Когда начинает видеть новорожденный ребенок и слышать?

Общение с малышом до его рождения становится все более популярным занятием. Пишутся книги, открываются курсы, апробируются методики… Тем не менее в данный момент у ученых нет достоверных данных о том, что такое общение как-либо влияет на интеллектуальное развитие ребенка или на его отношения с родителями в будущем. Что же представляет собой такое общение — насущную необходимость или своеобразное развлечение для досужих будущих мам? Попытаемся разобраться.
В настоящее время говорят не только о диагностике развития плода, но и о пренатальной психологии и даже о пренатальном воспитании — воспитании ребенка до рождения. Наука продвинулась далеко вперед, многое о внутриутробной жизни ребенка стало известно. Но вопрос общения с ребенком до рождения и по сей день очень актуален и до конца не познан. Для начала нужно понять, с кем мы общаемся, т.е. представить, как происходит внутриутробное развитие малыша.
Кто ваш «собеседник»?
Сейчас доподлинно известно, что новорожденный приходит в этот мир уже с огромным багажом впечатлений. Он получает ощущения с помощью всех органов чувств. Только что родившийся ребенок обладает всеми пятью человеческими чувствами: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом.

На данный момент уже достаточно изучено внутриутробное развитие малыша по неделям.

С конца 3-й недели у него начинает биться сердце.
В 9 недель на язычке плода появляются вкусовые почки, он способен различать вкус околоплодной жидкости и даже реагировать на него.
В 10 недель чувствительна вся поверхность кожи. 10–11 недель — это время, когда малыш отчетливо чувствует прикосновения, тепло и холод, боль. Но самое главное — что он уже умеет реагировать на эти импульсы. Если ощущения ему неприятны, он может изменять мимику.
В 16 недель ребенок начинает слышать. Сначала он слышит звуки материнского тела: сердцебиение, шум крови, звуки перистальтики. Он воспринимает эти звуки как приглушенные, через водную среду. Затем ребенок начинает слышать звуки, доносящиеся извне. Установлено, что он уже может «запоминать» отдельные слова, различать голоса.
В 16 недель у плода развиты уже почти все формы чувствительности.
Примерно к 20-й неделе мама начинает чувствовать движения малыша, и это очень важный момент. Ведь это и есть ваша первая встреча с малышом — телесный контакт!
К 6-му месяцу внутриутробной жизни ребенок способен чувствовать вкус, слышать, видеть и осязать. Он реагирует на ваши прикосновения через стенку живота.
К 9-му месяцу у малыша разовьется обоняние.
Итак, мы узнали о внутриутробном развитии органов чувств плода. Именно на основании этих знаний и строятся различные теории дородового общения с крохой.
История пренатального воспитания
В конце 70-х годов XX века появилась новая отрасль психологии, педагогики и медицины — пренатальное, или дородовое, развитие и воспитание. Была создана новая медицинская аппаратура (ультразвук, волоконная оптика), появилась возможность проводить наблюдения за поведением и состоянием плода.

Нормальные реакции на звуки у новорожденных

Как только слуховой аппарат малыша адаптировался к условиям среды, ребенок начинает реагировать на звуки, что иногда дает родителям новый повод для тревоги. А именно: какие реакции нормальны, а какие –нет.

Дело в том, что первое время, когда ребенок уже получает информацию от слухового анализатора, но еще не умеет реагировать на нее, его отклики могут быть странными. К примеру, реакцией даже на негромкий, однако неожиданный для ребенка звук может быть испуг и плач.

Также громкие или неожиданные шумы могут вызвать судорожную реакцию, которая, как бы странно она ни выглядела, является нормой и позволяет сделать вывод о нормальном формировании слухового аппарата. Это лишь говорит о том, что младенцы чрезвычайно сензитивны (чувствительны) к окружающей их среде.

Спустя некоторое время, обычно к двум месяцам, малыш адаптируется к окружающим его звукам и перестает так чутко реагировать на них.

Непроизвольные и судорожные реакции первого месяца жизни сменяются произвольными и упорядоченными. Малыш с удовольствием слушает обращенную к нему речь, стихи, ритмичную или классическую музыку. Можно заметить, как он старается отыскать глазами источник звука.

Развиваем слух

Практически с самого рождения, когда начинает видеть и слышать новорожденный, с ним можно заниматься развитием слуховых способностей.

Для этого просто как можно чаще разговаривайте с крохой, пойте ему детские песенки и потешки. Избегайте резких звуков, в особенности криков и скандалов.

Часто родители включают фоном телевизор, считая это развлечением для себя. Но не стоит увлекаться этим или делать слишком громкий звук. Такая нагрузка слишком сильная для малыша, может вызвать у него переутомление и, соответственно, капризы, плохой сон и плач.

Признаки возможного нарушения слуха

Конец 1-го месяца

В ответ на неожиданный и громкий звук: нет реакции торможения общих двигательных или сосательных движений, не вздрагивает, не моргает.

Конец 2-го месяца

Не прислушивается к звону колокольчика (на расстоянии полутора метров).

Конец 3-го месяца

Не ищет глазами объект, который издает звуки, не поворачивает голову вправо, влево и к источнику звучания.

Не реагирует на музыкальные игрушки.

Конец 5-го месяца

Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери.

Конец 6-го месяца

Не реагирует на шуршание бумаги, которая находится вне поля его зрения.

Конец 7-го месяца

Не поворачивается в сторону источника звука или говорящего человека.

Не улыбается, когда вы разговариваете с ним.

Конец 8-го месяца

Не прислушивается к разговору взрослых.

Не замирает, услышав новый звук.

Не проявляет интереса к музыке.

Не лепечет.

Конец 9-го месяца

Не реагирует на собственное имя.

Не понимает слово «нет», запрета.

Не играет с вами в «разговор».

Конец 10-го месяца и 11-й месяц

Лепет либо отсутствует, либо «монотонно» окрашен.

Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.

Конец 12-го месяца и старше

По просьбе взрослого не показывает на людей или знакомые предметы.

Не имитирует простые звуки и односложные слова.

Не реагирует на тихие звуки, издаваемые вне поля его зрения.

Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого).

Не понимает простые обращения.

Не проявляет интереса к бытовым звукам, музыке.

Не пытается говорить.

Обязательно нужно обратиться к сурдологу, если:

  • У вашего малыша вы замечаете признаки нарушения слуха, описанные выше;
  • Из уха ребенка выделяется беловатая или желтоватая жидкость. В таких случаях малыш не всегда проявляет беспокойство или жалуется на неприятные или болезненные ощущения. Однако такие выделения могут указывать на воспаление среднего уха;
  • Ребенок хватается за уши, бьет по ним, трет их и плачет. Причиной такого состояния может быть инфекционное заболевание, которое требует незамедлительного лечения. Иначе это может привести к необратимым нарушениям в органе слуха;
  • Малыш затыкает уши и плачет, услышав чересчур громкий звук.

Контакты со специалистами

Эффективным методом диагностики состояния слуха у детей раннего возраста (с момента рождения) является объективная компьютерная аудиометрия (КСВП). Результаты этого исследования позволяют сурдологу судить не только о наличии или отсутствии слуха у ребенка, но и определить степень тугоухости.

Это исследование обычно проводят в детских отделениях научно-исследовательских институтов уха, горла и носа и в детских сурдологических центрах. На такое исследование направляют, если у новорожденного обнаружен один из перечисленных факторов риска или если на первом осмотре оториноларинголог (лор-врач), педиатр или неонатолог (врач, наблюдающий новорожденных) заподозрил нарушение слуха. В последнее время первичное исследование проводят с помощью звукореактотеста — специального прибора, предназначенного для раннего выявления нарушения слуха у детей. В настоящее время этот аппарат есть почти во всех детских поликлиниках.

Если у ребенка будет обнаружено снижение слуха, то сурдолог расскажет вам о том, нужно ли использовать слуховой аппарат или о других методах лечения. Кроме того, вашему ребенку потребуются специальные занятия с сурдопедагогом, без которых он не научится воспринимать звуки и говорить. Чем раньше начнется обучение малыша, тем выше вероятность того, что ребенок сможет освоить разговорную речь, будет обучаться в массовой школе и получит профессиональное обучение.

Как правильно строить общение с ребенком со сниженным слухом?

Разговаривая с ребенком, убедитесь в том, что он видит ваши губы. Для него очень важно читать по губам. Если вы хотите обратить внимание ребенка на игрушку (или предмет), поднесите ее к губам и рассказывайте о ней, удерживая ее на уровне рта. Разговаривайте с ребенком, приблизив губы на расстояние 10—15 сантиметров от уха малыша, или повышайте силу голоса.

Не бойтесь пользоваться смысловыми жестами. Вы можете придумать целую систему жестов, понятную только вам и вашему ребенку. Эти жесты не имеют ничего общего с «языком глухих», которого опасаются многие родители. Они помогут вашему ребенку научиться понимать смысл многих слов и общаться с вами, пока он не научится говорить.

Дополнительным средством, которое поможет вашему малышу понять обращенную к нему речь, может стать богатая мимика. Утрированные мимические выражения радости, испуга, восторга, страха позволят ребенку лучше понять, что вы хотите ему сказать. Учите ребенка выражать свои желания и потребности, используя доступные ему средства общения — жесты, мимику, интонацию, слова.

Медики давно выяснили, что человеческие малыши, даже рожденные совершенно здоровенькими, появляются на свет немного… недоношенными. Это отражается и на способности деток видеть. Существует миф, что новорожденные видят все вверх ногами. Это не так. На самом деле, малыши в первые месяцы видят окружающий мир немного размытым, а полностью зрение формируется только к двум годам. Именно тогда малыш начинает видеть мир как мы, взрослые.

В течение первого месяца все для малыша видится мир большим серым пятном, а лицо склонившейся мамы только к концу первого месяца кажется крохе просто смайликом, на котором проявляются глаза и рот.

Спустя месяц кроха уже может различать силуэт мамы.

В 2 месяца малыш может видеть, пусть и размыто, предметы вдалеке, на расстоянии 2-3 метров от него.

3-месячный малыш видит лица достаточно четко, а свои ручки и пальчики различает отлично – поэтому с удовольствием подносит к глазкам и ротику.

В 4 месяца мир для крохи приобретает краски. Отдаленные предметы становятся все более четкими.

Для 5-месячного непоседы картинка еще более четкая.

В полгода малыш способен хорошо видеть и близкие, и отдаленные предметы.

В 7 месяцев цвета вокруг для крохи становятся еще более яркими.

Для 8-месячного малыша теперь ясно – где свои, а где чужие люди. Детки в этом возрасте начинают плакать, если оказались на ручках у незнакомца. Или если папа вдруг склонился над кроваткой в незнакомой шапке.

9 месяцев – еще более четкая картинка и яркие краски.

10-месячный малыш улавливает все больше цветовых оттенков.

В 11 месяцев детки отслеживают форму и цвета в динамике – они начинают с удовольствием смотреть динамичные картинки на экране телевизора, планшета, телефона.

12 месяцев – не идеально, но близко к этому.

Как развивается зрение

Задав вопрос педиатру о том, во сколько новорожденный начинает видеть и слышать, мамы поймут, что в возрасте до 1 месяца нет смысла показывать ребенку разноцветные игрушки. Ведь сейчас в глазах малыша все черно-белое.

Прогрессивные производители даже стали уже выпускать такие игрушки. Особенно привлекают внимание полосатые вещи.

1-3 месяца

Если сравнивать со взрослым, то уровень зрения малыша составляет 50% от нормального варианта. Постепенно появляется способность различать световые пятна. Можно показывать разноцветные игрушки, но в черно-белых тонах они больше привлекут внимание ребенка.

Почему глазки косят

Понятно, что когда начинает видеть и слышать новорожденный, есть очень важные моменты. И много вопросов возникает именно по поводу зрения и слуха.

Так, порой глазки новорожденного косят. Это очень беспокоит родителей. Но когда начинают видеть и слышать новорожденные дети, часто происходят вещи, немного пугающие, но в тоже время в действительности совсем не страшные.

Это же относится к немного косящим глазам. Если такое явление носит редкий характер, беспокоиться не о чем.

Это связано с тем, что картинка не считывается одновременно двумя глазами. Видимое объединится в одну картинку только ближе к 6 месяцам.

Но, несмотря на это, если глазки косят постоянно, необходима консультация офтальмолога. Только врач сможет провести обследование и успокоить маму или назначить вовремя лечение. В таком маленьком возрасте зрение можно легко скорректировать. Главное — вовремя заметить проблему.

Понятно, что когда новорожденный начинает видеть и слышать, все эти важные вопросы касаются всех новоиспеченных родителей. Необходимо понимать, что слух и зрение малыша появляются уже с рождения. Необходимо правильно их развивать и не допускать ошибок.

3 месяца

В три месяца ребенок может сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете. Если подвесить над ним игрушки, то он будет пытаться достать их рукой. А если вложить ему в ладонь погремушку, то он сможет какое-то время удерживать ее. При ласковом обращении к малышу, он начинает оживленно двигать руками и ногами, улыбаться, гулить – это называется комплекс оживления. В положении лежа на животе он долго удерживает голову в вертикальном положении, опираясь на предплечья. Пытается переворачиваться со спины на живот.

4 месяца

Младенец уже может узнавать мать, отца, смеяться при общении с ними. Легко находит глазами источник звука, поворачивает голову в его сторону. Может самостоятельно взять погремушку в руки и долго ее удерживать, разглядывать. Все его движения становятся более осознанными. Малыш часто изучает свои руки – долго рассматривает их, то приближая, то отдаляя их от глаз.

Как проверить, слышит ли малыш?

Звуки, которые окружают нас в повседневной жизни, в том числе и звуки речи, имеют разную громкость и разную частоту звучания. Громкость звуков в акустике измеряется в Децибелах, а частота звучания — в Герцах.

В зависимости от их физической характеристики звуки бывают:

При нарушении слуха у человека снижается способность воспринимать звуки определенных частот, в первую очередь — высокочастотные звуки.

Для проведения обследования необходимо приготовить:

1) Три одинаковые баночки из-под фотопленки, или капсулы из-под киндер-сюрприза. В банку № 1 на одну треть засыпьте манку, в баночку № 2 — гречку, в баночку № 3 — горох.

2) Вам потребуется игрушка-пищалка, которая наверняка есть у вашего малыша. В исследовании, которое вы будете проводить, пищащая игрушка является звуковым стимулом с высокочастотным звучанием, а коробочки с крупами передают звуки разной громкости звучания:

  • манка — приблизительно 30 — 40 Дб;
  • гречка — приблизительно 50 — 60 Дб;
  • горох — приблизительно 70 — 80 Дб.

Как проводится обследование?

ВАЖНО! Необходимо, чтобы в момент проведения обследования малыш был спокоен. Лучше выбрать для этого один из промежутков бодрствования между кормлениями.

Ребенка, который пока не умеет сидеть, кладут на пеленальный столик. Стол должен быть расположен таким образом, чтобы к нему можно было подойти справа и слева.

Ребенка старше 6 месяцев мама может посадить себе на колени.

Попросите кого-нибудь из близких помочь вам. В обследовании должны принимать участие 2 человека — наблюдатель и ассистент. Наблюдатель склоняется над ребенком и пытается привлечь внимание ребенка к яркой игрушке, передвигая ее вправо и влево. Задача наблюдателя в ходе обследования — увидеть реакцию ребенка на звук (замирание, прислушивание, активизация или торможение общих движений, расширение глазных щелей, поворот глаз или головы в сторону источника звука).

В тот момент, когда ребенок смотри прямо на игрушку или в лицо наблюдателя, ассистент сзади, на расстоянии 10 см от уха ребенка начинает трясти коробочкой.

При проведении обследования необходимо строго соблюдать следующие правила:

1) Чтобы получить достоверные данные о состоянии слуха ребенка, проводить обследование нужно от тихих звуков — к громким звукам. Звуковые сигналы должны идти в следующей последовательности: а) манка; б) гречка; в) горох. Если такая последовательность звуков нарушается, ребенок, «среагировавший» на громкий звук, тихий может просто не заметить.

2) Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 сек. (Для того, чтобы угасла предыдущая реакция).

3) При подаче звуковых сигналов вы должны быть уверены в том, что ребенок не видит вашу руку со спрятанной в ней «шумовой» баночкой.

4) Процедура обследования проводится поочередно на каждое ухо.

Калифорнийский акушер Ван де Кар разработал методы работы с беременной женщиной и плодом.

Он использовал тактильное воздействие рук на брюшную полость. Беременная похлопывала живот, нажимала на него и произносила повторяющиеся, односложные слова. Эти специальные упражнения выполнялись ежедневно по 15–20 минут. Ван де Кар считал, что таким образом можно помочь более интенсивному интеллектуальному развитию плода.
Американский специалист по дородовой подготовке Брент Логан в 80-е годы занимался изучением звукового воздействия на плод. Беременные прослушивали определенный набор кассет с записями музыкальных произведений и с записями сердечного ритма, который имел разный характер (высота и частота звука изменялись). Таким образом стимулировалось психическое развитие ребенка.
К концу 80-х годов беременные женщины начали слушать музыку через аудиоплеер, помещая наушники на живот, чтобы их малыши тоже слышали понравившуюся им музыку. При этом врачи наблюдали за изменением шевелений плода при помощи УЗИ, измеряли его сердечный ритм.
Но еще раньше во Франции существовал так называемый «поющий» родильный дом Мишеля Одена. Там проводились занятия по хоровому пению, которые посещали будущие отцы и матери. Считалось, что хоровое пение улучшает самочувствие и укрепляет нервы матери, которая впоследствии производит на свет здоровых, спокойных детей. Мишель Оден обратил внимание, что если отец регулярно разговаривает с плодом во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос.
В это же время (в 80-е годы) в Москве, Тамбове, Набережных Челнах и некоторых других городах был апробирован метод профессора Лазарева «Сонатал» (в переводе с латыни сонас — «звучащий», натус — «рожденный»). Суть его, по утверждению авторов, в том, что в пренатальный период (до рождения) можно воздействовать на двигательное, эмоциональное и дыхательное состояние плода и даже управлять их развитием. «Сонатал» — метод музыкального стимулирования развития плода и новорожденного. По этой методике мама общается с еще не родившимся малышом с помощью специальных вокально-речевых упражнений.

Колыбельная для… живота

Учеными замечено, что дети еще в утробе матери по-разному реагируют на различную музыку. Они любят структурированные мелодии (Вивальди, Моцарт, народная музыка, детские песни), не очень любят басовые, низкие звуки (Бетховен, Бах, Лист). Очень хорошо, если вы будете сами петь еще не родившемуся ребенку. Вспомните колыбельные и детские песенки, которые, может быть, пели вам в детстве! Замечено, что малыша можно приучать к ритуалу ночного засыпания. Для этого мама должна регулярно соблюдать определенную последовательность действий, например: ужин, душ, колыбельная. Есть некоторая вероятность, что такой ритуал, знакомый малышу с внутриутробной жизни, поможет ему в дальнейшем успокоиться и заснуть.

Как происходит контакт?

Кто-то из будущих мам относятся к общению с ребенком до рождения очень скептически, полагая, что достоверно узнать, что чувствует малыш в утробе матери, нельзя. А кто-то старается каждый день поговорить с крохой, научиться его понимать. Кто прав? Ответ на этот вопрос можете дать себе только вы сами.
При изменении психоэмоционального состояния беременной в ее кровь выбрасываются те или иные биологически активные вещества. А поскольку ребенок с матерью — одно целое, то любой ее негатив тут же отражается на его психическом и физическом состоянии. Именно поэтому для стабилизации эмоционального состояния беременных очень во многих центрах по подготовке к родам и сознательному родительству им предлагают заниматься творчеством. Это занятия танцами, пением, арт-терапия (рисование) и другое. Считается, что во время таких занятий начинается общение с малышом. С этим невозможно не согласиться. Через песни, рисунки или поделки будущие мамы учатся выражать свою любовь к малышу еще до его рождения. А эти навыки явно не окажутся лишними и когда кроха родится. Тем более что практически каждая беременная женщина переживает период повышенной эмоциональности. Перенося свои эмоции на бумагу, можно избавиться от тревог и волнений за ребенка. Занятия творчеством помогают избавиться от негативных эмоций, осознать происходящие перемены.
Не стоит забывать, что у папы тоже есть шанс познакомиться с ребенком еще до его рождения. Малыш слышит папин голос, воспринимает эмоции, которыми сопровождается общение родителей. Будущие папы! Помните, что, заботясь о своей жене и малыше, общаясь с ним, вы как бы даете ему сигнал: «Здесь хорошо, мы ждем тебя и рады тебе». Интерес к миру можно закладывать уже сейчас. Тогда, повзрослев, малыш сам захочет познавать мир, вы заложите в нем любовь к жизни. Замечено, что отцы, которые достаточно часто общались с ребенком во время беременности, и после рождения лучше понимают своего малыша и легко налаживают с ним контакт.

Из глубины веков…

В некоторых странах Востока (например, в Древнем Китае и в Корее) издавна считалось, что в день рождения ребенку уже исполняется девять месяцев, то есть возраст человека исчисляется со дня зачатия, а не рождения. Еще более 1500 лет назад в Китае практиковали дородовое воздействие на ребенка. Женщины, ожидающие малыша, ежедневно пели для него нескольких

часов: считалось, что это благоприятно отразится на характере ребенка. А в Японии будущие мамы жили в специальных общинах, расположенных в красивой местности. Специально обученные женщины занимались там эстетическим и музыкальным образованием матери и ее будущего ребенка. В некоторых странах Африки с давних пор и по сей день практикуются специальные танцы и ритмические движения для беременных.

6 месяцев

Поскольку этот возраст совпадает с возрастом введения прикорма, ребенок учится есть из ложки, пить из чашки и сидеть в детском стуле. Большинство полугодовалых детей уже четко знают свое имя и реагируют на него. Они начинает лепетать, при этом слышны отдельные слоги «ба», «ма». В этом возрасте обычно прорезываются первые зубы, поэтому по ночам малыш может плохо спать и капризничать. Днем периоды бодрствования достигают 5-8 часов в сутки.

7 месяцев

В семь месяцев ребенок способен свободно манипулировать игрушкой – бросать, стучать, размахивать, перекладывать. Если игрушку отложить на небольшое расстояние, малыш может самостоятельно доползти до нее. Во время бодрствования он подолгу лепечет, произнося одни и те же слоги, а на вопрос «где» пытается разыскать знакомый предмет. На протяжении этого месяца жизни ребенок продолжает оттачивать те навыки и умения, которые уже были освоены им ранее. Так, например, он уже пытается самостоятельно садиться, быстро ползать в разных направлениях. Некоторые малыши даже пытаются вставать, держась за решетку кровати или диван.

8 месяцев

Восьмимесячный ребенок способен самостоятельно садиться, ложиться, ползать, вставать и переступать у опоры. Сам может держать в руке сухарик, кусочек яблока, морковку и грызть их. Вообще в этом возрасте ребенок все тянет в рот – так он познает мир. В игре начинает подражать простым действиям – вынимает, стучит, катает машинку, мячик. Может выполнять по просьбе «ладушки», «сороку-ворону» и т.д. Громко, четко произносит отдельные слоги. Разброс навыков в этом возрасте достаточно большой – одни дети уже быстро ползают, а другие только-только начали сидеть. Вообще, чем сложнее навык, тем больший разброс по времени требуется для овладения им.

9 месяцев

В этом возрасте ребенок тянется к общению с себе подобными. Он будет с удовольствием играть с другим ребенком, подражать ему, «разговаривать» с ним. Некоторые малыши ходят, держась за ручку или за любую другую опору. Однако основным способом передвижения остается ползание. И иногда ребенок ползает быстрее, чем мама бегает. Поэтому самое время позаботиться о безопасности дома, в котором живет малыш. Убрать повыше все бьющиеся предметы, горшки с цветами, компьютерный системный блок, обезопасить электрические розетки и т.д.

11 месяцев

Время первых шагов, первых сложенных пирамидок, первых слов – «ма-ма», «дай», «бай-бай». Лепет ребенка становится более разнообразным и сложным. В этом возрасте малыш начинает различать «своих» и «чужих». Совершенствуются моторные навыки — движения становятся более координированными и уверенными. Некоторые дети начинают ходить именно в этот период времени.

12 месяцев

В играх начинает прослеживаться сюжетная линия – кормит, укладывает куклу, катает ее в машинке. Знает много названий предметов, игрушек, имена близких людей. Понимает слово «нельзя», исполняет поручения «принеси», «дай». Способен различать геометрические предметы – кубик, шарик. Словарный запас расширяется практически с каждым днем, и у особо продвинутых личностей может составлять 10-15 слов. Самостоятельно ходит, активно передвигается по всему дому, много и разнообразно взаимодействует с различными предметами.

К этому возрасту у ребенка должно быть восемь зубов. Обычно к году закрывается родничок, но четких сроков закрытия родничка нет – это событие может произойти в промежутке между 8 месяцами и полутора годами.

Не стоит расстраиваться, если ребенок не укладывается в вышеприведенный график, ведь это усредненные данные. Многое зависит от его индивидуальных особенностей. Обычно если в чем-то ребенок отстает, то в другом опережает. А даже если ни в чем не опережает, то все равно сядет (встанет, пойдет, заговорит) рано или поздно. Главное, любить ребенка таким, какой он есть.

Кому это нужно?

Итак, общение с ребенком до рождения нужно как малышу, так и будущим родителям. Таким образом ребенок получает новые стимулы для своего развития, а главное — тепло, ласку и заботу будущих мамы и папы. Для этого не обязательно петь, рассказывать стихи и т.д. — можно просто думать о малыше, воспринимать свою беременность положительно.
Природа мудра, и не случайно беременность длится девять месяцев. За это время мы можем привыкнуть к своему малышу и научиться его понимать. Почувствовать ответственность за него. Понять и принять новые роли в семье. Женщина может научиться понимать свое тело, что поможет ей в родах. Но самое главное — в это время мы учимся любить нашего малыша, еще не видя его, — любить его таким, какой он есть, не пытаясь переделать его, а стараясь понять. Мы учимся безусловной любви, мы учимся материнству и отцовству, мы учимся общению!
Если мама прислушивается к своему малышу, умеет его понимать и принимать — это залог их успешного контакта в будущем. Вы для малыша сейчас — целая Вселенная, с помощью ваших ощущений он познает мир. Помогите ему, и пусть, придя в этот непростой мир, кроха уже знает, что его ждут и любят!

Зрительное восприятие

Зрительное восприятие – это способность человека видеть и узнавать.

Мозг всегда имеет запас образов, ему всегда есть с чем сравнить. Но у новорожденного нет подобного запаса.

Приведем пример. Мама в роддоме кормит ребенка, одетая в один и тот же голубой халат с цветочками. Новорожденный получает несколько ощущений: запах молока, запах мамы, темные цветочки на халате, тактильные ощущения (места прикосновения маминых рук при кормлении), вкус молока, ощущение сытости. Вот так складывается образ. Но однажды мама переодевает халат и что-то меняется: запах молока и мамы перебивается запахом стирального порошка и хрупкий образ мамы начинает разрушаться. При кормлении малыш ведет себя беспокойно.

Этот простой пример говорит о том, что ребенок пока не узнает маму, а воспринимает совокупность ощущений. Смена двух ощущений (запах и цвет) приводит к разрушению целостного образа.

Мозг новорожденного только начинает накапливать собственный опыт. Поэтому мама – это всего лишь набор определенных ощущений: слуховых (голос), тактильных (прикосновение), зрительных (глаза, нос, улыбка).

Со временем, эти ощущения будут накапливаться, соотноситься друг с другом и с комфортным ощущением сытости и тепла и складываться в целостный образ – образ мамы. Кроха научится не просто видеть, а узнавать маму, и подтверждением этому будет первая улыбка малыша.

Под защитой самой природы

Многие детеныши животных рождаются слепыми и полуглухими. Человеческие дети тоже появляются на свет со сниженными функциями слуха и зрения. Во-первых, нужные центры головного мозга еще недостаточно созрели. А во-вторых, это своего рода защитный механизм, с помощью которого природа создает малышам более комфортные условия для дальнейшего развития, частично ограждая новорожденных от сильнейших стрессов, ведь неокрепшей нервной системе пережить их не под силу.

После 9 месяцев пребывания в условиях, когда всегда «почти темно», «почти тихо», новорожденный ребенок знакомится с новым миром. А здесь – громкие звуки, шумы, яркие цвета, слепящие лампочки. Если все это добавить к стрессу, который кроха пережил во время самих родов, он просто не перенесет такого шока. А ведь ему еще нужно «быстренько» научиться самому кушать, переваривать пищу, как-то спать вне мамы…

Конечно, это не значит, что все мы рождаемся глухими слепцами. Просто зрение и слух в первые недели работают в «приглушенном» режиме.

По мере адаптации маленького организма к новым условиям его существования совершенствуются центры мозга, отвечающие за основные источники получения информации о мире: слуховое и зрительное восприятие.

«Прогулка радости»

Понятия «дородового общения», необходимости постоянного контакта с ребенком до рождения используют многие, но понимают их все по-разному. Так, например, на Украине существует «Центр осознанного родительства». Специалисты этого центра отмечают, что трудные роды бывают только при противодействии ребенка, который боится идти в мир. Чтобы предотвратить это, необходим постоянный дородовый контакт. Для этого предлагается использовать так называемую «прогулку радости». Например, гуляя по улице, будущая мама рассказывает своему ребенку, как прекрасен мир, в котором ему предстоит жить, — необязательно словами, можно и через образы, мысли. Так мама передает малышу положительные эмоции, закладывает в нем любовь к жизни.

Воспитание? Обучение? Слияние?

Понятие «постоянного контакта» матери и плода воспринимается среди приверженцев пренатального воспитания неоднозначно. В одних методиках — это ежедневные, обязательные «ритуалы» общения. Женщину вводят в так называемое эйфорическое состояние, иногда в состояние гипноза (что противопоказано при беременности). Специалисты таких центров считают, что таким образом мать «воссоединяется» с ребенком, и общение достигает высочайшего уровня. Но это состояние — опасно для беременной!
Другие методики говорят о необходимости постоянного, ежедневного обучения ребенка (существуют даже специальные методики обучения математике, языкам, алфавиту и т.д., но их эффективность не является научно доказанной). Здесь путают стимуляцию органов чувств с ранним интеллектуальным развитием. Беременные женщины ставят на живот наушники с записью текстов на иностранных языках, вместо того чтобы спеть песню самой и насладиться любимой музыкой. Они рисуют световым лучом буквы и цифры на своем животике, считая, что таким образом смогут сделать малыша гениальным. Разумеется, для развития ребенок нуждается во впечатлениях, но тех впечатлений, которые он получает, находясь в материнской утробе, вполне достаточно и без каких-либо дополнительных воздействий.
Наталия Сосновская, психолог

Строение глаза

У человека несколько анализаторов. Каждый из них воспринимает свой спектр явлений и частот на физическом уровне: зрение, слух, осязание, обоняние.

Понятие «анализатор» ввел академик И.П.Павлов. Он определили анализатор как «аппарат, осуществляющий различение внешних раздражителей».

Каждый анализатор состоит из трех частей:

  1. Периферическая часть представлена рецепторами – нервными окончаниями воспринимающими раздражители.
  2. Вторая часть представляет собой проводящие пути: от периферии к центру.
  3. Третья часть – участок головного мозга, который отвечает за распознавание раздражителя.

Упрощенно, процесс выглядит так: глаза «фотографируют» картинку и передают её по проводящим путям в мозг, где происходит распознавание и формирование конкретного образа.

В этой структуре нет главных и неважных частей. Повреждение любого участка приводит к отсутствию восприятия информации, а значит, и к отсутствию зрения. Повреждение глазного анализатора может быть приобретенным, как правило с возрастом. А может быть врожденным, из-за патологий во время беременности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *