна для обучения сказка «Колобок», поскольку в ней много персонажей.

Дополнительная информация! Для самых маленьких учеников достаточно четырех ячеек или не более девяти.

В процессе обучения воспитатель рисует в ячейках таблицы с детьми изображения. Это очень увлекает детей, впоследствии они могут начать сами придумывать такие таблицы и изображения.

Память улучшается за счет постоянной кодировки информации в картинки и наоборот, также подкрепляется словесно.

Методики диагностики памяти дошкольников

Диагностика памяти у дошкольников с помощью методик необходима для выявления эффективности и адекватности проведенного обучения, улучшения дальнейших техник образования. После диагностики корректируется план развития, модель обучения детей.

Важно! Диагностирование процесса запоминание у детей в раннем возрасте поможет избежать возможные нарушения в данном процессы и вовремя предпринять необходимые меры.

Методики на память для дошкольников:

  • Усвоение материала,
  • Воспроизведение,
  • Качество сохранения информации.

В процессе диагностики работают зрительная, слуховая и двигательная память.

Школы развития памяти

В школах памяти используются различные методики по развитию памяти, улучшению процессов запоминания, обретению новых навыков и раскрытия потенциала. Такие организации есть практически в каждом городе, в которых проходят обучение и дети, и взрослые.

Многие школы опираются на авторские методики из книг:

  • Самвел Гарибян «Школа памяти». Книга поможет обрести приемы более рационального мышления и развить их образность, что улучшит коммуникабельность и гибкость при общении с партнером.
  • В книге Шамиля Ахмадуллина «Развитие памяти у детей» дается полное обоснование выбранной методики, а также расписаны упражнения по дням для детей разных возрастных категорий: 6-9, 10-12 и 13-16 лет.

Занятия в школе развития памяти и скорочтения «Бибрейн»

  • Авторская система упражнений Ахмадуллина для скорочтения для детей входит в программу обучения в школах Шамиля Тагировича. В пособии представлен упрощенный вариант методики, которую в домашнем обучении с детьми могут использовать родители. При этом можно не обладать педагогическими навыками и знаниями, а обучить скорочтению своего ребенка за 10 дней. Автор обещает увеличение скорости чтения за этот период почти в 3 раза. Пособие рекомендовано для занятия с детьми 6-16 лет, а также для педагогов образовательных учреждений при работе со школьниками и студентами. В комплекте к изданию идут рабочие тетради и карточки.

Мнемоника сможет научить детей и взрослых легко запоминать нужную информацию. Ее приемы обучения просты, полезны и надежны. Мнемотехника — помощник для того, чтобы развить детскую память, логику и мышление в процессе познавания окружающего мира.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Преодоление плато сложности

Рано или поздно в процессе улучшения памяти вы добьетесь такой эффективности, что будете в основном решать задачи на автопилоте. Психологи называют это состояние «эффектом плато» (плато означает верхние границы врожденных способностей).
Преодолеть стадию «застоя» помогут три вещи: концентрация на технике, неизменность цели и немедленная обратная связь о работе. Например, лучшие фигуристы большую часть тренировочного времени выполняют самые редкие прыжки своей программы, а начинающие фигуристы отрабатывают прыжки, которые они уже освоили.
Другими словами, обычной практики недостаточно. Как только вы достигнете предела памяти, концентрируйтесь на самых сложных и вызывающих ошибки элементах, и продолжайте тренировки уже в более быстром темпе, чем обычно — до тех пор, пока не избавитесь от всех ошибок.
На этом этапе можно воспользоваться несколькими научными лайфхаками. Так, согласно публикации в журнале «Neurobiology of Learning and Memory», дневной сон на протяжении 45—60 минут сразу после обучающей практики может улучшить память в 5 раз. Также значительно улучшает память выполнение аэробных физических упражнений (бег, велосипед, плавание и т.д.) примерно через четыре часа после обучения.

Возможности человеческой памяти не безграничны. Запоминание требует усилий и времени, поэтому лучше сосредоточиться на информации, которая действительно необходима мозгу. Довольно странно пытаться запомнить все телефонные номера, если вы можете просто вписать их в адресную книгу и сделать нужный звонок в пару тапов.
Все незначительное следует быстро выгружать во «второй мозг» — в блокнот, облачное хранилище, планировщик дел, которые идеально подходят для работы с рутинной обыденной информацией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *