Куклотерапия

Куклотерапия как метод психологической коррекции появилась сравнительно недавно. Первыми ею заинтересовались педагоги-психологи, работающие с детьми дошкольного возраста, так как куклотерапия для них едва ли не единственный метод изучения переживаний детской души.

Сегодня эта методика пользуется спросом у практикующих психологов в работе с разными возрастными категориями клиентов.

Что такое куклотерапия

Куклотерапия – это разновидность лечения души средствами творчества. Игрушка в данном направлении коррекции является посредником между ведущим и клиентом. Она рождает у клиента чувство безопасности. Именно через нее ребенок получает возможность выразить свои эмоции.

Анализируя действия с куклой, психолог обнаруживает истинные причины личностных проблем ребенка. То есть, куклотерапия является не только коррекционным, но и диагностическим методом психологической работы. Наблюдая за манипуляциями, которые ребенок совершает с куклой, психолог получает информацию об особенностях семейного воспитания малыша, об уровне его нравственности.

В работе со взрослыми куклотерапия помогает человеку пережить те или иные эмоции, без которых невозможен дальнейший личностный рост. Для данной категории клиентов самодельная фигурка является средством, подсказывающим людям направления самосовершенствования.

История возникновения

Немного расскажу об истории возникновения куклотерапии как метода психокоррекции.

У славянских племен кукла являлась не только игрушкой, но и оберегом. Мать самостоятельно изготавливала младенцу куколку, играя с которой малыш получал свой первый опыт предметного манипулирования. В древние времена женщины шили кукол из натуральных тканей, наполняя их горохом и целебными травами. Считалось, что аромат целебных трав благотворно влияет на психику, а возможность теребить горошинки под тканью развивает тонкую моторику пальцев.

Чуть позже родители стали использовать куклу для формирования нужных моделей поведения у детей. Если ребенок плохо кушал, они предлагали ему покормить куклу. После проигрывания такого сюжета у малыша просыпался аппетит. Если ребенок отказывается ложиться спать, мама обращала его внимание на то, что куколка уже спит, после чего упрямец тут же спокойно укладывался в постель.

Элементы куклотерапии использовали последователи психоанализа. Так, Анна Фрейд говорила о том, что ребенку трудно рассказать о своих переживаниях взрослому, но он легко может поделиться ими с куклой.

В 1926 году М. Райт в Британии использовал кукол для того, чтобы устранить у детей страх перед врачами и больницами.

Метод куклотерапии является ответвлением психодрамы. Основоположниками куклотерапии в России считают Т.Л. Шитову и И.Я. Медведеву.

Цели

Сегодня куклотерапия в психологии – это технология работы, цели которой разнообразны. В зависимости от проблем клиента, психолог выбирает тот или иной вид сказочной куклотерапии.

В задачи куклотерапии входит:

  • работа с эмоциями клиента;
  • актуализация личностного ресурса клиента;
  • расширение запаса моделей поведения;
  • формирование адекватной самооценки и целостного образа «Я» у клиента.

Целеполагание в куклотерапии предполагает комплексное решение задач психокоррекции.

Какие проблемы решает куклотерапия

Коррекция куклотерапией назначается при следующих проблемах:

  • неустойчивость эмоционального фона, излишняя подвижность психики;
  • слабое развитие саморегуляции, отсутствие навыков рефлексии и анализа собственного поведения;
  • слабое развитие коммуникативных навыков;
  • расстройства аутистического спектра;
  • конфликтность, агрессивность;
  • наличие личностных комплексов;
  • трудности социализации;
  • застенчивость и замкнутость;
  • проблема идентичности;
  • отставание в речевом и психическом развитии;
  • склонность к девиантному поведению;
  • высокая тревожность, наличие фобий;
  • трудности в детско-родительских отношениях;
  • посттравматический синдром;
  • гиперактивность;
  • слабое развитие тонкой моторики рук.

Виды и методы

Сегодня получили распространение такие виды куклотерапии, как:

  • Проективная экспрессивная куклотерапия. Автором этой разновидности арт-терапии является Л. Лебедева. Средством психокоррекции выступают самостоятельно изготовленные участниками бумажные куклы, которые крепят на палец. Данный вид куклотерапии успешно решает задачу переноса своих переживаний на бумажного человечка. Дети откровенно рассказывают о своих переживаниях от лица бумажной куклы.
  • Управление марионеткой. Этот вид куклотерапии подходит для женщин, его разработала Л. Колошина. Из различных материалов женщины изготавливают кукол-марионеток, которых отождествляют с собой. Особенности внешнего вида куклы и скорость ее движения выбирает сам мастер, который ее делает. Данный вид куклотерапии решает задачу самоизменения личности. Механизмом для этого служит изменение куклы. Психолог учит девушек управлять своими эмоциями, контролировать свое поведение.
  • Кукольный театр. Эта разновидность предполагает изготовление перчаточных кукол: сначала делают голову, плотно набивают ее синтепоном, а затем к ней пришивают конусообразный кусок ткани, в который просовывают руку и «оживляют» куклу.
  • Теневая куклотерапия. В картотеку для занятий с детьми и подростками этот вид куклотерапии пришел из театра теней. Такие упражнения стимулируют желание участников поделиться друг с другом самым сокровенным, так как полумрак создает интимную атмосферу, сближает участников.

Техники

Техники куклотерапии позволяют уточнить психологическую проблему. Распространенными техниками изготовления кукол в рамках данного направления психокоррекции являются:

  • «Хозяюшка». Как правило, такую куклу шьют. Психологи предлагают сделать такую куклу женщинам, испытывающим трудности в семейной жизни. В ходе изготовления куклы рекомендуется обдумывать сложные ситуации в семье, стараясь наделить куклу чертами хорошей хозяйки.
  • Мотанка. Она изготавливается из ниток. В психологии мотание символизирует движение вперед, распутывание клубка проблем. В процессе работы у клиентов часто случаются инсайты: наматывая нитки, они находят ответы на трудные вопросы.
  • Бумажная кукла. Эта техника идеальна для работы с агрессивными детьми. Разрезание или разрывание бумаги помогает им проработать негативные эмоции, успокоиться.

Занятия и упражнения

Занятия куклотерапией организуются в просторном помещении, где есть столы и стулья. Формами проведения куклотерапии являются групповая и индивидуальная.

Выделяют 2 этапа процесса куклотерапии:

  1. Изготовление куклы. На данном этапе ребенок выбирает материал, из которого будет мастерить игрушку. В процессе работы проявляются личностные качества ребенка. Психолог направляет творческий процесс, задает уточняющие вопросы о деталях куклы.
  2. Инсценировка ситуаций. На этом этапе ведущий предлагает участникам тот или иной сюжет, в котором главными действующими персонажами будут куклы. Как правило, предлагаемые психологом сценарии связаны с ситуациями нравственного выбора. Участники получают возможность пополнения своего запаса моделей поведения, развития коммуникативных навыков.

Традиционными упражнениями куклотерапии являются:

  • беседа ребенка с куклой;
  • рассказ ребенка о жизни куклы;
  • сочинение детьми историй и сюжетов с участием сказочных персонажей;
  • диалог двух кукол;
  • организация спектакля;
  • обсуждение спектакля.

Занятия куклотерапией выполняют такие функции, как:

  • Коммуникативная функция. Занятие не обходится без общения участников между собой. Психолог с помощью вопросов и комментариев направляет общение детей.
  • Функция релакса. Занятия имеют особую структуру, где постепенно нарастает эмоциональное напряжение, потом случается катарсис, а затем трансформация негативной эмоции в позитивную. Кроме того, погрузившись в творческий процесс создания куклы, человек отвлекается от суеты, получает возможность диалога с самим собой.
  • Педагогическая функция. В процессе занятий участники получают новые знания, умения и навыки, формируется их познавательный интерес.
  • Функция коррекции. Куклотерапия создает предпосылки не только для коррекции эмоционально-волевой сферы, но и для речевого и психического развития, личностного роста, оптимизации межличностных отношений.

Мой опыт

Я провожу занятия куклотерапией для детей. Сначала я предлагаю детям вспомнить любимого сказочного персонажа или героя мультфильма. Когда каждый определился с привлекательным образом, я предлагаю смастерить этого героя. Я предоставляю самые разные материалы для творчества:

  • бумагу;
  • краски;
  • клей;
  • ткань;
  • нитки;
  • пластилин;
  • конструкторы;
  • фольгу.

Если дети маленькие, то малыш может обратиться за помощью в изготовлении поделки к маме, которая присутствует на занятии. В данном случае куклотерапия как метод арт-терапии гармонизирует детско-родительские отношения.

Далее с участием изготовленных кукол мы разыгрываем ситуации, которые для детей являются травмирующими. Например, визит к стоматологу.

Сценарий начинается с того, что у сказочного героя очень сильно заболел зуб. (Начало истории я всегда сообщаю сама, а затем даю детям время на придумывание сюжетной линии). Как правило, участники делятся на 2 группы: одни сказочные герои предлагают тому, кто мучается от зубной боли как можно скорее пойти к врачу, а другие предлагают различные способы отвлечься от этого зуба.

По ходу развития сюжета я периодически напоминаю, что зуб болит все сильнее. Мне нужно подвести ребенка, чей персонаж мучается от зубной боли к принятию единственно верного решения: пойти к стоматологу. Страх мешает ребенку решиться на это (иногда дети плачут). Но здравый смысл все же должен победить.

Когда малыш приводит своего героя лечить зуб, он уже устал от эмоционального напряжения. Тут я очень быстро совершаю несколько действий с инструментами, напоминающими приборы, которыми пользуются врачи: пинцет, металлическая лопаточка, бутылочка из-под лекарства. Я говорю, что зубик больше не болит. Тут ребенок испытывает облегчение, негативные переживания уходят. Я прошу показать, как радуется его сказочный герой. Остальные куклы-участники восторгаются его смелостью, говорят ему комплименты.

Мой опыт работы показывает, что если повторить такую куклотерапию несколько раз, ребенок перестанет бояться визитов к стоматологу. На мой взгляд, куклотерапия для дошкольников – это один из самых приемлемых способов устранения фобий и снятия тревожности.

Известно, что иногда куклотерапия используется в упрощенном виде: серия упражнений проводится с покупными игрушками. Но здесь уместнее говорить об игротерапии. Самостоятельное изготовление куклы – это самая важная стадия коррекционного процесса, во время которой запускаются важные психологические механизмы. В некоторых случаях после завершения творческого процесса по изготовлению куклы дальнейшие действия с ней оказываются необязательными.

Главными компонентами, определяющими успешность психокоррекции с помощью самодельных кукол, являются:

  • интерес ребенка к предлагаемому виду деятельности;
  • использование куклы в качестве посредника между клиентом и психологом;
  • соответствие метода возрастным особенностям клиентов.

Эти особенности метода объясняют тот факт, что куклотерапия завоевала сердца многих специалистов, работающих с детьми.

Психолог репетиторского центра «ВМЕСТЕ”

Ольга Романова
Куклотерапия как метод психокоррекции в дошкольном возрасте

Кукла – это образ человека, его копия, только в уменьшенных размерах. Еще в древние времена люди начали мастерить куклы; в настоящее время кукла является атрибутом детской культуры. Ведь всё своё детство мы проводим в игре с куклами: даем им имена, разные роли в игре и относимся к ним как к чему-то живому. И становиться понятным, что с ребенком взрослому будет не сложно наладить контакт через игру с куклой, так как ребенок ее очень любит.

Рассмотрим разные определения этого метода психокоррекции:

• куклотерапия – это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол;

• куклотерапия – это терапия творческим самовыражением, когда человек присоединяется к своему бессознательному, к своей генетической памяти. Это уникальная методика, в которой нет ограничений возраста, социального статуса, материального положения и состояния здоровья;

• куклотерапия – это комплексное воздействие на людей с использованием кукол при помощи разнообразных театральных приемов.

Цель куклотерапии – помочь в устранении негативных переживаний, улучшении адаптации в социуме, развитии осознания себя, разрешении конфликтов личности в условиях творческой деятельности.

Метод куклотерапии основан на отожествлении ребенка с любимым героем это может быть герой мультфильма, художественного произведения и др. Это средство для выражения чувств дошкольника, проживание тех жизненных ситуаций, которые волнуют его. Он представляет «игрушечный» мир реальным, вживается в роли, говорит и действует за кукол и может высказать то, на что в настоящей жизни не решился бы.

Когда мы говорим об использовании куклы в качестве терапевтического средства нужно выделять такие аспекты куклотерапии: проективная методика, замещение, сублимация, идентификация.

Коррекционные задачи, которые решает куклотерапия в работе логопеда:

• помогает в снятии психоэмоционального напряжения;

• корригирует некоторые личностные особенности (снижение агрессии, ослабление негативных эмоций);

•активизирует познавательные процессы: внимание, память, образное мышление, воображение;

• формирует навыки практического владения выразительными средствами речи, улучшает словарь;

• совершенствует моторику рук; координацию движений;

• развивает уверенность в себе, коммуникабельность ребенка.

А. Ю. Татаринцева выделяет такие виды кукол для психокоррекционной работы,которые можно сделать своими руками: куклы-оборегини, перчаточные куклы, тростевые куклы, плоскостные куклы, марионетки, большие напольные куклы, люди-куклы, ширмы.

Ю. М. Лотман в основу своей классификации определил принцип «мобильности» кукол и разделил их на две группы.

Первую группу составляют куклы для игры: детские игрушки, театральные, обрядовые куклы, куклы для шествий, телекуклы.

Вторую группу составляют куклыдля упражнений и украшения: интерьерные, коллекционные, сувенирные, пугала, восковые куклы, манекены.

Вот некоторые проблемы, решаемые логопедом и педагог-психологом при помощи куклотерапии: психодиагностика и конкретизация проблемы, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, развитие коммуникативных навыков, профилактика и коррекция страхов, развитие речи, коррекция отношений в семье.

Выделим этапы проведения куклотерапии с самодельными куклами:

Первый этап – это изготовление ребенком куклы из бумаги, фольги, пластилина.

Второй этап – «оживление» куклы: какое имя у куклы, какая она, что любит, с кем дружит. Ответы ребенка помогут понять его личность и найти места, которые влияют на поведение дошкольника.

Третий этап – разыгрывание ситуаций, которые укажут на проблемы развития ребёнка и скорректируют имеющиеся.

Итак, мы видим, что в куклотерапии возможно применение большого количества кукол, которые позволяют решать различные проблемы ребенка. Специалист, работающий с детьми в дошкольном учреждении, может использовать куклотерапию для решения своих целей. Логопед использует для развития речи, расширения словарного запаса, правильного произношения и т. д. Педагог-психолог может использовать на первом занятии для знакомства, а на последующих занятиях для преодоления страхов, занятий по песочной терапии и т. д.

Слайд 1

Презентация на тему » Куклотерапия» Подготовила : Токарева Т. Г. Куклотерапия – метод комплексного воздействия на детей , предполагающий использование кукол и театральных приёмов (этюдов, игр, упражнений, специально заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра) для профилактики и коррекции эмоционально- личностных проблем у ребёнка. Задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики руки и координации движений, развитие посредством игры с куклой способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений , которые в обычной жизни по каким –либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять, обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний и др.

Слайд 2

Коррекционная работа предполагает: — Воздействие педагога на ребёнка с помощью куклы, — Непосредственное взаимодействие ребёнка с куклой. — Лечебные этюды. — Лечебные спектакли. Что же даёт куклотерапия? — Тренинг , раскрепощающий застенчивых и аутичных. — Умение держать себя в руках. Выражение собственных чувств. «Отрепетирование» сценариев, образов своего желаемого будущего.

Слайд 3

В своей работе с детьми я использую метод – куклотерапии. Создан в группе уголок театрализации. Где находятся различные перчаточные куклы ( дед, бабка. Курочка, мышь, волк, ёжик и др), пальчиковый театр «Маша и медведь», » Теремок», кукольный театр по сказкам : «Заюшкина избушка», «Как коза избушку построила». » Три поросёнка», «Кот в сапогах» и др. На занятие приходит кукольный персонаж «Незнайка» , дети «оживают» при виде куклы , проявляют наибольший интерес , раскрепощаются, появляется больше положительных эмоций( смех . радость, удивление). Даже общение с детьми проходит легко и весело. Например Незнайка хотел услышать новогодние стихи , дети которые всегда больше молчат рассказывали громко , с эмоциями и с большим удовольствием. Ребёнок который всё время стеснялся, боялся сказать лишнее слово, » раскрепостился» и выдал всё . Или при появлении перчаточного персонажа – лисы , все дети выполняли задание с охотой , раскатывали тесто скалкой и делали угощенье – печенье . При этом шло общение между детьми и педагогом .Дети рассказывали как помогают дома мамам печь пирожки. Работа детьми была выполнена успешно и с удовольствием. Одевали лису на руку , учились управлять и разговаривать от имени лисы, передавая характер этого животного. Дети часто драматизируют по сказкам -это наше любимое занятие, быстро запоминают текст, перевоплощаются в героев сказки, подражают им .

Слайд 4

Благодаря куклотерапии я заметила, что значительно быстрее исчезают речевые недостатки, страхи. Дети уверенно произносят слова, рассказывают стихи, потешки, скороговорки, участвуют в постановке » обычной сказки». Наилучший терапевтический эффект достигается когда дети сами изготовляют куклу.

Слайд 5

Игрушка во все времена занимала важное место в народной культуре. В старину игрушки мастерили почти в каждой семье считалось, что куклы пеленашки охраняли детский сон, оберегали маленького ребёнка от порчи , сглаза и болезней. Кукла безлика. Лица обережным куклами не делали специально, чтобы защитить их от проникновения нечистой силы. Старались изготовить куклу без применения колюще – режущих предметов. Считалось, что женщина , создавая оберег творит судьбу. Когда дети подрастали , для них изготовляли тряпичных кукол, с которыми можно было играть. А потом дети подрастали и сами учились мастерить различные игрушки. Сегодня мы с вами сделаем кукол –пеленашек, которые помогут спокойно заснуть во время дневного сна.

Слайд 6

Техника изготовления

Слайд 7

Ткань плотно скручивали в скатку и с усилием перетягивали посередине специально изготовленным пояском .Завязанный тугой узел символизировал пуп.

Слайд 8

Треть длинны куклы , отделённая нитью, составляет верх – голову, другие две трети низ куклы, а узел шнура расположить спереди.

Слайд 9

Куклу пеленали в три основных этапа. Сначала на голову повязывали платок. Для этого небольшой кусок ткани перегибали по диагонали. Платок накидывали концами крест-накрест, концы заводили за спину, не завязывая узла.

Слайд 10

Затем куклу плотно пеленали куском ткани. Для этого скатку укладывали на прямоугольный кусок ткани, чтобы часть с подвязанным платком выступала над его длинной стороной. Один из верхних углов ткани заводили наискосок за скатку

Слайд 11

Свободную нижнюю часть ткани накинуть на Пеленашку сверху и обтянуть за скатки

DOI: 10.12731/2218-7405-2014-6-25 УДК 159.99

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУКЛОТЕРАПИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ОСУЖДЕННЫМИ

Тельнова Л.Г.

Опыт применения отечественными и зарубежными психологами арттера-пии в работе с подростками, находящимися в конфликте с законом, доказывает эффективность ее методов. Из всех имеющихся арттерапевтических средств наиболее эффективным средством передачи представлений о себе, своих чувствах и установках является изготовленная подростком кукла. Иногда кукла символизирует сущность героя либо то начало в нем, которое должно быть раскрыто. При выборе материала для изготовления куклы учитываются два критерия: возможность вносить изменения в куклу без утраты общего эстетического впечатления и возможность большей степени импровизации при ее изготовлении. В связи с этим описываются преимущества глины, в том числе полимерной, перед другими материалами. Одним из результатом проводимых с подростками занятий стала представленная в статье схема анализа вылепленной из глины куклы на основе Арт-терапевтической шкалы формальных элементов. Далее описаны некоторые особенности кукол подростков, преступивших закон.

Ключевые слова: несовершеннолетние правонарушители; куклотерапия; схема анализа изобразительного продукта (куклы).

THE PUPPET THERAPY AS PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE FOR

JUVENILE OFFENDERS

Telnova L.G.

Keywords: juvenile offenders; puppet therapy; scheme of the analysis of visual product (dolls).

В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации утверждается необходимость разработки и развития психотерапевтического направления работы психолога, адаптации передового отечественного и зарубежного опыта работы . В связи с этим становится возможным внедрение малоиспользуемых в практике уголовно-исполнительной системы, но доказавших свою эффективность в других областях психологической помощи некоторых методов арттерапии.

Применение арттерапевтических методик (имаготерапия, куклотерапия, библиотерапия) для смягчения выраженности нарушений поведения девиант-ных подростков считают эффективным Е.А. Медведева и ее коллектив . Од-

нако, по их мнению, «в последние годы эти направления психолого-педагогической помощи подросткам с нарушениями поведения реализуются недостаточно. Большое внимание уделяется направлению, связанному с занятиями спортом, особенно с различными видами единоборств. Вряд ли это позволит решить задачи коррекции в полной мере, так как именно эти виды спорта часто способствуют агрессивному поведению» .

Опыт зарубежных коллег в области в психологической помощи подросткам — правонарушителям доказывает эффективность использования искусства. Так, Estelle объясняет, что творческая терапия искусством может противодействовать отчуждению подростков. Арт-терапия, по самой своей природе, помогает подросткам обрести чувство силы и найти смысл в своем опыте . Другой исследователь (Emunah) поясняет, почему арт-терапия особенно подходит для подростков. Она описывает подростковые годы как время интенсивности, сложности и потрясений, когда подросток изменяется умственно, эмоционально и физически. В эти бурные годы, по словам Emunah, крайне необходимо иметь возможность выражения в конструктивной и приемлемой форме интенсивный и сложный опыт. Таким образом, творческая терапия искусством обеспечивает подростка средством выражения «внутренней взрывоопасности подросткового возраста» . О возможностях арттерапевтов в изменении личностных установок правонарушителей писал еще К. Тисдейл : «Чем лучше клиент — правонарушитель станет понятным для себя самого, чем лучше поймет эффекты собственной личности на окружающих, тем более он будет способен к осознанию своего возможного социально опасного поведения».

Таким образом, становится важным помощь подросткам, как девиантным, так и делинквентным, в изменении своего отношения, как к себе, так и к окружающим, в изменении своих установок. Причем, немаловажную роль в этом процессе, наряду с другими, традиционными, методами воспитания и коррекции, могут сыграть средства арт-терапии, или терапии искусством.

Наиболее эффективным средством передачи представлений о себе, своих чувствах нам представляется кукла. По утверждению Васиной Е.Н. , кукла как продукт художественного творчества взрослого человека выступает в его самосознании в качестве части «Я», вынесенной вовне, на объект окружающей действительности. «В создании куклы каждый раз затрагивается тема интеграции порядка и хаоса, поиска идентичности и ее экспрессивного выражения через создание объекта для рефлексии», — пишет Е.В. Буренкова . Иногда кукла символизирует сущность героя либо то начало в нем, которое должно быть раскрыто. Создавая «исцеляющую куклу», выступающую в качестве метафоры тех качеств, которые необходимо культивировать автору куклы, он (автор), по утверждению А.И. Копытина и Б. Корт , может стать здоровым и гармоничным.

Таким образом, мы можем не только исследовать с помощью изготовленной клиентом куклы его самосознание, мотивы, чувства, но и, внося в куклу изменения, корректировать их. И здесь важной становится возможность вносить изменения в куклу без утраты общего эстетического впечатления: важно именно ВНОСИТЬ изменения, а не изготавливать куклу заново. Наличие такой возможности становится критерием для отбора материала. Еще одним критерием становится возможность большей степени импровизации при изготовлении куклы. На наш взгляд, этим двум критериям соответствуют пластические материалы (глина, полимерные пластики).

«Глина — лучше карандашей и красок, потому что из нее получается реальная вещь, которую можно взять в руки и которой можно поиграть» . Описывая преимущества природной глины перед другими материалами, А.М. Лельчук отмечает, что внимание человека, работающего с ней, не отвлекается на разные цвета, поэтому появляется возможность сосредоточиться именно на пространственных особенностях работы. Размер же произведений ограничивается лишь собственными умениями человека, силой рук и сопротивлением материала. Учет этих ограничений помогает научиться правильно оценивать ре-

альные трудности. «Кроме того, — пишет далее А.М. Лельчук, — он осознает естественную необходимость ограничивать свои желания и привыкает к внутренней дисциплине» . По мнению А.М. Лельчука , работа с любым материалом может идти «на прием» и «на передачу»: в первом случае материал «отдает» природную энергию, во втором — «принимает» имеющийся у автора произведения избыток энергии, позволяет «разбудить и поощрить собственные внутренние силы ребенка, помочь ему эффективно… творить, изменять окружающий мир.» . Именно во втором случае чаще всего используются искусственные, ненатуральные материалы. Дополнительно продумывается инструкция испытуемым. Авторы проекта «Куклы в тюрьме» говорят о том, что кукла — это визуальная метафора реальной жизни. Кукла — это своеобразное зеркало, в котором общество и каждый человек отдельно может объективно взглянуть на себя. Кукла имеет возможность «сломать» имеющиеся у человека барьеры .

Все вышесказанное было положено в основу психологических занятий с воспитанниками Ижевской воспитательной колонии, которые проводились в течение двух лет с целью коррекции деструктивных смысловых установок: изменение взгляда на мир, на себя, изменение образа Я и образа мира (когнитивный компонент установок), изменение эмоционального отношения к себе, к миру (аффективный компонент установок). Встречи с воспитанниками велись в форме тематически ориентированной группы, предполагающей большую степень структурированности, «которая достигается, главным образом, за счет использования тем, затрагивающих общие интересы и проблемы участников» . Краткосрочная арт-терапия, проводимая в форме тематически ориентированной группы, особенно эффективна в работе с подростками, имеющими эмоциональные или поведенческие нарушения . Помимо различных арттера-певтических упражнений («Образ и пластика настроения», моделирование мира, рисование каракулей и др.), центральное место заняла лепка фигуры человека (куклы). Для лепки была использована полимерная самозатвердевающая

глина «Carioca Art Deco» белого цвета. При определенных условиях хранения глина позволяет вносить изменения в изготовленную фигуру несколько раз. Ее текстура предполагает лепку предметов высотой около 15 см без использования внутреннего каркаса. Объекты, влепленные из этого пластика, можно раскрашивать гуашью.

С целью структуризации описания изобразительного продукта (куклы) и последующего анализа общих и значимых признаков нами была разработана рабочая схема (таблица 1). За основу была взята Арт-терапевтическая шкала формальных элементов (FEATS) .

Таблица 1

Рабочая схема анализа изобразительного продукта (куклы)

№ п/п Группа критериев Критерий

1 Процесс лепки Отношение к материалу для лепки

Гармоничность (степень соразмерности элементов фигуры)

Порядок изготовления (с чего начинают, чем заканчивают)

Изменения замысла в процессе лепки

Количество попыток (учитывается технологический аспект: замысел остается прежним, а фигура переделывается по причине недовольства автором техникой исполнения)

Комментарии автора в процессе изготовления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Особенности скульптуры Размер (высота фигуры в см)

Интеграция — взаимосвязанность элементов (качество соединения деталей, выглаживание)

Логика (наличие случайных, не связанных с содержанием задания элементов изображения)

Реализм (степень правдоподобия)

Степень детализации

Соответствие пола фигуры полу автора

Устойчивость

Статичность позы

Анатомические особенности фигуры

3 Особенности цвета Выраженность цвета (какая часть поверхности куклы была раскрашена)

Яркость цвета, его интенсивность

Используемые цвета (по М. Люшеру)

Прорисовка лица

Необходимо отметить, что вышеприведенная схема — лишь опора для анализа творческого продукта воспитанника. Наиболее важным и ценным результатом является не то общее, что можно выявить в работах подростков, а то индивидуальное, что позволяет автору куклы взглянуть на себя по-новому, осознать барьеры, а главное, ресурсы своего развития, скорректировать свое отношение к себе и к миру.

И все же, проанализировав 18 законченных работ делинквентных подростков (ребята прошли программу от начала и до конца; куклы остальных для данной статьи не анализировались), мы можем говорить о некоторых общих особенностях. Так, предложенный процесс (лепка) и материал (полимерная глина) отторжения не вызывает. Это же нельзя отнести к глине природной: три человека выразили неприязнь по причине того, что глина «грязная». Вылепленные фигуры редко бывают гармоничными (только в трети случаев): в основном, наблюдаются изменения размеров различных частей тела, что можно интерпретировать, взяв за основу признаки, описанные в «Рисунке человека» . Авторы в 17 случаях изобразили человека мужского пола, только один подросток сознательно вылепил «матрешку», при этом эта кукла оказалась наиболее интересной, проработанной. Среди анатомических особенностей куклы можно выделить отсутствие кистей в 13 работах, впалую грудь у 11 кукол и впалую спину у 7. У многих фигурок отсутствуют уши и шея. Можно предположить, что в своих куклах несовершеннолетние правонарушители отразили свое нежелание (или неумение) слушать, контролировать собственные импульсы, проблемы во взаимодействии с окружающими и социальной адаптации. Впалые грудь и спина могут свидетельствовать о подавлении эмоций (вероятнее всего, ярости, печали), об отсутствии поддержки окружающих.

Цветовые решения также достаточно однообразны — используются, в основном, черный, синий, красный и желтый цвета (даются в порядке уменьшения частоты встречаемости). Согласно исследованиям В.М. Элькина , выбор черного цвета говорит о проблемности, глубинно тревожном восприятии

мира, синий цвет соответствует состоянию созерцания, покоя. Красный цвет -мир огня, страстей, этот цвет помогает активно преодолевать жизненные препятствия. Желтый цвет отражает образ радостно смеющегося мировосприятия. Если в первую очередь выбирается желтый цвет, то это говорит о явном желании освобождения и надежде на счастье. При этом наиболее информативным является сочетание цветов в отдельно взятой фигурке. Чаще всего черный цвет сочетается с синим, коричневым, что отражает тревожное, депрессивное состояние подростка. Встречались фигурки, где интенсивный черный цвет компоновался с не менее интенсивным красным.

Процесс лепки и его результат (кукла) становятся наглядным отображением самоотношения подростка, которое (и образ, и самоотношение) можно корректировать. Процесс этот тонкий, неторопливый и потому достаточно длительный. Однако, полученные на сегодняшний день результаты показывают перспективность использования помимо прочих воспитательных и коррекци-онных средств приемов куклотерапии (как арттерапевтического направления).

Список литературы

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.

4. Васина Елена Николаевна. Отраженное «Я» в структуре самосознания: Дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. Москва, 2006. 218с.

9. Маховер К. Проективный рисунок человека / пер. с англ. М.: Смысл, 1996. 158с.

10. Тисдейл К. Арт-терапия в работе с осужденными / Практикум по арт-терапии // Под ред. А.И. Копытина. СПб: Питер, 2000. 448с.

11. Элькин В.М. Четыре цветовых программы жизни и их тени. URL: http://psy.su/interview/2096/ (дата обращения: 7.09.2011).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Puppets in Prison. URL: http://www.puppetry.info/using/PuppetsinPrison.html (дата обращения: 6.10.2011).

system of the Russian Federation until 2020. Approved by the RF Government on October 14, 2010].

14. Puppets in Prison. http://www.puppetry.info/using/PuppetsinPrison.html (accessed October 6, 2011).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Тельнова Лариса Геннадьевна, заведующая Отделением психолого-педагогической помощи

Республиканский центр психолого-педагогической помощи населению «Берег»

ул. Воткинское шоссе, 110а, г. Ижевск, 426039, Россия

e-mail: mishkal [email protected] ru

SPIN-код в SCIENCE INDEX: 8932-7290

DATA ABOUT THE AUTHOR

Telnova Larisa Gennadievna, head of the Psychological and Pedagogical Department

Рецензент:

Богданова Светлана Валентиновна, к.псх.н., преподаватель филиала НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет» в г. Ижевске

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Описание курса

Куклы – это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека. Люди начали создавать кукол уже в далекой древности, в первобытные времена. Уже тогда кукла, созданная из различных материалов (камней, растений и др.) в виде фигурки человека или животного, наделялась особыми магическими свойствами и качествами и могла, по поверьям, помогать человеку, охранять его самого и его жилище (быть оберегом, талисманом), служить проводником между ним и высшими силами. Значительно позже куклы начали создаваться для детских игр. Сегодня практически у всех детей есть куклы, а игры с ними – без сомнения одни из самых любимых детских занятий.

В современной психологии, в рамках такой отрасли как психология творчества, существует частный метод оказания психологической помощи посредством взаимодействия ребенка с куклой – куклотерапия. Куклотерапия как метод арттерапии очень популярна среди специалистов по детской психологии. Применение куклотерапии на практике позволяет помочь ребенку с разнообразными психологическими затруднениями и широко используется как метод психологической коррекции. Особенно эффективно использование методов и техник куклотерапии в работе со страхами у детей. Любимая кукла важна и очень многое значит для ребенка, а потому ее использование может существенно помочь ребенку справиться со страхом (например, можно убедить ребенка, что он храбрый и должен защищать куклу, которая на самом деле боится). Любимую куклу ребенка можно использовать в небольшом спектакле, сценарий которого напрямую связан с проблемой ребенка и завершается хорошо. Таким образом, через куклу можно научить ребенка поступать иначе, дать ему выход из его затруднительной ситуации. Куклотерапия содержит множество действенных техник и инструментов, которые будут особенно полезны детским психологам и психотерапевтам, работающим с дошкольниками в ДОУ. Куклотерапия хорошо сочетается с другими направлениями арт-терапии.

Освоить техники и приемы куклотерапии возможно! Дистанционные курсы обучения куклотерапии в нашем Институте отличаются особой направленностью на освоение практической деятельности, а потому уже по окончании обучения Вы сможете успешно работать с проблемой детских страхов. В ходе данного курса куклотерапии для детей в детском саду и дошкольников в ДОУ, Вы научитесь самостоятельно изготавливать различные виды кукол и применять их в своей практической работе с детьми. Куклотерапия – удивительный, полезный и доступный метод психологической помощи. Курс «Куклотерапия в работе со страхами» для детского психолога полон новых открытий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *