Астма по психосоматике

Когда ребенок начинает задыхаться, родители бросают все силы на его исцеление. Ищут самых лучших врачей, не жалеют денег на дорогие лекарства и ингаляторы. Но мало кто задумывается о том, что главный фактор победы над диагнозом «астма” у детей — психосоматика, лечение и устранение психологических причин детского удушья.

  • Психосоматика астмы у детей
  • Лечение психосоматики у детей
  • Астма: психосоматика, лечение нетрадиционными методами

Бронхиальная астма — хроническое заболевание дыхательных путей, при котором воспаляются и сужаются бронхи. Это приводит к одышке, свистящему дыханию, сильному кашлю, переходящему в удушье.

В 80% случаев астма начинается у детей до 7 лет. К болезни больше склонны малыши — аллергики. Первые приступы могут быть спровоцированы аллергенами, инфекциями, приемом лекарств и витаминов, стрессом.

Мы не понимаем до конца основные причины возникновения астмы. Наиболее весомыми факторами риска возникновения астмы является сочетание генетической предрасположенности и воздействия таких факторов окружающей среды в виде вдыхаемых веществ и частиц, которые могут вызвать аллергическую реакцию или раздражение дыхательных путей, как:

  • аллергены в помещении (например клещи домашней пыли в постельном белье, коврах и мягкой мебели, загрязнение и перхоть домашних животных);
  • уличные аллергены (например, пыльца растений и плесеневые грибы);
  • табачный дым;
  • химические раздражающие вещества на рабочем месте;
  • загрязнение воздуха.

Другими триггерами астмы могут быть холодный воздух, крайнее эмоциональное возбуждение, например гнев или страх, и физические упражнения. Даже некоторые лекарства могут вызвать астму: аспирин и другие нестероидные противовоспалительные средства и бета-блокираторы (которые используются для лечения высокого кровяного давления, болезней сердца и мигрени).

Урбанизация ассоциируется с усилением астмы. Однако в полная ясность в понимании природы этой связи отсутствует.

Психосоматика астмы у детей

Лечение заболевания обычно требует приема лекарственных препаратов. Иногда врачи назначают даже гормональные средства, которые небезопасны для детского организма. Но все это приводит лишь к облегчению симптомов.

Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, задумайтесь об устранении ментальных причин болезней у малышей. Давно замечено, что приступы удушья возникают у чувствительных детей, которые нуждаются в повышенном внимании, например, после развода родителей или когда они начали посещать детский сад.

Некоторые специалисты говорят, что одышка похожа на крик ребенка, зовущего мать. Часто малыш таким образом требует внимания и материнской любви. И если плач взрослые могут проигнорировать, то приступы удушья уж точно привлекут их внимание.

Поэтому можно долго ходить по врачам и пичкать ребенка вредной химией, но если не придать значения главному аспекту астмы у детей — психосоматике, лечение будет помогать лишь временно.

Есть и другая метафизическая причина бронхоспазма в детском возрасте — это, напротив, чрезмерный контроль со стороны родителей, когда они буквально «душат” ребенка своей заботой.
Лууле Виилма считает, что спазмы возникают из-за ощущения несвободы, когда человек чувствует себя пленником.

С причинами и лечением астмы у взрослых вы можете ознакомиться в статье «Задыхаюсь от чувств! Астма: психосоматика»

Лечение психосоматики у детей

Исцеления астмы и других заболеваний показывают, что изменение обстановки в семье благоприятно сказывается на здоровье детей.

Чтобы помочь ребенку, подумайте о том, какая атмосфера его окружает. Может быть, его обижают в детском саду или школе, или он недополучает от вас внимания и любви?
Присмотритесь к поведению ребенка, к примеру, как он реагирует на замечания. Если ему сложно, научите его навыкам общения. Постарайтесь учитывать способности и ценности ребенка и не отдавать его на шахматы, если он хочет танцевать. Давайте ему больше свободы, и это позволит ему вырасти не только самостоятельным, но и здоровым.

Астма: психосоматика, лечение нетрадиционными методами

Итак, теперь вы знаете, что метафизика и исцеление одышки тесно взаимосвязаны. Для полного излечения будет необходимо измениться не только ребенку, но и его родителям.

И это сложно сделать сразу, лишь осознав проблему. Например, в основе контроля лежит страх, а работать с этим чувством не так-то просто. Что же делать, идти к психологу? Да, возможен такой вариант, а можно научиться справляться со страхами, негативными убеждениями и блоками самостоятельно.

Для этого подходит такой метод, как Духовная Интеграционика. Он позволяет работать с психосоматикой астмы у детей, лечением других заболеваний, психологическими травмами.

Метод, который изобрел известный тренер и психолог Константин Довлатов, является, действительно, прорывным. Он позволяет быстро и навсегда избавиться от психологических причин детского удушья.

Обучиться Духовной Интеграционике может любой желающий. Важно, что метод универсален — его можно использовать как для исцеления заболеваний, так и для работы с негативными состояниями: депрессией, низкой самооценкой и т.д. При этом человек полностью меняет свое мировоззрение. Болезни становятся ему просто не нужны, и лечение психосоматики детей протекает безболезненно и эффективно.

Данная технология включает 4 шага:

  • Поиск причины проблемы
  • Исцеление травмы
  • Получение ресурсов
  • Изменение видения ситуации.

После такой проработки происходит мощная трансформация подсознания и сознания человека, его жизнь начинает быстро меняться.

Также при астме можно использовать народные средства:

  • Употреблять в пищу больше продуктов, обладающих противовоспалительными свойствами: имбирь, яблоки, брокколи, капусту, зеленый перец, варенье и масло из лепестков роз.
  • Ежедневно пить чай с медом и калиной
  • Очень полезен отвар репы.

Мы намеренно не приводим рецепты настоек из лекарственных растений, так как средства на основе трав детям-астматикам нужно употреблять с осторожностью из-за опасности возникновения аллергической реакции. Если у вашего ребенка астма, психосоматика, лечение ментальных причин заболевания будут эффективнее устранения симптомов.

Причины возникновения болезней.

Рассмотрим психологические причины возникновения бронхиальной астмы и гипервентиляционного синдрома.

Что делает человек, обнаруживший неполадки со здоровьем? Идет к врачу. Это в идеале – многие думают: «Само пройдет», запускают болезнь, и… все равно идут к врачу – когда, что называется, «припрет». Так что, в первую очередь, конечно же, нужно показаться врачу – в данном случае пульмонологу. Если при обследовании проблем не обнаружилось, но симптомы в виде приступов удушья, недостатка воздуха и необходимости делать глубокие вдохи все равно присутствуют, есть все основания думать, что тело таким образом «говорит» о наличии психологических проблем.

Дыхание, помимо физиологической функции, отражает состояние эмоционального фона человека, помогает ему выражать свои чувства и устанавливать равновесие между собой и окружающим миром. Всевозможные нарушения внутренней или внешней среды приводят к временным сбоям в работе органов дыхания, однако затянувшаяся неправильная реакция на временные трудности может привести к расстройствам дыхательной системы.

Дыхание, помимо физиологической функции, отражает состояние эмоционального фона человека

Теперь о конкретных причинах конкретных заболеваний. Возьмем, например, бронхиальную астму. Главной причиной этой болезни является конфликт с матерью, проистекающий из материнского отвержения. Которое, в свою очередь, может быть вызвано собственной эмоциональной незрелостью матери, неразрешенными проблемами из ее жизни, конкретнее – из детства. Следствием непростых отношений между матерью и ребенком становится назревание внутренних конфликтов у последнего – такие люди часто разрываются между близостью и потребностью сохранять дистанцию, между агрессией и нежностью. Людям, страдающим бронхиальной астмой, часто свойственна инфантильность, они недостаточно устойчивы к стрессам, склонны блокировать эмоциональные переживания. Закономерным является то, что обострение заболевания происходит, когда нужно проявить независимость, смелость, ответственность, остаться наедине с печалью или одиночеством. И, будучи не в силах справиться с чувствами, человек реагирует болезнью.

Схема такова: эмоциональная буря→ обострение болезни.

Разобраться с этой проблемой может лишь квалифицированный психотерапевт. Работа со специалистом будет заключаться в проработке отношений с матерью, также клиент будет учиться принимать свои чувства, не бежать и не прятаться от них, а проживать то, на что он привык реагировать приступами болезни. Человек учится не бояться собственных эмоций и эффективно справляться с трудностями. Результат: жизнь начинает радовать, а это то, к чему все стремятся.

Гипервентилляционный синдром

Гипервентилляционный синдром (невротический дыхательный синдром). Этот недуг также имеет психологическую природу. Характерные ощущения: стеснение в груди, зуд в руках и ногах, головокружение, чувство страха. Это недомогание часто встречается у сдержанных, ответственных людей, имеющих сильно развитое чувство долга. Следствие: депрессивность, неспособность переживать и выражать агрессивные чувства. Приступ гипервентиляции настигает в ситуациях, когда человек испытывает обиду, ощущает страх из-за возможного прекращения зависимых отношений, дарующих ему ощущение безопасности.

Это недомогание часто встречается у сдержанных, ответственных людей, имеющих сильно развитое чувство долга.

Бывает и так, что сбои в дыхании следуют за ситуациями, требующими от человека агрессивной активности, которую он не в силах проявить из-за довлеющего над ним чувства беспомощности и бессилия, корнем которого является страх потери значимого лица, гарантирующего ему безопасность и вместе с тем лишающего его власти.

Что делать и куда идти?

Налаживать эмоциональное состояние. А идти за этим можно и нужно к психологу или психотерапевту. Совершенно очевидно, что самостоятельно с подобными проблемами не справиться. Лечение психосоматических (да и любых других) заболеваний лучше доверить профессионалам, иначе можно наставить себе миллион ложных диагнозов и вконец запутаться.

Способов взаимодействия с психологом сейчас много – это и скайп консультация, и консультация онлайн и работа «вживую» – все действенно, т.е. приносит результат: человек испытывает колоссальное внутреннее облегчение, ему буквально становится легче дышать. Поэтому, если беспокоят подобные проблемы – не стоит затягивать, лучше поскорее обратиться к специалисту и сделать свою жизнь радостней.

А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я

Приступы удушья (Луиза Хей)

Причины:

Страх. Недоверие к жизни. Вы завязли в детстве.

Решение: аффирмация

Взрослеть — безопасно. Мир безопасен. Я иду по жизни спокойно.

Удушье (Луиза Хей)

Причины:

Боязнь или нежелание вбирать жизнь полной грудью. Ощущение, что не вправе занимать место под солнцем и даже существовать.

Решение: аффирмация

Я по праву рождения живу полной и свободной жизнью. Я заслуживаю любви. Мой выбор — красивая жизнь.

Удушье (Владимир Жикаренцев)

Причины:

Застревание в детстве. Отсутствие доверия к процессу жизни.

Решение: аффирмация

Для меня нет опасности расти и развиваться. Мир — безопасное место.

Удушье (Лиз Бурбо)

Удушье – это затруднение дыхания, в частности в результате попадания в дыхательные пути посторонних предметов. Удушье может приводить к асфиксии. См. статьи асфиксия и легкие (проблемы).

Удушье (Валерий Синельников)

Описание причины

Сильный страх перед жизнью, недоверие к жизни приводит к спазму дыхательных путей.

Ко мне на прием пришел мужчина, у которого уже несколько лет периодически возникали приступы удушья.

— Доктор, — говорит он мне, — раньше эти приступы были редкими, а после Нового года стали по не-скольку раз в день. Они сопровождаются дрожью, онемением левой стороны тела, страхом.

Мужчина с моей помощью установил контакт с подсознанием и задал вопрос: «Были ли в моей жизни какие-то события, которые послужили причиной для появления удушья?»

Судя по его выражению лица, он начал получать какую-то информацию от своего подсознательного разума и через некоторое время сообщил мне следующее:

— Три года назад я занялся коммерцией и вложил большую сумму денег в одно предприятие. Вот сразу после этого у меня и начались приступы.

— Какие же ваши мысли, переживания и эмоции тогда послужили причиной? — спросил я его.

— Страх и беспокойство! — ответил он. — Я тогда боялся потерять эти деньги. Правда, все закончилось благополучно для меня. Затем я с семьей переехал в Крым. Какое-то время мне было очень хорошо.

Приступы прекратились полностью. Наверное, смена климата, да и ситуации. Здесь я тоже занялся коммерцией. И вот прошлой осенью все снова повторилось. А причиной послужила опять же ситуация с деньгами. Но на этот раз я потерял большую сумму денег.

— Какие же чувства и эмоции на этот раз вы испытывали? — спросил я его.

— Ну что еще может испытывать человек в подобной ситуации? Обиду, злость, гнев, раздражение. И вот после этого приступы стали практически каждый день, а с января даже по нескольку раз на день. Мне мои знакомые посоветовали отдохнуть, но деньги заканчиваются, семью кормить нужно. В Москве мне предложили работу, но как я туда поеду в таком состоянии?— Да, в таком состоянии вам противопоказано заниматься вообще какой-либо работой, а тем более связанной с деньгами. Вам нужно срочно менять свое отношение к деньгам.

— Но как это сделать?

— Вот смотрите. У человека уже есть жилье, машина, видеомагнитофон, телевизор, телефон, другие материальные блага, а он стремится приобрести еще и еще, забывая о других сферах жизни. Получается жизнь ради денег и ради накопления материальных благ. Но это не может и не должно быть целью всей жизни. Ведь человек не сможет забрать это все в могилу.

— Вы правы, — соглашается мужчина.

— Представьте обжору, — продолжаю я. — Еда для него перестает быть просто средством для восполнения энергетических затрат. Он использует ее для чего-то другого. И если еды нет, то он начинает злиться, раздражаться, беспокоиться. Организм набирает запасы впрок в виде жировых отложений. Но с каждым лишним килограммом человеку становится все тяжелее и тяжелее. И вот, наконец, то, что он сделал целью в жизни, приносит ему страдания и болезни, а затем и смерть. То есть то, за что он зацепился, убивает его. У вас ситуация такая же. Вы сделали деньги целью в жизни, а к деньгам нужно относиться как к средству.

— Но не стану ли я равнодушным к деньгам? — спрашивает пациент. — Перестану стремиться их заработать. А ведь у меня семья, которую надо кормить.

— Если человек к деньгам относится как к средству, а не как к цели, то Бог дает ему денег столько, сколько нужно для осуществления его намерений. Какие приятные ощущения дают вам деньги?

— Спокойствие, прежде всего, и стабильность.

— Значит, чем спокойнее вы будете в отношении денег, тем больше денег вы притянете в свою жизнь. А пока беспокойство, страх и злость, связанные с деньгами, не только привели к потере денег, но и начали забирать ваше здоровье. Вам нужно понять, что не деньги явились причиной ваших проблем со здоровьем, а ваше отношение к деньгам.

— Доктор, я все понял. А как же мне быть с предложением поработать в Москве?

— Конечно, соглашаться, ведь семью-то кормить надо. Но перед этим обязательно поработайте над собой. Пересмотрите все ситуации в вашей жизни, которые были связаны с деньгами, и пройдите их многократно заново, с новыми чувствами: спокойствием, благодарностью и радостью. Мысленно благодарите Бога, Вселенную, свое подсознание за те ситуации, в которых вас ущемляли в деньгах, обманывали, обижали, где вы теряли деньги.

Благодарите тех людей, которые своим безнравственным поведением учили вас правильному отношению к деньгам. Теперь от того, насколько и как быстро вы измените свое мировоззрение, зависит количество денег в вашей жизни и ваше здоровье. До отъезда в Москву у вас еще есть время.

А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я

Современная психосоматика основывается на экспериментально доказанном и подтвержденном факте, согласно которому эмоции могут решающим образом влиять на функции органов. Психосоматические заболевания — это физические заболевания или нарушения, причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты, возможно, внутренние, недовольство, душевные страдания и др.). Представления, воображение также могут оказывать влияние на соматическое течение болезни.

В современной медицине в раздел психосоматики входят: клинические, психологические, эпидемиологические и лабораторные исследования.

В психоаналитической концепции существует несколько моделей возникновения психосоматического симптома, среди них конверсионная модель (З. Фрейд, П. Федерн, Г. Гродек, Ф. Дейч), модель вегетативного невроза (Ф. Александер), концепция десоматизации (М. Шур, А. Митчерлих).

Суть перечисленных выше концепций сводится к тому, что бессознательный конфликт, не имея выхода в соответствующем внешнем проявлении, приводит к эмоциональному напряжению, а затем к прорыву предэдипальных или эдипальных инстинктивных желаний и сопровождается устойчивыми изменениями в вегетативной нервной системе.

В концепции Г. Амона, психосоматический симптом выступает как саморазрушительная попытка восполнить и компенсировать структурный нарциссический дефицит, возникший в результате нарушения на ранних стадиях симбиотического взаимодействия. Представители теории объектных отношений связывают психосоматическое расстройство со слабым Эго (обусловленным в основном недостаточно хорошим материнством), которое имеет непрочное обиталище, созданное в ходе развития.

Бронхиальная астма.

Дыхательная система — сложный физиологический «аппарат», который включается в работу только при рождении ребенка с его первым самостоятельным вдохом.

Можно сказать, что это первый травматический опыт сепарации (разделения) с матерью. Поэтому некоторые ученые отмечают важность проживания периода родов ребенком и матерью.

От греческого астма (удушье) — аллергическое заболевание, характеризующееся повторяющимися приступами удушья, в следствии спазмов бронхов и отеков их слизистой оболочки. С точки зрения психоаналитика Ватцзекера: приступ астмы часто предстает в эквивалент подавляемого плача, то есть протест ребенка лишенного защищенности. В основе астмы лежит конфликт «желания и нежности» с одной стороны, и «страха перед нежностью», с другой стороны.

Этот конфликт отражает нарушение ранних отношений с матерью.

Клиника БА.

БА- заболевание дыхательных путей, которое характеризуется повышенной готовностью реагирования трахеобронхиальной системы на целый ряд стимулов.

Патофизиологически речь идет о значительном сужении дыхательных путей, которое устраняется спонтанно или под влиянием лечения. Клиническая картина определяется отеком слизистых оболочек, бронхоспазмом и нарушением секреции.

Во время приступа больной испытывает острую тяжелую нехватку воздуха. При этом в первую очередь затрудняется и пролонгируется выдох, который становится громким, отчетливо слышимым. Переживания больных во время приступа и при подострых состояниях легкой нехватки воздуха ограничиваются исключительно актом дыхания. Больной поглощен состоянием своего дыхания. В его поведении примечательно то, что во время приступа он недоступен, держится отчужденно, с ним трудно установить контакт. Это отличает астматиков от других больных с легочными заболеваниями, сопровождающимися одышкой.

При хронической астме бросается в глаза все более нарастающая тенденция больных к самоизоляции.

Этиология БА.

В этиологии БА имеет значение склонность организма к аллергическим реакциям, которые в значительной степени обусловлены наследственной конституцией больного.

Детская астма наиболее часто начинается в первые три года жизни (до 75%) Вообще БА может возникать в любом возрасте, чаще всего развивается в первые 10 лет жизни. Преобладают мальчики, которые заболевают в 2-3 раза чаще, чем девочки. В половине случаев астма излечивается в пубертатном периоде.

Обычно в раннем возрасте у детей, страдающих БА, отмечаются признаки аллергии — в виде кожных высыпаний или других аллергических проявлений (встречается у 40-70% больных с БА). Спровоцировать приступ астмы могут не только попавшие аллергены (обычно с вдыхаемым воздухом), но и физическая нагрузка, перегревание или переохлаждение, резкие изменения погоды или психические нагрузки.

Типичный приступ астмы может возникнуть впервые после острой респираторной инфекции, профилактических прививок, психических или физических травм.

В качестве «пусковых механизмов» бронхолегочной патологии часто рассматриваются сильные эмоции: гнев, волнение, страх, печаль и тревога.

У некоторых детей триггерами могут быть ситуации, связанные с эмоциональными проявлениями — смехом, криком или плачем.

Есть данные, что панические реакции ребенка или его родителей во время сильного кашля могут вызвать бронхоспазм, который, впоследствии может перейти в астматический приступ.

У детей с бронхиальной астмой установлены нарушения высшей нервной деятельности в виде снижения замыкательных функций, наличия фазовых состояний. У них отмечается слабость процессов активного торможения, выражающиеся в явлениях дистонии и преобладании тонуса парасимпатического отдела нервной системы, парадоксальной реактивности симпатического отдела.

У большой части детей выявлены: повышенная тревожность, астенизация, минимальная мозговая дисфункция, невропатии, неврозы и аффективные расстройства с преобладанием тревоги во время приступа и депрессии в межприступный период.

На основе анализа различных исследований детей с БА выделяют четыре фактора возникновения БА как психосоматического заболевания:

— степень генетической уязвимости организма детей, которая оценивается количеством аллергических и астматических заболеваний;

— степень и природа подверженности различным вредоносным факторам в перинатальном периоде и в раннем перинатальном периоде;

— вирусные инфекции, которые появляются на протяжении сенситивного периода развития в первые годы жизни;

— увеличение вторичной уязвимости дестабилизацией гомеостаза ребенка из-за эмоциональных стрессов.

Для лучшего понимания природы астматического симптома, необходимо изучение обоих, психологических и физиологических факторов риска.

Это поможет создать эмпирическую классификацию стрессоров у детей с заболеванием и увидеть различные формы адаптации в семье с больным ребенком.

Д.Н. Исаев (1985), предлагая свой механизм возникновения психосоматических заболеваний, считает, что эмоциональный фактор через вегетативные и эндокринные элементы воздействуют на сому, вначале выступая в форме вегетативной дисфункции, которая потом может перейти в психосоматическое заболевание. Это представление нашло свое подтверждение в исследовании Жбанковой Н.Ю. (1989), показавшей, что у части детей с бронхиальной астмой наблюдаются психогенные гипервентиляционные нарушения в рамках синдрома вегетативной дистонии.

Важность эмоционального стресса при БА варьируется от возникновения преходящих легких состояний закупорки легких, до решающих инициаторов приступов и продолжительного психологического

расстройства.

Матус показал, что существует три возможных пути влияния психологических факторов:

— ускорение астмы, психологические факторы выступают «пусковым механизмом» (триггером) для возникновения астмы;

— обострение или увеличение количества приступов, утяжеление симптомов;

— препятствие излечению, помощи.

Психологические факторы, влияющие на возникновение заболевания.

Влияние эмоций на дыхательную функцию хорошо знакомо каждому. О внезапной остановке дыхания в момент тревоги говорят, что «захватило дух» или «перехватило дыхание». Вздох является распространенным выражением чувства отчаяния.

В психоаналитической литературе рассматривались следующие модели возникновения астмы как взаимодействия двух факторов — психологических особенностей и биологической предрасположенности:

1. Реципрокная модель. Астма может возникать двумя взаимоисключающими способами: либо посредством сильной биологической предрасположенности, либо будучи детерминированной сильными психологическими факторами.

2. Модель позитивного взаимодействия. Заболевание может возникнуть только при одновременном наличии сильных психологических и биологических факторов, (если же их нет или есть только один, заболевание не развивается.)

3. Суммарная модель. И психологические, и биологические факторы совместно определяют тяжесть заболевания.

К психологическим фактором относят воспитание, которое приводит к сильной зависимости ребенка от доминантной матери.

Психоанализ прегенитальных нарушений созревания понимает возникновение БА как несостоятельность, вытекающую из раннего детского развития- периода перехода от диады мать- дитя к отношениям в триаде: мать- дитя –отец.

Двусторонний уровень контактов является важной ступенью к последующему обучению многосторонним межличностным контактам. Сложный процесс постепенного переключения от внешней зависимости к внутреннему уровню поддержки самостоятельности и самоуважения в высокой степени подкрепляются стабильными отношениями с родителями. В биографии психосоматических больных родители очень часто препятствовали развитию их самостоятельности.

Подавление собственных эмоций также рассматривается в качестве механизма, приводящего к бронхоспазму.

Некоторые авторы в симптоме бронхоспазма усматривают символическое выражение личностного конфликта между потребностью пациента в нежности и страхом перед ней, а также противоречивость в решении проблемы «брать и давать».

Чикагская психоаналитическая школа центральный конфликт в развитии БА находит во внутренних побуждениях ребенка, которые ставят под угрозу его привязанность к матери. Действия матери на плач воспринимаются ребенком как отвержение, поэтому плач становится «запрещенным» из-за страха лишиться материнского внимания. Страх материнского отвержения усиливает аномальные дыхательные ответы со стороны ребенка, таким образом развивается бронхоспазм.

Парсел и соавторы считают, что родительский конфликт может стать стрессором для ребенка и привести к симптому бронхоспазма. Нарушенные взаимодействия и взаимоотношения между родителями могут выступать тем стрессовым фактором, который приводит к бронхоспазму.

Корни развития защитно-приспособительного значения симптома бронхоспазма — в особенностях ранних отношений матери и больного ребенка. Это: «люблю и ненавижу», когда при сближении отношений мать чувствует раздражение и чувство вины за него, а ребенок — материнское негодование и отчуждение, что порождает у него тревогу и страх, а открытое выражение чувств запрещается матерью («не плачь, перестань кричать») и связано у ребенка с опасением оттолкнуть ее.

Особенности личности больного, страдающего БА.

Изучение личностных особенностей больных БА привели к гипотезе о существовании специфического патогномоничного для заболевания «профиля личности», предрасполагающего к его манифестации.

Основные характеристики такого «профиля личности» у больных БА определяются как склонность «подавлять депрессию и агрессию», «сдерживать реакции на фрустрирующее воздействие», «повышенная нервность, чрезмерная возбудимость либо вялость, повышенная истощаемость», «высокая тревожность».

Больные БА часто диагносцируются как алекситимики с механистичным характером мышления, проявляющимся в неспособности фантазировать, стремлении оперировать конкретными понятиями. В поведении и чертах личности больных часто обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений, а также скрытое желание нежности и близости. За псевдо индифферентным или даже агрессивным поведением может скрываться сильная потребность в любви и поддержке.

Агрессия у астматиков не вытесняется. Так как она переживается как опасная, больной не может ее выразить, он не может «выпустить свой гнев на воздух». Это проявляется в приступах удушья. Астматики очень сильно переживают агрессивность, но не проявляют ее; они недоверчивы и подозрительны, и поэтому не склонны к самопожертвованию. У астматиков часто обнаруживаются реактивные образования, которые замещают агрессивные тенденции, и желание близости, часто проявляются расстройства в сексуальной сфере.

У астматиков часто обнаруживается физиологически не обусловленная сверхчувствительность к запахам. При этом бросается в глаза, что эта сверхчувствительность относится прежде всего к тем запахам, которые как-то связаны с нечистотами и неаккуратностью, а также с неряшливым и нечистоплотным поведением. Астматики с повышенной восприимчивостью запахов также крайне зависимы от суждений и мнения окружающих их людей.

Между нарушением функции дыхания у астматиков видят связь с нарушенной способностью больных брать и отдавать, выраженной тенденцией к невозвращению, удержанию, сохранению

У тяжелых аллергиков описан конфликт по типу «владеть-отдать» и тенденция идентифицировать себя в общении с другими лицами, «быть сплавленным» с ними.

Ранние нарушения отношений с матерью проявляются у больного как конфронтация «желания нежности», с одной стороны, и «страха перед нежностью» — с другой.

Для астматиков характерна боязливость с истерическими и/или ипохондрическими чертами. От самих больных их страх остается скрытым.

Влияние болезни на личность больного.

Блокирование вербального канала коммуникации компенсаторно вызывает развитие телесных коммуникабельных связей, к которым относится и стремление получить одобрение и теплое отношение матери посредством астматических симптомов.

В дальнейшем эти симптомы становятся для астматика способом манипулирования лицами значимого окружения, а для семей с «тлеющим» невротическим конфликтом, от решения которого они «уходят» в силу своих невротических черт, способом сохранения семейного «гомеостаза»

Особенности психологии и поведения в болезни.

При БА выделяются реакция на приступ и реакция на болезнь. В случае внезапного острого возникновения приступа, больного прежде всего сопровождает страх смерти от удушья или остановки сердца, страх не купируемости приступа. Чем реже приступы астмы, тем более выражен страх, который возникает не только во время приступа, но и в ожидании его. В начальном периоде реакция на болезнь характеризуется адекватным психологическим сдвигом с некоторой депривацией. В процессе дальнейшего течения болезни выступает на первый план склонность к фиксации внимания на своих ощущениях и переживаниях с пессимистической оценкой выздоровления. У части больных отмечается выраженный страх за свою судьбу, с отчетливой фиксированностью на дыхательной функцией, назойливыми жалобами, постоянным самоанализом болезненных ощущений.

Виды психотерапии при данном заболевании.

Психотерапевтическое лечение БА направлено на повышение жизненных возможностей, способности брать на себя ответственность за свою жизнь. Это постоянная подпитка, обеспечивающая глубокое, свободное дыхание. Психотерапия БА не бывает кратковременной, здесь время постепенно «отматывается назад». Если по этой дороге идут в ногу пациент, его психотерапевт и врач-пульмонолог, идти становится легче.

Целью психотерапии больных БА является также коррекция эмоциональных расстройств и неадекватных форм поведения. Достигают этого путем перестройки значимых отношений больного. Психотерапия особенно показана:

• больным, у которых этот механизм патогенеза является одним из ведущих;

• больным с сопутствующими нервно-психическими расстройствами и неадекватными реакциями личности (в том числе на болезнь), затрудняющими их полную реабилитацию;

• больным БА без выраженного нервно-психического компонента, находящимся в состоянии психологического кризиса, когда вероятность формирования этого механизма патогенеза возрастает (личностные и микросоциальные факторы риска, неразумные стили воспитания и реакции на заболевание членов семьи, наличие у родственников психосоматических моделей адаптации к стрессам).

При консультировании больного психотерапевтом, психологом или психиатром собирается тщательный психологический анамнез, который должен содержать данные о нервно-психических заболеваниях родителей больного (фактор наследственности и одновременно экология микросоциальной группы), о психосоматических заболеваниях членов семьи, данные о периоде беременности и взаимоотношениях в семье в этот период, а также о родах и взаимоотношениях в это время.

Анамнестические и тестовые данные об особенностях семейной системы показывают, как эти особенности больных формируются и как функционируют в рамках семейной системы, создавая «семейные мифы» (групповая форма защиты), и для чего служат правила и ценностные ориентации в таких семьях. Понимание этих важных моментов объясняет индивидуально-личностный смысл конфликтогенного симптома бронхоспазма у больного и дает ключ к построению терапевтического вмешательства

Часто психосоматический пациент не желает признавать проблемы в психической сфере и испытывает страх перед психотерапевтом. Преодоление сопротивления выявлению психотравмирующих событий включает несколько этапов:

  1. установление раппорта с пациентом;
  2. определение его основных трудностей;
  3. их преодоление с целью ослабления накопившихся отрицательных эмоций и восстановления позитивной перспективы.

Два вида терапии: на симптом и модификацию поведения (когнитивно- поведенческий подход: изменение негативных представлений пациента) и глубинно- психологические методы (раскрытие психологического конфликта).

Гештальт-терапия

Гештальт-терапию проводят в несколько этапов. В задачи первого этапа входит установление доверительного, партнерского, эмпатического контакта с больными, что позволяет обучить их основным процедурам гештальт-терапии и начать индивидуальную терапию.

Основное стремление гештальт-терапии — восстановление самосознания с тем, чтобы оно приносило пациенту развитие и выбор цели. Акцент делают на понимании важности сиюминутной жизни и контактов с настоящим в континууме «здесь и сейчас». При обсуждении значимых для пациентов событий (с помощью техники фокусирования) мы сталкиваемся с моментом, в котором возникает дискомфорт, тревога или страх, которые побудили пациента уклониться от этого момента, вытеснить его из сознания. Сознание может расшириться в подсознание (работа на субличностных уровнях) так, что пациент в страхе объясняет то, что ранее не было понятно, предлагает интересные мысли и наблюдения. Упражнения на пребывание в состоянии осознавания окружающего направляют пациента к тупику, где силы сопротивления равны тому, что им противостоит. Пациенты с помощью терапевта учатся поведению в ситуациях фрустрации, эмоционального тупика. Когда они не в состоянии обеспечить себя сами, а поддержки из среды не поступает, надо самостоятельно найти выход и таким образом увеличить степень самодостаточности. Так восстанавливается сознание необходимости активного поведения, действий, которые до этого были в очевидном параличе.

Для многих пациентов актуальны групповые формы психологической защиты, т. е. использование астматических симптомов для поддержания психологического гомеостаза семьи. Это обстоятельство предполагает наличие второго шага терапии — перенесение терапии в группу.

Групповые формы работы позволяют решить проблемы группового и индивидуального самосознания, с помощью различных технических приемов отработать проблемы коммуникации больных, в которых особое место занимают телесные коммуникации (психосоматическое реагирование). Группа позволяет выявлять и исследовать попытки пациента манипулировать ее членами, в результате вырабатываются навыки более продуктивного взаимодействия, а манипулирование разрушается.

Переходом к третьей ступени работы может быть смягчение фобических реакций при соприкосновении с ранее отвергаемыми актуальными переживаниями. Шаг за шагом исследуют и прорабатывают возможные источники травматичного опыта от менее интенсивных к более сильным.

Гештальт-терапия позволяет реализовать основное содержание психотерапевтического воздействия на личностном и микросоциальном уровнях, учитывает много-аспектность функционального диагноза, воздействуя на глубокие эмоциональные связи и этим улучшая непосредственный и отдаленный результат лечения больных.

Семейная психотерапия

Хорошие непосредственные и отдаленные результаты дает применение в лечении БА семейной психотерапии. Процесс терапии направлен на разрушение личностных конфликтов индивидуумов, служивших основой формирования БА, нервно-психических расстройств и личностных реакций, тормозивших их полноценную реабилитацию. Воздействие на личность больного осуществляется путем изменения его взаимоотношений с членами семьи с учетом выявленных семейных характеристик, типологии, свойственных семьям больных БА проблем и конфликтов. Понимание роли больного члена семьи в стабилизации структурных и функциональных особенностей семейной системы позволяет достигнуть хорошего терапевтического результата при направленном воздействии на эти семейные характеристики. Успех терапевтических мероприятий часто оказывается параллельным изменениям, происходящим в семейной системе.

Важной задачей семейной психотерапии является повышение автономии семьи.
В психотерапии психосоматики важное значение приобретает работа с алекситимией пациента, которая, как правило, есть у таких больных. Лечение алекситимии очень длительно, требует хорошей мотивации пациента и может затянуться на годы. На первом этапе пациент обучается осознавать свои чувства, а затем – обучается рефлексии.

Специальный метод: 4- х ступенчатая психодинамически ориентированная психотерапия.

1) эмоциональная поддержка пациента по преодолению соматического страдания

2) развитие возможности к восприятию собственных чувств.

3) осознание конфликта и его связи с симптомом (стационарно-глубинная групповая терапия (8 нед).

4) полная переработка конфликта в длительной амбулаторной практике.

Задачи психотерапии при истероподобном варианте БА: перенесение с окружающих на больного ответственности за разрешение его эмоциональных проблем и сознательное принятие ее астматиком; формирование адекватного уровня требований к больному в зависимости от его актуального психологического и соматического состояния; создание условий для разумной, принимающей без гиперпротекции, реакции микросоциальной среды на астматические симптомы; санкционирование зрелых способов поведения и адаптации.

Основной акцент в психотерапии пациентов с неврасте-ноподобным вариантом БА делается на формировании приемлемой, доброжелательной микросоциальной ситуации, которая предоставляет возможность для углубленного самопознания и стабилизации самооценки. Это создает условия для отказа больных от завышенных, непосильных требований и жизненных целей, способствует устранению тягостного сознания несостоятельности в осуществлении тех желаний, от которых прежде защищали астматические симптомы.

У больных с психастеноподобным вариантом БА основное внимание уделяют формированию собственной ценностной системы больного, его зрелости и способности к независимому поведению, умению принимать самостоятельные решения в отношении своих личных проблем.

Психотерапевтическая тактика у больных с шунтовым вариантом БА состоит в провокации на первых этапах кризиса, когда взаимодействие членов семьи организуется таким образом, что они вынуждены иметь дело с всплывающими конфликтами, конфронтация с которыми раньше избегалась. При этом мы устраняем из конфликтной ситуации астматика. Необходимо отчетливо отразить содержание кризиса, способствуя развитию такой ситуации, в которой возникает возможность и необходимость развития членами семьи новых отношений и коммуникативных стереотипов. Скрываемые проблемы всплывают и становятся доступными воздействию на них.

Для психотерапевтической коррекции на личностном и микросоциальном уровнях необходимо выяснить субъективное значение факторов, подкрепляющих патологическую адаптацию пациентов к конфликтным ситуациям, и восприятие астматических симптомов как самим больным, так и значимыми лицами его окружения. Можно добиться полной и стабильной редукции дыхательных нарушений, провоцируемых по нервно-психическому механизму, путем направленных сдвигов в системе отношений личности, в структуре и функцио^ нировании микросоциальной системы, а также преодоления элементов условной необходимости астматических симптомов для самого больного и значимых лиц окружения. Сдвиги на социальном уровне тесно взаимосвязаны с позитивной динамикой на личностном уровне. Последняя проявляется гармонизацией личности больных, выработкой у них зрелых способов поведения в стрессовых ситуациях.

Список литературы:

  1. И.Г.Малкина-Пых «ПСИХОСОМАТИКА. СПРАВОЧНИК ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА»,МОСКВА, ЭКСМО, 2005.
  2. И.П.Брязгунов «Психосоматика у детей».
  3. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/vliyanie-osobennostei-semeinogo-vospitaniya-na-sotsialnuyu-adaptirovannost-detei#ixzz3KGSmMlTE
  4. Ю. Ю. Елисеев «Психосоматические заболевания. Справочник» 2003г.

Диагностика заболевания

Для диагностирования бронхиальной астмы необходимо пройти специальные обследования. «Золотым стандартом» для этого считается спирография, или определение функции внешнего дыхания (ФВД). Критерием нарушения ФВД является снижение объема форсированного выдоха за первую секунду, что составляет менее 80% от нормы (которая автоматически определяется для каждого человека во время проведения спирографии) и возвратность обструкции бронхов.

Врач пульмонолог Надежда Сидорик «Дополнительно врач соберет аллергологический анамнез пациента – выяснит, есть ли у него близкие родственники с аллергическими заболеваниями, назначит анализ на вероятное выявление повышения уровня общего и специфического иммуноглобулина Е (IgE)”.

Лечение бронхиальной астмы состоит из двух видов терапий: контролирующей и симптоматической.

Читайте также: Подростки-вейперы: что нужно знать о вреде электронных сигарет

Контролирующая терапия заключается в назначении медикаментов для ежедневного применения на постоянной основе. Её цель – получить и поддерживать контроль над астмой, чтобы не допустить проявления основных симптомов. Для этого используют ингаляционные глюкокортикостероиды, ингибиторы лейкотриенов, бронхолитики длительного действия.

При приступах астмы больному нужна немедленная помощь

К симптоматической терапии относятся препараты «немедленной помощи» – бронхолитики быстрого действия, которые используют для снятия острого бронхоспазма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *