Как развивать ребенку память?

В раннем возрасте формируются все психические функции ребенка: внимание, память, познавательная сфера. Взаимосвязь между собой психических функций формируется в процессе деятельности, а также в результате общения и направляющей роли взрослого. Хорошо известно, что дети обучаются с момента рождения. Уже и вначале первого года жизни они учатся брать игрушку из рук взрослого, понимают названия отдельных предметов, действий, подражают звукосочетаниям, словам.

Все эти навыки формируются ни основе внимания, которое вызывает сосредоточение, необходимое для выполнения тех или иных действий. Однако далеко не всегда от детей можно получить необходимые ответные реакции. И, несмотря на то что, как писал Л.С. Выготский, ребенок в раннем возрасте «сенситивен во всем», он зачастую не реализует свой потенциал.

К тому же в исследованиях психологов отмечается, что произвольное внимание формируется лишь в дошкольном возрасте. Тогда каким же образом малыш за три года достигает необыкновенных успехов в своем развитии? Естественно, что причин для этого множество. Но нельзя отрицать, что для этого необходимо на наличие внимания, даже носящего непроизвольный характер.

Однако в практике воспитания и обучения детей раннего возраста часто не учитывается использование специальных приемов, вызывающих непроизвольное внимание, а тем более установление связей между ним и вниманием произвольным. Известно, что в настоящее время наблюдается большое количество детей дошкольного и школьного возраста с дефицитом внимания, поэтому так важно не упустить неповторимые возможности, характерные для детей раннего возраста, своевременно формируя развитие их психических функций.

Развитие внимания

Внимание — это направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте, при отвлечении от других. Физиологическая основа внимания — ориентировочный рефлекс «что такое?» как биологическая защитная реакция организма на воздействие окружающей среды (сильный звук, яркий свет).

Уже в первые три месяца на основе внимания у ребенка формируются зрительное и слуховое сосредоточение, слежение за двигающимся предметом, отыскивание источника звука. К 5-6 месяцу в результате общения со взрослым формируются зрительные и слуховые дифференцировки. Малыш узнает близких, прежде всего мать, голос, а затем и тон обращения. На основе развития непроизвольного внимания формируется ориентировочная деятельность.

Итак, внимание может носить непроизвольный характер, который преобладает у детей раннего возраста. Для практики воспитания детей необходимо знать и владеть приемами, вызывающими непроизвольное внимание. Естественно, что одна из ведущих мотиваций, способствующих возникновению внимания к объекту, — это интерес, в основе которого лежит ориентировочная реакция. Особенно важно не упустить период второго года жизни ребенка, когда сенсорное развитие занимает доминирующую роль и характерна особая чувствительность к речевому восприятию и речевому обучению.

В то же время это период овладения ходьбой и нахождения «во власти зрительных восприятий». Привлечь внимание ребенка к нужному объекту бывает очень нелегко. Поэтому, учитывая интересы малыша и идя в этом плане за ним, пользуясь его непроизвольным вниманием к тем или иным объектам, необходимо направлять их для его развития. Тем не менее, следует владеть приемами, вызывающими непроизвольное внимание к развивающим играм, занятиям, речевому обучению.

Итак, какие приемы воспитателя, объекты, обучающие игрушки, и изображения предметов способствуют привлечению непроизвольного внимания малыша?

Прежде всего, его привлекает новизна предмета. Если ребенку предлагается выбрать по слову взрослого, например, из двух картинок, одна из которых показывается впервые, он может дать неадекватную реакцию и показать не на ту, о которой говорит взрослый, а на вновь увиденную. Поэтому, прежде чем получить нужную реакцию, надо снять новизну, позволить малышу предварительно ознакомиться с новой картинкой. То же самое бывает и в том случае, когда предметы или их изображения различны по яркости: ребенок выберет из предлагаемого более яркие. В данном случае происходит конкуренция между зрительными и речеслуховыми раздражителями.

Внимание ребенка больше привлекает зрительное восприятие, нежели слово взрослого. Нужно также учитывать и эмоциональное отношение ребенка к данному предмету или изображению. Так, например, если полуторагодовалому мальчику предложить найти изображение из двух картинок, на одной из которой будет изображена машина, а на другой курочка, он, независимо от вопроса взрослого, покажет то, что его больше привлекает — машину.

Итак, в играх, направленных на развитие понимания и активной речи, очень важен правильный подбор предметов и их изображений. Внимание ребенка привлекают такие приемы, которые взрослый использует в речевых играх и занятиях, — это внезапность появления и исчезновения предметов. Большое значение имеет и роль двигательного анализатора, когда ребенок, знакомясь с предметом, не только его рассматривает, но и действует с ним.

Следует отметить, что внимание ребенка привлекают движущиеся предметы, их динамичность. Мы часто видим, что еще сидя в кроватке, ребенок выбрасывает игрушки и внимательно смотрит, как они падают на пол.

К сожалению, довольно часто приходится наблюдать, как скучно и неинтересно проходят речевые занятия с детьми. Показывается предмет, медленно и методично рассматриваются его части (глазки, носик). Дети, естественно, отвлекаются. Ребенка привлекает динамичность предмета, его действия — выразительные, эмоциональные, внезапно меняющиеся. Все вышеуказанные приемы вызывают и удерживают внимание ребенка. При этом его внимание вызывается и фиксируется словами взрослого «Кто там? Где тот-то? Сделай так-то», т.е. вкрапливаются элементы произвольного внимания.

Оно проявляется в деятельности ребенка и связано с его интересом: он взбегает в группе на горку, чтобы увидеть проезжающий за окном транспорт. Но уже на третьем году жизни детей элементы произвольного внимания проявляются не только в играх, организованных взрослыми («Чего не стало?», «Что лежит в мешочке?»), или угадывания на ощупь. Постепенно внимание начинает носить целенаправленный, устойчивый характер.

Объем воспринимаемых объектов в большой степени зависит от интереса, возможностей ребенка, а также от того, насколько воспринимаемые объекты попали в поле его зрения. Так, на первом году жизни — это 1-2 объекта, на втором — 2-3, на третьем — 4-6. Это игрушки и картинки для восприятия, называния, развивающие дидактические игрушки.

Устойчивость внимания — способность ребенка определенное время заниматься одним видом деятельности.

Как можно развивать память у ребёнка?

Сейчас существует огромное количество курсов и тренингов по развитию и улучшению памяти. Но вы как родитель сможете и без специальных знаний помочь в этом своему ребёнку. Главное — тренировать память в игровой форме. Вот несколько приёмов, как это можно сделать.

  • Читайте книги. Читать детям нужно уже с полугодовалого возраста. Доказано, что дети запоминают не только сюжет, но и действия персонажей. С детьми 3-4 лет можно придумывать сказки самим — начало говорит взрослый, а ребёнок придумывает финал.
  • Играйте в прятки. Взрослый раскладывает несколько предметов или карточек, а после того, как малыш закрывает глаза, — убирает один предмет. Ребёнок должен отгадать, что «спряталось”.
    Усложнённый вариант: не убираем игрушку, а меняем несколько из них местами. Нужно восстановить правильный порядок.
  • Тренируйте внимательность. Для дошкольников отлично подойдут парные картинки «найди отличия”. Или различные лабиринты. Или картинки, на которых нужно найти определённое количество предметов.
    Для школьников — задачки по разным учебным предметам на внимание.

Поробуйте решить задачу Умназии прямо сейчас! Попробовать Окружающий мир

Анна Андреевна попросила первоклассников подготовить к уроку репродукции картин, на которых изображена весна.
Посмотри на репродукции, которые принесли в класс ребята. Везде ли здесь действительно нарисована весна?

Выбери ответ: На всех этих картинах весна. Только на Б не весна. Только на Г не весна. Только на Д не весна. На Б и Д не весна. ответить Логика решения:

На картине Б изображены корзины с грибами, люди лежат в траве. Это лето. На картине Д деревья стоят жёлтые, это осень.

Названия всех картин приведены ниже.

А) Алексей Саврасов «Грачи прилетели».
Б) Аркадий Пластов «Летом».
В) Архип Куинджи «Ранняя весна».
Г) Алексей Венецианов «На пашне. Весна».
Д) Исаак Левитан «Золотая осень».

  • Придумывайте ассоциации. Расскажите ребёнку, что это такое, и для начала придумайте вместе, как связать запоминаемое слово с чем-то знакомым или смешным. Чем ярче ассоциация — тем легче запомнить слово.
    Этот метод также пригодится, когда нужно сохранить в памяти набор слов, к примеру. Объедините слова в предложение — и вот уже перед вами не хаос, а логичная последовательность.

Курсы Умназии по памяти

На нашем сайте ваш ребёнок сможет не только заниматься на тренажере или участвовать в олимпиадах, но и прокачать такой важный навык, как «ПАМЯТЬ». Программа состоит из четырех курсов:
1. «Как быстро и хорошо учить стихи»;
2. «Как запоминать иностранные слова, имена и лица»;
3. «Как быстро и правильно запоминать информацию»;
4. «Практическая мнемотехника».

Выбирайте наиболее интересный или прокачайте все виды памяти! (при покупке набора из 2-х или 4-х курсов вас будет ждать приятный подарок)

СЛОЖНО УЧИТЬ СТИХИ? РАЗВИВАЙТЕ ПАМЯТЬ! В Умназии вы найдете 4 практических онлайн-кура по развитию памяти для детей 6-13 лет. Попробуйте бесплатно! начать заниматься

Развитие памяти ребёнка — такая же важная задача, как и обучение счёту, письму и другим навыкам. Однако достичь успехов здесь гораздо проще. Уделяйте тренировке памяти хотя бы 5-10 минут, но каждый день. Занимайтесь, играя, — и результат не заставит себя долго ждать!

Если вы хотите перейти к регулярным занятиям и увидеть результат, приглашаем на наш новый курс «Память», который поможет детям легко и быстро учить стихи, запоминать иностранные слова и лица, а также во время занятий расскажем про интересные мнемотехники, которые значительно упростят процесс запоминания любой информации!

Свойства внимания

Эти важные свойства внимания, которые лежат в основе длительности тех или иных видов и занятий, определяются возрастными возможностями ребенка, а именно: чем младше ребенок, тем длительность его деятельности короче; эмоциональным отношением ребенка к той или иной деятельности, а также сложностью задания, которое определяется видом деятельности. Наиболее сложны задания, связанные с умением ребенка слушать рассказы, сказки, не подкрепленные наглядной ситуацией.

Участие различных анализаторов также определяет длительность игр и занятий, поэтому наиболее длительными могут быть музыкальные и физкультурные занятия, связанные с двигательной активностью и сменой видов деятельности. Менее длительные игры связаны с работой рук — продуктивные виды деятельности (лепка, рисование), дидактические и строительные игры. Еще более короткие речевые занятия (показы картинок), а самые короткие — рассказывание без показа.

Концентрация внимания — степень сосредоточенности ребенка на определенном объекте. С одной стороны, переключение внимания может носить произвольный и непроизвольный характер. Чем меньше ребенок, тем менее длительная его продуктивная деятельность, тем чаще он отвлекается и переключается на другую деятельность.

С другой — бывают ситуации, когда ребенка нужно переключить на другую деятельность, отвлекая от прежней. Так, например, малыш долго сидит за столом и что-то делает. По всему видно, что он устал и его хорошо было бы переключить на другой вид деятельности, но нужно сделать так, чтобы он понял, почему его отвлекли от прежней работы и что он будет делать дальше. Часто взрослые не учитывают возможности малыша и требуют сделать что-то быстро, например, быстро идти мыть руки и кушать.

Ребенку нужно дать возможность спокойно закончить одну деятельность и дать приятную, интересную установку на другую. Показатели невнимательности малышей в играх и занятиях — низкая продуктивная деятельность и частые отвлечения. Нужно обязательно проанализировать, что мешает ребенку сосредоточиться, отвлекает его внимание, и самим создать необходимые условия, способствующие развитию его внимания.

Наиболее сложным свойством внимания является его распределение — способность ребенка удерживать внимание на определенном числе объектов (действий) одновременно. Это свойство формируется постепенно на протяжении дошкольного и школьного возраста. Для детей раннего возраста представляет большие трудности одновременно совершать несколько видов деятельности, например, в танце работать одновременно руками и ногами.

Сложности в речевых занятиях представляют для ребенка раннего возраста слышать вопрос взрослого, смотреть на изображение, отвечать на поставленные вопросы. Подобные задания малыш получает уже в 1 год 9 месяцев, когда ему предлагается из двух изображений выбрать нужное. Но если взрослый действует методом, изложенным выше, он получает в ответ адекватную реакцию ребенка. При этом разводится одновременное действие раздражителей разного типа — зрительного и слухового. И если ребенку показываются две картинки и дается вопрос «Где то-то?», он не слышит вопроса взрослого и показывает на изображение, которое в наибольшей степени привлекает его внимание.

Поэтому сначала снимается действие зрительных раздражителей. Взрослым молча показывается одна, далее другая картинка, затем обе прячутся, и задается вопрос «Где то-то?», предваряющий зрительное восприятие, и лишь после этого показываются обе картинки. В данном случае разводится воздействие разных раздражителей, и ребенок в ответ дает адекватную реакцию, правильно справляется с предложенным заданием.

Развитие памяти

Память — психический процесс, формирующийся в результате индивидуального опыта человека. Физиологической основой памяти является формирование условного рефлекса. Первый условный рефлекс на «положение под грудью» формируется на 9-15-й день жизни малыша. Если до этого положение под грудью подкреплялось кормлением, то у новорожденного на 9-15-й день появляются сосательные движения до получения пищи. Существуют различные виды памяти, формируемые в раннем детстве: двигательная, зрительная, обонятельная, вкусовая, осязательная, речеслуховая.

Память носит разный характер — кратковременная (актуальное сосредоточение человека на запоминание), долговременная (рассчитанная на длительный срок «хранения»), оперативная, промежуточная (сохраняется в течение определенного срока). Память имеет разные фазы: запечатление, связанное со вниманием; хранение — непрерывный процесс, связанный с жизнью человека; припоминание — выступает в двух формах: узнавание, воспроизведение. Память в виде узнавания формируется в первые месяцы жизни ребенка. Это узнавание ситуации кормления, сна, знакомых лиц, предметов, изображений, действий.

Воспроизведение — важнейшая форма памяти, которая развивается в раннем возрасте и выступает как показатель обучения. Это память, на основе которой идет обучение движениям, действиям, словам в результате подражания.

Память малыша, также как и внимание, носит непроизвольный характер. В основе запоминания детей раннего возраста лежат два момента.

1. Повторность, которая бывает в жизни ребенка и заложена в основе формирования навыков, развития определенных функций. При этом важно учитывать, что чем младше ребенок, тем больше требуется повторов в обучении. Так, на первом году жизни формирование каких-то умений требует повторов несколько раз в день (брать игрушку из рук взрослого, умение ползать).

На втором году жизни повторы для развития умений должны быть не менее 3-4 раз в неделю, а на третьем году — 3-4 раза в месяц. На основании этого составляется план развивающих игр и занятий в дошкольном учреждении. Нужно особо отметить, что дети любят повторы. Ведь именно на них построены сюжеты русских народных сказок и, слушая их, дети не дадут взрослому пропустить какой-то повтор.

2. Память детей раннего возраста связана с эмоциональными переживаниями как положительными, так и отрицательными. Дети долго помнят праздник елки и заглядывают в помещение, где это происходило, в их памяти надолго остаются посещение зоопарка, цирка, моменты участия в играх и занятиях, в ходе которых они получили положительные эмоции. Точно так же надолго малышами запоминаются отрицательные эмоции, неприятные процедуры в поликлинике, прием горьких лекарств, различные обиды, страхи.

Наиболее сложно, в то же время важно развивать ребенку речеслуховую память путем запоминания четверостиший, содержания сказок, рассказов, различных изображений. Развитие внимания и памяти лежит в основе формирования познавательной деятельности ребенка, поэтому взрослым необходимо уделить внимание созданию оптимальных условий для их развития.

Почему важно развивать память у детей с раннего возраста?

Не зря новорождённых детей сравнивают с белым листом, на котором ещё ничего не написано. Ведь память — это воспоминания о пережитом опыте, а его у малышей пока нет. Но взрослея, буквально с первых месяцев, младенцы накапливают разные чувства, ощущения, умения и навыки, многие из которых сохранятся на всю жизнь.
На сегодняшний день люди придумали множество способов «сохранения” важных дат, событий, списков и т.д.: от удобных планеров и чек-листов до приложений-напоминалок на телефоне и компьютере. Оно и понятно — ведь это гораздо проще, чем хранить информацию у себя в голове. Именно поэтому так важно «прокачивать” свою память самостоятельно. Это поможет вашему ребёнку:

  • легко запоминать факты, события, тексты и т.д.;
  • успешно учиться в школе;
  • мыслить нестандартно;
  • и даже находить выход из сложных жизненных ситуаций!

Нужно только помнить, что «плохую” память у детей часто путают с недостаточно развитой. А исправить это можно регулярными занятиями и тренировками.

Мало кто способен вспомнить празднование своего первого дня рождения или же другие события раннего детства. Хотя и первые переживания имеют большое значение при развитии психики человека, в памяти они не сохраняются.

Это явление известно под названием «детская амнезия». Хотя уже двух- или трехлетний ребенок хорошо помнит, что происходило с ним несколько месяцев назад, через год эти воспоминания поблекнут, а затем исчезнут вовсе.

Многие детские психологи считают, что наплыв новой информации в мозг ребенка настолько интенсивен, что старые воспоминания попросту вытесняются «на обочину» памяти.

В одном исследовании было показано, что дети трех лет хорошо помнят все, что с ними происходило за последний год. Эта информация хорошо сохраняется в памяти даже у семилетних: опрашиваемые дети восстанавливали на 72% события, описанные ими четыре года назад.

Однако уже через год воспоминания детства стирались; дети могли вспомнить лишь на 35% то, о чем рассказывали в трехлетнем возрасте.

Эта перемена, по мнению специалистов по детской психологии, связана с изменением способа запоминания новой информации. Начиная с семи лет, дети запоминают события линейно, т. е. как они развивались в пространстве и времени.

Потребность запоминания событий и каталогизирования их соответственно личному графику своей жизни может вызвать стирание ранней памяти, которая хранится в мозгу в хаотическом виде.

©Flickr/george ruizc

У младенцев память формируется иначе

Младенцы обладают как семантической, так и эпизодической памятью. Семантическая память образуется при обработке информации, полученной не из личного опыта (названия цветов, исторические даты и события и т. д.). Эпизодическая же память, наоборот, опирается исключительно на личный опыт (первый день в школе; авария, увиденная своими глазами).

С течением времени, эпизодическая память может стать семантической. Так, например, человек забывает, что он впервые узнал о собаке, играя со своей собственной; он просто знает, что собой представляет собака.

Ученые считают, что причиной того, что мы не способны вспомнить события из раннего детства, связаны с тем, как именно хранятся и вызываются воспоминания. Как семантическая, так и эпизодическая память, хранятся в различных частях коры головного мозга. Только к 3-4 годам гиппокамп объединяет все эти разбросанные островки информации в единую сеть.

С помощью этой сети дети и взрослые могут быстро получить доступ к хранящейся в их памяти информации. Статья 2014 года в журнале Science пролила новый свет на явление детской амнезии.

Авторы статьи рассмотрели вопрос постоянного формирования новых клеток в младенческом мозгу. Нейрогенез, процесс роста новых нейронов, не прекращается на протяжении всей жизни любого млекопитающего.

Однако у младенцев нейроны возникают на повышенной скорости, причем именно в гиппокампе, центральном управляющем органе памяти.

Специалисты провели ряд экспериментов на подопытных грызунах. Они предположили, что повышенное производство новых нейронов в гиппокампе создает помехи при доступе к памяти.

Действительно, когда ученые с помощью лекарственных препаратов замедлили нейрогенез у грызунов, память у последних улучшилась. Ускорение роста нейронов привело к обратному эффекту.

У всех ли теряется детская память?

Несмотря на все исследования вокруг детской амнезии, все еще остается неясным, когда именно теряются младенческие воспоминания. Некоторые взрослые люди все же хорошо помнят все, что происходило с ними в возрасте 2-3 лет.

Была высказана интересная гипотеза о том, что сохранение детской памяти связано с амбидекстрией. В статье, опубликованной в журнале Neuropsychology, выдвигается предположение о том, что люди, которые пользуются одинаково хорошо как правой, так и левой рукой (амбидекстры), помнят младенческие переживания лучше правшей.

Ученые попросили 100 студентов-испытуемых, среди которых были амбидекстры и правши, написать о двух событиях из самого раннего детства. Одно из них должно было сохраниться в их собственной памяти, а о втором они должны были знать исключительно по словам родителей или других очевидцев.

Оказалось, что амбидекстры вспоминали эпизоды из значительно более раннего детства, нежели правши. Более того, воспоминания со слов родителей (семантическая память) у них оказывались также из более ранних периодов жизни.

Детство память относится к памяти , образующейся в процессе детства . Среди других его ролей, функция памяти , чтобы направлять настоящее поведение и прогнозировать будущие результаты. Память в детстве качественно и количественно отличается от воспоминаний , образованных и извлекаемых в конце подросткового возраста и взрослых лет. Childhood исследование памяти сравнительно недавно в связи с изучением других типов когнитивных процессов , лежащих в основе поведения . Понимание механизмов , с помощью которых воспоминание в детстве кодированных , а затем извлекаемые имеет важное значение во многих областях. Исследования в области детской памяти включает в себя такие темы, как формирование детской памяти и поисковые механизмы в отношении тех , у взрослых, споры вокруг инфантильную амнезию и тот факт , что взрослые имеют относительно плохие воспоминания о раннем детстве, способы , в которых школа окружающая среда и семья влияния окружающей среды памяти, и способы , в которых память можно улучшить в детстве , чтобы улучшить общие познавательные , успеваемость в школе и благополучие , как в детстве и в зрелом возрасте.

Скульптуру около 1910. Для того, чтобы найти у входа в Паульсене Гимназии , Берлин-Штеглица .

Психлоги объясняют: сначала ребенку страшно, он чувствует, что рядом мамы нет. Потом наступает апатия. Такой опыт может стать для малыша довольно сильной психической травмой.

«Детки все быстро запоминают, но потом так же быстро забывают, — говорит психотерапевт Екатерина Штиль. – Организм формируется до семи лет: нервные волокна постепенно покрываются специальной оболочкой, которая отвечает за скорость переходов импульсов от клетки к клетке».

Бывает так, что, когда спрашиваешь у малыша, помнит ли он того или иного человека, он может искренне ответить: «Нет». Взрослые недоумевают, как такое может быть. Но, когда уточняешь, например, что эта тетя подарила тебе плюшевого мишку, чадо сразу же радостно называет ее по имени, да еще и внешность описывает. Дело в том, что ребенок сначала запоминает окружающих, опираясь на собственные эмоции. В нашем случае: на первом плане он помнит, что подаренная игрушка привела его в восторг, а затем и самого человека.

Поэтому важно, чтобы у мамы был установлен с ребенком очень прочный эмоциональный и тактильный контакт. Если родители уезжают надолго от крохи, то по приезде нужно отдать ему все внимание. Обязательно нужны объятия, которые на глубинном уровне напоминают ощущения, пережитые в утробе матери: взять на руки, прижать к груди, покачать – так вы быстро восстановите связь.

Человеческая память состоит из сложного комплекса процессов, позволяющих людям воспринимать, хранить и воспроизводить поученную ими информацию. Сбои в любом из этих процессов могут вызвать трудности в учёбе. Во время проведения каждого занятия с детьми следует учитывать как физиологический, так и психологический аспекты работы процессов памяти.
1. Память принято подразделять на два вида: произвольную и непроизвольную. В процессе произвольного запоминания людям требуется прикладывать осознанные усилия для запоминания чего-либо. Когда вступает в действие непроизвольное запоминание, то все факты и события запоминаются без применения силы воли, сами собой. Легко запоминается нечто захватывающее, важное, интересное. Разумеется, школьные уроки невозможно организовать таким образом, чтобы нужные знания сами впитывались в детскую память. Но на интересных для детского внимания занятиях легче, быстрее и прочнее усваиваются школьные знания.
2. Кроме этого, память делится ещё на две категории: непосредственная и опосредованная. Непосредственное или, по-другому, механическое запоминание, позволяет сохранить информацию в памяти без участия осознанного мышления. Иными словами, требуемая информация происходит без её осмысления и установления логической структуры запоминаемого, без применения специальных приёмов «зубрёжки». Опосредованное запоминание требует применения мышления, логики, всю информацию перед запоминанием требуется осмыслить.
С самого раннего возраста у каждого ребёнка ярко выражено механическое запоминание. Исходя из этого принципа, психологи предлагают ещё до школы, как можно раньше, начинать учить ребёнка иностранным языкам. Овладение любым языком состоит примерно на семьдесят процентов из изучения слов и грамматики, для которых нужна «зубрёжка», а не понимание сути. И только примерно тридцать процентов отводится на структуру построения речи, требующей включения логики и понимания. Следует особо отметить то, что в обучении языкам более эффективным является логическое запоминание, требующее обучения детей приёмам мнемотехники.
3. По длительности сохранения информации память делится на кратковременную, удерживающую сведения в течение краткого промежутка времени, равную примерно двадцати секундам; оперативную, задерживающую информацию на заданный срок, необходимый для выполнения некоего определённого действия; долговременную, способную удерживать информацию очень долго. Каждый недостаток видов памяти может привести к её сбою в целом.
4. По типам запоминаемой информации память классифицируются на двигательную, слуховую, зрительную, словесную, числовую и пр.
5. Человеческая память носит характер субъективности, подвергается искажениям из-за того, что воспоминания способны видоизменяться после каждого их извлечения из глубин сознания.
Все выше приведённые положения легли в основу упражнений, рекомендованных для занятий с детьми с низким уровнем развития памяти.
Для более лёгкого способа занесения необходимой информации в память, необходимо освоить перевод информации в образный ряд, конкретную, знакомую детям, зрительную форму. Визуализация (зрительное представление) некоей идеи представляет собой мысленное создание иллюстрации, картинки. Такой процесс длится менее пятнадцати секунд и гарантирует при этом в будущем быстрое извлечение информации из памяти в нужный момент.
Для перевода информации из кратковременной памяти, длящейся секунды, в память долговременную, информация подвергается структурному логическому упорядочиванию. Этот процесс невозможен без применения сознательных усилий. Вначале у запоминаемых объектов устанавливаются сходства и различия (систематизация и классификация) с обязательной эмоциональной окраской. При этом информация, для удобства хранения и дальнейшего извлечения из памяти, разделится на категории и будет помечена эмоциональными знаками.
С обучения детей умению сравнивать разные запоминаемые предметы, находя в них сходства и различия, начинается тренировка долговременной памяти
Инструментом, при помощи которого информация извлекается из недр памяти, служат ассоциации. Ассоциация представляет собой психический процесс, в ходе которого воспоминания цепляются одно за другое и все выходят из памяти. Например, слово «зима» способно вытянуть из человека воспоминания о снеге, Новом годе, санках и многом другом.
Ассоциации устанавливаются обычно без участия мыслительных процессов, лишь при помощи интуиции. Но подобная работа интуиции основана на умении сопоставлять данные, находя в них различия и сходства.
..
В конце статьи следует упомянуть о полезной для работы памяти пищи, рекомендуемой включить в детский рацион.
Детей кормить следует небольшими порциями, но часто. Такой режим обеспечит постоянный, необходимый для полноценной работы головного мозга, уровень сахара в крови. Врачи-диетологи рекомендуют включить в детский рацион орехи, цельнозерновые продукты, сыр, семечки, жирные сорта рыбы, гречку, бобовые, овощи, фрукты. Эти продукты содержат высокую концентрацию витаминов и полезных веществ, важных для мозга и его кровоснабжения. Особую пользу несут в себе некоторые растительные масла: оливковое, соевое, арахисовое, подсолнечное. Что касается категории «быстрые сахара», (сахар, конфеты, пирожные), то они плохо усваиваются организмом и могут привести к ухудшению памяти. Не только кариес грозит сладкоежкам!
В рацион ребёнка следует включить такие пищевые добавки, как рыбий жир, витамин Е, поливитаминно-минеральные препараты.
И, конечно же, не следует забывать о физических упражнениях. Интенсивная получасовая физическая зарядка способна более чем на сутки улучшить кровоснабжение мозга, в то время как недосыпание и прерывистый сон развивают забывчивость

Последнее обновление: 14 декабря 2012, 17:14

Нарушение памяти – патологическое состояние, связанное с невозможностью полноценно сохранять, накапливать и использовать полученную ранее в процессе восприятия окружающего мира информацию.

Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное состояние) – одно из самых распространенных расстройств, способное существенно ухудшить качество жизни любого человека особенно ребенка.

По статистике, регулярными нарушениями памяти (в разной степени выраженности) страдают около четверти всего населения Земли. И в эту статистику соответственно входят и дети. Это нарушение портит качество жизни ребенка и «закрывает» путь к Успешности. Именно поэтому нужно как можно раньше продиагностировать ребенка у нейропсихолога.

Ребенок со слабой памятью обычно плохо усваивает школьную программу, нарушает дисциплину, быстро утомляется, невнимателен, отвлекается, плохо удерживает внимание.

Нарушения памяти у детей приводят к тому, что ребенок с трудом запоминает содержание урока, полученную информацию, инструкции родителей и педагога педагога, внешне производит впечатление «бестолкового». Это может привести к серьезным проблемам с успеваемостью в школе, конфликте с родственниками и серьезным психологическим и соматическим проблемам, комплексу «ущербности» и неполноценности.

Очень часто педагоги и родители детей с нарушением памяти часто считают ленивыми или плохо мотивированными. Причем подобные проблемы с памятью у ребенка могут проявляться не только в нарушении функции памяти, но и в плохом восприятии последовательности слов, зрения, медленном приобретении навыка чтения и т.д. и т.п., причина которого выявляется только с помощью нейропсихологической диагностики и тестирования с опытным нейропсихологом.

Расстройства памяти могут иметь разное происхождение: органические поражения головного мозга и психические заболевания.

На работу памяти влияют определенные участки коры головного мозга, мозжечок, лимбическая система. Но основное влияние на эту работу оказывают участки, расположенные в височной области левого и правого полушарий. Еще одна важная структура мозга, влияющая на процесс запоминания — гиппокамп. При повреждении височной области с одной стороны, работа памяти ухудшается, а при повреждении с двух сторон — прекращается полностью.

Память функционирует благодаря работе нервных клеток — нейронов. Связь между нейронами обеспечивают нейромедиаторы. Нейромедиаторы — это вещества, обеспечивающие передачу сигналов от нейрона к нейрону. Содержатся они в гиппокампе. К нейромедиаторам принадлежит, например, ацетилхолин. При дефиците нейромедиаторов процесс запоминания в значительной степени ухудшается. Для того, чтобы установить истинную причину провалов в памяти у ребенка необходимо провести грамотную нейродиагностику

На сегодняшний день можно выделить следующие главные причины нарушения памяти:

  • общие психофизические состояния, как следствие стрессов и переутомления,
  • последствия тяжелых соматических заболеваний и сезонного гиповитаминоза;
  • медикаментозное отравление (в раннем детском возрасте), вакцинация;
  • нарушение памяти вследствие поражений в структурах головного мозга;
  • острые и хронические нарушения кровообращения головного мозга, атеросклероз мозговых сосудов, спазм сосудов головного мозга и другие, возрастные нарушения;
  • черепно-мозговые травмы;
  • опухоли головного мозга;
  • задержка развития, интеллектуальные нарушения, задержка речи;

Корректировать нарушения памяти нужно обязательно. И делать это необходимо как можно раньше. Т.к. данное нарушение может стать причиной многих проблем и трудностей у ребенка – психосоматических, неврологических, причин школьной «неуспешности», психологических проблем, комплекса неполноценности и неуспешности.

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» есть целый ряд коррекционных программ, позволяющий решить эту проблему раз и навсегда, достичь устойчивый и долгосрочный результат.

Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям, а значит не имеющий никаких побочных эффектов. При грамотном профессиональном подходе самый результативный и устойчивый, потому что основан на тренировке Мозга и определенных его зон!!!

Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии.

Программа нейропсихологической коррекции включает в себя двигательную (психомоторную) часть, когнитивную (задания за столом или на ковре для развития памяти, речи, мышления, письма, чтения и т.д.), а также блок, включающий работу с Инновационным Оборудованием или Специальными программами.

Нейропсихологическая коррекция позволяет ребенку безмедикаментозно преодолеть нарушения памяти. Нейропсихологическая коррекция оказывает терапевтическое воздействие на организм — улучшает эмоциональное и физическое состояние, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает внутренние резервы и способности, развивает дополнительные скрытые возможности головного мозга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *