Цель: Активизация словаря; развитие зрительного и кенестетического восприятия, зрительно-двигательной координации, произвольности, ритмичности и точности движений; воспитание трудолюбия, усидчивости.
Оборудование: альбом, трафареты, фломастеры на водной основе.
Ход занятия
Пальчиковая гимнастика
«Зайцы»
Скачет зайка косой
Под высокой сосной,
У корней за сосной
Скачет зайка второй.
«Крыша»
Построили крышу.
Проверим, как построили «крышу».
«Замок»
«Стук в замок».
«Кто стучался?»
«Паутинка»
Это паучок плел паутинку.
Плетем «паутинку». Выполнение упражнения сопровождается чтением стишка.
Пау-пау-паутинку, паутинку плел.
Вдруг закапал дождик, паутинку смыл.
Пау-пау-паутинку, начали плести.
Пау-пау-паучиха трудится опять.
Повторим чистоговорки «Птички»
Птички полетели,
Крыльями махали,
На деревья сели,
Вместе отдыхали.
«Лягушка»
Две лягушки на тропинке,
И у них озябли спинки.
Работа с трафаретами
- Посмотрите на этот узор-рисунок. Как вы думаете, что это? Где можно увидеть такой рисунок в повседневной жизни? (Один из вариантов — горный хребет.)
- Проведение подушечками указательными пальцами левой и правой рук по контуру узора-образца для того, чтобы создать двигательный образ изображения.
- Воспроизведение рисунка – «дорожки» указательными пальчиками в воздухе над трафаретом, чтобы почувствовать ритм движения.
- Обводим линии-узоры по трафарету цветными водными фломастерами двумя руками. Обратить внимание на соблюдение правил рисования
— рисовать по направлению снизу вверх,
— точно соблюдать линию,
— не отрывать фломастеры от узора-образца,
— не спешить,
— если результат вас не устроил, попробуйте скопировать еще раз. - Самостоятельное рисование узора и дополнение рисунка новыми элементами по желанию ребенка с последующим совместным обсуждением результатов деятельности.
Графический диктант
Загадка:
Только увидит ворота он новые,
Сразу уставит глаза бестолковые.
Мигом готов идти на таран,
Таким уродился на свете… (Баран.)
Диктант: от начальной точки 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх на уголок влево, 1 вверх, 1 вверх на уголок вправо, 1 вправо, 1 вниз на уголок вправо, 1 вниз, 2 вправо, 1 вверх, 1 вверх на уголок вправо, 1 вправо, 1 вниз на уголок вправо, 1 вниз, 1 вниз на уголок влево, 1 влево, 1 вниз, 1 вниз на уголок влево, 1 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вверх на уголок влево, 10 вниз, 1 вверх на уголок вправо, 3 вверх, 1 вправо, 3 вниз, 1 вниз на уголок вправо, 4 вверх, 5 вправо, 4 вниз, 1 вверх на уголок вправо, 3 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 1 вверх на уголок вправо, 6 вверх, 1 вправо, 1 вверх на уголок влево, 6 влево, 1 вверх на уголок влево, 1 вверх.
Ответ: см. рисунок.
Конспект комплексного занятия по развитию речи в 1 младшей группе Тема: «Коза и козлятки»
Толстова Юлия Александровна.
Воспитатель первой квалификационной категории.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 16 «Рябинка»,
города Дубны Московской области.
Задачи:
Учить отвечать на вопросы, используя предложения из трёх – четырёх слов.
Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по цвету (красный, синий, зелёный, жёлтый), а также называть эти цвета.
Продолжать формировать понятия «маленький и большой», «один и много», активизировать эти понятия в речи.
Развивать у детей мелкую моторику рук.
Воспитывать доброжелательность, желание помочь животным.
Методические приёмы:
использование игрушек;
художественное слово;
вопросы;
пальчиковая гимнастика.
Материал: игрушки: коза с козлятами, домик козы, полянка, заборчик, кассета с записью голоса козочки.
Раздаточный материал: детали конструктора для забора четырёх цветов: красный, синий, зелёный, жёлтый.
Ход занятия:
Дети входят в группу. Перед ними на столе стоит домик, красивая полянка.
¦ Ребята, посмотрите, какой красивый домик на полянке стоит!
¦ А вы хотите узнать, кто в домике живёт?
¦ Давайте посмотрим?
¦ Никого нет дома!
¦ Ой, ребята слышите, кто-то к домику идёт?
Воспитатель включает запись на кассете.
¦ » Мэ — мэ — мэ «
Появляется коза с козлятами.
¦ Так кто же в этом домике живёт?
Ответы детей.
¦ Коза с козлятами.
Речевая активизация детей.
Индивидуальные ответы детей.
¦ Козочка.
¦ А ещё кто?
¦ Маленькие козлята.
Воспитатель обобщает ответы детей.
¦ Правильно, ребята, коза и козлята.
Воспитатель помещает козлят на поляну у домика.
(Дети садятся на стульчики).
Воспитатель показывает козу детям.
¦ Ребятки, посмотрите на козочку!
¦ Какая мама — коза? Большая или маленькая?
¦ Большая.
¦ А козлятки?
¦ Маленькие.
Индивидуальные ответы детей.
Воспитатель читает стихотворение.
¦ У козы растут детишки
Беленькие шалунишки.
Пьют козлятки молоко,
И не ходят далеко.
Не окрепли ножки,
Не пробились рожки.
Воспитатель:
¦ Дети, а сколько пришло к нам в гости козлят?
¦ Много.
¦ Повтори, Антон, Егор!
¦ Много.
¦ А мама – коза?
¦ Одна.
¦ Повтори, Настя! «Мама – коза – одна».
Воспитатель обобщает:
¦ Да, мама – коза — одна, а козлят — много.
¦ Посмотрите, какой красивый на козе сарафан!
¦ Какого он цвета?
¦ Правильно, красный!
¦ Ребята, а у какого козлёнка рубашка такого же цвета?
¦ Подойди, покажи, Егор и скажи какого цвета!
¦ Молодец Егор, правильно!
Далее дети показывают и называют козлят, у которых рубашки других цветов и называют их.
Активизация детей.
¦ Ребята! Посмотрите, что у козочки на голове?
(Показ воспитателя рукой на рога козы)
¦ Рога.
¦ Какие рога у козочки?
¦ Острые, длинные, чёрные…
¦ А зачем козе острые рога?
¦ Бодаться, защищать себя и козлят от волка.
¦ Вы знаете сказку о козе и волке.
¦ Давайте, ребятки, расскажем и ручками – пальчиками покажем сказку:
¦ Рано утром оставила коза козлят дома
и пошла в лес
В лесу росли маленькие деревья
и большие деревья
Пришла коза на поляну, а там рос большой
красивый цветок
Светило яркое солнышко
Прилетела бабочка и села на цветок
Коза набрала цветов и ягод и поспешила домой. Ведь в лесу жил серый волк
Он мог придти и съесть козлят, пока козы не было дома. Не помог бы и крепкий замок на двери
Коза пришла домой, постучала в дверь
и запела песенку:
¦ Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мама пришла —
Молока принесла.
Полны копытцы водицы!
Весёлые козлятки встречали её у дверей.
¦ Мама, что ты нам принесла?
¦ Ребятки, а что принесла коза своим деткам?
¦ Молока, ягод, цветов.
¦ А какое молоко у козочки?
¦ Белое, вкусное, полезное.
¦ Ребятки, козочка хочет с вами поиграть!
¦ А вы хотите с ней поиграть?
Дети выходят на коврик, чтобы поиграть с козочкой.
Воспитатель: У — у — у — подул ветерок.
Деревья в лесу закачалися.
Давайте покажем, как деревья в лесу закачались, и нам пора уходить с козочкой из леса. Пойдёмте козочку домой отведём!
¦ Ребята нам уже пора прощаться с козой и козлятами.
¦ Давайте на прощание сделаем забор для домика козы и козлят, чтобы защитить их от волка?
Дети подходят к столу, где лежат разноцветные детали для постройки забора и начинают его собирать (Воспитатель помогает детям в изготовлении постройки)
¦ Ребята! Посмотрите, какой у нас заборчик получился!
¦ Разноцветный, красивый, крепкий!
Коза благодарит детей:
¦ Спасибо, ребятки! Теперь волк ни за что не проберётся к нам.
Такой крепкий вы забор сделали!
¦ Ребята! А коза мне что-то говорит!
Звучит запись с голосом козы.
¦ » Мэ — мэ — мэ «
¦ Она хочет вас угостить.
Корзиночка с угощением от козы.
Воспитатель: Давайте скажем козе «До свидания!» Коза пойдёт в гости к другим ребяткам.
¦ До свидания, коза, до свидания, козлятки!
¦ Приходите к нам ещё в гости!
Игра «в снежки».
Нагнуться, взять двумя руками «снег», распрямиться и бросить «снежки» короткими движениями, широко раскрывая пальцы.
3. Игра «Магазин» (на развитие внимания, наблюдательности).
Детям предлагают демонстрационный материал форматом A3 (рис. 1).
П е д а г о г . У Овечки был магазин. Посмотрите на полки и ответьте на вопросы:
– Сколько полок в магазине?
– Что находится на нижней полке, средней, верхней?
– На какой полке стоят чашки?
– Сколько в магазине матрешек (больших и маленьких)?
– На какой полке они стоят?
– Сколько в магазине мячей (больших и маленьких)?
– На какой полке они стоят?
– Что стоит слева от пирамиды (справа от пирамиды)?
– Слева от кувшина, справа от кувшина?
– Слева от стакана, справа от стакана?
– Что стоит между маленькими и большими мячами?
Однажды под Новый год в магазин пришел Серый волк и купил своим волчатам подарки. Посмотрите внимательно и скажите, что купил волк (детям предъявляется демонстрационный материал форматом A3, рис. 2).
На следующий день в магазин пришел Заяц и купил новогодние подарки для своих зайчат (показывает демонстрационный материал, рис. 3). Что купил Заяц?
4. Игра «Витрина магазина» (на развитие объема внимания и наблюдательности).
Под Новый год мама со своим сыном решили сделать покупки. Проходя мимо кондитерского магазина, они увидели на его витрине очень красивые конфеты, которые были выложены в прозрачные коробки разной величины. Мама сказала: «Можешь выбрать любую коробку». Мальчик решил выбрать ту, в которой больше конфет. Как вы думаете, какую коробку выбрал мальчик? Как можно проверить правильность выбора?
Посмотрите еще раз на рисунок и скажите, почему на первый взгляд кажется, что в коробках разное количество конфет.
2. Графические диктанты – отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скаж
Графические диктанты – отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка,
интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво,
аккуратно писать и логически мыслить.
На данном этапе ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку
взрослого, а затем заштриховывают его косыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком
или просто раскрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии,
композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки
ребёнка.
При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть
ручкой и карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание,
воспитывается трудолюбие, усидчивость.
Графические диктанты – это и способ развития речи, так как попутно ребята
отгадывают загадки, читают и заучивают стихи, песенки, потешки, т.е. овладевают
выразительными свойствами языка.
Поэтому в процессе работы с графическими диктантами формируются внимание,
глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и
внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.
Мочалова Е. Н . Учитель начальных классов МОУ
Гимназия №4 г. Перми
1. Навигация по слайдам по кнопкам перехода.
2. Тексты к диктантам появляются и исчезают по щелчку по
кнопке со знаком вопроса.
3. Анимация графического диктанта и исчезновение происходит
по клику на рисунок в левой верхней части слайда .
Мочалова Е. Н . Учитель начальных классов МОУ
Гимназия №4 г. Перми
1 занятие
8 занятие
15 занятие
22 занятие
29 занятие
2 занятие
9 занятие
16 занятие
23 занятие
30 занятие
3 занятие
10 занятие
17 занятие
24 занятие
31 занятие
4 занятие
11 занятие
18 занятие
25 занятие
32 занятие
5 занятие
12 занятие
19 занятие
26 занятие
33 занятие
6 занятие
13 занятие
20 занятие
27 занятие
34 занятие
7 занятие
14 занятие
21 занятие
28 занятие
35 занятие
Мочалова Е. Н . Учитель начальных классов МОУ
Гимназия №4 г. Перми
1 урок
2 урок
Рано – рано поутру
С сумкой скачет кенгуру.
Не по магазинам –
По лугам – равнинам!
Что же рано поутру
Носит в сумке кенгуру?
Так сидит ребёнок,
Рыжий кенгурёнок.
Вот кто едет с мамой
В этой сумке странной!
Е. Котёнова
?
3 урок
3
Лежебока – рыжий кот
Отлежал себе живот.
Кушать хочется,
Да лень ворочаться.
Вот и ждёт рыжий кот –
Может, миска подползёт.
Мыши водят хоровод.
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька – кот,
Разобьёт весь хоровод.
?
4 урок
Зачерпнуло ветра
Белое крыло,
И катать мальчишек
В море унесло!
?
5 урок
В этом доме тишина.
Много окон, дверь одна.
Мы уселись у окна.
За окошком – вся страна.
Дом отправился а полёт,
Значит, это САМОЛЁТ
?
6 урок
Шёл по городу жираф,
У него был добрый нрав.
Никого не задевал,
Всем приветливо кивал.
Но порой его привет
Оставался без ответа.
И тогда серчал жираф,
Несмотря на добрый нрав.
С. Егоров
?
7 урок
7
8 урок
Кто носорогу
Дорогу уступит,
Тот, несомненно,
Разумно поступит.
Любо толкаться ему,
Толстокожему,
А каково
Бедняге прохожему?
Как хорошо, что такие
Невежи
Будут встречаться
Всё реже и реже!
Б. Заходер
?
9 урок
Подарили собаку.
Нет, не просто подарили,
В день рожденья подарили
Очень славного щенка!
Он малюсенький пока…
Он идёт смешной,
Путается в лапах.
Подрастёт щеночек мой –
Он поправдашний, живой.
И. Токмакова
?
10 урок
Интересно прокатиться
На коне и на слоне!
Но удобнее усесться
У верблюда на спине!
С виду горд и непреклонен,
Он на деле не таков!
По натуре он тихоня
И добряк из добряков!
У кого возможность будет
Съездить в жаркие края
Прокатитесь на верблюде!
Право, здорово, друзья!
С. Баруздин
?
11 урок
На припёке у тропинки
Греют ящерицы спинки.
Жмурятся на солнышке,
Щурят глазки – зёрнышки.
Разомлели от жары –
Не добраться до норы.
Бегали за мошками
Ночь без передышки –
Натрудили ножки,
Ножки – коротышки.
Ю. Синицын
?
12 урок
У лошадки жеребёнок
Вырастает из пелёнок:
Мать напоит молоком
И оближет языком,
Поведёт с собой в луга,
Где высокие стога,
Травку вкусную покажет,
А за озорство –
накажет
?
13 урок
Соберу для мамы робота такого,
Чтобы всю работу
делал он по дому:
И стирал, и гладил, жарил и варил,
И полы на кухне подметал и мыл.
Чтобы мог зашить он
рваные штанишки,
На ночь прочитал бы
нам с братишкой книжки,
И, придя с работы, мама удивится:
— Никакой заботы – можно
спать ложиться!
?
14 урок
15 урок
Словно царскую
корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох
зелёный,
Любит снежные луга.
?
16 урок
Кто весь век
В воде живёт,
А самой воды не пьёт:
Ни озёрной, ни речной,
Ни какой – нибудь иной?
?
17 урок
Только увидит ворота он новые,
Сразу уставит глаза бестолковые.
Мигом готов идти на таран,
Таким уродился на свете…
?
18 урок
Наша добрая подружка
Даст нам перьев на подушку.
Даст яичек для блинов,
Куличей и пирогов. …
?
19 урок
Весь день рыбак в воде стоял.
Мешок рыбёшкой набивал.
Закончил лов, забрал улов.
Поднялся ввысь – и был таков.
?
20 урок
Вежливый ослик очень вежливый,
Воспитанный он был.
Всем улыбался, кланялся
И «здравствуй» говорил.
Потом он отходил на шаг
И говорил;
— Тюлень – тюфяк,
— А заяц – трус,
— А лев — дурак,
— А слон – обжора и толстяк…
— Ни разу доброго словца
— Он не сказал ни про кого –
— И я прошу тебя, дружок,
— Не будь похожим на него.
И. Пивоварова
?
21 урок
22 урок
Встали на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
?
23 урок
Сам – металлический,
Мозг электрический.
?
24 урок
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Посмотрел он вправо, влево,
Пощипал немного перья.
Оглянулся он вокруг
И с разбега в воду – плюх!
?
25 урок
Носит мама – кенгуру
В тёплой сумке детвору.
А ребятки – кенгурятки
Целый день
Играют в прятки!
?
26 урок
В дверь вошло животное,
До того голодное:
Съело веник и метлу,
Съело коврик на полу,
Занавески на окне
И картину на стене,
Со стола слизнуло справку
И опять пошло на грядку.
?
27 урок
27
Ходит
длинный,
Пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора огромен он.
Ты узнал, кто это?
?
28 урок
29 урок
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
Песни распевает,
Время считает…
?
30 урок
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие тёплые костры.
К. Жанэ
?
31 урок
Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит
хвост –
Понесётся до звёзд.
?
32 урок
Про меня говорят,
Будто пячусь назад.
Не назад, а вперёд,
Только задом наперёд.
?
33 урок
Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
?
34 урок
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Голубая, серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.
?
35 урок
Песочком и пешочком.
Я иду с песочком!
А я иду пешочком!
Я иду с миской!
А я иду с Мишкой!
Я – за малиной!
А я – за Мариной!
Я иду песочком
С миской за малиной!
А я иду пешочком
С Мишкой за Мариной!
?
40. Список литературы.
1.. Холодова О.А. Методическое пособие для 1-ого класса «Юным
умникам и умницам», Москва: Издательство РОСТ, 2011.
2. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам», Рабочая тетрадь