Ребенок перестал

Горшок и «кризис трёх лет»

В возрасте 2,7 лет ребёнок, который хорошо говорит, в целом развит и смышлён, уже вполне может находиться на рубеже, в популярной психологии известном как «кризис трёх лет». Сейчас довольно часто пишут о «несносных тоддлерах» в связи с тем, что уже в возрасте полутора-двух лет в современном мире детям часто приходится отстаивать пространство для самостоятельности, когда чрезмерная забота об их безопасности и благополучии ограничивает возможности для собственной активности.

Дети не могут осознать эту проблему и не умеют конструктивно реагировать на неё, поэтому они просто бунтуют доступными им способами, если взрослые не успевают вовремя среагировать на то, что дети стали старше, могут больше, готовы к большей самостоятельности.

Не нужно быть очень плохим родителем, чтобы спровоцировать протест: в раннем возрасте дети взрослеют стремительно и неравномерно и даже сами иногда от этого устают. Гораздо важнее правильно интерпретировать такие «капризы», находить возможности исправить положение и насытить растущую личность опытом принятия и самостоятельности.

В целом Монтессори-метод как стиль жизни очень помогает минимизировать количество таких ситуаций: если окружающая обстановка постоянно предлагает, даёт возможность проявить инициативу и собственную активность, то процесс развития как бы балансирует сам себя.

Предлагаем больше независимости

Скорее всего, кризис самостоятельности не является главной причиной того, почему ребёнок перестал ходить в туалет. Тем не менее, на всякий случай, стоит поискать возможности новой функциональной независимости для малыша, которые вы ещё не заметили, причём необязательно связанные с горшком.

Часто бывает, что положительный эффект даёт какая-нибудь совсем «посторонняя» проблеме возможность ходить по дому в панамке или надеть шапку только на улице, когда уши уже замёрзли. Но и непосредственно в плоскости туалета смышлёному человеку 2,7 лет могли наскучить старые хлопоты с «пописать, вылить из горшка, самостоятельно его помыть и вернуть на место». Вместо этого его могут весьма увлечь хлопоты новые: открыть дверь во взрослый туалет, установить детское сиденье и/или подставку, взобраться, усесться, пописать, спуститься, смыть, убрать модифицирующие взрослый унитаз агрегаты на место.

Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет

Получить уроки

Даём возможность прочувствовать дискомфорт

Как ни странно, часто дети в этом возрасте забывают сходить в туалет именно потому, что они стали взрослее. Они научились лучше концентрироваться, сосредотачиваться на своих занятиях, и самих этих самостоятельно придуманных и выбранных занятий стало больше. В результате детям либо жаль отрываться от интересных дел ради похода на горшок, и они тянут с этим, откладывают на потом, пока не станет слишком поздно, либо и вовсе забывают обо всём, полностью погрузившись в какой-то один процесс.

И в том, и в другом случае собственный опыт – лучший учитель. Нужно убедиться самому, что откладывание похода в туалет на потом до добра не доводит, нужно самостоятельно научиться «краем сознания» замечать потребности тела даже тогда, когда основное внимание поглощено другим.

Не осуждаем и не берём обещания

Ваше осуждение, даже выраженное «спокойно и твёрдо», не очень сильно поможет делу. Надо понимать, что если ребёнок трижды пообещал вам что-то и не выполнил обещание, то это вы его подвели, а не он вас. Вы создали ситуацию, в которой он чувствовал, что надо сказать: «Я буду ходить только в горшок», независимо от собственных возможностей реализовать этот план.

Скорее всего, ваше требование прозвучало слишком похоже на вопрос: «Ты будешь хорошим для меня?» На такой вопрос ни один нормальный ребёнок не ответит «нет». Вы ничего подобного, полагаю, в виду не имели, вы своего ребёнка любите, даже когда он ошибается, даже когда он сам не рад своему поведению. Но у вас гораздо больше опыта, чтобы попробовать сформулировать свою мысль иначе, чем у ребёнка – понять, что вы хотите сказать.

Вместо обещаний, которые могут быть не выполнены, лучше разработать простые и понятные планы действий.

Простой, приятный и интересный «план А» на случай, если нужно справить нужду. Простой, выполнимый и не ущемляющий самооценку «план Б» на случай, если произошла авария, и случилось так, что «когда я понял, что надо бы начать действовать по плану А, было уже поздно».

Нет ничего плохого в честной обратной связи: если лужа или мокрые штаны вам не нравятся, ни к чему делать обманчивый вид, что это не так. Но на вас лежит ответственность за то, чтобы ваше неодобрение было не катастрофой для малыша, а уместными чувствами в поправимой ситуации, которой никто не рад, но которую никто не боится, потому что каждый знает, что полезного нужно делать, если на этот раз не удалось избежать ошибки.

Возможно, вам будет интересно пошаговое руководство Как научить ребёнка ходить на горшок

Даже такие шаги вдоль дивана для двухлетней Таисии – непростой труд. Весной прошлого года, ближе к годику, она наравне со сверстниками делала первые шаги без опоры, о болезни ребенка на тот момент никто не знал…

Таисия Масонис

Ходила девочка неправильно, переваливаясь, как медвежонок. Поначалу родители надеялись, что Тая постепенно все же научится правильно удерживать равновесие и начнет ходить как другие детки, но этого не произошло. После обследования ни ортопед, ни невролог не нашли у ребенка каких-либо проблем. К полутора годам Тая начала жаловаться на боли в ногах, и почти сразу перестала вставать без опоры.

Результаты генетического анализа стали для родителей шоком. Оказалось, причина такого состояния Таисии – результат генной поломки, непростое заболевание.

Спинально-мышечная атрофия – одно из самых распространенных среди генетических заболеваний, оно может проявиться в любом возрасте и поражает прежде всего мускулатуру ног, головы и шеи. В случае семьи Масонис болезнь на текущий момент задела только ножки ребенка. К моменту, когда стал известен точный диагноз, Таисия перестала не только ходить, девочке с трудом удавалось и ползать. Радикального способа лечения этого заболевания на сегодняшний день нет. Помочь можно только симптоматически – с помощью медикаментов и физической реабилитации.

Дмитрию и Екатерине объяснили – чем больше курсов специализированной физической реабилитации пройдет их дочь, тем быстрее смогут восстановиться двигательные навыки ребенка. Пока малышка, конечно, не понимает, чем отличается от сверстников. Время, когда ходила, она уже не помнит. Как может, мама сама занимается с дочкой дома, несколько раз в год Таисии выдают также путевку на бесплатное лечение в Екатеринбурге.

Интенсивное лечение в центрах и с мамой дома очень хорошо помогают Таисии. Она уже вновь научилась ползать, делает это правильно, может поднимать ножки, лежа на полу, делает несколько шагов с опорой. Без лечения достигнуть этих результатов было бы невозможно. Но все же вся та реабилитация, что уже была у ребенка, не является специализированной при спинально-мышечной атрофии. Девочку ждут в профильном медицинском центре Севастополя.

Для молодых родителей 250 тысяч (стоимость курса лечения) – огромная, неподъемная сумма. Дмитрий работает на «Газели», Екатерина преподает вокал, семья живет в съемной квартире и накопить нужную для поездки сумму за оставшийся месяц у них, конечно, не получится. А откладывать нельзя – есть вероятность, что Таечка вновь перестанет ходить с опорой.

Родители надеются, что после этого лечения Тая уже сможет вновь ходить самостоятельно или хотя бы за одну ручку. Усилий родителей и педагогов из бесплатных центров, к сожалению, не хватает, чтобы ребенок это освоил. Девочке нужна активная и, главное, специализированная реабилитация. Дорогие наши, давайте сегодня мы поможем Дмитрию и Екатерине в буквальном смысле поднять ребенка на ноги. Таечке очень нужны наши молитвы и дорогое, но очень важное лечение. Даст Бог, уже совсем скоро она сможет отпуститься от диванчика и сделать такие долгожданные первые шаги.

ГОТОВЫ ПОМОЧЬ?

Дорогие друзья! Обратите внимание, что с ноября 2013 года пожертвования для героев программы «Скорая социальная помощь» перечисляются на единые реквизиты Православной Службы Милосердия:

  • Онлайн-пожертвование через сайт в разделе «Оказать помощь»
  • Банковский перевод на счет Православной Службы Милосердия в Сбербанке
  • Почтовый перевод: 620000 Екатеринбург, а/я 173. Кому: Поморцеву Кириллу Викторовичу (секретарь Службы Милосердия). Назначение: имя и фамилия героя программы

Напоминаем, что при онлайн-пожертвовании назначение платежа указывается автоматически, при перечислении другими способами необходимо написать на электронный ящик [email protected] письмо с указанием суммы и пометкой, кому Вы желаете направить данное пожертвование.

Пожертвовать

21 ноября 2016г. Просмотров: 2319

Анна Покровская, детский психолог, о самых частых вопросах родителей по туалетной теме, как связан процесс приучения к горшку с эмоциональным здоровьем ребенка на протяжении всей жизни. И как решать проблемы туалетной темы, если уже возникли.

Однажды ко мне обратилась семья с проблемой – девочка, около трех лет, перестала какать. К тому времени она отучилась от подгузников, ходила на горшок, но резко перестала. Когда родители предлагали горшок, отказывалась и сильно плакала. Так продолжалось неделю, животик болел, но девочка не могла сходить по большому. За это время организму может грозить интоксикация, потому семья обратилась к медикам для исследования прямой кишки и пришлось делать клизму. Но девочка продолжала не какать, и клизмы приходилось делать все время исследований, каждые 5 дней. Клизма сама по себе – опасная и болезненная процедура, при которой девочку фиксировали очень сильно, чтобы не повредить анальное отверстие и очень тонкую ткань прямой кишки.

Ситуация длилась несколько месяцев. В результате медики назначили финальное исследование, после которого – операция под общим наркозом. К счастью, хирург посоветовал семье перед этой опасной процедурой обраться к детскому психологу. А я попробовала восстановить в памяти у мамы ход событий, которые привели к такой реакции организма.

Однажды девочка заигралась и укакалась. Физиологически все нормально – ее мозг расслабился в игре, она не отследила позыв вовремя. Рядом была бабушка, которая сильно испугалась за новенький светлый костюмчик, и выдала такую реакцию ужаса, паники и страха на лице, что девочка ее моментально считала и пережила то же самое – ужас, панику и страх, когда она какает. Тело отключило позыв в туалет. При позыве в туалет включалась эмоциональная телесная память – ужас и паника при таких ощущениях: «Мне какать нельзя, ведь когда я так делаю, в моей жизни происходит ужас, и мне очень страшно».

Сперва я попробовала вернуть маме власть и опору. Она плакала, винила себя и боялась. «Да, вам сложно, но вы большая молодец, что с этим справляетесь, как можете». Мы вернули ей понимание, что лучше ее никто не знает своего ребенка.

Потом общалась с бабушкой, жесткой волевой женщиной, не особо воспринимающей психологов как специалистов. Я донесла, что в семье главные папа и мама, даже несмотря на то, что они на работе, а ребенок остается с няней или бабушкой. Родители – самые значимые люди для ребенка. Мы забрали власть у бабушки и вернули ее родителям.

А потом, к счастью, перед работой с девочкой мама повела ее в туалет, и говорит: «Давай посмотрим, какой здесь унитаз. Ой, какой красивый!» Я поняла, что вся жизнь семьи вертится вокруг туалета. А когда взрослые говорят о проблеме, которая их волнует, дрожащим голосом, они акцентируют внимание, что тут есть проблема.

Я спросила маму: «Если бы у вашего ребенка не было такой проблемы, столько времени вы уделяли бы разговору об унитазе?». Ребенку с нервным тиком скажи «не моргай», он будет моргать вдвойне. Так мы только подогреваем симптом.

Тогда родители уезжали с ребенком на отдых, и я попросила их отпустить тему туалета на эту неделю. Вместо сватанья девочке унитаза, расслабиться, насладиться морем и погодой, жить так, будто этого симптома не было или он ушел. Просто поиграть вот в такую игру.

Вернулись, перезванивают: «А нам сегодня приезжать? У нас вторую неделю все хорошо. Ребенок просто идет в туалет. Если нужна помощь надеть штанишки, предлагаем. Если ребенок закрывает дверь, не расспрашиваем. И вообще на эту тему не говорим. Мы попробовали жить без симптома и нам понравилось». Конечно, это счастье. Они не вернулись ко мне, это означает, что у них все наладилось.

А я поняла вот что. Приучая ребенка к горшку, мы закладываем в нем много взрослой нервозности: «Ну что, ты уже?», «Сходи в туалет сейчас, потом будет невозможно», «Не встанешь, пока не пописаешь» и так далее.

Родительский вопрос: «Мы хотим снять памперс, но ребенок вообще не ходит по большому на унитаз или горшок, прячется и стоя ходит в памперс по большому. Что не так с ребенком?».

Я проходила курсы для психологов, где занятия вели детские психиатры. Один специалист предложила рассмотреть интересный нюанс: «Давайте вспомним период – анамнез до года ребенка. Как ребенок ходил в туалет «по большому»? Лежа. Детки покушали, поиграли, их кладут в кровать, и ребенок ходит в туалет. Лежа, когда ножки прямые и тело расправлено».

Ходить в туалет в прямом положении – телесная память. Тело помнит этот физиологический процесс, и когда он садится на горшок и появляются другие ощущения, не может расслабиться. Родители думают, что что-то не так. Но все так. Надо просто терпение подождать, когда ребенок «созреет».

Родительский вопрос: Однажды ко мне обратилась мама, которая очень надеялась, что в ясельной группе, видя других детей на горшках, ее ребенок тоже научится проситься на горшок. Но не складывалось.

Это вопрос не горшка, а привязанности между ребенком и его надежным взрослым. Попадая в садик, ребенок поначалу перестает контактировать со своим телом, потому что проходит сложный этап сепарации с родителями. И все это проживает на уровне тела. То же и у первоклассников.

Они не могут расслабиться в новых обстоятельствах, потому теряют контакт с телом, и как следствие – возникают вопросы с туалетом. Да и взрослые, когда в стрессе или встревожены, ощущают дискомфорт в теле, но иногда не понимают, что это просто жажда.

Сложно распознать сигнал, когда психика напряжена.

Эмоциональная система ребенка еще не зрелая, потому тело принимает на себя такой сильный удар от переживаний, от тревоги при привыкании к садику или школе. Часто дети начинают делать навязчивые движения, например, раскачиваться на стульчике, волосы закручивать, заламывать пальцы, кусать ногти. Это – аутоагрессия. Дети снимают напряжение, даже причиняя себе боль.

Когда я работаю с детьми, мы играем игрушками в песке. Они погружают в него руки, делают массажные движения, тактильные ощущения на пальцах, расслабляются, углубляются в процесс, и ребенок входит в контакт с телом, чувствительность дает сигнал в мозг и уже через 5 минут он спрашивает: «А где у вас туалет?» И так в половине случаев. Ребенку надо расслабиться, чтобы уловить сигнал «хочу в туалет».

Родительский вопрос: В семье появился младший ребенок, и поведение старшего видоизменилось, регрессировало – может уписаться, или сходить в трусики «по большому», и пугается этого. Или энурез, даже когда процесс был налажен.

Появление второго ребенка – это ситуация на разделение ребенка с родителями, включает сильные эмоции у ребенка и потому тело может давать сбой. Это просто компенсация какого-то напряжения в жизни, которое выходит, проживается через тело, через физиологические реакции.

В детском коллективе может быть огромное количество ситуаций, которые вызвали у ребенка тревогу, напряжение, где он застрял в эмоциях, потому что рядом не было мамы и папы, и ночью через физиологический процесс нервная система сбрасывает это напряжение. Это нормально.

Но важно, чтобы не было систематичности. Если система освобождается – это разовый случай. Так часто бывает в садике, и хвала воспитателю, который незаметно для других детей и очень заботливо для ребенка переоденет его и скажет: «Я тебе сейчас помогу, ничего страшного». Ребенок очень хорошо считывает реакцию взрослого в таких ситуациях: «это стыдно» или «это нормально», «ситуация под контролем». Потому всегда у детей в детсаду и начальной школе должен быть сменный комплект одежды, даже несколько.

Как правильно приучать к горшку?

Появление подгузников изменило взгляд родителей на туалетную тему. Нам удобно, что ребенок спит всю ночь и у него сухая простынка. Соответственно, не отлавливаем момент, когда он ходит в туалет. Но в какой-то момент нас озаряет идея: «Самостоятельность!», что значит «ребенок снимает памперс и ходит без него». Тут начинаются разные методы приучения ребенка к горшку, и последующие истории.

Как психолог говорю: родителям надо успокоиться. Нормы — нет. Мы должны понять и привыкнуть, что это – индивидуальный процесс.

Перед моей консультацией родители должны заполнить анкету, где есть графа «самостоятельные навыки – когда начал разговаривать, когда пошел и когда начал сам ходить на горшок». Некоторые родители пишут: «В 1,5 года. Мы не настаивали, решили попробовать без подгузников, заинтересовался горшком, купили музыкальный горшок – и все сложилось». А кто-то пишет: «В 9 месяцев уже самостоятельно просился на горшок». Вспомним ребенка в 9 месяцев, на что он способен САМ? Я предполагаю, что его несколько раз в день высаживали на горшок, и он привык. Родители вроде бы ловят этот момент, но одновременно дают ребенку послание: «Сейчас надо сходить в туалет».

Для меня, как для психолога, самостоятельность – это когда ребенок чувствует свои физиологические потребности, что ему некомфортно ходить в подгузнике, понимает, что ему что-то не так и просит родителей поменять подгузник или снять его.

Отучение от подгузника – это процесс, в котором дети застревают из-за потребности взрослых в самостоятельности детей, которую те не могут обслужить моментально. А взрослые в своих потребностях бывают сильно настойчивы из-за своих страхов: «Как выйти на улицу в трусиках, а он не пописал?». Или семья едет в длительную поездку на автобусе или самолете, мама приговаривает: «Так, нужно перед этим сходить в туалет». Это про заботу, окей. Но когда ребенок не сходил перед дорогой в туалет, у мамы на лице тревога: «Как же так, ты не сходил в туалет!» Ребенок считывает это послание как «надо взрослого удовлетворять и сходить в туалет, когда он говорит». И мозг путается: так нужно слушать себя и идти в туалет, когда я хочу, или важно сейчас моего взрослого не расстроить? Вот тут сбивается механизм «слушать свое тело».

Посмотрите фильм «Блеф, или С Новым годом!». Там показан дом малютки и видно, что у детей-сирот нет понятия «своя потребность», потому что не было заботливого взрослого, который поддержит их потребность. Они не знают, когда голодны, когда хотят в туалет, потому что даже на горшок ходят по расписанию.

У нас, взрослых, очень много страхов, часто надуманных о том, что ребенок не станет самостоятельным. Но он станет, когда придет его время.

Мне нравится аналогия с деревьями в парке. Их там очень много и разных – каштанов, берез, дубов. Все они деревья, но все – разные. Нет двух одинаковых дубов, с одинаковыми веточками и листиками. И с детьми также. У каждого своя потребность и своя готовность к самостоятельности. В том числе, самостоятельно ходить в туалет. Им нужно только терпение и поддержка заботливого надежного взрослого.

Что делать, если уже есть какие-то проблемы или тревога родителей

У детей, отучившихся от подгузника, недержание может быть абсолютно естественным. Не зря есть фраза «уписаться от смеха». Когда ребенок в игре, увлечен и возбужден процессом, вся его эмоциональная система направлена на этот интерес, и тело расслабляется. Он забывается и может уписаться, а потом подбежать к маме по запросу. В этот момент ребенку нужен заботливый взрослый, чтобы сказать: «Ничего страшного, вот новые штанишки, пойдем переоденемся, чтобы ты не замерз».

Но если это регулярно повторяющаяся проблема, мешающий ребенку процесс, энурез – надо обращаться к докторам и исследовать здоровье ребенка.

Но что мы можем сделать в домашних условиях, чтобы либо не привести к проблемам, либо очень просто их проработать.

Следить за своими реакциями и восприятием любой «туалетной» ситуации.

Бывает, ребенок уписался, а взрослый в ответ: «Как же ты мог, ты же взрослый, почему же ты не попросился?» Так теряется контакт с ребенком, навязывается тема стыда: «я делаю что-то плохое, как я могу». Взрослый дает негативный посыл ребенку, психика может сработать по-разному. Вспомните первую историю статьи.

Многие страхи и даже некая нервозность ребенка в туалетной теме – это только реакции взрослых.

Так работает природная иерархия взрослый-ребенок. Ребенок не анализирует происходящее, а считывает отношение взрослого к этому миру: что сейчас делают взрослые, как реагирует вожак стаи? Потому, когда воспитатель аккуратно с улыбкой вечером говорит родителю: «Все хорошо, вот вам кулечек. До завтра», у ребенка не повторится ситуация. А если воспитатель раздувает на всю группу послание стыда: «Ну Вы знаете, сегодня такое было!», а ребенок стоит рядом и считывает, у него поднимается тревога, зацикливается, чтобы этого больше не случилось. Но зацикливание – это напряжение в теле, зажим «чтобы этого не повторилось, чтобы этого не повторилось». Отловить позыв становится сложнее, и ситуация повторяется. Это превращается в невротическую динамику. Но запустили процесс реакции взрослых.

Чем сильнее привязанность ребенка к своему надежному взрослому, эмоциональная близость, когда он понимает, что может доверить взрослому разное – и улыбку, и красивый цветочек, и рассказать «случилась так, что я не удержался и случайно в трусики накакал», и реакция стабильная, спокойная и принимающая, тем меньше вероятность возникновения каких-то проблем вообще, и тем стабильнее психики человека на всю жизнь.

К сожалению, часто замечаю эмоциональную незрелость родителей в таких ситуациях, абсолютно негативные, иногда неадекватные реакции. Они точно не понимают последствия. Они думают, что работать надо с проблемой ребенка, а мое лицо и моя реакция вообще не причем. Важно осознать, что именно мы являемся вектором для восприятия ребенком своего тела и всего, что с ним происходит. Например, он еще не видит сыпь на теле, его ничего не беспокоит, до зеркала не дошел. Но у мамы, обнаружившей ветрянку, уже на лице такой ужас, и ребенок ощущает, что сыпь – это ужас и кошмар, хотя она его не беспокоила. Точно так же с туалетной темой.

Понять, что туалетная тема – это про границы и про «меня не беспокоить».

Хождение в туалет – это процесс, когда тело должно расслабиться.

К сожалению, туалеты в садиках и школах не предусматривают удерживание границ ребенка. С открытыми дверьми, зайти может любой, а иногда воспитатели вслух озвучивают процесс. А еще и по расписанию. Например, группа собралась на прогулку, оделась, и вдруг ребенок почувствовал позыв в туалет, ему спокойней в штаны наделать, чем разозлить Марь Ивановну.

Попроситься на уроке в туалет бывает стыдно, дети терпят. А большинство первоклассников вообще не какают в школе.

Ребенок делает все, чтобы избежать этого процесса в школе и получают проблемы с желудком. Они абсолютно вылетают из тела от тревоги, от переживания, от вот этого понятия стыда своего тела. Но все это – вопросы к организации туалетов в садах и школах.

Что сделать? Когда ко мне приходят детки после школы, и там не сходили в туалет, уже спустя 5 минут игры в песке, они расслабляются, погружаются, появляются новые ощущения в теле, эмоциональный фон меняется, и они просятся в туалет, как будто надо вот-вот добежать прямо сейчас.

Родители могут, как и я, поиграть с ребенком или просто сформировать новый тактильный контакт.

Задавать правильные вопросы после садика и школы.

О чем спрашивают многие родители после школы? «Учебники собрал? Домашнее задание сделал?» Мы не спрашиваем о физиологических потребностях – как животик, хочешь ли пить или в туалет. Если домой далеко ехать: «Хочешь, мы зайдем сейчас по пути в ближайшее кафе в туалет, там закрытая дверь?».

Такие ненавязчивые вопросы – рука помощи ребенку, «я тебя понимаю и помогу, если в школе это не получается сделать».

Формируем тактильный контакт с телом.

Объятия в семье, игры с ладошками, пощекотать, погладить, пощипать спинку. Нужно, чтобы у ребенка был опыт разных ощущений, контакт с телом. Если ребенок не ходил в туалет, но его питание было обычным, без паники, терпеливо наблюдая и пребывая рядом с ребенком, делаем массаж, расслабляем тело. Показываем, что бывают разные ощущения, разные реакции и процессы в теле. Так мы прививаем позитивное отношение к своему телу.

Игры на безопасность.

Дети в школе и садике не какают, потому что не чувствуют себя в безопасности в туалете без двери. Потому нужно играть с детьми на безопасность и границы.

Например, при проблеме запоров мы накрываемся с ребенком одеялом, сидим там с фонариком, будто в палатке, и обозначаем, что это – наш домик, мы здесь, это наши границы. И ребенок может начать настраивать свои границы в жизни. Простая игра на восстановление безопасности своих границ. Убеждаем мозг, как это здорово иметь свои границы, в том числе – границы тела. И они включатся в жизни.

Игры на ощущения в теле после возвращения из садика и школы. Бесполезно об этом говорить с детьми, но вот задействовать играючи на их органы чувств – можно всегда. Например, дуть в дудочки или стучать в бубен – задействуем ладошки, дыхание, слух – будто из нашего тела выходит дыхание, а получается новый звук. Так мы показываем, что наше тело может приносить удовольствие, причем по-разному.

Собственно, это метафора туалета – наше тело что-то делает, и что-то случается, и нам легче.

Через музыкальные инструменты, без слов, сидя под одеялом, дуя в дудочки, стуча в бубен и создавая какие-то звуки, мы простраиваем границы и ребенок вдруг ощутил: «У меня есть мое тело, оно приносит удовольствие».

Игры на туалетную тему.

Через игру дети лучше всего получают опыт, а какие-то взрослые серьезные разговоры ребенка не впечатляют. Конечно, в таких играх делаем акцент на туалетной теме.

Например, у нас есть игрушечный домик со всеми комнатами, а мы показываем назначение этих комнат и задаем смежные вопросы вроде: «Как твой животик?» Внимание не заостряем, играем дальше.

Можно брать сказочных героев, которых в жизни ребенок не встречает и понимает это, и играть с ними в домике, в обычную жизнь.

Можно строить дом из конструктора и планировать там туалетную комнату. Без акцента на унитаз, а как необходимый элемент в доме как кухня или спальня.

При запорах играем с песком или водичкой, переливание, контроль жидкости в емкостях. Мы контролируем жидкость в теле. Рисуем дождик, воду. Делаем колбасообразные из пластилина, сосиски, режем, крутим их ручками. Так мы настраиваем мозг и знакомим с тем, что в жизни есть. Как арт-терапия.

Очень хорошо играть кинетическим песком. Детям нравится этот тактильный контакт. Мы можем сделать твердую фигуру, потом этот песок рассыпается, ребенок расслабляется. Он может и контролировать процесс, и следить за ним, получать импульсы.

Во всех играх преувеличивать функцию туалета не нужно. В игре он должен получить опыт: захотел в туалет — сходил и вышел, играем дальше.

Книги про наш организм.

Сейчас отличный выбор книг для детей разного возраста, где показано, как работает организм. Люблю книгу «Кто накакал на кротика?», где показаны экскременты разных животных. Это тоже про природный процесс.

Если говорить по Фрейду, то первая стадия развития ребенка оральная — он получает удовольствие через мамину грудь, через рот, а вторая стадия — анальная, когда он понимает, что его тело еще и такие ощущения может получать. И если в этой стадии, например, запрещать говорить «неприличное слово какашки», у ребенка возникает еще большее возбуждение, его сильно фрустриурет, выбивает почву из-под ног.

«Мама, собачка какает!», — говорили мои дети в 3-4 года. «Да, собачки тоже какают», — отвечала я. Если ребенок об этом говорит, замечательно! Как раз сейчас отличный шанс признать природность этого процесса.

Договориться с воспитателем и учителем

Важно, чтобы ребенок осознавал, что ходить в туалет – не стыдно. И тема эта не постыдная. А сформировать это ребенок может только через отношения своего доверительного взрослого с учителем или воспитателем.

Подходите к учителю, будьте такой мамой-квочкой: «Людмила Николаевна, мне очень важно физиологическое и психологическое здоровье моего ребенка. Он учиться будет лучше. Утром я сказала сыну, если он хочет в туалет, может встать и пойти, в любое время. Пожалуйста, я вас очень прошу, можете еще сегодня утром подтвердить слова? Что ребенок, когда бы он ни захотел в туалет, может поднять руку и Вы его отпустите, и никакого порицания на вашем лице не будет?».

Психологически на уроке детям сходить в туалет проще, потому что там пусто и никто не зайдет. Но «мы ведь не прерываем учебные процесс», говорят учителя.

И родителю нужно понимать, что его взаимодействие с учителем расслабит ребенка и поможет.

Учителя должны быть слышащими, понимающими и поддерживающими. Любая проблема у ребенка в школе, особенно младшей, легко решаема в связке учитель-родитель, когда ребенок чувствует заботу и ему комфортно. Это вопрос на уровне здоровья.

Позитивная режиссура

Надо давать ребенку возможность получать разный опыт: не попросился в туалет – у меня вот такие ощущения в теле и одежда мокрая, а когда попросился – вот такие, и такая поощрительная реакция родителей. Детям очень важно радовать своего взрослого. И тут можно режиссировать его поведение: «Следующий раз, когда ты это почувствуешь, чтобы штанишки не обмочить, можешь мне сказать, я помогу».

К сожалению, мы тратим много эмоций и сил на негатив: «Опять», «Ну что же ты», «Ты же уже взрослый», «Пол намочил, себя намочил, у нас новых штанов нет, как мы домой поедем?». Прямо трагедия! А на практике помогает лишь позитивная режиссура.

Посещать места, дружественные для детских потребностей

Во многих заведениях Киева есть детские колечки или унитазы, ступеньки, чтобы до раковины дотянуться или низкие раковины. Когда ребенок видит этот внешний антураж, он чувствует: «я здесь могу себе это позволить, этот туалет и для меня тоже». И это подтверждение из внешнего мира, что его потребности – природны, их учитывают, а границы уважают.

Почему возникают неудачи при приучении к горшку?

Даже у ребенка, уже умеющего ходить на горшок, могут случаться «аварии»:

  • В первое время, пока идет приучение к горшку.
  • Когда у малыша режутся зубки.
  • Ребенок, увлеченный игрой, может долгое время не ощущать потребности в мочеиспускании, даже если мочевой пузырь переполнен. Поэтому в этом случае может случиться «авария».
  • В период «кризиса одного года».

Как «пережить» лужи?

В период приучения к горшку лучше убрать ковры в комнате, где малыш будет проводить большую часть времени, а диваны и кресла застелить одноразовыми пеленками или сложенными несколько раз большими полотенцами.

Быстро убрать лужу с пола удобно шваброй с поролоновой насадкой, которая быстро впитывает жидкость.

Как отказаться от ночного подгузника?

Спустя некоторое время после выработки устойчивого навыка пользования горшком, ваш малыш будет просыпаться и ночью, чтобы сходить на горшок. И тогда можно будет обходиться без подгузника в ночное время.

У тех малышей, которые не носили одноразовые подгузники, это происходит в более раннем возрасте.

Обычно к 2 годам функция задержки мочеиспускания настолько укрепляется, что начинает проявляться и во время сна, ребенок перестает просыпаться ночью, чтобы сходить в туалет.

Приучить маленького ребенка спать всю ночь, не писая, не удастся. Человек не может контролировать себя во время сна.

Единственное, что можно сделать, это предложить ребенку сходить на горшок перед сном.

Спокойствие, только спокойствие!

Неприятных случайностей в процессе того, как научить ребенка вставать ночью на горшок, не избежать. Иногда они происходят и тогда, когда вам уже начало казаться, что все получилось. Не волнуйтесь – это абсолютно нормально. Главное не нервничать и держать себя в руках, и все придет в порядок. Если ваш ребенок будет видеть, что ничего страшного не произойдет, даже если он проснется мокрым, он будет чувствовать себя более уверенным, и процесс приучения к ночному горшку пойдет гораздо быстрее. А вы сможете поздравить себя с еще одним достижением в вашей жизни и жизни вашего малыша.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *