Анималотерапия

АНИМАЛ-ТЕРАПИЯ или ЗОО-ТЕРАПИЯ, этот термин впервые появился в 1969 году в США благодаря наблюдательности, научному интересу и медицинской добросовестности психиатра из Нью-Йорка Бориса Левинсона. Он первый в современной истории подробно описал эффект положительного влияния на пациентов с расстройствами психики и нервной системы, общения с доброжелательно настроенными животными разных видов.
Собаки, кошки, лошади, дельфины, морские свинки, кролики, хомячки, рыбки, птички, прирученные дикие животные, оказывают положительное психотерапевтическое воздействие на пациентов с самыми разными заболеваниями. Общение с такими животными снимает нервное напряжение, стресс, тревожность, способствует лечению депрессий, помогает преодолеть трудности социального характера — зажатость, неумение общаться, боязнь показать свои чувства и т.п. Кроме того, терапия при помощи собак (канис-терапия), лошадей ( иппо-терапия) и дельфинов является и способом реабилитации при двигательных нарушениях- парезах, параличах, нарушениях координации и т.п.
Анимал-терапия также не должна быть «спонтанной» и «интуитивной», она проводится по определенным методикам и с соблюдением некоторых правил, только в этом случае она будет эффективной и безопасной.
Самые важные правила в анимал-терапии это:
-животные должны быть отобраны и подготовлены по поведению
-животные должны быть здоровые и чистые
-персонал работающий с животными должен быть обучен и иметь опыт работы
-перед работой с животными необходимо установить отсутствие противопоказаний
Несмотря на то, что зоо-терапевты работающие с другими животными, т.е не с собаками, лошадьми и дельфинами, встречаются реже, тем не менее они есть и успешно практикуют.
В частности, в Санкт-Петербурге есть организация практикующая «кото-терапию» или «фелино-терапию» , — это Республика Кошек.

Что такое «анималотерапия»?

Сам термин «анималотерапия» интерпретируется как метод лечебно-терапевтического воздействия при помощи домашних животных, с использованием как непосредственного контакта с животным, так и их изображения, игрушек и образов.

Точно неизвестно с какого именно периода развития человечества начал использоваться этот метод. С давних времен человек, живя в тесной взаимосвязи с природой, находил в ней источник здоровья. Когда началось бурное развитие медицины, появлялись все новые и новые методы лечения, в том числе и с помощью животных. Так, наряду с традиционными в то время средствами лечения невроза – хождением босиком и обливанием ледяной водой, советовали лечебные прогулки верхом на лошадях. Даже известный древнегреческий врач Гиппократ, еще в V веке до н.э. советовал верховую езду, как лечебный метод.

Но не только взаимодействие с лошадьми использовали в медицине. Так, Древние египтяне наделяли целебными свойствами кошек, греки – собак, а в Индии практиковалась терапия с использованием пения птиц.

В том виде, который известен нам сейчас, принципы анималотерапии начали свое развитие с канистерапии – лечением с помощью собак. В 1796 году в английском графстве Йоркшир, впервые начали использовать собак для лечения душевных недуг. В результате у больных значительно снизилась частота приступов и общий уровень агрессивности.

Позже, в ХХ в. американский ученый Б. Левинсон предоставил этому методу широкий резонанс и как следствие, анималотерапия была признана как самостоятельный метод лечения на международном уровне.

Отдельно следует отметить, что на сегодня активно внедряются не только лечебное, но и диагностическое направление с помощью животных. Так, американец Пол Джексон, страдавший диабетом, рассказал врачу, что его пес способен чувствовать приступ гипогликемии. Как следствие, это дало толчок к ряду исследований. Сегодня существуют целые центры по тренировке собак-помощников, которых учат чувствовать резкое понижение сахара в крови и предупреждать хозяина.

В Канаде активно ведутся исследования по вопросам умению собак предсказывать эпилептические припадки у детей. Уже есть положительные результаты: 20 из 40 собак стараются предупредить средствами, доступными им, о приближение припадка. Таким образом, в семье есть время максимально облегчить этот нелегкий период.

На современном этапе существует развитая сеть центров оказания психотерапевтической помощи средствами анималотерапии с использованием одомашненных животных. Основными специалистами, работающими с данным методом, являются медики, психологи и тренеры.

Основные функции пэт-терапии

Общение с животными вызывает у человека ряд положительных эмоций. Эффективность методики рассматривают через призму ее основных функций:

  • Психотерапевтическая функция – заключается в том, что непосредственный контакт с животными, помогает человеку повышать уровень социализации, а также гармонизации межличностных отношений в социуме.
  • Психофизиологическая функция – проявляется в общей нормализации психики и снятии стресса.
  • Реабилитационная – психическая и социальная реабилитация пациента.
  • Функция общения – удовлетворение потребности человека в общении.
  • Функция самореализации – удовлетворение потребности значимости для других.

Кроме того, анималотерапия широко применяется в психиатрии. Очень часто, она действует даже лучше, чем традиционные методы психотерапии. Например, при использовании животных, наблюдалось более эффективное снижение уровня тревожности у людей с комбинированным сложным диагнозом. Таким образом, анималотерапия может применяться при:

  • Психозе.
  • Аутизме.
  • Аффективных расстройствах.
  • Детских психологических травмах.
  • Эпилепсии
  • Посттравматиеских синдромах.
  • ДЦП.
  • Рассеянном склерозе.
  • Деменции.
  • Последствиях инсульта.
  • Сердечно-сосудистых заболеваниях.
  • Паллиативной помощи неизлечимо больным.
  • В домах престарелых.

Это далеко не полный перечень спектра положительного влияния на улучшение общего соматического и психического состояния человека.

Виды анималотерапии

Среди всего разнообразия пэт-терапии можно выделить две основные категории – ненаправленная и направленая. Ненаправленная заключается в ежедневном общении со своими домашними любимцами, без профессионального психотерапевтического воздействия.

Направленная – это вид анималотерапии, который используется в конкретных лечебных целях, под руководством специалиста. В данном случае общение происходит со специально обученными животными.

При проведении сеанса анималотерапии используются не только привычные для нас собаки и лошади.

В зависимости от того, какое животное используется, пэт-терапия делится на виды:

1. Иппотерапия – терапия с помощью лошадей. Может использоваться для всех возрастных категорий. Показана при психических и неврологических нарушениях, а также при физиологических проблемах, таких как последствия инсультов, паралич, ДЦП. Езда развивает координацию и способствует укреплению мышц разных групп. Также происходит массаж ног за счет движений тела животного, что улучшает кровообращение в нижних конечностях. Основной способ езды – аллюр.

2. Каннистерапия – лечение с помощью собак. Занятие проходит со специально обученной собакой, которая может быть как основным методом, так и сопроводительным при различных психотерапевтических воздействиях, и даже на занятиях логопеда. Так как собака оказывает сильное положительное эмоциональное влияние, ее помощь необходима при развитии мотивации двигательной активности, лечению последствий стрессогенных ситуаций, улучшению способности концентрации внимания, устойчивой стабилизации психического состояния при аутизме, ДЦП, гиперактивности, синдроме Дауна. Для каннистерапии отбираются определенные породы собак, которые благосклонно относятся к человеку, терпеливы и неагрессивные, не декоративные.

3. Дельфинотерапия – лечение с помощью дельфинов. Эти животные являются одними из самых умных на планете и просто незаменимы при лечении проявлений ДЦП, аутизма, СДВГ, синдроме Дауна, депрессивных расстройствах, умственной отсталости и тому подобное. Процесс прохождения сеанса дельфинотерапии предполагает выполнение определенных упражнений под наблюдением специалиста, поэтому не стоит спутывать его с простым плаванием с дельфинами.

4. Фелинотерапия – лечение общением с кошками. Многие люди даже в домашних условиях не могли не заметить, что кошка – удивительно чуткий диагност. Она ложится на место, которое болит, а так, как температура тела животного выше, чем у человека, довольно быстро наступает облегчение и боль проходит. Но это не единственное свойство котов. Благодаря безмятежному отношению к жизни, они способны создать расслабляющий эмоциональный фон и пригодятся при лечении большинства недугов. Полчаса погладьте кошку – и ваше давление и сердечный ритм в норме. Также, кошки являются незаменимыми при лечении психоэмоциональных нарушений, заболеваниях дыхательных путей, и опорно-двигательного аппарата. Как элемент реабилитационной помощи такая анималотерапия используется при лечении наркомании и алкоголизма. Отдельно следует выделить благотворное влияние мурлыканье кошек, ведь его частота от 16 до 44 Гц способствует стабилизации нервной системы, улучшению иммунитета и запуска регенеративных процессов организма человека.

5. Ентомотерапия – терапия с помощью насекомых. В основном речь идет об использовании продуктов, которые производят насекомые – яд, пчелиный мед и тому подобное. Но нередко в народной медицине встречается лечение радикулита, венозного застоя и других недугов с помощью укусов насекомых. Отдельным подразделением данного вида является апитерапия – лечение пчелиным ядом.

6. Герудотерапия – лечение медицинскими пиявками. Используется при варикозном расширение вен, тромбозе, заболеваниях кожи, гайморите, гинекологических заболеваниях и т. д. Принцип использования основан на свойстве слюны этих животных проникать глубоко в кожу и разноситься кровеносными сосудами по всему организму. Но не стоит использовать этот метод без присмотра специалиста, не изучив условий его использования.

Сегодня существует более 2000 разновидностей животных для проведения пэт-терапии. Среди них ламы, козы, кролики морские свинки, различные виды насекомых, в Австралии – кенгуру, а африканские племена используют даже крокодилов.

Противопоказания для проведения анималотерапии

Как и любой психотерапевтический метод, анималотерапия имеет свои противопоказания. В первую очередь – это разные виды аллергии на шерсть или слюну животного. Во-вторых, анималотерапия не применяется при острых инфекционных заболеваниях пациента. Также стоит подобрать вид данной терапии, в зависимости от индивидуальных предпочтений больного, ведь если человек будет чувствовать дискомфорт, страх или агрессию, то положительных результатов не ожидается.

Канистерапия

С 2014 года в Омске работает уникальное реабилитационное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья — центр канистерапии «Лапу, Друг!». В этом центре главными врачевателями выступают собаки. Пока в городе функционирует всего один центр, но в сентябре откроется второй филиал в городке неф­тяников, чтобы детям с ограниченными возможностями было удобнее посещать занятия в своём районе.

«Помещение для этих целей нам выделили администрация города и департамент молодёжи по физической культуре и спорту. Мы будем находиться в детском клубе «Радуга», где сейчас производим ремонт на средства городского гранта. В нашем центре восемь собак, которые недавно переаттестовались по ГОСТу на следующие три года, специалисты заканчивают обучение — работа идёт в стандартном режиме», — говорит руководитель центра, президент федерации кинологического и спортивно-прикладного собаководства Наталья Чайка.

Чтобы попасть на занятия в этом центре, нужно предварительно записаться на собеседование с руководителем, указать диагноз ребёнка и оставить телефон для связи. Для каждого пациента разрабатывается индивидуальная программа с учётом заболевания и подбирается собака, которая поможет ребёнку справиться с недугом. Занятия в центре бесплатные, проводятся дважды в неделю, но из-за большой востребованности попасть на них достаточно сложно: существует очередь.

Собаки в центре зоотерапии очень послушны и доброжелательны. Фото: Центр зоотерапии «Дверь в лето»

Также в Омске большой популярностью пользуется центр зоотерапии «Дверь в лето». Инициаторы создания этого уникального благотворительного проекта — омские журналисты Анастасия Митьковская и Юлия Стрельская, ставшие социальными предпринимателями.

В центре делается упор на реабилитацию детей с ДЦП. Для этого здесь установлены различные тренажёры и снаряды, сконструированные по проектам специалистов центра. Животных для занятий — камерунских коз, морских свинок, кроликов, белок — руководство центра и волонтёры приобретали на собственные средства. Несмотря на то что это бизнес-проект, многие услуги в центре бесплатны, в первую очередь — для детей с ограниченными возможностями здоровья.

«Собака-терапевт необязательно должна постоянно ходить по команде «Рядом!» и на занятиях с детьми выполнять роль статиста, — считает Юлия Стрельская. — Наши канистерапевты чувствуют своих пациентов и подстраиваются под их потребности. С одним ребёнком они будут лежать тихо и помогать расслабиться, с другим играть в мячик, для третьего покажут трюковое шоу. Таких результатов удаётся достигать в том числе благодаря обучению, которое наши питомцы проходят в школе Белоусовых».

Конечно, говоря о собаководстве и канистерапии в Омске, нельзя не упомянуть знаменитую школу дрессировки собак под руководством Белоусовых (официальное название — «Омский областной центр спортивно-служебного собаководства»). Среди огромного перечня услуг по воспитанию собак отдельным пунктом значится канистерапия.

Фелинотерапия

Как таковых центров реабилитации с помощью кошек в Омске нет, но с натяжкой к этому направлению можно отнести функционирующее в городке нефтяников котокафе. В этом удивительном заведении кошки живут, свободно перемещаясь по всему пространству, удобно располагаются на коленях посетителей, приветливо мурлыча и подставляя ушко для поглаживания. Неизвестно, кто получает большее удовольствие от посещения заведения, но отзывы о нём самые доброжелательные, вроде этого: «Очень советую хотя бы раз в месяц проходить здесь сеанс кототерапии. Отличный вариант для тех, у кого нет возможности держать питомца дома, или для тех, кто ещё не определился с выбором».

Посетители кафе могут приносить еду с собой и даже заказывать пиццу, играть в настольные игры, читать, одним словом — релаксировать в окружении мурлычащих пушистиков.

23 мая семьи Фонда «Димина Мечта» посетили самый большой контактный зоопарк «Зверюшки» в Москве.

В зоопарке представлено более 20 видов животных. Кошачий лемур, лама альпака, кенгуру, восточный колобус, енот носуха, попугаи, питон, варан, паучки, кролики, морские свинки, белоснежная лиса, мини пиги и другие обитатели зоопарка с рождения живут с людьми – поэтому они не боятся человека и абсолютно ручные.

Дети с удовольствием общались со всеми животными, всех обитателей можно кормить, гладить и даже брать на руки. Приветливые сотрудники зоопарка помогли нашим детям быстро адаптироваться в непривычной для горожан среде, с удовольствием рассказывали о каждом питомце, научили премудростям общения с животными.

Важность этого зоопарка для детей с ограниченными возможностями переоценить невозможно. Существует на сегодняшний день огромное количество научных трудов на тему анималотерапии, доказывающих эффективность лечения детей с такими заболеваниями, как ДЦП и аутизм. Слепым и слабовидящим даётся возможность видеть наш необыкновенный мир животных с помощью рук, ведь всех животных можно потрогать и погладить.

Мы сердечно благодарим Генерального директора ООО «Биологическое наследие» Кондрахина Дмитрия Алексеевича и весь замечательный коллектив контактного зоопарка «Зверюшки» за оказанную безвозмездную помощь в организации и проведении познавательной программы для детей Фонда «Димина Мечта»! Благодаря Вашему участию у детей развивается познавательная деятельность, улучшаются коммуникативные навыки! Наши дети и родители получили положительные эмоции и отличное настроение от общения с животными! От всего сердца мы желаем Вам здоровья, благополучия и процветания!

Выражаем глубокую признательность замечательному фотографу Евгении Рубан за поддержку, желание помочь семьям Фонда «Димина Мечта» и прекрасные фотографии! Мы желаем успехов в вашей деятельности и надеемся на дальнейшее сотрудничество!

Также мы безмерно благодарны ООО «Инновация» во главе с Генеральным директором А.Н. Александровым за безвозмездное предоставление транспорта нашим семьям с детьми с тяжёлыми нарушениями развития и за высокий профессионализм персонала компании!

Анималотерапия — психотерапевтическая методика, набирающая все большую популярность в работе с особыми детьми. Лечение с помощью животных широко используют в психологической, социальной и медицинской реабилитации при различных диагнозах. Взаимодействие с четвероногими друзьями способствует развитию у ребенка умственных способностей, улучшению двигательных функций и моторики. В школе «Абсолют» анималотерапию, как один из методов коррекционной работы, активно используют в работе с учениками. Школа-интернат «Абсолют», учрежденная БФ «Абсолют-Помощь», — единственное в стране частное образовательное учреждение для детей с ограничениями здоровья. В школе обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и когнитивной сферы — оставшиеся без попечения родителей и сироты. Всего 98 ребят, часть из которых проживают с родными, большинство — воспитываются в приемных семьях. Все проекты, реализуемые на базе интерната, направлены на раскрытие потенциала каждого ребенка. Практически любой вид животного может участвовать в работе с детьми. Чаще всего становятся терапевтами специально обученные собаки. Их отбирают по тесту на агрессию и послушание. Животные в обязательном порядке проходят базовый курс дрессировки, их также проверяют на эмпатию.

Проект канистерапии в школе «Абсолют» был запущен осенью 2016 г. и продолжается в этом году с перерывом на летние каникулы. В проекте участвуют 15 человек, среди которых ученики с когнитивными нарушениями, с аутизмом, синдромом Дауна, детским церебральным параличом, подростки с проблемами в эмоциональной сфере.

Занятия с собаками способствуют повышению адаптационных возможностей особых детей (компенсация основного дефекта, развитие когнитивных функций, способностей к взаимодействию с окружающими, навыков планирования и контроля и др.). По словам психологов школы «Абсолют», самое важное, что происходит при взаимодействии с животными — это эмоциональный контакт. Он позволяет развивать коммуникативные навыки, содействовать социализации. При этом происходит перенос приобретенных ребенком практических навыков из игры в жизнь.

На первом занятии 11-летний Артем с детским церебральным параличом очень активно дергал за ошейник собаку-терапевта по кличке Физзи, сильно, неловко сжимал ее в своих объятиях. К концу урока мальчик успокоился, стал мягче, ему помогли наладить контакт с животным, Артем смог управлять псом уверенно, спокойно и без резких движений.

3-классник Егор, больной эпилепсией и аутизмом, в начале занятий даже не замечал собаку. После 3-4 сессий мальчик обратил внимание на животное. В результате Егор начал не только замечать присутствие собаки, но и взаимодействовать с ней, играть, выполнять упражнения. Теперь, заходя в кабинет, он осознанно ищет взглядом своего четвероногого друга и тянется к нему и к педагогам. Мама Егора также отмечает положительную динамику в состоянии сына. Он замечает собак на улице, стал открытым для коммуникации.

6-летний Ярослав с расстройством аутистического спектра очень активный мальчик, до занятий в контакт вступал поверхностно. Ему было трудно работать с собакой, он хотел ее отодвинуть как можно дальше. В результате ряда занятий мальчик начал держать пса за поводок, гулять с ним, гладить и проявлять свои эмоции по отношению ко всему процессу обучения. Агрессивное желание контролировать животное трансформировалось в навык управления ситуацией здесь и сейчас.

Таким образом, канистерапия в школе «Абсолют» стала мощным вспомогательным методом психокоррекционной работы с детьми с ограничениями здоровья, формирования у них новых навыков, развитию коммуникативных способностей.

«Канистерапия становится все более популярной для работы с особыми детьми. Я думаю, что у этого явления есть несколько причин. Во-первых, канистерапия эффективна в своем направленном использовании. Во-вторых, она гораздо доступнее своих аналогов, например, иппотерапии. В-третьих, появляется большое количество методических материалов, в том числе и переводных оригиналов, которые помогают стремительно развиваться в этом направлении» — комментирует Станислав Перешеин, профессиональный канистерапевт, биолог, кинолог, педагог и друг нашего фонда.

В школе «Абсолют» также функционирует «Живой уголок» с хомяками, крысой, кроликами, попугаями и даже улитками. С ними занимаются 34 ученика из 5-9 классов. Дети сами ухаживают за животными, выгуливают по школьному коридору, кормят, убирают клетки. За каждым классом закреплено дежурство. Для ребят это удовольствие, каждый раз они спешат проведать, как себя чувствует хомяк Гриша, улитка Турбо Усик, крыса Маленький принц и другие подопечные «Живого уголка». Этот опыт воспитывает в них бережное отношение к природе, возможность сопереживать и понимать чувства другого.

Грамотное отношение к животным – важный вопрос, поскольку развивает у детей чувство ответственности к себе и окружающим. Партнер БФ «Абсолют-Помощь» фонд «Лапа» в течение учебного года проводил цикл познавательных уроков для учеников школы «Абсолют». На занятиях ребята узнавали об ответственном отношении к животным, о технике безопасности в общении с ними, о правилах ухода и содержания. Дети рассуждали на темы, почему люди предпочитают покупать породистых собак и кошек, и есть ли принципиальная разница между породистыми и дворнягами, какие чувства и эмоции схожи у животных и человека, почему важно уметь распознавать, как наши питомцы чувствуют себя и стараться сделать все, чтобы их жизнь была долгой и счастливой. «Уроки доброты» развивают эмпатию, помогают предотвратить жестокое обращение и развить гуманное отношение к животным.

«Не подлежит сомнению давно установленный факт, что дети, которые познали доброту и чувство ответственности через призму взаимно счастливого общения с животными, имеют намного больший шанс вырасти в ответственных и эмоционально сбалансированных взрослых людей без тенденций к жестокости и насилию по отношению как к людям, так и животным». Дарья Славгородская, фонд «Лапа».

Анималотерапия прекрасно зарекомендовала себя как один из вспомогательных методов коррекции поведения и психоэмоциональных расстройств у детей с ограничениями здоровья. Психологи и педагоги отмечают улучшение успеваемости, дисциплины, настроения учащихся, что в свою очередь положительно влияет на их физическое и психическое здоровье.

В мае этого года в школе «Абсолют» прошел круглый стол по развитию практик применения анималотерапии в работе с особыми детьми. Своим опытом поделились Филимонковский детский дом-интернат, профессиональные тренеры, специалисты центра по обучению канистерапевтов «Ирида», сотрудники фонда «Лапа», Центр реабилитации временно бездомных животных «Юна». Проект по анималотерапии в школе «Абсолют» будет продолжаться. Наш Фонд заинтересован в применении и распространении опыта привлечения животных к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *