Ребенок и садик

Тема нежелания детей кушать – одна из самых актуальных среди большинства мамочек. Причем эта тема, связанная с нежеланием ребенка есть, воспринимается родными очень болезненно.

Доктор Комаровский утверждает, что, если ребенок не хочет есть, значит он просто еще не проголодался.

Если подобные ситуации случаются дома, то ничего страшного в этом нет. Не хочет малыш есть сейчас, захочет через полчаса или час.

Иным образом обстоят дела, когда нежелание есть приходится на о время, когда ребенок находится в детском саду.

В Детских садах прием пищи и все остальные занятия осуществляются по строгому распорядку дня. Если, к примеру, малыш отказался завтракать, то до обеда он останется голодным. Поэтому всех мам беспокоит вопрос, что делать, если в детском саду ребенок не ест. Рассмотрим несколько различных ситуаций.

Ребенок только поступил в детский сад

Если причина плохого аппетита связана с периодом адаптации ребенка в детском саду, то ничего страшного в этом нет. Привыкая к новым условиям, ребенок испытывает сильный стресс, поэтому чаще всего он может отказываться от приема пищи.

Если причина плохого аппетита связана со стрессовыми ситуациями, то следует помочь ребенку преодолеть этот период.


Более подробно о том как облегчить привыкание ребенка к детскому саду, можно узнать из нашей статьи: Адаптация ребенка в детскому саду: советы психолога

Старайтесь внушать ему, что детский сад, это его работа. Дети любят, когда к ним относятся как ко взрослым.

Общайтесь с малышом, разговаривайте о том, как прошел день, чем он занимался в саду. Старайтесь поощрять любые его положительные настрои.

Второй причиной, связанной с адаптацией, может быть то, что ребенок не привык к такой пище.

Есть дети, которые даже дома едят не очень хорошо, отказываясь от тех или иных блюд. Попадая в детский сад, где питание детей становится разнообразным, ребенок сталкивается с множеством незнакомых блюд, которые, возможно, по каким-то причинам им не нравятся. Подобное поведение встречается у детей, которые пошли в сад довольно в позднем возрасте, в 5-6 лет.

Чтобы ребенок с удовольствием ел новую для него пищу, старайтесь разнообразить и его домашний рацион, готовьте те блюда, которые дают в саду, чтобы ребенок привыкал к ним.

Отсутствие режима дня дома

Если дома у ребенка отсутствует режим дня, он садится есть тогда, когда ему вздумается, то в детском учреждении ему будет сложно перестраиваться.

Обычно, подобные ситуации могут возникать, как у детей, которые недавно поступили в детский сад, так и у детей, которые по каким-либо причинам долго отсутствовали в саду (например, долго болели или были на оздоровлении).

В этом случае, ребенка следует приучать к распорядку дня. После пробуждения, кормите ребенка не позднее, чем через 1-1,5 часа, чтобы это вошло у него в привычку. Получая пищу таким образом, у ребенка будет вырабатываться желудочный сок на уровне условного рефлекса в одно и то же время, и он сам начнет просить кушать. То же самое должно касаться дневного и вечернего приема пищи.

Ребенок заболел

Иногда отсутствие аппетита у ребенка может быть связано с началом болезни. Внешне она еще никак не проявляется, нет температуры или каких-либо характерных симптомов, но ребенок чувствует себя плохо, он капризен, малоактивен, и конечно же, не хочет есть.

Если подобная ситуация не является для ребенка систематической, и обычно, он хорошо кушает в саду, то нужно немного понаблюдать за ним. Обычно, если ребенок не здоров, то симптомы заболевания проявляются в течение нескольких часов. Если малыш отказывается есть, пусть съест то, что ему больше нравится или выпьет молоко или компот.

Ребенок поел дома

Иногда дети в детском саду отказываются завтракать по той причине, что мама накормила ребенка дома перед выходом. Просыпаясь в детский сад рано по причине, что родители торопятся на работу, ребенок завтракает вместе с другими членами семьи. К моменту начала завтрака в детском саду ребенок еще не успевает проголодаться и или совсем ничего не ест, либо ест очень плохо.

Также случается, когда родители дают ребенку с собой в сад конфеты, печенье или прочие сладости. Перекусив, ребенок потом отказывается от основных приемов пищи в саду. Бороться с этим очень просто.

Не стоит кормить ребенка перед выходом в сад, нельзя давать с собой конфеты, печенья, пряники и прочие закуски, чтобы не перебивать аппетит.

Отказ от еды – разновидность манипуляции

Иногда, отказываясь есть в детском саду, ребенок проявляет разновидность манипуляции родителями. Он знает, что мама, переживая, что ее малыш останется голодным, может забрать его из сада пораньше, или вообще уйти с ним на больничный.

В любом случае, ребенок старается манипулировать родителями для достижения каких-либо своих целей. То же самое можно сказать и о слезливых прощаниях каждое утро, когда, расставаясь с мамой, ребенок выжимает из себя максимум эмоций, чтобы мама забрала его назад из сада.

Что делать в этой ситуации? Поговорить с ребенком предельно откровенно, объясняя, что посещение детского сада не только является необходимостью, но и возможность общаться с друзьями, развиваться, хорошо проводить время.

Если ребенок не ест в детском саду, следует искать причину в нем самом. Как не бывает двух совершенно одинаковых детей, так не бывает одинаковых причин плохого аппетита у детей. Если причины слишком серьезны, связаны со сложностями адаптации ребенка в саду, сложными отношениями ребенка в коллективе, со сверстниками, с воспитателями и прочими, то есть повод обратиться к детскому психологу.

/О детях/Детский сад

Несадиковский ребёнок

Я думала, что в детский сад сынишка пойдет легко. Со мной он уже умел расставаться, хорошо играл с другими родственниками и детишками – веселый и коммуникабельный ребенок. Однако на деле все оказалось гораздо сложнее…

В детский сад мы пошли в 2,4. Нужно было выходить на работу, и я видела, что должен начаться новый этап и в его жизни. Мне казалось, что сыну скучно и тесно со мной, хоть и хорошо – мама всё-таки. Видела, как он с удовольствием играет с другими детками, в общем, созрел для вступления в социум.

Итак, решено было с сентября его вести в сад. Если бы была возможность выбора, я начала бы с лета (всё же инфекций летом меньше), но до сентября новые группы не запускают набирают – поэтому осень.

Сама адаптация прошла хоть и не совсем гладко, но сравнительно быстро. Он по началу хныкал (дня 2-3), а потом начал быстро отвлекаться на игрушки, ребятишек. Потом появились друзья, потом начал спать хорошо днем, кушать всё.

Проблема была в том, что он сразу начал болеть. Тут же, в сентябре, потянулись кратковременные периоды температуры. Дальше – больше: больницы, антибиотики… Мы не сторонники радикальных методов лечения, но он очень тяжело болел. Это длилось с сентября по январь.

За этот чудовищно сложный для нас с малышом период я прошла много педиатров, беседовала с иммунологом, «подняла на уши» знакомых врачей. Для меня было важно, чтобы этот кошмар кончился, и мой сынок снова стал здоровым и здоровым оставался. Врачи, по сути, разводили руками – дескать, со всеми так бывает. Объясняли, почему могло так происходить, но на вопрос «что делать?» толком так и не ответили. Советовали подождать, пока подрастёт, и рекомендовали лекарства, которыми следует кормить «в случае чего». Тогда первый раз я услышала про «несадиковских детей» — я имею в виду именно тех, кто сами по психологическим причинам запускают процесс болезни. Но я не хотела верить, что это имеет к нам какое-либо отношение. Ведь он уже не плакал, когда шёл в сад, у него есть там друзья, он с удовольствием играет в саду, учится новому. С чего бы ему быть «несадиковским»?

В январе нас выписали, посоветовали посидеть после выздоровления полтора месяца дома. Мы посидели. Итого в сад не ходили 2,5 месяца. Он за этот период ни разу не чихнул. Отдохнули мы все. Сынок даже округлился, а то худющий был.

На этот раз я уже с опаской повела его в сад после отдыха. Специально подождали до апреля, уточнили, нет ли карантинов, все ли здоровы. И пошли. Неделю почти отходили хорошо, он сразу влился в группу после долгого перерыва. Но в пятницу … опять.

Мне всё чаще приходила мысль, что сын может сам запускать болезнь, но после этого случая так стали думать все мои близкие. Потому что больных детей в группе не было, иммунитет был силён, он отдохнул, мы его подлечили. Он не потел и не промокал, никто их специально не морозил, не простужал.

Можно ли превратить «несадовского» ребенка в «садовского»?

Сперва я попыталась проанализировать, что не нравится сыну. Возможно, ему не хочется вставать рано утром, он это не любит (да кто вообще любит?). Возможно, не хочет тут же одеваться и торопиться. Он любит проснуться сам, поваляться, чтобы мы пообнимались, спокойно поиграли, не торопясь покушали. А тут всё наоборот.

Затем побеседовала с психологом в детском саду. Действительно дети сами способны «нагнетать» болезни. Помню, как сама поступала таким образом, не желая идти в школу. Мы анализировали ситуацию и со стороны медицины, и со стороны психологии. У меня буквально открылись глаза на многие вещи: моему ребёнку сад не нужен, ему и дома хорошо. Ведь там ему всё позволено, что хочет, то и делает, ни за что не отвечает, а в саду режим. Очевидно, что и дома нужно было вводить дисциплину, соблюдать определенные правила – хотя бы приучить убирать игрушки.

На повестке дня оказался другой вопрос, что же теперь делать? Пришлось обратиться за советом к специальной литературе.

Мой ребёнок с самого вечера твердит, что не хочет идти утром в садик. Он с утра спит, сонный встаёт, зевает, а тут я его одеваю, тащу по улице.

Поэтому важно чтобы малыш захотел с утра туда идти. Чтобы процесс пошёл в обратную сторону: хочу идти в сад, для этого нужно быть здоровым.

Для этого можно использовать, например, следующие методы.

  • Я просила сына помочь нам быть спокойными за него. Объясняла, что нам будет очень приятно, если он будет здоров, если ему будет хорошо в садике. От этого мама и папа будут очень счастливы.

Эти беседы помогли нам, но можно попробовать и другие способы.

  • «Замещение». Предложите ребенку какую-нибудь малень­кую меховую игрушку, сказав, что в отсутствие мамы она будет ее заместителем, поэтому, когда малыш вспомнит о маме и захочет побыть с ней, он может достать игрушку из кармана и поговорить с ней. Мама обязательно об этом узнает, но не обя­зательно сразу вернется — она вернется, как только сможет.
  • «Роль в семье». Перед тем как ребенок начнет ходить в дет­ский сад регулярно, расскажите ему о том, что в течение дня будет делать каждый член семьи. Родители пойдут на работу, чтобы заработать деньги для семьи, а также, чтобы сделать какое-то полезное дело. Последнее очень важно, ведь если ребенка с детства приучают, что работа — это только способ добыть деньги, то невозможно создать положитель­ный образ такого рода активности. По этому параметру ребе­нок еще долго будет отличаться от родителей, так как заработать он не может. Понимание же того, что на работу ухо­дят, чтобы делать какое-то полезное дело, необходимо ребен­ку и для формирования адекватного представления о роли се­мьи в обществе, своей роли в семье и для осмысления важно­сти посещения детского сада как собственного вклада в благо­получие семьи и общества. Обязательно скажите о том, что перед ребенком стоит важная задача в детском саду — учиться и расти, чтобы стать таким, как родители. Осознание значи­мости его нахождения в детском саду для семьи (он там вы­полняет определенную миссию, а не просто оставлен на хра­нение, как какая-то ненужная вещь) также будет способство­вать эмоциональному комфорту ребенка в нем.
  • «Внимание и любовь». Необходимо продумать свое поведе­ние после возвращения ребенка из детского сада. Стоит так распределить время, чтобы кто-то из родителей смог побыть с малышом и показать ему, как он не­обходим своим близким, как они соскучились по нему.
  • «Приключение». Маме загодя или с утра обыграть поход в сад как приключение. Очень мне в этом плане понравились идеи с этого сайта.

Одна мама рассказывает, что для того, чтобы отвести своего карапуза в детский садик, им приходилось вставать в полседьмого, выходить из дома в семь часов утра и ехать на автобусе пять остановок. Более чем вероятно, что малыш совершенно не хотел вставать в такую рань. Мама старалась каждое утро рассказывать ему новые придуманные причины, почему он должен так рано вставать. Причины были самыми разнообразными. Они ездили смотреть, где автобусы спят или как встает солнце, слушали утреннюю трель птиц и наслаждались тишиной утреннего города.
Кроме разговоров, есть способы по-иному заинтересовать ребенка утренними прогулками. Женщина, о которой мы писали выше, разрешала своему карапузу во время дождя бегать по лужам и даже прыгать по ним, надев предварительно резиновые сапоги. Это нравится почти всем детям, и ожидание предстоящей прогулки помогает им быстрее проснуться. Иногда мама старалась заинтересовать ребенка каким-то чрезвычайно ответственным делом. К примеру, можно отнести своей воспитательнице конфетку, или прийти в садик быстрее всех, чтобы успеть покататься на любимой всеми детьми группы машинке. Дайте ребенку новую игрушку, и скажите, что будет замечательно, если он покажет ее остальным детям. Увидите, ваш малыш будет с нетерпением бежать в садик, ведь там можно похвастаться перед другими маминым подарком. Для нас все перечисленные способы кажутся не столь важными, но для детей все обстоит совсем иначе. Они любят быть первыми и лучшими, любят чувствовать на себе внимание окружающих.

Но мне очень понравилась вот эта история.

Сыну Евгении сейчас три с половиной года. Однажды настал день, когда ей никакими уговорами и обещаниями не удавалось заставить сына вставать с кровати и идти с ней на улицу. Но мама нашла выход из ситуации. Она рассказала сыну, что злая Баба Яга спешит попасть в его детский садик, чтобы съесть кашу деток. Такие слова возымели свое действие, и ребенок поспешил в погоню, чтобы спасти от Бабы Яги завтрак детей. Кстати, в погоню, он собирался лететь прямо на метле. Маме не удалось его переубедить, что автобусы ездят намного быстрее, и пришлось отдать две старые швабры во благо спасения детского завтрака. На этих метлах они «летели» до самой автобусной остановки, и только там женщине удалось переубедить сына, что на метлах злодейку они не догонят, и большой автобус поможет им в этом. Малыш поверил ей, и они благополучно продолжили свое путешествие в садик.

Придуманная ей история понравилась сынишке, и, что главное, он ее надолго запомнил. Пока она с мальчиком ехала в садик, они немного изменили роль, которую играла Баба Яга в этой истории. Теперь она не хотела кушать кашу детей, а наоборот, сварить им что-то вкусное. И готовить им она будет каждое утро, пока мальчик будет ходить «на работу» в детский садик. Мальчику эта история пришлась по душе, и он еще достаточно долго рассказывал всем знакомым о том, кто именно варит для них в садике кашу. Как оказалось, у Бабы Яги кулинарные способности были на достаточно высоком уровне.

Конечно, все эти психологические приёмы нужно использовать, если малыш здоров. Если он только что переболел или ещё болен, то нужно лечить, укреплять иммунитет.

Вот, что пишет по поводу таких деток доктор Комаровский:

Си­ту­а­ция, при ко­то­рой ре­бе­нок ста­но­вит­ся час­то бо­ле­ю­щим лишь пос­ле то­го, как на­чи­на­ет по­се­щать дет­ский сад, — аб­со­лют­но ти­пич­на.

До трех лет прак­ти­чес­ки не бо­лел, за­ка­ля­ли, ни­ког­да и ни­чем не ле­чи­ли. В три го­да по­шел в дет­ский сад — и за зи­му пять ОРЗ… Вы уже по­ня­ли, кто ви­но­ват? Од­но­знач­но не ре­бе­нок.

Ког­да про­из­но­сит­ся фра­за «до трех лет не бо­лел», так этой фра­зой утверж­да­ет­ся — име­ем аб­со­лют­но нор­маль­но­го, здо­ро­во­го ре­бен­ка. Из­ме­ни­лась окру­жа­ю­щая сре­да — на­ча­лись бо­лез­ни.

Что де­лать? Во-пер­вых, при­знать тот факт, что не­воз­мож­но на­чать ак­тив­но об­щать­ся с деть­ми и не за­бо­леть. Да вы, собст­вен­но, бы­ли к это­му го­то­вы, но не ду­ма­ли, что бо­лез­ни бу­дут по­сто­ян­ны­ми. По­сто­ян­ные бо­лез­ни — зна­чит, ли­бо вы то­ро­пи­тесь с воз­вра­ще­ни­ем к де­тям пос­ле бо­лез­ни, ли­бо что-то прин­ци­пи­аль­но не­вер­но в са­мом дет­ском са­ду (при­ни­ма­ют боль­ных де­тей, не про­вет­ри­ва­ют, ма­ло гу­ля­ют и т. д.).

Име­ем ли мы воз­мож­ность по­вли­ять на дет­ский сад? Как пра­ви­ло, не име­ем. Мо­жем ли не отвес­ти ре­бен­ка в дет­ский сад, если на­чальст­во на ра­бо­те нас тре­бу­ет, да и врач не на­ме­рен про­дле­вать боль­нич­ный лист? Не мо­жем.

Отво­дим. За­бо­ле­ва­ем. Выз­до­рав­ли­ва­ем. Отво­дим. За­бо­ле­ва­ем. И тог­да кто-то из окру­жа­ю­щих про­из­но­сит фра­зу: ваш ре­бе­нок «не­са­ди­ков­ский». И все вдруг ста­но­вит­ся по­нят­ным. Ра­бо­ту бро­са­ем. В са­дик хо­дить пре­кра­ща­ем. И дейст­ви­тель­но че­рез 1-2 ме­ся­ца пе­ре­ста­ем быть час­то бо­ле­ю­щим ре­бен­ком.

Мы пе­ре­ста­ли хо­дить в дет­ский сад по­то­му, что мы не смог­ли най­ти нор­маль­ный дет­ский сад.

Мы пе­ре­ста­ли хо­дить в дет­ский сад по­то­му, что мы не име­ли воз­мож­нос­ти вос­ста­но­вить ре­бен­ка пос­ле бо­лез­ни.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние: «мы не смог­ли…», «мы не име­ли воз­мож­нос­ти…».

Вы­вод: не бы­ва­ет не­са­ди­ков­ских де­тей. Бы­ва­ют не­са­ди­ков­ские ро­ди­те­ли.

Мы не на­шли нор­маль­ный дет­ский сад по­то­му, что его прос­то не су­щест­ву­ет.

Мы не име­ли воз­мож­нос­ти вос­ста­но­вить ре­бен­ка пос­ле бо­лез­ни, по­то­му что та­кой воз­мож­нос­ти не пре­дус­мат­ри­ва­ют ин­струк­ции на­ше­го пе­ди­а­тра и ко­декс за­ко­нов о тру­де.

Вы­вод: не бы­ва­ет не­са­ди­ков­ских ро­ди­те­лей. Бы­ва­ет не­са­ди­ков­ское об­щест­во.

Но на са­мом де­ле все во­все не так дра­ма­тич­но. По­сколь­ку да­же очень ча­с­тые ОРЗ при пра­виль­ном ле­че­нии со­вер­шен­но не от­ра­жа­ют­ся на здо­ровье ре­бен­ка.

За­бо­лел. Увлаж­ни­ли, про­вет­ри­ли, на­по­и­ли, за­ка­па­ли в нос. Выз­до­ро­вел. По­хо­дил два дня в дет­ский сад. За­бо­лел. Увлаж­ни­ли, про­вет­ри­ли, на­по­и­ли, за­ка­па­ли в нос. Выз­до­ро­вел. Мы ни­че­го опас­но­го, пло­хо­го, вред­но­го не де­ла­ли.

Но если каж­дый чих — по­вод для на­зна­че­ния де­сят­ка си­роп­чи­ков-таб­ле­то­чек, для из­де­ва­тельств под на­зва­ни­ем «отвле­ка­ю­щие про­це­ду­ры», для инъ­ек­ций ан­ти­био­ти­ков, для тща­тель­но­го об­сле­до­ва­ния, для кон­суль­та­ции де­сят­ка спе­ци­а­лис­тов, каж­дый из ко­то­рых счи­та­ет не­об­хо­ди­мым до­ба­вить к ле­че­нию еще па­роч­ку-дру­гую пре­па­ра­тов, — та­кие ОРЗ од­но­знач­ное и оче­вид­ное ЗЛО и та­кие ОРЗ бес­след­но не про­хо­дят и без­бо­лез­нен­но не пе­ре­рас­та­ют­ся. И для та­ко­го ре­бен­ка дет­ский сад опа­сен. И ро­ди­те­ли опас­ны. И вра­чи…

Если ре­бе­нок бо­ле­ет ОРЗ час­то, пусть да­же очень час­то, но выз­до­рав­ли­ва­ет не с по­мощью ле­карств, а ес­тест­вен­ным об­ра­зом — так пусть бо­ле­ет, пусть хо­дит в дет­ский сад, пусть во­об­ще де­ла­ет, что хо­чет. Это не вред­но — так бо­леть и так выз­до­рав­ли­вать!

Для себя я поняла, что решать проблему нужно комплексно:

  • Заранее готовить ребёнка к саду. Как бы я раньше не утверждала, что ребёнок в два года никому ничего не должен, теперь не могу так сказать. Если бы мне удалось тогда приучить его к какой-либо дисциплине, ответственности, сейчас бы всё было по-другому.
  • К режиму тоже нужно заранее приучать. Я упустила этот момент. Верила, 2 недели буду будить пораньше, потом сам вставать будет. Оказалось, что у меня не было этих 2 недель. Он заболел через несколько дней.
  • Не нужно создавать дома парниковых условий. Зачем ему иначе из такой оранжереи выбираться в суровую реальность. Нужно закалять малыша.
  • Можно и нужно пытаться заинтересовать ребёнка детским садом. Сделать это, как оказалось, не так и сложно.
  • Нужно наблюдать, комфортно ли ребенку в детском саду. Беседовать с воспитателями – есть ли друзья, не обижают ли, как кушает, как спит, чем увлечён. Если что-то идёт не так, решать ситуацию.

Дорогие родители, желаю каждому, кому знакома подобная ситуация, найти для себя выход из неё. И к этому выходу прийти, победить.

Сил нам всем, здоровья и терпения!

Комаровский на своем личном сайте ответил родителям, чьи дети постоянно заражаются в дошкольных образовательных учреждениях, как к этому относиться и как уберечь ребенка от заражения вирусами.

Доктор заявил, что никаких превентивных мер нет. Дети всегда будут заражаться в детском саду. Важно не паниковать и не «запихивать» в чадо кучу сиропов, таблеток и антибиотиков.

– Все встречи с новым и незнакомым вирусом будут заканчиваться в большинстве случаев болезнью, – написал Комаровский в интернете, – с возрастом незнакомых вирусов будет становиться все меньше, и болезни будут все реже и реже.

Педиатр посоветовал лишь четко соблюдать режим температуры и влажности в случае болезни, своевременно промывать ребенку нос и давать обильное питье. А потом снова вести в сад.

Не умереть молодым: 5 знаков зодиака – долгожителей

У этих 3 знаков зодиака – удивительные таланты

Мужчины этих 3 знаков зодиака сделают свою возлюбленную самой счастливой

3 причины непременно знать свою группу крови

Лидеры vorever: эти 5 знаков зодиака способны покорить мир

Ну что без них за праздник: кому не стоит есть мандарины

Чайный гриб оказался опасен для здоровья

Названы 5 главных причин, почему есть яблоки полезно каждый день

Евгений Комаровский (коллаж: РБК-Украина) Отправить новость другу Спасибо, Ваше сообщение отправлено!
Ok

Евгений Комаровский рассказал, можно ли оградить дошкольника от вирусов в детском садике

Доктор Комаровский ответил на наболевший вопрос многих родителей, дети которых постоянно болеют из-за посещений дошкольных учебных заведений. На своем личном сайте педиатр рассказал, можно ли уберечь ребенка от заражения вирусами в детском саду.

По мнению педиатра, никаких превентивных мер не существует. Единственное, что стоит делать родителям — не паниковать и не пытаться лечить «каждый чих» кучей сиропов, таблеток или же антибиотиков.

  • Стыд и страх: Комаровский указал на ошибки в деликатной ситуации с ребенком

Комаровский рассказал, как уберечь ребенка от болезней в детском саду (фото: blog.mednote/life)

«Каждая встреча с новым и не знакомым вирусом будет заканчиваться в большинстве случаев болезнью. С возрастом незнакомых вирусов будет становиться все меньше, и болезни будут все реже и реже», — пишет педиатр.

Главным в этой ситуации является не то, как часто ребенок болеет, а то, как быстро его организм справляется с вирусной инфекцией.

  • Запечатывание зубов: Комаровский высказался о новомодной процедуре

Комаровский советует в случае болезни соблюдать режим температуры и влажности, промывать нос и давать достаточное количество жидкости. После чего снова вести в сад.

Комаровский рассказал, как уберечь ребенка от болезней в детском саду (фото: .com)

Но если частые ОРЗ в саду становятся проблемой, то это проблема только в голове у родителей. Для ребенка, живущего в постоянных условиях залечивания, детский сад становится действительно опасным местом.

Болезни – в массы

Лидия Юдина, «АиФ Здоровье»: Евгений Олегович, правда ли, что современные дети рождаются более слабыми и болезненными, чем их родители? Аллергия, непереносимость глютена, лактозы – диагнозы, о которых раньше слышали только продвинутые педиатры, – сегодня у каждого десятого ребёнка.

Евгений Комаровский: Неправда. Иллюзия массовой болезненности детей обусловлена четырьмя факторами.

Во‑первых, ментальной привычкой обсуждать детские болезни со всеми подряд.

Во‑вторых, возможностями современных средств коммуникации, прежде всего социальных сетей. Теперь «непереносимость глютена» у конкретного ребёнка – повод для обсуждения в тысячах аккаунтов и в миллионах комментариев.

В-третьих, бизнесом на людских страхах и людской неграмотности. Коммерческие обследования на аллергии и непереносимости (зачастую не имеющие никакого отношения к правде), огромное количество специальных лекарств и продуктов (без глютена, без лактозы) – кто-то ведь должен всё это оплачивать и покупать.

Ну и вишенка на торте – некоторые медики. Низкооплачиваемые, униженные обществом и средствами массовой информации, пытающиеся улучшить своё благосостояние сотрудничеством с лабораториями, аптеками и магазинами со специальной особо полезной едой.

– Через ваши книги тема ухода за ребёнком проходит красной нитью. На ваш взгляд, можно ли неправильным уходом «угробить» здорового от рождения ребёнка, а правильным – выходить изначально слабенького малыша? Часто болеющие дети обычно перерастают детские болячки или становятся часто болеющими взрослыми?

– Угробить нельзя, но реально испортить жизнь – однозначно можно. Опять-таки очень важно получить ответ на вопрос: как будут лечиться все эти многочисленные болячки? Если к неадекватному уходу добавится неадекватное лечение (с множеством фуфломицинов, профилактической антибиотикотерапией, необоснованными госпитализациями, запретами на прогулки и т. д.) – так итоговому результату уж точно не позавидуешь.

Главное – адекватность родителей и, как следствие, адекватность их ухода за ребёнком определяет детское здоровье не менее чем на 90%. Ещё раз повторю: мамы и папы влияют на здоровье ребёнка в 10 раз больше, чем все врачи, вместе взятые. Только бы эти мамы и папы были готовы учиться и брать на себя ответственность за собственных детей.

Частые детские болезни – это, как правило, ОРВИ. Частота ОРВИ с возрастом однозначно уменьшается, но взрослый, который не взялся за ум и не изменил свой образ жизни на более здоровый, обычно успевает «заработать» целый букет хронических болячек, поэтому имеет все шансы болеть очень часто, чередуя относительно редкие ОРВИ с обострениями хронических заболеваний. Прощай, простуда! Что лучше: лекарства или народные средства? Подробнее

В саду – одни плюсы

– С какого возраста ребёнка можно отдавать в детский сад?

– Однозначного ответа на этот вопрос нет, поскольку совершенно непонятно, о каком детском саде идёт речь. Если это детский сад, где в игровой и в спальне +26, где гуляют в лучшем случае 1 час в день, где самый лучший воспитанник – это тот, кто первый поел, где половина детей (а нередко и сотрудников) – с купленными справками о вакцинации, – так из подобного детского сада надо не то что забирать, туда отдавать ребёнка не надо… Но отдают, поскольку никакой альтернативы, как правило, нет.

Главное: детские сады существуют для того, чтобы родители могли выполнять свои социальные функции и жить полноценной жизнью, которая не должна сводиться исключительно к уходу за потомством. Как следствие: государство или частные структуры должны быть заинтересованы в том, чтобы уже после 6 месяцев ребёнок мог какое-то время проводить в детском саду под присмотром обученных и высокооплачиваемых сотрудников. Это идеальная теория. Основная проблема не в медицине – с позиции педиатра, в адекватном детском саду сплошные плюсы практически в любом возрасте. Увы, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам детские сады, с акцентом прежде всего на дет­ское здоровье, – огромная редкость. И у большинства родителей – это, кстати, самое печальное – нет на такие сады запроса. Опять сопли! Что сделать, чтобы ребёнок не болел в саду Подробнее

– Сколько раз в году ребёнок «имеет право» болеть? Когда должен вставать вопрос о «слабом» иммунитете? И что родителям нужно делать в таких случаях?

– Ребёнок, посещающий детский коллектив, вполне может болеть ОРВИ от 6 до 12 раз в году, и это вовсе не говорит о том, что у него слабый иммунитет. Элементарная логика подсказывает, что если за год человек заболел 12 раз, то это означает, что он 12 раз сумел выздороветь!

Частые болезни – это не слабый иммунитет, а несоблюдение основных правил профилактики ОРВИ. А реальные проблемы с иммунитетом проявляются прежде всего тем, что банальные ОРВИ заканчиваются бактериальными осложнениями. В то же время реальной и самой частой причиной осложнений являются, опять-таки, не проблемы с иммунитетом, а неумение родителей правильно помочь ребёнку во время болезни.

Резюме: лекарств, «поднимающих иммунитет», – не существует. Это выдумки наивных бабушек и бизнес продавцов лекарств «для иммунитета». Заботитесь об иммунитете вашего ребёнка? Прекрасно! Учитесь правилам профилактики и домашнего самолечения ОРВИ, оптимизируйте параметры воздуха, не заставляйте есть, не кутайте, много гуляйте, занимайтесь спортом, оторвитесь от телевизора и смартфона и проведите выходные на природе. В общем, не пытайтесь оправдать родительскую лень и незнание элементарных правил ухода за ребёнком сказками про «слабый иммунитет».

– Вы постоянно предупреждаете родителей о том, что 80% лекарств, продающихся в аптеках, – фуфломицины. А какие лекарства должны быть в домашней аптечке в семье, где есть ребёнок?

– Список совсем небольшой – всего 4 позиции:

  1. Жаропонижающие средства – парацетамол или ибупрофен (это международные названия действующего вещест­ва – торговых имён сотни, выберите сами или с помощью вашего педиатра). Если в доме ребёнок, желательно иметь оба лекарства, обязательно в детской лекарственной форме (сироп, капли, раствор, суспензия). Если малыш возрастом до 2–3 лет, возможны свечи;
  2. Средство для пероральной регидратации – пакетик с порошком, который разводится в определённом количестве воды, и этот раствор следует пить при поносе, потливости, высокой температуре;
  3. Солевые капли в нос – средство для очистки и увлажнения носовых ходов при насморке;
  4. Сосудосуживающие капли в нос. Выбор и тактику применения нужно согласовать с вашим педиатром.

Отдавать ребёнка в детский сад до 3 лет?

С точки зрения детской психологии, основная потребность ребёнка до 3 лет – это тесное, эмоционально насыщенное общение с мамой. С самым первым и главным для ребёнка человеком в его жизни. Человеком, который всегда понимает, поддерживает и, безусловно, любит. Это – в идеале.

От того, как складывается общение у ребёнка с мамой, насколько его потребность в этом тесном и глубоком контакте удовлетворена, будет зависеть, сформируется ли у него базовое доверие или недоверие к миру и другим людям.

В возрасте до 2,5-3-х лет у ребёнка ещё нет ярко выраженного стремления играть с другими детьми, он ещё не умеет и не знает, как это делать, да и потребности такой в этом возрасте, как правило, не возникает.

Весь мир для него – это мама. Источник радости – мама, источник общения и любви – мама.

Поэтому, если ребёнка отдают в садик в возрасте до 2,5 лет – это всегда будет, так или иначе, вопреки природе ребёнка и вопреки его основным психологическим потребностям – ну нет у него пока потребности часами играть с другими детьми и долго находится без мамы.

Развивающие занятия, кружки – это другое. Сюда приходишь вместе с мамой на 1–2 часа, мама рядом, она всегда готова прийти на помощь, поддержать, показать, что и как делать. Она всегда доступна. И такие занятия – это хорошо, если ребёнку нравится и он ходит с удовольствием.

Желание потихоньку психологически отделяться от мамы наступает у ребёнка примерно в возрасте 3 лет при условии, что до этого ребёнок получил «достаточно» мамы и не был напуган долгой разлукой с мамой, не испытывал страха внезапно маму потерять.

Что такое детский сад для ребенка?

Вообще, честно говоря, детские садики – это не очень естественное место пребывания ребёнка. Природа такое не придумывала. Не придумывала природа, чтобы ребёнок находился по 7-8 часов в коллективе детей, которые не являются ему братьями и сёстрами. И не придумывала так, чтобы он слушался и подчинялся чужим людям, которые не являются его мамой или папой.

Это сравнительно недавнее, так скажем, изобретение.

Раньше не было никаких садиков, дети росли постоянно рядом с родителями, воспитывались родными, старшими братьями и сёстрами, нянями, гувернантками.

Но без садика в современном мире многим родителям сложно обойтись. И если ребёнок идёт туда уже достаточно подготовленным для разлуки на долгое время с мамой и у него уже есть опыт самообслуживания, потребность общения с другими детьми, потребность активно познавать окружающий мир, интерес к занятиям – то, конечно, это для ребёнка может быть даже полезно.

Конечно, если повезёт с воспитателями. А отношение воспитателей к ребёнку очень во многом зависит от их отношения к вам. Об этом я напишу в следующей статье.

Отдавать ли ребенка в садик?

Если у вас есть возможность, лучше отдавать ребёнка в садик уже ближе к 3 годам. Это будет менее травматично для ребёнка и более-менее соответствовать его потребностям.

А если такой возможности у вас нет и нужно отдавать ребёнка в садик раньше, то нужно сделать всё возможное, чтобы максимально подготовить его к садику и минимизировать эмоциональную нагрузку на его психику.

P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева. И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам.

Если вы хотите наладить отношения с вашим ребёнком и воспитывать его без криков и наказаний, приглашаю вас на мой бесплатный онлайн-класс «Воспитание без криков и наказаний», который состоится уже совсем скоро. Кликните на баннер ниже, чтобы записаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *