Бактериурия в моче у ребенка

Моча – продукт обмена веществ, образующийся в почках в результате фильтрации жидкой части крови, а также процессов реабсорбции и секреции различных аналитов. Состоит на 92 — 98% из воды, остальная часть приходится на растворенные в ней азотистые продукты обмена белков (мочевина, мочевая кислота, креатинин и др.), минеральные соли и другие вещества. Состав мочи значительно варьирует даже у здоровых людей.

Общий (клинический) анализ мочи является стандартным исследованием при диагностике практически любого заболевания, а также применяется для контроля эффективности проводимого лечения.

Общий анализ мочи включает определение физико-химических свойств мочи (прозрачность, рН, относительная плотность), изучение патологических компонентов (белок, глюкоза, кетоновые тела, желчные пигменты, кровь) и микроскопию осадка.

I. Микроскопия осадка мочи

Исследование организованного осадка (эпителий, лейкоциты, эритроциты, цилиндры) и неорганизованного осадка (слизь, соли, бактерии, грибы) производится на автоматическом анализаторе IQ 200, UF1000i (Sysmex).

Анализаторы обладают высокой чувствительностью и выполняют точный количественный подсчет форменных элементов мочи, в том числе бактерий и грибов. Для дифференциации элементов мочи одновременно используется метод кондуктометрии с гидродинамическим фокусированием и флюоресцентная проточная цитометрия. Анализатор имеет 2 отдельных канала для анализа: первый – для идентификации и характеристики бактерий, второй – для остальных элементов осадка. Наличие отдельного канала для анализа бактерий обеспечивает бескомпромиссную точность их идентификации и подсчета.

В процессе анализа прибор идентифицирует, дифференцирует и определяет количество элементов в моче. Результат выдается в виде количества элементов в 1 микролитре мочи. Для удобства клиницистов и пациентов, которые привыкли ориентироваться на количество элементов осадка в поле зрения, пересчет производится автоматически.

1) Эритроциты

При исследовании осадка мочи в норме эритроциты отсутствуют

Обнаружение большого количества эритроцитов в моче определяется термином гематурия.

Различают микрогематурию – цвет мочи не изменен и макрогематурию – цвет мочи изменен: от светло-розового до цвета «мясных помоев».

В осадке эритроциты различают:

• Эритроциты неизмененные (при постренальной гематурии и макрогематурии ренального происхождения)
  • Эритроциты измененные (при прохождении пораженного воспалительным процессом почечного фильтра – гематурия ренального происхождения).

В раннем детском возрасте эритроциты в осадке мочи обнаруживаются чаще и в большем количестве, что объясняется несостоятельностью почечного фильтра, его увеличенной проницаемостью. Функциональная микрогематурия отмечается при ортостатизме и нарушениях осанки у детей в возрасте 10 и более лет. При переохлаждении, перегревании, после интенсивных спортивных нагрузок микрогематурия может обнаруживаться и у взрослых и может сочетаться с альбуминурией.

Гематурия на фоне приема лекарственных препаратов (аминогликозиды, анальгетики, циклоспорин А, цитостатики, сульфаниламиды) носит функциональный, временный характер, после прекращения приема этих препаратов гематурия исчезает.

Примечание: в сильно концентрированной моче с плотностью 1,030 -1,040 и рН 9-10 или плотностью 1,002-1,005 и рН 4,5-5,0 могут обнаруживаться измененные эритроциты, которые не имеют диагностического значения, но отмечаются при описании результатов анализа.

2) Лейкоциты

У здоровых людей в норме определяют 2 – 4, не более 10 лейкоцитов в поле зрения. Лейкоцитурия (повышенное выделение лейкоцитов с мочой), чаще всего является признаком воспалительного процесса в мочевой системе.

Лейкоцитурия инфекционная (бактериальная)

является признаком воспалительных заболеваний почек, мочевыводящих путей. Массивная лейкоцитурия – пиурия, связанная с выделением с мочой гноя (обилие лейкоцитов, в том числе частично разрушенных, бактерий). Пиурия наиболее характерный симптом при инфекционно-воспалительных заболеваниях почек и мочевыводящих путей (пиелонефриты, пиелиты, циститы) всегда сочетается с бактериурией.

Пиелоциститы, особенно у грудных детей, могут протекать без лейкоцитурии. Обычно это связанно с задержкой лейкоцитов при спазме уретры. В этих случаях для исключения лейкоцитурии, пиурии рекомендовано повторное исследование мочи, а также анализ мочи по Нечипоренко.

Лейкоцитурия асептическая

встречается при аутоиммунных заболеваниях, опухолевых процессах, туберкулезе почек и мочевыводящих путей, иногда выявляется при подостром течении гломерулонефрита с нефротическим синдромом в период обострения (подтверждается отрицательными посевами мочи и отрицательным тестом на нитриты)

Референсные значения: до 10 лейкоцитов в поле зрения

3) Эпителий

В мочездоровых людей клетки почечного эпителия не обнаруживаются

Эпителий плоский

существенного диагностического значения не имеет, у мужчин в норме выявляют только единичные клетки, у женщин присутствуют в большем количестве, иногда количество плоского эпителия в моче повышается при инфекциях мочевыводящих путей.

Эпителий переходной

Выявляется при гломерулонефритах, пиелонефритах, нефритах, циститах, простатитах, мочекаменной болезни, лихорадках, интоксикациях, послеоперационных состояниях, новообразованиях почек и мочевыводящих путей

Эпителий почечный

пиелонефрит, хроническая, острая почечная недостаточность, тубулярный некроз, отторжение почечного трансплантанта, новообразования почек, интоксикация солями тяжелых металлов, этиленгликолем, препаратами висмута, салицилатами

Референсные значения: не обнаружено (допускается единичный плоский в поле зрения)

4) Цилиндры

Цилиндры представляют собой элементы осадка цилиндрической формы (своеобразные слепки почечных канальцев), состоящие из белка или клеток,

По составу и внешнему виду различают несколько видов цилиндров (гиалиновые, зернистые, эритроцитарные, восковидные и др.).

В моче здоровых людей клетки почечного эпителия не обнаруживаются.

Цилиндры обнаруживаются при всех органических заболеваниях почек, тяжелых интоксикациях, системных заболеваниях, острых реакциях отторжения трансплантанта.

Референсные значения: не обнаружено

5) Кристаллы солей (оксалаты кальция, ураты, фосфаты, кристаллы мочевой кислоты, мочекислый аммоний, фосфорнокислая известь, трипельфосфаты)

Моча представляет собой раствор различных солей, которые при стоянии мочи могут образовывать кристаллы. Избыточное содержание солей в моче способствует образованию конкрементов и развитию мочекаменной болезни. В тоже время диагностическое значение присутствия в моче кристаллов солей обычно невелико. Наличие тех или иных кристаллов солей в мочевом осадке указывает на изменение реакции в кислую или щелочную сторону.. Вероятность образования кристаллов и мочевых конкрементов возрастает при обменных нарушениях в организме.

6) Слизь

Слизь вырабатывается эпителием мочевыводящих путей и может присутствовать в небольшом количестве в осадке мочи.

Увеличение образования слизи наблюдается при острых и хронических воспалительных процессах нижних отделов мочевыводящих путей (уретриты, циститы).

7) Бактерии

У здоровых людей мочеобразовательная и мочевыводящая система стерильна. Минимальное количество бактерий, которое смывается мочой из дистального отдела мочеиспускательного канала, обычно не превышает 10^4 в 1 мл. Появлений бактерий в моче более чем 1*10^5 в 1 мл – это бактериурия, которая чаще всего свидетельствует о наличии инфекционно-воспалительных заболеваний почек и мочевыводящих путей.

При обнаружении бактерий в моче рекомендовано произвести бактериологический посев мочи, с помощью которого можно определить вид бактерий и оценить уровень бактериурии, а также выявить чувствительность микроорганизмов к антибиотикам. Но необходимо учитывать, что анализатор IQ 200, UF1000i (Sysmex) чувствителен к любому роду бактерий, при этом в бактериальном посеве выявляются в основном клинически значимые микроорганизмы (Escherichia coli в 80 — 90% случаев, реже — S. faecalis, Pseudomonas aeruginosa, Proteus mirabilis, Citrobacter, Klebsiella pneumoniae, Serratia, несколько реже — Staphylococcus aures, Staphylococcus epidermidis, Staphylococcus saprophyticus, Streptococcus pyogenes, Candida albicans и др). Кроме того, бактерии сохраняются в моче не более 1 — 2 суток после начала правильно подобранной антибиотикотерапии. Важно также учитывать, что большое количество лейкоцитов в моче тормозит рост бактерий в бактериальном посеве.

Обнаружение большого количества бактерий в осадке мочи в сочетании с большим количеством плоского эпителия может свидетельствовать о контаминации пробы при сборе мочи (неправильная подготовка пациента при сборе мочи). Поэтому при наличии бактериурии обязательно оцениваются и другие показатели общего анализа мочи – лейкоциты, эритроциты, определение нитритов и др.)

Референсные значения:

Качественное определение бактерий (анализатор IQ 200 ( Iris, США): не обнаружено; определяется степень бактериурии: +; ++;+++

Количественное определение бактерий (автоматический анализатор UF1000i (Sysmex):

• Муж.: меньше 2.6 х 10^4/мл
  • Жен.: меньше 1.0 х 10^5/мл
  • Дети: меньше 2.07 х 10^4/мл

8) Споры грибов (дрожжеподобные грибы)

Обнаружение в осадке мочи дрожжевых грибов свидетельствует о кандидомикозе мочевыводящих путей и почек в результате нерациональной антибиотикотерапии или при тяжелом иммунодефиците (химиотерапия, прием цитостатиков, а также у ВИЧ-инфицированных при развернутой стадии СПИДа).

Нужно учитывать также, что наличие в осадке мочи дрожжевых грибов часто может свидетельствовать о контаминации пробы влагалищными выделениями, в этих случаях рекомендовано повторить исследование при обязательном строгом соблюдении правил сбора мочи.

Для определения видовой идентификации грибковой флоры рекомендовано произвести посев на грибы р. Candida, с определением чувствительности к антимикотическим препаратам.

9) Сперматозоиды

Незначительное количество сперматозоидов может обнаруживаться в норме Сперматозоиды в моче в значительном количестве, определяются при заболеваниях и аномалиях развития мужских мочеполовых органов.

Референсные значения: не обнаружено

ІІ. Физико-химические показатели мочи определяются на мочевом автоматическом анализаторе iChem Velocity Iris (Beckman Coulter), автоматический биохимический анализатор AU480 (Beckman Coulter).

1) Белок

Белок в моче определяется в два этапа:

1) качественное определение тест-полоской на автоматическом биохимическом анализаторе мочи — iChemVelocity Iris , Beckman Coulter;

2) в том случае, если результат позитивный — выполняется количественное определение белка в моче на автоматическом биохимическом анализаторе AU480, Beckman Coulter.

Один из самых важных лабораторных маркеров патологии почек и мочевыводящих путей. В норме большая часть белков крови не проходит через мембрану почечных клубочков, в связи с размером, строением и зарядом белковой молекулы, а низкомолекулярные белки, попавшие в первичную мочу, реабсорбируются в проксимальных канальцах. При минимальных повреждениях в клубочках почек наблюдается прежде всего потеря низкомолекулярных белков (преимущественно альбумина), поэтому при большой потере белка часто развивается гипоальбуминемия.
При более выраженных патологических изменениях в мочу попадают и более крупные белковые молекулы (альфа-2- макроглобулин, бета-липопротеиды, гамма-глобулин). Некоторое количество белка физиологически секретируется эпителием канальцев почек (белок Тамма-Хорсфалля), который участвует в образовании гиалиновых цилиндров.

Физиологические протеинурии:

Транзиторная протеинурия может возникнуть после продолжительной физической нагрузки (маршевая протеинурия), после переохлаждения или перегревания организма, при эмоциональном стрессе (плач, страх), после грубой пальпации почек (пальпаторная протеинурия), протеинурия новорожденных (первые 4-10 дней после рождения).

Такие протеинурии быстро исчезают после прекращения действия вызывающего их фактора.

Патологические протеинурии:

Пререналные протеинурии (связаны с избытком белков – гемоглобин, миоглобин, продукты деградации фибрина, лёгкие цепи иммуноглобулинов):

Возникают при разрушении тканей и гемолизе или с появлением в плазме крови паталогических парапротеинов (лимфопролиферативные расстройства).

Ренальные протеинурии

Обусловлены патологией почек:

— клубочковая (гломерулярная), связанная с изменением барьерной функции мембран клубочков, может сопровождаться массивной потерей белка (более 3г/л)

— канальцевая (тубулярная), связанная с нарушением реабсорбции и деградации белка в проксимальных канальцах или повышенной продукцией белка Тамма-Хорсфалля

— смешанная

Постренальные протеинурии

Возникают в результате кровотечения из мочевыводящих путей, локального выделения иммуноглобулинов при инфекциях мочевыводящих путей воспаления, полипоза, опухоли мочевого пузыря.

Ортостатическая протеинурия (постуральная, перемежающаяся, циклическая, лордотическая)

Характерна для детей дошкольного и школьного возраста, в 4-5% носит семейный характер. Протеинурия появляется у ребенка только в положении стоя, когда позвоночник занимает лордотическое положение, вызывая пассивный застой в почечных венах и, соответственно, застойную протеинурию, представленную в основном альбумином. В горизонтальном положении, как правило, протеинурия исчезает.

Референсные значения: меньше 0,140г/л

2) Глюкоза

В норме глюкоза в моче отсутствует.

При концентрации глюкозы в крови, которая превышает максимальную способность почек к обратному всасыванию глюкозы или при снижении этой способности вследствие изменения функций почечных канальцев, наблюдается глюкозурия.

Физиологическая глюкозурия

— алиментарная (наблюдается при поступлении в пищу большого количества углеводов, при этом организм временно теряет способность усваивать глюкозу)

— эмоциональная (наблюдается после эмоционального напряжения и стресса)

— при приеме некоторых лекарств (кофеин, кортикостероиды)

Патологическая глюкозурия

— панкреатогенная, диабетическая

— непанкреатогенная ( раздражение ЦНС, тиреотоксикоз, синдром Иценка – Кушинга, акромегалия, феохромоцитома и др.).

С возрастом почечный порог для глюкозы снижается. Кроме того почечный порог уменьшается при хронических заболеваниях почек, гипертонической болезни, при диабетической нефропатии, тогда глюкозурия наблюдается при концентрации в крови ниже пороговой. Также при снижении уровня фильтрации глюкозурия может не наблюдаться даже при гипергликемии, превышающей почечный порог.

Референсные значения: 0 — 0,8 ммоль/л

3) Кетоновые тела

Кетоновые тела (ацетон, ацетоуксусная и бета-оксимасляная кислоты) образуются в результате усиленного катаболизма жирных кислот и в процессе обмена аминокислот, глюкозы. Кетонурия – важный диагностический признак, который свидетельствует о нарушении углеводного и жирового обменов. Определение кетоновых тел важно в распознавании метаболической декомпенсации при сахарном диабете. Инсулинзависимый ювенильный диабет часто впервые диагностируется по появлению кетоновых тел в моче. При неадекватной терапии инсулином кетоацидоз прогрессирует. Возникающие при этом гипергликемия и гиперосмолярность приводят к дегидратации, нарушению баланса электролитов, кетоацидозу. Эти изменения вызывают нарушения функции ЦНС и могут привести к гипергликемической коме.

Референсные значения:

• не обнаружено
  • степень обнаружения:
  • 0 -0,5 ммоль/л – следы
  • 0,6 – 1,5 ммоль/л – (+)
  • 1,6 – 5,0 ммоль/л – ( ++ )
  • 5,1 – 15 ммоль/л – (+++)

4) Цвет мочи

В норме цвет мочи соломенно — желтый, янтарно — желтый, светло – желтый, у детей первого года жизни возможна бесцветная моча.

5) Прозрачность

В норме моча полностью прозрачная, небольшая мутность может быть обусловлена присутствием незначительного количества слизи и клеток эпителия.

Помутнение мочи может быть результатом наличия в моче эритроцитов, лейкоцитов, эпителия в значительном количестве, бактерий, жировых капель, выпадения в осадок солей (уратов, фосфатов, оксалатов) и зависит от концентрации солей, рН, температуры хранения мочи (низкая температура способствует выпадению солей в осадок).
При длительном стоянии моча может стать мутной в результате размножения бактерий.

6) Реакция (рН мочи)

В норме у здоровых людей при нормальном питьевом режиме и разнообразной диете моча имеет слабокислую реакцию: 5,0 – 7.0.

Ацидурия: 0 — 6,9

Нейтральная реакция: 7

Алкалурия: 7,1 — 14

7) Удельный вес

В норме составляет 1,010 – 1,017

Относительная плотность (удельный вес) мочи
зависит от количества выделенных органических соединений (мочевины, мочевой кислоты, солей), электролитов (Cl, Na, К), а также от количества выделяемой воды. Чем выше диурез, тем меньше относительная плотность мочи. Наличие белка и, особенно, глюкозы вызывает повышение удельного веса мочи. Снижение концентрационной функции почек при почечной недостаточности приводит к снижению удельного веса (гипостенурия). Полная потеря концентрационной функции приводит к выравниванию осмотического давления плазмы и мочи, это состояние называется изостенурией. Гиперстенурия — повышение относительной плотности, например, при сахарном диабете относительная плотность мочи увеличивается до 1,040 – 1,050.

8) Нитриты

Представляют собой продукты жизнедеятельности грамотрицательных микроорганизмов (Escherichia coli, Proteus, Klebsiella, Citrobacter, Salmonella), энтерококков, стафилококков и Pseudomonas. В норме моча, которая содержится в мочевом пузыре, стерильная, нитриты отсутствуют. Обнаружение нитритов в моче свидетельствует об инфицировании мочевого тракта. Отрицательный результат не всегда исключает бактериурию, так как мочевая система может быть инфицирована бактериями, которые не переводят нитраты в нитриты (стрептококки, стафилококки и другие), количество бактерий очень высокое (в этом случае нитриты восстанавливаются в элементарный азот и не определяются) либо количество бактерий скудное.

Референсные значения: не определяются.

9) Уробилиноген (желчный пигмент)

Представляет собой продукт окисления желчного пигмента билирубина, является нормальным продуктом катаболизма, который в физиологических условиях экскретируется с калом и в минимальных количествах с мочой.

Уробилиногенурия характерна для гемолитических состояний, поражений паренхимы печени, кишечной патологии.

Степень обнаружения:

• 0 — 17 мкмоль/л (+)
  • 18– 51 мкмоль/л (++)

Примечание: длительное нахождение мочи при комнатной температуре при прямом солнечном свете приводит к окислению уробилиногенов до уробилинов, что может привести к ложноотрицательным результатам.

10) Билирубин

Билирубин — основной конечный метаболит порфиринов, выделяемый из организма. Билирубинурия наблюдается при поражении паренхимы печени или механическом затруднении оттока желчи. При гемолитической желтухе билирубин в моче не определяется.

Референсные значения: не обнаружено

Лаборатория » Смартлаб» выполняет:

• 9006 Общий анализ мочи (аппаратный и ручной подсчет форменных элементов осадка мочи)
  • 9076 Общий анализ мочи (аппаратный и ручной подсчет форменных элементов осадка мочи + количественное определение бактерий высокочувствительным методом)

В норме в моче бактерий быть не должно. Появление бактерий в моче называется бактериурия. Выявление бактерий в моче свидетельствует о возможной инфекции органов мочевыделительной системы (цистит, уретрит, пиелонефрит и т.д.).

Когда инфекция мочевыводящих путей (ИМП) поражает мочевой пузырь, развивается цистит. Если инфекция распространяется дальше от мочевого пузыря к почкам, то такое состояние называется «пиелонефрит».

Расшифровать «Общий анализ крови»
Расшифровать «Биохимический анализ крови»

Очень часто бактерии в анализе мочи обнаруживаются вследствие неправильно собранного анализа. Мочу следует собирать в чистую сухую банку (желательно специальную стерильную), предварительно провести тщательный туалет наружных половых органов и собрать среднюю порцию мочи. Для получения точного результата желательно пересдать мочу несколько раз.

При обнаружении бактерий в анализе мочи необходимо определить, какие именно это бактерии, чтобы подобрать правильное лечение. Для этого проводится бактериологический посев мочи – бактерии помещаются в питательную среду и выращиваются в благоприятных для них условиях. С помощью такого исследования определяется вид бактерий, а также их чувствительность к антибиотикам.

Довольно часто в мочу попадают бактерии из толстого кишечника. В данном случае бактерии перебираются из области ануса к мочеиспускательному каналу, далее попадают в мочевой пузырь и поднимаются выше. Такой путь попадания бактерий в мочевые пути называется восходящим. Особенно это актуально для женщин из-за их анатомических особенностей. Нисходящий путь характеризуется попаданием бактерий в мочу при инфекционном поражении почек.

Наиболее распространенными бактериями, вызывающими инфекции мочевыводящих путей (ИМП), является кишечная палочка (Escherichia coli, E. coli). Именно кишечная палочка является виновником ИМП в 90% случаев.

При исследовании мочи обычно обнаруживается только один вид бактерий. Но если обнаруживается несколько их видов, то в первую очередь необходимо исключить попадание бактерий в мочу вследствие неправильно собранного анализа. В этом случае желательно сдать анализ еще раз.

Симптомы бактериурии

В большинстве случаев бактериурия сопровождается какими-либо клиническими проявлениями, но иногда бактерии могут обнаружиться в моче совершенно случайно без каких-либо симптомов. В таком случае говорят о бессимптомной бактериурии.

Появление в моче бактерий может проявляться частым, а иногда и болезненным мочеиспусканием, тупой болью «внизу живота», появлением резкого неприятного запаха в моче, кровью во время мочеиспускания. Моча может быть мутной, иметь беловатый или красный оттенок, содержать хлопья.

Если инфекция находится в мочевом пузыре или уретре, температура тела обычно не повышается, но если инфекция распространилась на почки, то повышение температуры не редкость. В этом случае может также появиться тупая боль в поясничной области, тошнота, рвота.

Бактерии в моче при беременности

Бессимптомная бактериурия очень опасна при беременности. Так как женщина может не замечать нарушения работы почек, но такое состояние может сказываться на состоянии ребенка.

Бактерии в моче у беременных встречаются в 5 раз чаще, чем бактерии в моче у небеременных женщин. Этому способствует постоянно растущая матка, которая давит на почки и препятствует их нормальной работе. Пиелонефрит при беременности может стать причиной преждевременных родов.

Бактерии в моче у ребенка

У детей часто трудно разглядеть симптомы появления бактерий в моче. Ребенок может быть раздражителен, нарушается питание, повышена температура тела, а причину обнаружить не удается. Бактерии в моче у детей также могут сопровождаться недержанием мочи.

Лечение

Бактериальная инфекция, сопровождающаяся симптомами, обычно требует лечения антибиотиками. Вид антибиотиков и длительность лечения определяется индивидуально.

Большинство пациентов с бессимптомной бактериурией не нуждаются в лечении антибиотиками. Однако в некоторых случаях все же назначается антибиотик: при беременности, закупорке мочевых путей, если предстоит операция на органах мочевыделительной системы.

Продукты, содержащие клюкву, не помогают вылечить существующие ИМП, но могут помочь предотвратить их развитие.