Плаксивость у ребенка 8 лет

Марфа Гончарова, журнал «Мой Кроха и Я»; консультант: Юлия Андронникова, врач-педиатр высшей категории, заведующая педиатрическим отделением Центра традиционного акушерства и семейной медицины.

Выраженное эмоциональное состояние ребенка – это сообщение о дискомфорте. Оставлять эти сообщения без внимания – значит, игнорировать потребности малыша, которые могут быть физическими и психологическими.

Безутешный плач, крики, упрямство и раздражение на ровном месте – то, что так расстраивает родителей и возмущает посторонних людей, ставших невольными свидетелями неприятной сцены, принято называть капризами. На самом деле, если у взрослого человека капризом можно назвать совершенно необоснованную прихоть, то детские капризы, как правило, имеют под собой серьезное основание.

Юлия Андронникова: «Детям до года капризы в их бытовом понимании не свойственны. Если ребенок внезапно начинает вести себя необычным для него образом – это всегда сигнал для мамы, сообщение о дискомфорте. Ни один врач не сможет точно сказать: если ребенок плачет минут десять – это нормально, а если дольше, то это является признаком заболевания. Здесь должна работать мамина интуиция. Ведь уже за первые 2–3 месяца жизни, находясь в тесном контакте с малышом, мама изучает его настолько хорошо, что прекрасно знает, что типично для ее ребенка, а что выходит за рамки обычного поведения.

Если ребенок плачет, мама успокаивает его привычными методами, которые ему подходят. Дети любят, когда их берут на руки, сохраняя контакт «кожа к коже», укачивают, разговаривают негромким, спокойным голосом, прикладывают к груди. Кто-то перестает беспокоиться в теплой ванне, а кого-то лучше ненадолго раздеть. Набор приемов может быть различным, но если малыш продолжает плакать несмотря на обычные ритуалы снятия напряжения, маме стоит понаблюдать за ним внимательнее».

Инфекционные заболевания

Необычно продолжительный для ребенка плач или, наоборот, вялость, отказ от еды у детей любого возраста часто являются первым признаком развития инфекционного заболевания. Так это или нет, становится очевидно буквально через несколько часов: может начать подниматься температура, появятся кашель или насморк. Для малышей, которые еще не могут ни сказать, ни показать, что у них болит, громкий плач может являться признаком начавшегося отита. Если болят уши, может не быть ни повышенной температуры, ни других признаков простуды, подозрение вызовет именно резко изменившееся поведение: ребенок неадекватно капризничает, трясет головой, иногда резко вскрикивает, начинает плакать при перемене положения головы, отказывается есть, поскольку это провоцирует боль. В такой ситуации следует обязательно вызвать врача.

Метеочувствительность

Особенность реагирования вегетативной нервной системы на изменение окружающих условий называется метеочувствительностью. Cправиться с метеочувствительностью поможет тренировка нервной системы и сосудов малыша. Благодаря закаливанию адаптивные возможности организма будут расти, и реакция на смену погоды станет менее бурной или вообще исчезнет.

Для малышей лучшим закаливанием являются прогулки на свежем воздухе в любую погоду. Воздействовать на организм может не только перемена давления, дождь, гроза, но и просто пасмурная погода или долгое отсутствие солнца на небе. У новорожденных детей резкая смена погоды часто вызывает беспокойство. Через несколько месяцев у большинства такая метеозависимость проходит, но у детей с ослабленной вегетативной нервной системой она может продолжать проявляться и даже усиливаться на фоне стрессовых состояний.

Хронические заболевания

Но что делать, если малыш не просто внезапно поменял свое поведение, а постоянно находится в угнетенном состоянии – он вялый, все время хнычет и практически не улыбается? Юлия Андронникова: «Общее самочувствие ребенка – важный показатель его здоровья. Здоровый малыш может начать капризничать к вечеру, когда устал, но вот просыпаться он должен в хорошем настроении – это сигнал маме о том, что с ним все в порядке.

Если же ребенок каждый день капризничает и все время находится в плохом настроении, и вы при этом исключили наличие каких-либо инфекций, стоит обратить на это внимание вашего педиатра. Постоянные капризы, бледность, вялость, отсутствие улыбки с самого рождения, низкая прибавка в весе и росте – комплекс симптомов, характерных для гормональных нарушений. Чем раньше поставлен диагноз, тем лучше, поскольку при своевременном начале лечения заболевание можно скомпенсировать и сохранить жизнь, здоровье и интеллект ребенка. При подозрении на подобные заболевания педиатр направит ребенка к эндокринологу.

Примерно те же симптомы могут быть при анемии или проблемах с почками. Обычные анализы крови и мочи помогут прояснить ситуацию, подтвердив или рассеяв подобные опасения».

Переутомление

Если ребенок к вечеру капризничает, мамы обычно объясняют это так: «Плохо спал днем» или «Сходили на занятия, он там слишком перевозбудился, общаясь с другими детьми». Возможно, здесь будет достаточно привести в порядок режим дня, дать малышу больше возможностей для отдыха, сна и прогулок. Если же ребенок сам по себе возбудимый, не может усидеть на месте, контролировать свои эмоции и при этом сильно устает, педагогические проблемы накладываются на физические, поскольку родители буквально не успевают за малышом. Грамотный невролог поможет нормализовать режим и укрепить нервную систему, например, при помощи приемов массажа и закаливания. А психолог проконсультирует родителей по поводу особенностей правильного общения с ребенком.

Каприз как послание родителям

Каприз – это всегда сообщение ребенка о дискомфорте, которое он не умеет выразить в приемлемой форме. Если ребенок капризничает постоянно, а физические причины (недомогания, усталость) вы исключили, стоит задуматься, в каком душевном состоянии он пребывает. Психологи отмечают, что зачастую неадекватное поведение ребенка является реакцией на внутрисемейную дисгармонию. Бабушка недовольна тем, как молодая мама воспитывает малыша, постоянно возмущается и дает непрошенные советы. Или родители начинают ссориться каждый раз, как только малыша нужно укладывать спать. Явные или невысказанные претензии и конфликты, напряженная обстановка в семье в наибольшей степени сказываются именно на ребенке. В этом случае его «капризы» – это материализация окружающего его недовольства и раздражения. И исправить ситуацию можно, лишь наладив отношения в семье.

Определенные педагогические нарушения в семье тоже легко могут стать источником капризов. Если родители разрешают ребенку абсолютно все, и он просто-напросто не понимает слова «нет», любая попытка запрета приводит его чуть ли не к истерике. Как правило, родители пугаются подобной реакции и готовы на все, лишь бы избежать ее повторения, а значит, продолжают потакать малышу. А это неминуемо углубляет разлад в семье и делает ее членов еще более раздражительными. Обратная ситуация также может вовлечь всю семью в порочный круг: с ребенком ведут себя излишне строго и пресекают буквально все попытки к самостоятельным действиям и принятию решений. Малыш протестует, родители становятся с ним еще строже. Тот же эффект возникает, если разные члены семьи придерживаются диаметрально противоположных стилей воспитания – например, мама очень строга с малышом, а папа разрешает абсолютно все. Все эти ситуации лучше всего разбирать с семейным психологом.

Борьба за самостоятельность

Часто за капризы родители принимают стремление ребенка к самостоятельности. С 8–9 месяцев малыш уже начинает «проверять на прочность» окружающих взрослых. Ему дают игрушку, он кидает ее на пол и тут же требует назад. Так может повторяться много раз подряд. Ребенок выясняет границы дозволенного, причем, при общениис мамой, папой или бабушкой границы могут быть различными. При этом отличить плач реальной потребности от «проверочного» можно довольно легко: «проверяя», малыш иногда перестает реветь, оглядывается и прислушивается, чтобы оценить произведенный эффект. Такие остановки – признак требования внимания к себе. Это не значит, что в этом случае его нужно игнорировать, лучше мягко разговаривать с ребенком, приводить разумные доводы, объяснять свои действия, в том числе необходимые отказы или запреты. Такой словесный контакт, если он установлен в самого рождения, позволяет проще отличить, чем именно вызвано необычное поведение, и справиться с ситуацией.

В возрасте 2–3 лет наступает пора, когда ребенок буквально на все отвечает: «Я сам!». Причем, если попытки сделать что-то самостоятельно и не очень успешны (разлил, рабил, сломал, упал), лучшей стратегией будет не ругать малыша, а отметить его достижения и предложить вместе довести дело до конца. Часто одного факта признания самостоятельных попыток ребенка что-то сделать уже достаточно, чтобы жить в ладу и свести «капризы» к минимуму.

Упрямые факты

  • Даже если малыш в принципе любит поплакать, определенные его состояния должны насторожить родителей. Это так называемые неотложные состояния.
  • Громкий выраженный крик ребенка в течение двух и более часов, при котором не помогают никакие обычные методы успокаивания, – сигнал к тому, чтобы вызвать врача. При таких проблемах, как кишечная инвагинация (заворот кишок) или аппендицит, у маленького ребенка может не быть никаких других очевидных внешних признаков, кроме интенсивного непрерывного плача. Диагностировать проблему может только доктор. Нельзя сказать, чтобы эти случаи часты. Если мама кормит своего малыша грудью и хорошо знакома с принципами введения прикорма, то заворот кишок, причиной которого является резкий переход на незнакомую пищу в большом объеме и в слишком раннем возрасте, ее ребенку не грозит. Аппендицит у малышей тоже встречается нечасто, но поскольку точно причины этого неотложного состояния до сих пор неясны, нельзя сбрасывать его со счетов.

Полезные советы:

  • Любые внутренние переживания ребенка (поступление в детский сад или школу, нелады в семье) могут привести к стрессу. Не нужно пытаться оградить малыша от сложных ситуаций, но учите его преодолевать трудности. Малыш намного легче перенесет стресс, если он будет знать, что дома его всегда поймут и поддержат, что для мамы и папы он лучше всех на свете.

Ваши любовь и внимание – вот лучшие «лекарства» от стресса. Беседуйте с малышом, давайте ему возможность выговориться, выясняйте причины переживаний. Играйте с ним, рисуйте, привлекайте его к занятиям спортом, но старайтесь уберечь от непосильных нагрузок.

Статья была опубликована в журнале «Мой кроха и я» (2014 г.) и размещена на сайте krokha.ru.

Вопрос: Здравствуйте! Ребенок плачет по любому поводу. Дочке — 4 года. Забираю из сада — рыдает. Прошу убрать вещи — рыдает. Просит что-то ей помочь — и опять рыдает. Пробовали по-хорошему и по-плохому. Ничего не помогает. Обещает, что не будет, и все опять повторяется.

Семья у нас полная. Относимся друг к другу хорошо: любим и уважаем. С папой ничего такого нет. Все сама делает. Даже если что-то просит, то никогда не плачет. С папой дома у нее больше времени. Когда она со мной, ей приходится заниматься своими делами без меня, так как я веду частные уроки с детьми, а она одна в своей комнате играет. Это в выходные, а в остальные дни она в садике. В детский сад ходит с удовольствием уже третий год, там тоже со всеми общается и отлично проводит время. Она сама мне это рассказывает, и воспитатель тоже. А как только прихожу ее забирать, начинает плакать. Спрашиваю: «Почему?». Говорит: «Больше не буду!».

У папы сменный график, с ним может и среди недели дома остаться и провести весь день вместе, пока я на работе. Но из сада я всегда стараюсь забрать ее пораньше, так как мы еще ходим на танцы и на подготовку к школе (тоже,кстати, ходит с удовольствием).

Мы пробовали и объяснять, что можно без слез, и ругали, и ремень брали, и в угол ставили. В углу стоит и рыдает, выбегает через каждые десять минут и говорит: «Можно я вам скажу, как надо себя вести? Я все поняла!».

Нервы у всех уже на пределе. Помогите, пожалуйста. Спасибо за ответ. Ксения

Отвечает Анастасия Комарова, психолог Монтессори-сада СЕМИЦВЕТИК:

Здравствуйте, Ксения. Читая ваше письмо, чувствуется, как вы переживаете за дочку и хотите ей помочь, а также ваша растерянность, в том, что же делать. Давайте попробуем разобраться, чем можно помочь в вашей ситуации.

Насколько я поняла, ваша дочка помимо сада дополнительно посещает танцы и подготовку к школе. В связи с этим у меня вопрос: сколько раз в неделю у нее занятия по подготовке к школе, сколько часов, какие занятия, в какой форме проходят?

Дело в том, что возраст 4-5 лет – это возраст прежде всего игр, через которые ребенок познает правила, которые приняты в обществе, социальные отношения, что такое «хорошо» и «плохо» и прочее. В этом возрасте активно формируются личностные качества ребенка, а вот учебные навыки им даются сложно, особенно, если занятия проходят в форме классно-урочной системы. К таким занятиям ребенок в 4-5 лет не готов ни психологически, ни физиологически.

Всему свое время: дошкольный возраст — играм и через них ребенок развивается, а 6 лет — подготовке к учебе.

Ведь не зря детей в школу берут именно с 7 лет, а не раньше. Вполне возможно, что психика вашей дочки, хоть ей и нравятся занятия, перегружается на них. С этим может быть связан постоянно сниженное настроение, и любая проблема, даже самая маленькая, ей воспринимается ОЧЕНЬ большой, с которой справиться трудно.

Кроме того, насколько я поняла, с папой нет таких проблем. А стало быть, что-то в ваших отношениях с дочкой. Скорее всего, ей не хватает вашего активного общения, ощущения значимости для вас. Давайте посмотрим, сколько времени у вас остается на качественное общение друг с другом? Целый день она в саду, потом вы ее забираете и ведете на занятия, после них, я предполагаю, ужин и сон. А в выходные, у вас работа, а она одна в своей комнате. А папа и может и в сад не повести, и играет с ней. И с ним она не плачет. Я думаю, что вам нужно налаживать более тесный контакт с дочкой.

Чем опасна истерика?

Наверняка, вам уже говорили «мудрые» соседки: «С возрастом пройдет!» Но они не сказали, что с возрастом вспышки агрессии и истерики проходят только у тех детей, чьи родители смогли с ними справиться. Если с истерикой и «психами» ничего не делать, то с возрастом они усугубляются, перерастают в очень неприятные черты характера и остаются с ребенком на всю жизнь. Запущенные неврозы приводят к серьезным расстройствам психики, бессоннице, потери аппетита, хронической усталости, энурезу, утрате интереса к жизни, нервному тику и т. д.

Плаксивость у детей: причины и решения

Как помочь малышу, у которого постоянно глаза «на мокром месте», и не дать привычке плакать закрепиться, став единственной формой общения с миром?

Детям, в принципе, свойственно плакать. Для крохотного и не умеющего пока говорить младенца это способ сообщить, что он голоден, устал, нуждается в чистом подгузнике или просто соскучился по маме. Для малыша-двухлетки плач – способ добиться своего, реакция на запрет, обиду или испуг, а также возможность выразить свое расстройство, если что-то не получается. Да и дети постарше также время от времени могут дать волю слезам, просто потому, что их нервная система еще незрелая, и другие способы ответа на негативные моменты жизни еще не выработаны.

Поэтому оговоримся сразу, что плач для детей – это нормально. И наказывать ребенка любого возраста за слезы, думая, что он делает это специально и изводит вас, не надо. Однако бороться с плаксивостью все же стоит, и лучше всего, путем предотвращения.

Итак, какими же могут быть причины детских слез?

Плаксивость от недостатка общения

Представим себе ситуацию, что девочка три раза подходила к маме с тихой просьбой поиграть с ней или почитать ей сказку, а мама отмахивалась, не повернув головы к ребенку и не предлагая другого занятия взамен. И тут малышка начала реветь. Реакция мамы: «Что ты кричишь, невоспитанная девчонка?» Таким образом, ребенок добился внимания, пусть и негативного. Если отношение взрослого к потребности ребенка в общении не изменится, девочка привыкнет к плаксивости, чтобы ее замечали.

Темперамент и плаксивость

У ребенка-меланхолика слезы могут литься без всякой причины. Такие детки весьма ранимы, чутко воспринимают несправедливость и чужие страдания. В данном случае плаксивость не недостаток, а особенность темперамента. Хорошая новость состоит в том, что у ребенка есть огромный творческий потенциал, бездна эмоций, а также хорошо развита способность к состраданию. Никто не утешит вас лучше, если вам самим доведется плакать, а такое случается и со взрослыми!

Поэтому выработайте спокойную реакцию на слезы ребенка-меланхолика. При необходимости утешьте его, не делая из его плаксивости культа. Постарайтесь обходиться без строгости, ругани и физических наказаний. Ранимым детям порой достаточно строгого взгляда. Если нужно сделать сыну или дочке замечание, призовите на помощь юмор и иронию, это действует лучше злых окриков и одергиваний.

Возрастной кризис

Проходя различные рубежи на пути к взрослению, дети сталкиваются с внутренними переживаниями, выливающимися в потоки слез и испытания на прочность родительских нервов. Таковы кризисы одного года, трех, семи лет и т.д. Изначально привязанный к маме, малыш постепенно отделяется от нее, учится делать все сам.

Он также хочет узнать, что произойдет, если он не станет слушаться, убежит от мамы или сделает что-то вызывающее (например, нарисует на обоях). Такие вещи хорошо ощущаются родителями – они начинаются внезапно и отличаются заметным постоянством. Примите эту плаксивость как данность взросления, не поддавайтесь панике и не потакайте капризам. Запаситесь терпением и спокойствием, и пусть они передадутся ребенку. Возрастные кризисы – как волны, они накатывают и уходят, а вы должны быть незыблемым утесом, и тогда вам с ребенком будет легче пережить очередную возрастную бурю.

Социальная адаптация

Если ваш ребенок пошел в детский сад или в школу, будьте готовы к тому, что он может стать плаксивым без явной причины. Если до этого он был средоточием родительской любви, «центром вселенной», то теперь ему предстоит найти свое место в коллективе. Некоторые дети болезненно реагируют на конкуренцию или конфликты со сверстниками, замечания педагогов. Окажите ребенку необходимую поддержку, в сложных ситуациях обращайтесь к психологу.

Погода в доме

Даже ссоры и скандалы родителей, не говоря уже о таких катаклизмах, как развод или смерть близкого человека, могут сделать из спокойного и улыбчивого малыша настоящего плаксу. Да, вам тоже нелегко, но долг родителей защищать ребенка не только в физическом, но и в психологическом плане. Не отгораживайтесь от малыша и его переживаний, придите к нему на помощь, дайте понять, что вы с ним вместе и не оставите его. Если ситуация очень тяжелая и вы не справляетесь, и вам и ребенку может потребоваться психологическая помощь.

Показания для обращения

  • Постоянная плаксивость, подавленность, апатичность;
  • Быстрая утомляемость;
  • Неуправляемость, нежелание следовать правилам, бунтарство;
  • Отказ выполнять просьбы или попытки выполнить все наоборот, не так, как сказано;
  • Упрямство, нежелание признать ошибки, принять чужую точку зрения;
  • Прерывистый сон, бессонница, капризы по ночам;
  • Тяжелая адаптация в новом коллективе: детском саду, школе, внешкольных кружках, спортивной секции и т.д.;
  • Частичная потеря полученных ранее навыков.

Причины раздражительности у детей разнообразны: от отсутствия взаимопонимания с родителями до психических заболеваний. Сама по себе раздражительность не пройдет. Если не устранить первопричину проблемы, психологическое состояние ребенка со временем станет хуже, и исправить его будет сложнее. Консультироваться со специалистом по поводу раздражительности, эмоциональных вспышек и нервозности можно уже с 2-3 лет — в этом возрасте становятся заметны первые симптомы отклонений.

Особенности нашей программы коррекции

Индивидуальный подход. Каждая коррекционная программа составляется индивидуально. Учитываем возраст, особенности поведения, умственного и физического развития ребенка, взаимоотношение между ребенком и родителями. Чтобы подобрать программу персонально под ребенка, проводим первичную консультацию с неврологом, нейропсихологом и психологом.

Комплексная работа. Программа коррекции включает занятия в игровом зале, аппаратную терапию и домашние задания. Занятия в зале проводят один или два специалиста, в обязательном порядке участвуют родители. Благодаря участию родителей дети чувствуют себя спокойнее и увереннее, а родители обучаются самостоятельной работе с детьми, которая поможет при выполнении домашних заданий. Не используем лекарственные препараты, так как добиваемся хороших результатов без них.

Для аппаратной терапии используем две методики — электрокардиографию и микрополяризацию. Электрокардиограф «Варикард» необходим для оценки самочувствия ребенка до и после занятия. Если нагрузка была чрезмерной или недостаточной, внесем корректировки в план следующего занятия. Микрополяризация — воздействие на центральную нервную систему слабым электрическим током. Помогает успокоить ребенка, снизить уровень агрессии, повысить способность к обучению.

Домашние задания выдаются родителям сразу после занятия. Специалист подробно разъяснит, как его выполнять, ответит на все вопросы. Если вопросы возникли во время активной работы с ребенком, но до следующего занятия еще далеко, проконсультируем по телефону.

Спокойная атмосфера. Детям комфортно в нашей клинике. Она не похожа на обычную больницу, а врачи не носят белых халатов, чтобы у детей не возникали неприятные ассоциации. В игровом зале естественное освещение, чтобы не уставали глаза, и мягкое покрытие на полу и стенах, чтобы избежать травматики. Спокойствие во время занятия — один из главных факторов успеха лечения, так как ребенок сможет сосредоточиться и выполнить задания с полной отдачей.

Запись на прием

Позвоните нам или закажите обратный звонок, чтобы записаться на первичный прием. Оператор согласует время консультации, ответит на все вопросы.

Как мальчик Коля кричать перестал.

Однажды мальчик Коля играл в комнате, а мама что-то делала на кухне. Коля забрался на папин стол и раздобыл там калькулятор. Ах, какая замечательная вещь, этот калькулятор! На нём много кнопочек со значками, их так приятно нажимать, а на экранчике что-то мигает… очень интересная вещица! Коля очень увлёкся своей находкой. Он уже наловчился нажимать пальчиком сразу три кнопки, но тут подошла мама, отобрала калькулятор и положила его на высокую полку.

Коле стало так обидно, так досадно, что он горько-горько, громко-громко расплакался. Мама растерялась: ей было жалко мальчика, но и калькулятор — не игрушка, быстро сломается в детских ручках! Наконец, мама не выдержала и отдала Коле калькулятор, чтобы тот утешился.

Коля был счастлив: новая игрушка снова у него! Довольный, он носил свою «машинку с кнопочками» по всей квартире целых полчаса, пока не бросил, заигравшись, на диване.

Позже Коля с мамой гуляли в парке перед обедом. Как обычно, когда пришло время возвращаться домой, мама позвала: «Коленька, прощайся с друзьями, нам пора домой, обедать!» Но мальчик решил не сдаваться без боя и закричал: «Не хочу-у-у-у домо-о-о-о-ой! Хочу гулять!» «Ладно», — подумала мама, — «Еще полчасика погуляем». Так и повелось у Коли: чуть что не так — сразу кричать. А мама совсем растерялась: что это с её сыночком стало? Как быть?

Так мама устала и намучилась с кричащим Колей, что на выходные поехала отдохнуть в гости к подруге, а Коля остался с папой. Они позавтракали и, как обычно, отправились гулять на детскую площадку в парк. На площадке было много детей, и когда папа позвал домой, уходить совсем не хотелось. Поэтому Коля уверенно закричал на весь парк: «Не хочу домой, не пойду домой, а-а-а-а!»

А папа и бровью не повел. Взял орущего Колю за руку и повел из парка. «Что такое?» — удивился Коля, — «Может, папе плохо слышно?» И закричал еще громче, изо всех сил. Но папа даже не обратил внимания на колины крики, а сам мальчик быстро выбился из сил.

По дороге домой папа с мальчиком зашли в магазин, чтобы купить к обеду хлеба. Возле кассы Коля увидел конфеты. А он уже проголодался, да и устал кричать. И так ему захотелось сладких вкусных конфеток! Но папа сказал Коле: сначала обед, потом — поговорим о конфетах. Мальчик собрался с силами и снова закричал: «Папа, купи конфеты, хочу конфет, папа-а-а-а!» Все люди в магазине сразу обернулись на Колю и стали смотреть: что это такое с мальчиком, почему он кричит? Может, его кассир укусил за пятку? Бабушки и тёти поблизости стали что-то говорить колиному папе и показывать на Колю. Что именно они говорили, Коле слышно не было — он слышал только себя. «Вот», — подумал Коля, — «Раз тётям и бабушкам слышно, значит, и папа услышит, что я

хочу конфету, и купит мне её!» Но — странное дело! — папа спокойно что-то ответил тетям, покивал бабушкам, и повел Колю к выходу, без конфеты. Как же так?!

Всю дорогу из магазина домой Коля обиженно кричал и даже немного всплакнул. Что же это такое? Неужели папа теперь никогда не услышит своего Колю? Может, он стал глухим? Или просто разлюбил сына и не хочет его слушать? Как ни старался Коля докричаться до папы, тот ничего не отвечал.

Когда мальчик с отцом добрались домой, настроение у Коли было совсем-совсем плохое. Папа подогрел на обед суп, а Коле уже ничего не хочется. Покричал он по привычке, но уже так устал, что заснул прямо на кухне, без обеда.

Ближе к вечеру Коля проснулся, с аппетитом съел снова разогретый суп и стал с папой играть в лото. В первый раз папа выиграл. Хотел было Коля снова закричать, но вспомнил, что папа не услышит всё равно, и не стал кричать понапрасну. Так он и не кричал больше до конца выходных.

В понедельник, когда папа ушёл на работу, а мама с Колей остались вдвоём, мальчик снова начал было капризничать: не хочу это, дай то… Но мама будто заразилась от папы: не слышит! Раньше слышала, как Коля кричит, и всё сразу делала, что Коля ей скажет, а теперь — не слышит. Вот беда! А может, это у Коли с папой на выходных «кричалка» поломалась?

Словом, не стал больше мальчик громко капризничать. А потом и вовсе кричать перестал. Бывало, конечно, что покричит, но уже по-другому — когда ловко папу в лото обыграет или когда наша команда гол забьёт.

Татьяна Тамбовцева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *