Как развивать усидчивость у ребенка?

«Ваш ребенок крутится, вертится, всем мешает! Да сделайте уже что-нибудь!»

Такая фраза может звучать как от воспитателя детского сада, так и от учителя любого класса (чаще, конечно, начальной школы).

Что вызывает эта фраза у родителей?

  • Панику,
  • страх,
  • ужас,
  • стыд за ребенка.

Вам кажется, что с ним что-то не так, что он не соответствует каким-то требованиям. И вы хотите все быстро-быстро исправить. Задумываетесь: как развить внимание у ребенка?

Выдохните! Мы разберемся в вопросах внимательности и усидчивости. Найдем способы, которые помогут развить внимательность у детей разного возраста.

Усидчивость и внимательность связаны со зрелостью нервной системы и головного мозга.

Условия развития мозга

  • 1. Безопасность. Это самая важная составляющая развития ребенка. Иначе мозг любого человека, и ребенка в том числе, действует по одной из схем: «бей, беги, замри». Только в безопасной среде мы способны развиваться.
  • 2. Привязанность. Крепкие, теплые, доверительные отношения позволяют ребенку развиваться.
  • 3. Общение. Давно известно, что разговоры полезны для детей. Важно, чтобы разговоры были с паузами, а не в формате 24/7.
  • 4. Свободная игра. Она позволяет развиваться воображению, мышлению, учит социальному взаимодействию и служит основой для успешной учебы.

Как повысить внимательность и научить усидчивости?

Научить ребенка быть усидчивым и внимательным можно дома в теплых, доверительных отношениях со значимыми взрослыми.

Если вы были с ребенком у невролога и он вам сказал, что все хорошо, что развитие нервной системы соответствует возрасту, то помочь своему ребенку можно так:

Режим дня

Да-да, это основа всего. Когда говорят про режим дня, то имеют в виду сон, питание и прогулки. Поведение на уроке, настроение ребенка, его готовность учиться, слушать учителя и участвовать в жизни класса зависит от того, выспался ли он, сыт ли, достаточно ли времени провел на свежем воздухе, хватает ли ему физической активности.

Рекомендации обычно просты. Ребенку необходимо спать восемь – десять часов в сутки. Желательно за два часа до сна не использовать гаджеты (телефоны, планшеты, компьютеры) и не смотреть телевизор.

На свежем воздухе полезно проводить минимум два часа в день (в любую погоду). А питание включает завтрак, обед, ужин.

Рекомендации звучат просто, но, чтобы организовать весь этот процесс, требуется воля родителей.

Практики повседневной жизни

Повседневные дела (уборка, мытье посуды, приготовление еды, стирка) могут стать прекрасным тренажером для повышения внимательности не только у школьников, но и у малышей.

Уже двухлетний ребенок может подметать пол, протирать пыль, складывать снятую одежду на стульчик, помогать развешивать постиранное белье, подавая мелкие вещи, складывать разобранное белье в стиральную машину.

Все эти дела требуют сосредоточения и внимательности. Постепенное научение, включение в повседневную жизнь семьи сделают процесс развития усидчивости безболезненным.

Если вам сложно придумать, что же может делать ребенок в том или ином возрасте, то следует поискать различные списки домашних дел, которые можно поручить детям, или обратиться к опыту Монтессори-педагогики (из этого подхода в данном случае будут полезны упражнения практической жизни).

Игра

Она на долгое время останется любимым времяпровождением.

В свободной, ролевой игре ребенок может справиться со стрессом, найти ответы на важные для себя вопросы и просто отдохнуть.

Карточные или настольные игры требуют концентрации, умения следовать правилам, и они часто направлены на развитие внимательности.

Практики осознанности (Mindfulness)

Волнение, тревога, стресс часто сопровождают нашу жизнь и являются еще одной причиной неусидчивости ребенка.

Практики осознанности становятся все более популярными. Сегодня mindfulness стала применяться в работе с детьми педагогами и воспитателями.

В России о практиках mindfulness можно прочитать в двух книгах Тхить Нят Ханя «Семена внимательности. Практики осознанности для детей» и «Пригоршня тишины. Счастье в четырех камешках», книгах Марии Монтессори, Вольфганга М. Ауэра «Практика пробуждения чувств. Игры и идеи для детских садов и дошкольных групп».

Очень важно, чтобы ребенок научился:

  • справляться со стрессом;
  • чувствовать свое тело;
  • понимать свои эмоции: испуг, радость, злость, огорчение, удивление, гордость, волнение, восторг.

Выработать у ребенка внимательность и усидчивость поможет следующее упражнение. Требуется навык его выполнения, и здорово, если вы с ребенком дома это попрактикуете.

Упражнение «5-4-3-2-1»

  1. Назови 5 предметов, которые ты видишь перед собой.
  2. Назови 4 предмета, которые ты можешь потрогать.
  3. Назови 3 предмета, которые ты можешь услышать.
  4. Назови 2 предмета, запах которых ты можешь почувствовать.
  5. Назови 1 предмет, который ты можешь попробовать на вкус.

Упражнение «успокаивающее дыхание»

Что делать с неусидчивым ребенком? Это упражнение поможет научить усидчивости. Нужно занять удобную позу (и ребенок должен понимать, как ему удобно) и закрыть глаза. Медленно дышать на счет 10.

Физическая активность

Парадоксально, но в раннем возрасте очень многие родители помнят, что физическое развитие связано с развитием нервной системы. К школе обычно внимание смещается на интеллектуальную сферу. Но движение продолжает быть очень значимым! Важно, чтобы ребенок бегал, прыгал, играл в мяч.

Как повысить внимательность у школьника? К специальному развитию внимания у школьников можно отнести два метода, которые в некотором роде близки: они про важность связи между телом и мозгом.

Методы эти разработаны для помощи детям, имеющим трудности в усвоении школьной программы.

Простые физические упражнения помогут сформировать связи между правым и левым полушарием. А это позволит повысить внимательность у школьника.

Вот несколько упражнений, которые можно практиковать вместе с ребенком. Для освоения более полной программы потребуется помощь специалиста.

«Двойные рисунки»

Необходим лист бумаги, два маркера.

Ребенок смотрит на ведущую руку и рисует округлые формы. Рисовать можно сначала один рисунок. Освоив же его, можно рисовать два рисунка одновременно.

«Думающая шляпа»

Трем ладошки до тепла, образуем «теплый шар», надеваем его на голову и начинаем делать массаж ушей к низу.

«Ленивые восьмерки»

Правой рукой рисуем восьмерку: вверх – рисуем наружу, вниз – рисуем внутрь. Начать осваивать упражнение можно вместе, взяв руку ребенка в свою. Или нарисовать восьмерки на листе бумаги и попросить ребенка обводить их. Левой рукой рисуем восьмерку: вверх – рисуем наружу, вниз – рисуем внутрь.

Творчество

Любое творчество полезно! Рукоделие, рисование, музыка – что угодно.

Сейчас есть исследования, доказывающие полезность творчества для развития нервной системы, мозга. Творчество помогает справляться со стрессом и переживать травматичный опыт.

Если вы были с ребенком у невролога и он отметил некоторые нюансы созревания нервной системы, то помочь ребенку стать более внимательным и усидчивым можно теми же самыми способами, но в сотрудничестве с неврологом и нейропсихологом.

Маленькие дети постоянно находятся в движении, ведь они познают мир, развиваются физически. Часто приходится слышать фразу: «Мой малыш сегодня не такой подвижный и активный, что-то не так!». Мамы настолько привыкли, что их крохи бегают, прыгают, скачут, ползают и совершают еще множество движений в минуту. Даже педиатры первым делом задают вопрос: «Активен ли ребенок?». Это один из основных показателей детского здоровья.

Вместе с тем дошкольнику нужно время и спокойная обстановка для умственного развития, творчества, обучения. Эти процессы происходят через не слишком активные занятия: лепку, рисование, собирание конструктора и т.д. Если поначалу маму не очень заботит чрезмерная активность малыша, то со временем она замечает, что ее чадо неусидчиво.

Усидчивость – это способность концентрироваться на определенном занятии, доводить начатое дело до конца. С этим термином тесно связано понятие внимания – навыка сосредоточения на явлениях, процессах, предметах. Почти половина дошкольников и школьников страдает от недостатка усидчивости и внимания, и родители задаются вопросами: «Если у ребенка нет усидчивости, что делать?». Давайте разбираться.

Важность проблемы

Усидчивость – очень важное качество для любого человека, которое тем не менее не дается ему при рождении. Его необходимо развивать. Без него невозможно воспитать дисциплинированную и ответственную личность. С первыми проблемами, к которым приводит неусидчивость, можно столкнуться уже в первые школьные годы. Неусидчивый ученик не может сконцентрировать внимание в течение всего урока, ему трудно учиться. Поэтому вопросом, как воспитать усидчивость у ребенка, родители должны озадачиться уже в раннем дошкольном возрасте. Это объясняется тем, что развить эти качества невозможно за короткий промежуток времени: это длительный и постепенный процесс.

Нормы усидчивости по возрастам

Отвечая на вопрос о том, как выработать у ребенка усидчивость и внимательность, стоит коснуться возрастных норм. Согласитесь, глупо требовать от ребенка 3-4 лет изучать, например, иностранный язык в течение полутора часов. Он просто физически не сможет это сделать. Согласно принятым нормам, способность к продолжительной концентрации в зависимости от возраста изменяется следующим образом:

  • 2-3 года – не более 15 минут;
  • 3-4 года – не более 25 минут;
  • 4-5 лет – не более 30 минут;
  • 5-6 лет – не более 40 минут.

Как видно, к 6-7 годам малыш должен уметь удерживать внимание в течение 40 минут – времени, нормального для школьных занятий.

Причины неусидчивости

Прежде чем понять, как приучить ребенка к усидчивости, следует узнать причины ее отсутствия или недостаточности. К ним относят:

  • темперамент: холерику значительно сложнее сосредоточиться на чем-то, чем, например, флегматику;
  • нет режима: сложно требовать от школьника, которому все позволено, отсутствие своевременного засыпания, приема пищи или выполнения уроков в заданное время;
  • отсутствие интереса к предмету занятий: если малышу не интересно лепить из пластилина, то ничто не заставить его посвятить этому занятию даже 10-15 минут;
  • гиперактивность: заболевание нервной системы, диагностировать которое способен только врач, однако неусидчивость и невнимательность – его начальные симптомы.

Модуль #1 Интерес к делу

Состояние раздражительности и желание побыстрей закончить – лишь симптомы. Причина же заключается в неинтересности, банальности и тусклости задания, с которым вы столкнулись. В этот момент вы двигаетесь за счет силы воли, на которой, как известно, далеко не уедешь.

Наша задача заключается в том, чтобы перейти от дешевого топлива «Сила воли» на более качественное под названием «Мотивация». Нужно найти что-то такое, что будет заряжать на действия и подталкивать к работе. Это должно автоматически приклеивать вас к стулу и вызывать стремление к результату.

Это «что-то» называется мотив. Конкретно в нашем случае это может быть небольшая награда в виде похода в магазин, вкусного ужина или просмотра фильма. Обычный презентик для поддержания внутреннего настроя. В более глобальном понимании – это внушительная и сложная цель, видение какого-либо смысла. Зачем вы работаете? Куда вы вообще двигаетесь? Если нет интереса и желания – может быть это не тот путь? А может просто цели не достаточно пугают и не настраивают на борьбу? Над этим всем стоит подумать, чтобы разобраться в своих чувствах и настроениях.

Вы можете сказать: «Ой, опять эта психология, нравоучения – задолбали уже. Давай попроще…». И, честно говоря, я вас понимаю. Вы давно знаете все эти заумные фразы, просто у вас нет другого выбора, как садится и работать через не хочу.
Тем не менее те люди, кто не пропускают эти фразы, и меняют свою жизнь в лучшую сторону. Они прогоняют их через себя и порой находят ответы на вопросы, кардинально преобразующие их будущее. Поэтому не игнорируйте приходящие мысли, позвольте им на чуть-чуть завладеть вашей головой. Я специально выделил жирным важные вопросы, и при желании вы быстро найдете их чуть выше. А мы тем временем перейдем к более простым и понятным методам.

Модуль #2 Работа над собой

Если вас действительно беспокоит данный вопрос, то нужно подойти к нему серьезней. Одно дело, когда вам просто стало скучно, но совсем другое – когда это состояние повторяется постоянно. В этом случае надо переходить на более масштабные действия и начинать работать над собой.

Конкретно это значит, что нужно вырабатывать привычку доделывать все до победного конца. Моете посуду – домойте противную жирную сковородку. Читаете скучную книгу – осильте последние 3 главы. Делаете упражнения в зале – сделайте все подходы, а сверху накиньте еще и пресс. Постепенное преодоление себя в мелких вещах вызывает привыкание, и впоследствии вам будет легче усидеть на месте.

Так же нужно вырабатывать привычку ломать свое «не хочу». Не так сложно посидеть за рабочим столом час в день. Намного сложнее сидеть по 5 и по 6 часов, оставив всю работу под конец недели. Старайтесь делать маленькими дозами, но регулярно.

И последнее. Можно поразвлекать себя упражнениями. В свободное время вы просто садитесь и фокусируйте внимание на кончике своего пальца. Параллельно с этим нужно концентрироваться на своем дыхании. Будет скучно и нервно, но это поможет научиться сдерживать себя впоследствии. Попробуйте просидеть так хотя бы минуту.

Этих 3-х советов вам хватит с головой. Все другое, что есть в интернете, просто разные формы этих же действий.

Понимаю, что сейчас вам сложно сидеть на месте, поэтому давайте быстрей перейдем к остальным способам 🙂

Остальные способы

Подготавливаемся

А может все не так сложно? Я тоже знаком с этим состоянием, когда все становится противным и хочется побыстрей лечь на диван. Однако зачастую вся проблема заключается в небольшом голоде и отсутствии свежего воздуха. Перекусил, открыл окно – и опять все становится прекрасным.

Попробуйте тоже создать себе комфортную обстановку. Возьмите нормальный стул без колесиков, выключите телефон, закройте соц. сети, поставьте рядом кружку горячего кофе. Попытайтесь создать атмосферу собственного офиса, где вы босс.

Грамотно организуем процесс работы

Организовав рабочее место, нужно организовать процесс работы. Здесь все просто: нужно лишь использовать небольшие приемчики, представленные ниже.

  • Подстраивайтесь под свои биоритмы. Например у меня вдохновение приходит часов в 10 вечера, поэтому именно в это время я сажусь писать статьи. Правда потом ложусь в кровать с квадратными от компьютера глазами и не высыпаюсь. Ну что поделать:)

  • Выполняйте только 1 задачу в один момент времени. Многозадачность не работает, и это было доказано многочисленными экспериментами. Лучше концентрироваться на одном и в процессе увеличивать обороты, чем разделятся на части и отставать во всем.

  • Самое сложное делайте вначале, чтобы перед глазами не маячил образ будущего угнетающего дела

  • Ставьте будильник. Сначала на час, чтобы не вставать пока не прозвенит звонок. Потом на 15 минут, чтобы встать и за это время отдохнуть.

  • Не перегревайтесь, давайте себе отдохнуть. Умные книжки, модные коучи, библия – все говорят о необходимости отдыха 1 раз в неделю.

Мотивируем себя заранее

Я сделаю это сегодня. Я преодолею себя. Я буду прогрессировать каждый день. Умру, но не встану с этого долбанного места.

Мотивируйте себя такими фразами, как только встанете с кровати, и вы увидите, что день пройдет совсем по-другому. Ваш мозг с самого подъема будет настроен на труд, и в последствии вам будет легче не отвлекаться на посторонние вещи. А это в свою очередь помогает дольше усидеть взрослому человеку на месте.

Что такое проблемы с концентрацией?

Концентрация — это способность эффективно фокусировать наше внимание на задании, которое мы выполняем. Кроме того, при хорошей концентрации внимания мы способны блокировать различные отвлекающие факторы, например, посторонние звуки или даже наши собственные мысли.

Когда уровень концентрации внимания оптимален, нам легче выполнять работу, мы делаем меньше ошибок и тратим на неё меньше времени, лучше запоминаем информацию.

Проблемы с концентрацией, снижение концентрации внимания — это неспособность сконцентрироваться и сосредоточиться на нужном стимуле. При этом нас может отвлекать шум, звук мобильного телефона, различные мысли и т.д., в результате чего мы перестаём выполнять задачу.

Уровень концентрации человека зависит от следующих факторов:

  • Вовлечённость, приверженность задаче
  • Интерес к задаче
  • Способность её выполнить
  • Физическое и эмоциональное состояние
  • Подходящие условия с минимумом отвлекающих факторов

При выполнении этих условий мозгу гораздо легче сфокусировать внимание на важных стимулах и блокировать все остальные нежелательные стимулы и отвлекающие мысли.

Проблемы с концентрацией внимания

Симптомы низкой концентрации внимания

Проблемы с концентрацией у детей

Способность к концентрации у детей не так высока как у взрослых, поскольку их мозг ещё недостаточно развит. Дети, как правило, не способны концентрироваться и удерживать внимание в течение часа, пока идёт скучный урок. Это происходит не потому, что с ними что-то не так. Очень часто мы слишком много требуем от детей. Ребёнку необходимо играть и экспериментировать, поэтому занятия должны быть динамичными и увлекательными. В этом случае дети будут способны внимательно слушать целый час. Узнайте о том, как учится мозг и насколько важна мотивация.

Если ребёнок не может сконцентрироваться в классе и при этом не страдает какими-либо нарушениями и не испытывает трудностей в других ситуациях, обычно проблема заключается в структуре урока и манере преподавания учителя, которая не соответствует возрасту и потребностям учеников.

Можно говорить о проблемах с концентрацией у ребёнка если:

  • Ему трудно удерживать внимание на уроке.
  • Он не может сконцентрироваться на заданиях.
  • Вам кажется, что он вас не слышит, когда вы с ним говорите.
  • Не может внимательно смотреть фильм.
  • Ему трудно сконцентрироваться даже на тех занятиях, которые доставляют ему удовольствие.
  • Ребёнок рассеян.
  • Он отвлекается, не может структурировать процесс игры.
  • Ребёнок замечтался, «витает в облаках».

Если у ребёнка присутствуют все эти симптомы, возможно, всё гораздо серьёзнее, и есть риск того, что он страдает СДВГ.

Ваш ребёнок ведёт себя импульсивно, испытывает трудности с вниманием, не может сосредоточиться, ему тяжело заснуть? Проверьте — возможно, речь идёт о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью или без неё. Эта патология, как правило, определяется на основе гиперактивности и устойчивой трудности с концентрацией внимания. Дети и взрослые с СДВГ часто бывают возбуждены и взволнованы, ведут себя импульсивно. То есть, не задумываются о последствиях своих действий. Они выполняют задачи, испытывая стресс, не думая о производительности, и легко отвлекаются на любой элемент окружающей среды или собственные мысли. Откройте для себя нейропсихологический тест CogniFit на СДВГ и узнайте, есть ли рис к присутствия данного расстройства. Тест подходит детям от 7 лет и взрослым.

Проблемы с концентрацией у взрослых

У взрослого нарушена концентрация внимания когда:

  • Он часто забывает. Что такое проблемы с памятью и когда стоит волноваться.
  • Долго не может сосредоточиться на выполнении задания.
  • Ему трудно продолжить чтение.
  • Ощущения, что голова «не соображает», рассеянность.
  • Отвлекается, когда слышит чью-то речь.
  • Его легко «выбить из колеи».
  • Слишком долго выполняет задание.

Гиперактивность в разном возрасте

Гиперактивный ребенок (5 лет) не может сосредотачиваться в течение отведенного времени на одной задаче. За счет рассеянности и невнимательности он не в силах справиться с возлагаемой на него ответственностью со стороны взрослых, например, убрать игрушки, послушать сказку до конца, играть в тихие игры. Малышу свойственно шуметь, ерзать на стуле, быстро переключаться на другой род деятельности.

Ребенок гиперактивный (6 лет) – полноценный школьник, от которого требуется усидчивость и концентрация. Однако в силу синдрома дефицита внимания ему трудно сидеть за партой, на протяжении урока слушать учителя, запоминать образовательный материал. Такие детки плохо учатся, потому что им становится скучно и неинтересно, а преподавание кажется монотонным и нудным.

Повышенная импульсивность способствует возникновению конфликтных ситуаций со сверстниками и одноклассниками, провоцирует агрессивность и неадекватность.

Врач советует лекарства – какая есть альтернатива?

Нужно ли лечить гиперактивность успокоительными препаратами? Любой врач посоветует бороться с синдромом дефицита внимания только лекарственным средствами. Они воздействуют на центральную и периферическую нервную систему, снимая раздражительность, угнетая чувство тревожности, нормализуя поведение. Однако эффект от таблеток будет временным.

Поэтому лечение гиперактивного ребенка нужно начинать с его записи в спортивный кружок, например, на тхэквондо или танцы. Ведь такого рода поведение – это следствие переизбытка энергии, и нужно направить активность малыша в конструктивное русло.

Во время спортивных занятий будет уходить большая часть энергии, ребенок получит необходимую разрядку, выплеснет накопленные эмоции. Спорт – лучшее лекарство для избавления от излишней двигательной активности.

Внимательно подбирайте игры для гиперактивных детей, давайте им свободу движений, возможность прыгать, вертеться, трясти ногами, бегать, забираться на препятствия. Им нужна повышенная подвижность, смена обстановки, получение ярких новых впечатлений.

Согласно статистике, подобные нарушения в поведении проходят к подростковому периоду, восстанавливаются познавательные функции, улучшается память и концентрация. В маленьком возрасте нужна коррекционная работа и повышенное внимание родителей к данной проблеме.

Как воспитывать

Чтобы помочь ребенку и понять, как воспитывать его, нужно руководствоваться основными правилами:

  • взаимоотношения в семье и между сверстниками должны быть стабильны, неконфликтны;
  • родители должны избегать крайностей в воспитании: не проявлять чрезмерную строгость либо мягкость, не накладывать ответственность, не предъявлять повышенные требования;
  • не переутомлять малыша, оградить его от чрезмерных раздражителей;
  • организовать строгий режим дня;
  • способствовать формированию навыков самостоятельной организации, аккуратности, послушания;
  • обучить правильному общению, контролю поведения и эмоций.

Обратите внимание на советы психологов, которые рекомендуют развивать у гиперактивных детей мелкую моторику, что способствует развитию концентрации и усидчивости.

Проблема активных детей решается с помощью плавания, тенниса, хореографии и иных видов спорта!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *