Цели:
закреплять и совершенствовать умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 100;
Ход урока
1. Организационный момент.
— Начинаем урок математики.
— Откройте тетради, запишите: число, вид работы.
2. Каллиграфическая зарядка.
— Прописываем цифры: 2 и 6.
— Какие двузначные числа можно записать с помощью этих цифр? — Назовите однозначные числа.
— Что вы можете сказать о числах 26 и 62.
3. Объявление темы и целей урока.
Прочитайте тему урока: «Сложение и вычитание в пределах 100”.
— Мы отправляемся в математическое путешествие вместе с литературным героем, который прожил несколько лет на необитаемом острове. Вы покажите, как усвоили сложение и вычитание в пределах 100, как умеете решать задачи и логически мыслить.
Во время «путешествия” надо быть внимательными и сообразительными, не допускать ошибок, аккуратно оформлять работу в тетради, следить за осанкой.
4. Устный счёт.
— А имя нашего героя мы узнаем, когда выполним устный счёт.
1 — чему равна сумма чисел 20 и 40?
2 — чему равна разность чисел 54 и 4?
3 — какое число на 2 меньше 40?
4 — какое число на 3 больше 12?
5 — увеличь число 7 на 9.
6 — уменьши 51 на 30.
7 — Задача. Петя нарисовал 12 звёздочек, а Вася столько же. Сколько всего звёздочек нарисовали мальчики?
8 — Задача. Папа купил 3 рулона обоев по 10м каждый. Сколько всего метров обоев купил папа?
Взаимопроверка (наборное полотно).
Работа в парах. Поставьте ответы в порядке возрастания и вы узнаете имя литературного героя.
— Почему это слово написано с заглавной буквы?
— Какое число оказалось лишним?
Это не случайно, т.к. Робинзон прожил на острове 28 лет.
Рисунок 1
5. Решение примеров столбиком
— За долгие годы пребывания на острове у Робинзона появилось любимое занятие. Он коллекционировал ракушки.
— Решим примеры и поможем Робинзону пополнить свою коллекцию.
Рисунок 2 (75 + 12) |
Рисунок 3 94 – 32 |
Рисунок 4 56 + 24 |
Рисунок 5 40 – 18 |
Рисунок 6 59 + 23 |
Работа на доске и в тетрадях. Ученик выбирает картинку, читает пример, записывает столбиком, решает с объяснением.
Выполним проверку.
Вывод: повторите правила сложения столбиком (вычитания).
6. Физкультурная минутка.
Приглашает солнышко на зарядку нас.
Поднимаем руки по команде: Раз!
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки по команде: Два!
7. Решение задачи.
— На острове у Робинзона был друг, которого звали Пятница.
— Робинзон так назвал его, потому что они познакомились в пятницу.
Рисунок 7
— Однажды друзья пошли собирать кокосы.
Робинзон набрал 25 кокосов, а Пятница – 15 кокосов, Но хитрые обезьяны утащили у них 3 кокоса. Из этой истории получилась задача и не одна.
— Посмотрите на условие и составьте задачу:
Р. – 25 к. ?
П. – 15 к.
— Посмотрите на другое условие и составьте задачу:
Собрали 25 к. и 15 к. — ?
Утащили 3 к.
Осталось — ?
Задание. Посмотрите на условие 1 и 2 задачи. Выберите ту, которую сами сможете решить. Пожалуйста, сделайте свой выбор. Решите задачу самостоятельно.
Проверка.
— Кто решил первую задачу?
— Какой поставили вопрос?
— Какой получили ответ?
— Кто решил вторую задачу?
— Как решал?
— Что узнал первым действие? Вторым?
— Какая это задача? Почему?
Два ученика записывают решение на доске.
Меня радует, что в классе есть ребята, которые решили задачу повышенной трудности.
8. Домашнее задание.
— Откройте учебники на странице 101. Дома вы решите задачу № 4. Прочитайте задачу. У кого есть вопросы?
9. Зарядка для глаз.
Посмотрели мы вокруг,
Обвели глазами круг.
Вправо, влево, вверх, вниз,
Выполняй задания не ленись.
10. Работа с единицами длины.
— На острове Робинзон много работал. Он строил дом, возводил ограду, придумывал ловушки …
— Все эти работы требуют аккуратности и точности. А измерительных приборов у Робинзона не было. И тогда он вспомнил, что есть старинные меры длины. Одна из них называется пядь.
— Пядь – это старинная мера длины, равная расстоянию между растянутыми большим и указательным пальцами.
— Посмотрите на рис. в учебнике с. 101. Покажите свою пядь. Это много?
— Измерьте свою пядь. Запишите размер в сантиметрах.
— Что заметили? У всех пядь разная. Докажем.
— Моя пядь равна 19 см. Как узнать на сколько твоя пядь короче?
— Запишите в тетрадь. (Спросить у ребят результаты вычислений)
— А как вы думаете, удобно ли пользоваться такой единицей длины?
— Посмотрите на нашу таблицу величин. Здесь есть пядь?
— Значит, в наше время эту единицу длины не используют.
— Назовите единицы длины, которыми пользуются сейчас.
Кому интересно, дома узнайте, на сколько сантиметров ширина ладони больше, чем длина стопы.
10. Откройте дневники, запишите д/з.
11. Итог.
Робинзону понравилось, как вы работали.
— Какое задание было самым интересным?
— Трудным?
— Сколько лет прожил Робинзон Крузо на необитаемом острове?
— Как называется старинная мера длины?
12. Самостоятельная работа.
— С Робинзоном мы прощаемся, но для вас он оставил ещё одно задание. Возьмите листочки. Внимательно посмотрите на карточку, выберите задание для самостоятельной работы.
Рисунок 8
13. Дополнительно.
Задание на внимание «Найди девятое” (по просьбе учителя листочки с с/р передаются на первую парту каждого ряда).
Рисунок 9
14. Урок окончен.
Описание
Сложение и вычитание в пределах 100 – это примеры, с которых начинается совершенствование навыков счета у ребенка. Практика счета таких примеров поможет развить внимательность и закрепить навыки счета как дошкольникам, так и ученикам 1 и 2 класса.
Программа представляет собой тренажер для счета в пределах 100. Она написана в Excel с помощью макросов. С помощью генератора примеров можно создать и распечатать готовые примеры в пределах 100 на сложение и вычитание.
Формируются примеры: 4 столбика по 23 примера на листе формата А4. Примеры генерируются случайным образом, количество генераций не ограничено. Для ответов есть клеточки, которые позволяют ребенку тренировать не только устный счет, но и правильное написание цифр.
Генератор примеров по математике будет очень удобен как для родителей, так и для учителей: не нужно заранее покупать задачники и пособия по математике с примерами. Можно скачать файл и сгенерировать карточки в любое время независимо от подключения к интернету и распечатать.
Для ознакомления с программой можно бесплатно скачать примеры, которые получаются при использовании программы.
Для получения новой карточки примеров достаточно скачать, нажать на кнопку генерации и распечатать.
На сайте также представлены другие программы, которые помогут школьникам закрепить навыки счета в пределах 100:
- Цепочки примеров в пределах 100 (сложение и вычитание)
- Числовые пирамиды большие
- Сложение и вычитание в столбик
- Квадрат юного математика
- Геометрия чисел
- Математический лабиринт (сложение и вычитание)
- Математический кроссворд (сложение и вычитание)
Также есть программы, в которых формируются примеры на разные действия: сложение, вычитание, умножение и деление, в том числе на порядок действий и со скобками:
- Цепочки примеров в пределах 100 (все действия)
- Порядок действий в пределах 100 (все действия)
- Сравнение чисел в пределах 10,20,100
- Математический диктант 2 класс
- Задание на неделю 2 класс
- Математический кроссворд (все действия)
Тема: «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 100»
Цели урока:
— совершенствовать вычислительные навыки в пределах 100, умение решать задачи и применять полученные на уроках знания, активизировать интеллектуально–эмоциональный потенциал младших школьников;
— развивать речь детей, внимание, навыки устного счёта, логическое мышление, память;
— воспитывать чувство взаимопомощи в процессе коллективного творчества учащихся, прививать интерес к математике.
Предметные результаты: — дать возможность отработать умения решать примеры на сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100 с использованием алгоритма, — уметь правильно читать выражения и находить их значения; — решать задачи разных видов.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: — использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений при выполнении учебных заданий, — определять и формулировать тему и цели урока, — учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы, — проговаривать последовательность действий на уроке; — адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки. Познавательные УУД: — устанавливать аналогии — использовать модели, алгоритмы — осуществлять поиск информации в учебнике — строить речевые высказывания в устной форме Коммуникативные УУД: — слушать и понимать друг друга; — высказывать свое мнение при обсуждении задания; — сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках
Личностные результаты:
— положительное отношение к урокам математики; — умение признавать собственные ошибки; — формирование нравственно-эстетических ценностей; — умение оценивать трудность предлагаемого задания; — восприятие математики как части общечеловеческой культуры. Тип урока: УОУР
ТЕМА: Решение примеров на +1, -1.
Карточка №1.
Вспомни: прибавить 1 –называем последующее число, отнимаем 1 – называем предыдущее число.
Реши примеры.
24 + 1 = 100 — 1 = 40 + 7 =
15 + 1 = 65 — 1 = 4 + 50 =
75 + 1 = 40 — 1 = 47 — 7 =
39 + 1 = 31 — 1 = 47 — 40=
60 + 1 = 78 — 1 = 54 — 50=
99 + 1 = 80 — 1 = 71 — 1 =
Карточка №2.
Вспомни: какие числа называем при прибавлении и вычитании единицы.
Реши примеры.
7 + 1 = 14 + 1= 48 + 1=
5 – 1= 26 – 1= 37 – 1=
40+1= 50 – 1 = 99 + 1=
Карточка №3.
Вспомни правило. Реши примеры.
94 + 1 = 69 – 1 = 100 – 1=
30 – 1 = 72 + 1= 52 – 1=
61 + 1 = 21 – 1 = 99 + 1=
Карточка №4.
Реши примеры.
58 – 1 = 39 + 1 = 70 – 1 =
14 +1 = 28 – 1 = 32 + 1 =
61 – 1 = 88 – 1 = 100-1 =
ТЕМА: Решение примеров на знание разрядного состава числа.
Карточка №1.
Число____________________ Имя__________________
Вспомни разрядный состав уменьшаемого. Произведи вычисления.
27 -7 = 45 – 5 = 94 – 4 = 63 – 3 =
27 -20= 45-40 = 94-90 = 63-60 =
Карточка №2.
Число____________________ Имя__________________
Реши примеры.
24 — 4 = 43 – 3 = 54 – 1 = 39 + 1 = 62 – 0 =
24 – 20 = 43 – 40 = 70 – 1= 40 – 20 = 14 + 0 =
Карточка №3.
Число____________________ Имя__________________
Решить примеры:
64 — 4 = 83 – 3 = 74 – 1 = 59 + 1 = 92 – 0 =
26 – 60 = 83 – 80 = 90 – 1= 70 –30 = 5 + 0 =
64 – 64 = 83 – 83 = 100 – 1 = 64 + 20 = 99 + 1 =
12 – 4 = 6 + 7 = 11 — 5 = 12 — 9 = 11 – 9 =
Карточка №4.
Число____________________ Имя__________________
Решить примеры:
67 – 7= 39 – 9 = 57 – 50 = 40 – 1 = 31 – 31 =
53 – 3 = 62 – 60 = 21 – 20 = 40 + 10 = 18 – 0 =
50 + 30 = 70 – 50 = 60 + 3 = 90 – 1 = 28 + 0 =
50 + 3 = 70 – 1 = 60 + 30 = 90 + 1 = 15 – 15 =
ТЕМА: Сложение двухзначного и однозначного числа без перехода через десяток.
Карточка №1. (Подготовительный этап.)
Имя………………………………. Число……………………………….
Представь число в виде суммы разрядных слагаемых:
57 = 50 + 7 64=………….. 93=……………..
42 =…………. 79=………….. 25=……………..
38=………….. 81=………….. 16=……………..
Карточка №2. (Подготовительный этап.)
Имя………………………………. Число……………………………….
Реши примеры.
7 + 2 = 4 + 5 = 6 + 3 =
5 + 2 = 3 + 4 = 2 + 8 =
6 + 1 = 5 + 1 = 4 + 4 =
Карточка №3.
Имя………………………………. Число……………………………….
Реши по образцу: (складывай единицы с единицами)
57 + 2 = (50+7)+2=59 64 + 5=…………………………
42 + 4 =……………………….. 81 + 7=…………………………
36+ 2 =……………………….. 93 + 4=………………………….
Карточка №4.
Имя………………………………. Число……………………………….
Реши примеры. Складывай единицы с единицами.
31 + 7 = 54 + 2 = 16 + 3 =
47 + 2 = 71 + 8 = 62 + 5 =
94 + 3= 26 + 2 = 45 + 4 =
Карточка №5.
Имя………………………………. Число……………………………….
Реши примеры.
42 + 7 = 87 + 2 = 25 + 3 =
56+ 2 = 41+ 8 = 31 + 5 =
74 + 3= 94+ 2 = 83 + 4 =
ТЕМА: Сложение двухзначных чисел..
Карточка №1. (Подготовительный этап.)
Имя………………………………. Число……………………………….
Представь число в виде суммы разрядных слагаемых:
57 = 50 + 7 64=………….. 93=……………..
42 =…………. 79=………….. 25=……………..
38=………….. 81=………….. 16=……………..
Карточка №2. (Подготовительный этап.)
Имя………………………………. Число……………………………….
Реши примеры.
70 + 20 = 40+ 50 = 60 + 30 =
50 + 20 = 30 + 40 = 20 + 70 =
6 0+ 10 = 50 + 10 = 40 + 40 =
Карточка №3.
Имя………………………………. Число……………………………….
Реши по образцу: (складывай десятки с десятками.)
57 + 20 = (50+7)+20=77 64 + 30=…………………………
42 + 40 =……………………….. 81 + 10=…………………………
36+ 20 =……………………….. 33 + 40=………………………….
Карточка №4.
Имя………………………………. Число……………………………….
Реши примеры. Складывай единицы с единицами.
31 + 20 = 54 + 20 = 16 + 30 =
47 + 20 = 11 + 80 = 22 + 50 =
54 + 40= 26 + 20 = 45 + 40 =
Карточка №5.
Имя………………………………. Число……………………………….
Реши примеры.
42 + 30 = 67 + 20 = 25 + 30 =
56+ 20 = 41+ 20 = 31 + 50 =
24 + 30= 34+ 20 = 13 + 40 =
ТЕМА: Вычитание круглого числа.
Карточка №1.
Число____________________ Имя__________________
Реши примеры по образцу.
48-30=(40+8)-30=(40-30)+8=10+8 =18
32 — 20 = 75 — 10 =
86 — 50 = 91 — 20 =
67 — 40 = 73 — 30 =
59 — 30 = 48 — 20 =
Карточка №2.
Число____________________ Имя__________________
Реши примеры.
46 — 20 = 19 — 10 =
99 — 50 = 33 — 20 =
76 — 40 = 78 — 30 =
84 — 30 = 55 — 20 =
Карточка №3.
Число____________________ Имя__________________
Реши примеры.
39 — 10 = 62 — 50 = 96 – 40 =
59 -20 = 86 — 70 = 27 – 10 =
83 — 30 = 37 — 20 = 65 – 20 =
91 — 60 = 42 — 30 = 77 – 30 =
ТЕМА: Вычитание единиц из круглого числа.
Карточка №1. (Подготовительный этап.)
Число____________________ Имя__________________
Представь каждое число в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 10.
Например: 30 = 20 + 10
40 =………………. 60 = ……………….. 20 =……………………
50 = ………..…..… 100=………………. 70=……………………
90=……………..… 80=…………………
Карточка №2. (Подготовительный этап.)
Число____________________ Имя__________________
Вспомни состава числа 10. Реши примеры.
10 – 1 = 10 – 2 = 10 – 7 =
10 – 8 = 10 – 9 = 10 – 3 =
10 – 6 = 10 – 5 = 10 – 4 =
Карточка № 3.
Число____________________ Имя__________________
Реши примеры по образцу. 30-6=(20+10)-6=20+(10-6)=20+4=24
40 — 5 = 100 — 5 =
70 — 3 = 80 — 4 =
30 — 7 = 60 — 9 =
20 — 6 = 80- 2 =
Карточка № 4.
Число____________________ Имя__________________
Реши примеры.
40 — 5 = 100 — 5 =
70 — 3 = 80 — 4 =
30 — 7 = 60 — 9 =
ТЕМА: «Решение примеров разных видов».
Карточка №1.
Число____________________ Имя__________________
Реши примеры.
70 — 5 = 52 + 4 = 90 — 36 =
84 — 20 = 52 + 40 = 80 — 74 =
80 — 24 = 75 — 2 = 40 — 12 =
62 — 7 = 75 — 20 = 37 + 5 =
67 — 2 = 20 — 17 = 51 — 4 =
Карточка №2.
Число____________________ Имя__________________
Реши примеры.
90 — 7 = 33 + 2 = 60 — 15 =
57 — 20 = 33 + 20 = 70 — 63 =
50 — 27 = 58 — 20 = 50 — 14 =
34 — 8 = 50 — 28 = 57 + 6 =
38 — 4 = 30 — 24 = 92 — 8 =
Карточка №3.
Число____________________ Имя__________________
Реши примеры.
24 + 64 = 77 — 55 = 42 — 7 =
65 + 23 = 89 — 45 = 24 + 8 =
52 + 41 = 45 — 34 = 60 — 45 =
Карточка №4.
Число____________________ Имя__________________
Реши примеры.
30 — 6 = 40 + 17 = 37 — 30 =
60 — 24 = 30 + 24 = 24 + 14 =
70 — 56 = 12 + 70 = 74 — 9 =
90 — 37 = 60 + 39 = 78 — 54 =
50 — 43 = 70 + 23 = 56 + 8 =
Карточка №5.
Число____________________ Имя__________________
Реши примеры.
54 + 2 = 70 + 20 = 20 — 13 =
54 + 20 = 70 — 20 = 90 — 24 =
76 — 3 = 52 — 6 = 50 — 46 =
76 — 30 = 56 — 2 = 20 + 38 =
40 + 2 = 60 — 24 = 7 + 82 =
40 — 2 = 64 — 20 = 4 + 58 =
Карточка №6.
Число____________________ Имя__________________
Реши примеры.
40 – 3 =……………………………………… 40 -23=……………………………………………
50 – 8 =…………………………………… …50 – 18 =…………………………………………
60 – 2 =………………………………………..60 – 32 =…………………………………………
Карточка №7.
Число____________________ Имя__________________
Реши примеры.
56 — 20 = 63 + 20 = 78 + 9 =
50 — 26 = 60 + 23 = 34 + 7 =
74 — 40 = 70 — 6 = 52 — 8 =
70 — 44 = 70 — 56 = 73 — 9 =
Карточка №8.
Число____________________ Имя__________________
Реши примеры.