Нет сосательного рефлекса у новорожденного

Грудное вскармливание очень важно для хорошего здоровья и правильного развития ребёнка. Но по какой-то странной причине многие новорожденные не могут взять грудь после рождения.

Исследования показали – среди новорожденных с повреждением ствола головного мозга, можно ожидать снижение или исчезновение безусловных рефлексов, которые замыкаются на уровне ствола головного мозга. (Именно к ним относится и сосательный рефлекс).

В результате родовой травмы часто повреждается ствол мозга. В ходе наблюдений было выяснено, что поисковый рефлекс у таких новорожденных отсутствует. В последующие несколько дней поисковый рефлекс начинает восстанавливаться, но чем тяжелее был поражён ствол мозга, тем медленнее восстанавливается поисковый рефлекс. К седьмому дню рефлекс появляется почти у всех новорожденных. (Поисковый рефлекс – это когда в ответ на легкое штриховое раздражение угла рта ребенок поворачивает голову к источнику раздражения и открывает рот. Угасает он к 6-7-й неделе жизни. Этот рефлекс необходим для того, чтобы ребенок мог найти сосок и взять его в рот. Без поискового рефлекса сосание становится маловероятным).

Очень сходны изменения хоботкового рефлекса. В ходе наблюдений он вызывался лишь у 10% новорожденных наблюдаемых. У остальных детей рефлекс был резко снижен или отсутствовал, причем наблюдалась значительная асимметрия хоботкового рефлекса. В большинстве случаев хоботковый рефлекс восстанавливается к 7 дню жизни. (Хоботковый рефлекс – когда при легком и быстром хлопке пальцем по губам ребенка губы выпячиваются в виде хоботка (происходит сокраще­ние круговой мышцы рта). Угасает к 2-3 месяцам. Также принимает участие в осуществлении акта сосания).

Относительно быстрое восстановление хоботкового и поискового рефлексов ничуть не уменьшает их значимости для оценки неврологического статуса новорожденного.

Сосательный рефлекс по уровню замыкания может отражать функцию V, VI, IX, X, XII нервов – при поражении любого из них возможно снижение или отсутствие этого рефлекса. (Сосательный рефлекс – когда малыш начинает активно сосать вложенную в рот соску или грудь матери. Сохраняется в течение первого года жиз­ни, затем угасает. Один из важнейших безусловных рефлексов, от которого зависит жизнь ребенка). Удалось обнаружить интересный факт: нормального сосательного рефлекса не было ни у одного ребёнка, он был снижен у всех. К седьмому дню сосательный рефлекс восстановился лишь у половины новорожденных. Следует отметить, что сосательный рефлекс является жизненно важным рефлексом новорожденного. Отсутствие сосания лишает ребёнка шансов на выживание.

Вывод – малейшее затруднение сосания, малейшее снижение сосательного рефлекса у новорожденных говорит о родовой травме с повреждением ствола головного мозга, и требует немедленного осмотра компетентного невролога и адекватного лечения. Здесь неуместно заявление «ленивый ребёнок, ленится сосать и т.д.» – точно также его можно обвинить в том, что ему лень дышать или жить. Дело здесь вовсе не в лени, а в повреждении жизненно-важных центров нервной системы.

Многие новорожденные отказываются от груди, либо сосут, но очень плохо. Наиболее частой причиной нарушения сосания является неврологическая патология – слабость жевательной мускулатуры (тройничный нерв), круговой мышцы рта (лицевой нерв) и языка (подъязычный нерв).

Неврологическая патология возникает в результате повреждения кранио-вертебральной зоны в ходе родов. При этом травмируется шея плода, и место ее соединения с головой (атланто-затылочный сустав).

В ходе дальнейшего обследования новорожденного обычно обнаруживается и другая неврологическая симптоматика в виде парезов и параличей конечностей.

Вывод: если ребенок не может сосать грудь – дело не в лени, а в травме шеи и шейно-затылочной зоны, которая привела к повреждению продолговатого мозга и угасанию рефлексов, обеспечивающих акт сосания. В дальнейшем такая травма создает условия для замедления развития ребенка, нарушения функций позвоночника и нервной системы.

Можно ли помочь ребенку справиться с ее последствиями? Это зависит от степени повреждения, и от того, устранено ли смещение головки ребенка относительно шеи (так называемый подвывих атланта, то есть смещение головки и первого шейного позвонка (его часто называют «атлант») относительно друг друга). Нужно заметить, что частота смещения атланта близка к 100%, что было обнаружено относительно недавно с помощью КТ и МРТ (начало 1990-х годов). Это отражает и частоту родовой травмы – она также близка к 100%.

В настоящее время наиболее эффективным и безопасным методом устранения смещения атланта (первого шейного позвонка) является метод Атласпрофилакс, разработанный швейцарским исследователем Рене-Клаудиусом Шюмперли также в начале 1990-х годов.

Атласспециалист Лапина Т.А.

Данный метод относится к направлениям лечебной физкультуры, массажа. Он направлен на восстановление сосательного рефлекса, рефлекса жевания, глотания, развития речи.

Отлично подходит для детей с эпиактивностью, детей с ДСП различной степени, с нарушением речи или ее отсутствием, а также совсем маленьким, у которых отсутствует сосательный рефлекс.

Метод не имеет противопоказаний, кроме вирусных и стоматологических заболеваний.

Кастильо Моралеc изначально разработал свой метод для людей с мышечной гипо- и гипертонией, и сенсомоторными нарушениями.

На сегодняшний день метод применяется для детей и взрослых с одним или более сенсомоторными дефектами в области лица, рта или гортани.

Например, это:

— дети с врожденными анатомическими пороками развития в области рта (Синдром Пьера Робина (PRS), заячья губа, волчья пасть);

— дети с гипотонией (синдром Дауна и другие генетические заболевания);

— недоношенные дети с нарушением жевания и глотания;

— пациенты всех возрастов с неврологическими нарушениями, сопровождаемыми орофациальными симптомами, такие как ДСП, травмы головного мозга, инсульты.

Массаж по методу Кастильо Моралес проводится курсами по 10-15 сеансов, продолжительность одного сеанса от 30-40 минут, в зависимости от состояния ребенка во время массажа и возраста пациента.

Нарушение рефлекса сосания у детей раннего возраста встречается довольно часто.
Может проявляться неправильным захватом соска, короткими периодами сосания или вялым длительным «висением на груди», а также малыш может по-разному сосать из правой и левой груди. В этом случае мама может отмечать, что в одной груди меньше молока.
Действительно ли это важная проблема?

Помимо снижения лактации и отказа от грудного вскармливания (со всеми вытекающими последствиями), в будущем могут быть нарушения речевого развития. Очень часто мы видим детишек с задержками речи после трех лет, у которых в первые месяцы был плохо развит сосательный рефлекс.

В чем причина?

Наиболее частой причиной является повреждение затылочной кости в процессе родов. Дело в том, что через затылочную кость проходят ветви черепно-мозговых нервов, иннервирующие мышцы, участвующие в сосании. Помимо этого повреждение затылочной кости может приводить к нарушению венозного оттока и расширению ликворных пространств головного мозга. А это в свою очередь приводит к нарушению функционирования и замедлению развития отдельных структур головного мозга.
Затылочная кость очень уязвима в процессе родов, т. к. во время рождения головки (разгибания) точкой опоры является как раз затылок. Зачастую в этом месте остается характерный след — т. н. родимое пятно.
Затылочная кость может повреждаться и в процессе кесарева сечения.

На УЗИ могут выявлять нестабильность шейного отдела позвоночника, а также ротационный подвывих первого шейного позвонка (атланта). Это также бывает следствием повреждения затылочной кости.

Что делать?

При нарушении рефлекса сосания как можно раньше следует обратиться к врачу-остеопату.
Такие нарушения лечатся при помощи краниосакральной терапии — раздела остеопатии.

В первые месяцы кости черепа очень хорошо поддаются коррекции. Зачастую уже после первого сеанса малыш начинает лучше сосать.

Поэтому чем раньше начинаем лечение, тем быстрее получаем результат.

Предлагаем вашему вниманию статью руководителя оздоровительного направления Центра «Рождество», педагога, психолога, автора лекционно-практического курса «Школа молодых родителей» Елены Давыденко.

Ребенок появляется на свет с рядом врожденных рефлексов, одни из них сопровождают его на протяжении всей жизни, другие со временем проходят. Предназначение всех рефлексов, с которыми малыш появляется на свет, — дать ему возможность выжить. Все безусловные рефлексы новорожденного делятся на две группы: сегментарные двигательные автоматизмы и над сегментарные поз тонические автоматизмы.

Сосательный рефлекс относится к первой группе. Отсутствие некоторых рефлексов сразу после рождении малыша может быть показателем серьезных нарушений развития, отклонений от нормы. Так, отсутствие сосательного рефлекса может быть показателем пареза лицевых нервов, глубокой умственной отсталости или тяжелого соматического состояния. Значение выраженности рефлексов сложно переоценить, именно поэтому в современных роддомах одним из показателей шкалы Апгара является рефлекторная возбудимость младенца, которого прикладывают к груди матери сразу после рождения. Обычно сосательный рефлекс у детей обычно угасает между тремя и четырьмя годами. Условно здоровье можно представить в виде трех равноценных кругов, пересекающихся между собой, это гармоны, психика и физиология. Другими словами, физика тела, химия тела и физика тела. Эти круги равноценны, то есть они в равной степени важны для любого человека, в том числе и для ребенка. Это те степени здоровья, которые мы не можем не учитывать. Если происходят изменения в одном из кругов, то на остальных двух это компенсаторно отражается. Поэтому когда мы говорим о рефлексах, мы видим их в физике, но на самом деле они лежат и здесь, в частности, сосательный̆ рефлекс – это степень гормонального созревания ребенка.

К сосательному рефлексу можно отнести как сосание груди, так и сосание пустышки, но это принципиально разные вещи. Ведь сосание груди это и пища, и нежный момент интимного общения с мамой̆, когда мамина грудь это еще и личная собственность малыша, потому что из нее он получает пищу. А пустышка – это только сосательный̆ рефлекс, основная задача которого — успокоение малыша. Соска дает возможность на некоторое время заменить маму, дает ей некоторую свободу, делает возможным успокоить ребенка в ее отсутствие. Если мы хотим, чтобы наш ребенок гулял с кем-то, то было бы не плохо приучить ребенка к пустышке. Дети рождаются с умением сосать, рождаются с этим рефлексом. Он зависит от многих вещей̆, в том числе и от гормонального фона ребенка.

Соска нужна и для того, чтобы у ребенка вырабатывался сосательный рефлекс, и чтобы уберечь мамины соски от излишнего травмирования. Когда малыш ночью зашевелился, но мы понимаем, что он точно не успел проголодаться, мы можем дать ему соску, чтобы продлить его сон. Хорошо, когда этой мерой успокоения ребенка могут воспользоваться и мама, и папа, и дедушка с бабушкой, если появляется такая необходимость. Это дает возможность маме отлучиться от младенца на некоторое время. Ведь спокойствие ребенка — эта главная задача первого года жизни.

Почему бывает сложно приучить малыша к соске? Это может быть связано со строением рта малыша или с тем, что соску не достаточно настойчиво ему предлагали. Но бывает и такое, что она физически непереносима, потому что между маминым соском и силиконовой соской все-таки огромная разница. Нельзя забывать, что рот младенца растет вместе с ним, это станет понятно, если мы посмотрим на новорожденного младенца и годовалого малыша. Поэтому размер соски тоже будет меняться. Приучение к соске, условно, проходит в два этапа.

Первый этап — выбор соски

Когда вы будете выбирать соску, то для новорожденного малыша вам следует выбрать самую маленькую, какую только сможете найти. Бывают разные возрастные градации сосок, на это тоже стоит обратить внимание при выборе соски, когда 0 – 3 для новорожденного младенца будет более правильным выбором, в отличие от категории 0-6. Но даже в этой градации, 0-3, пипка может быть чуть больше или чуть меньше. Соски делятся на резиновые и силиконовые, они отличаются жёсткостью. Резиновые мягче силиконовых. Соски бывают разных форм, со скошенным краем или круглые. Здесь уже выбирает младенец, что ему нравится больше. Как правило, для начала нужно купить как минимум 3 разные соски. Можно папам- умельцам сделать такую вещь, купить такую соску, у которой̆ можно этот кончик подтянуть наверх, и завязать ниткою̆. Тогда соска станет маленькой̆ и соска попадёт туда же, куда и сосок, на начало или серединку языка, чтобы избежать попадания на корень. И это будет первый этап к тому, чтобы ребенок взял соску.

Второй этап — знакомство

Вторым этапом является момент знакомства малыша с соской, когда он может выбрать форму и материал, из которого сделана соска. Он может силикон отплюнуть, а может наоборот ему понравиться. Мы совершенно этого не знаем, то есть нужно ему давать и пробовать.

Мы берем чистую соску, обдаем ее кипятком и вставляем в рот малыша. Соска начинает ползти обратно и, когда мы это видим, вставляем ее обратно. Нельзя вставлять соску на корень языка, мы прикладываем ее к ротику, чтобы он ее сам втянул, он сам ее втянет и начнет сосать. Мы немного ее придержим, и для первой̆ встречи с соской этого будет достаточно. И так, раз от раза, мы ее предлагаем пару недель и как правило к концу первого месяца они ее берут.

Не стоит переживать из-за того, что малыш выплюнул соску. Он обязательно её выплюнет. Для него момент знакомства с соской – это новые, не привычные ощущения, должно пройти некоторое время, чтобы он к ним привык. Когда вы впервые начнёте прикорм, малыш и его выплюнет, но это не означает, что никогда не будет есть что-либо кроме молока или смеси. Первый момент – это всегда отторжение.

Когда мы говорим о развитие речи ребенка, не забывайте, что надо убрать соску из его рта на время общения с ним, это может вызвать задержку развития речи. Малыш должен не только слушать вас, но и иметь возможность вам ответить, а это означает, что рот у него должен быть свободным от каких-либо предметов.

Отучение от соски

По мере взросления наступает такой момент, когда встает вопрос о необходимости отучения крохи от соски. Надо знать, что всегда есть такой момент, когда соску можно забрать без каких-либо сложностей, это происходит приблизительно в возрасте 8 месяцев. Как правило все этот момент пропускают и тогда соска превращается в игрушку. И дальше отлучение от соски будет носить педагогический характер, что станет возможным только после года.

При отлучении от пустышки важно научиться успокаивать ребенка любым другим способом, например, переключать его внимание на что-то другое, брать на руки и обнимать или просто играть с малышом. Скорее всего, потребуется время, чтобы малыш научился успокаиваться без пустышки, но не стоит мгновенно сдаваться и давать ему соску по первому требованию. Соска в процессе отучения выдается только с случае крайней необходимости, если ребенок напуган или плохо себя чувствует. Нужно быть готовым к тому, что данный процесс требует много нервов и времени.

Пара VIII (n. аcusticus), состоящая из 2 чувствительных нервов – слухового (n. сochlearis) и вестибулярного (n. vestubularis): обеспечивает реакцию на акустические стимулы, а также остроту слуха. Новорожденный должен четко реагировать на звуки. Отсутствие реакции (смыкание век и т. д.) на акустические раздражители позволяет заподозрить врожденные нарушения слуха (тугоухость).

Пара IX (n. glossopharyngeus): иннервирует шило-глоточную мышцу (является смешанным нервом: чувствительные, двигательные, секреторные и вкусовые волокна).

Пара X (n. vagus): передает раздражение с твердой мозговой оболочки, слизистых различных внутренних органов (чувствительные волокна), иннервирует гладкие мышцы респираторной системы, сердца, ЖКТ и других органов (двигательные волокна).

Пары IX и X в норме обеспечивают эффективную координацию глотания жидкой пищи и питья (грудное молоко, смеси, вода и т. д.).

Пара XI (n. accessorius): обеспечивает иннервацию трапециевидной и грудино-ключично-сосцевидной мышц и сопряженные с ними двигательные функции; способствует осуществлению поворотов головы в положениях лежа на спине и/или на животе. Исследуется в ходе поворота головы новорожденного в сторону при стабильной поддержке за противоположное плечо (одновременно следят за сокращением грудино-ключично-сосцевидной мышцы).

Пара XII (n. hypoglossus): иннервирует мышцы языка, а также мускулатуру, обеспечивающую его движения в стороны и вперед в полости рта. Его функция исследуется в ходе наблюдения за процессами сосания и выдавливания молока из груди матери (или из соски) .

Основные рефлексы новорожденных

Они являются отражением степени зрелости нервной системы у детей в неонатальном периоде. Рефлексы врожденного неонатального автоматизма сравнительно многочисленны, основные из них представлены в таблице.

Существует целый ряд других рефлексов новорожденных, не столь часто исследуемых неврологами и неонатологами:

  • рефлекс ответа пальцев (в ответ на повторные легкие раздражения со стороны мизинца края кисти, сжатой в кулак, происходит разгибание пальцев и их веерообразное расхождение);
  • нижний хватательный рефлекс (надавливание в области первого межкостного промежутка со стороны подошвы приводит к обхватывающему сгибанию пальцев ноги);
  • рефлекс плаванья (погружение ребенка в воду в положении на животе вызывает ритмичные плавательные движения конечностей и туловища);
  • рефлекс «главных точек» (разновидность поискового рефлекса: раздражение кожи верхней губы с последующим движением пальца исследователя в сторону носа или нижней губы в сторону подбородка или углов рта в сторону ушных раковин приводит к повороту головы ребенка и вытягиванию губ в сторону раздражения);
  • цилиарный рефлекс (легкое прикосновение к векам ребенка приводит к закрыванию обоих глаз);
  • назопальпебральный рефлекс (легкое надавливание на спинку носа индуцирует мигание);
  • супраорбитальный рефлекс (надавливание пальцем на надглазничную область сопровождается миганием);
  • кохлеопальпебральный рефлекс (внезапный шум вызывает мигание, иногда — общее вздрагивание);
  • рефлекс «кукольных глаз» (поворот головы в сторону приводит к движению глаз в противоположном направлении, а опускание головы сопровождается движением глаз вверх) и др. .

Особенности неврологического осмотра новорожденных

Начинать осмотр новорожденного желательно во время сна — для объективной и адекватной оценки состояния ребенка в покое. Оптимальным временем для осмотра новорожденных детей считается период, непосредственно предшествующий кормлению, когда они особенно респонсивны к проводимой стимуляции.

После осмотра ребенка в состоянии сна следует стимулировать его пробуждение; при этом стараются вызвать у новорожденного гримасничанье. Для этого достаточно осторожно вызвать раздражение грудной клетки ребенка большим и указательным пальцами исследователя.

При внешнем осмотре обращают внимание на цвет кожных покровов (физиологический, цианотичный, иктеричный), наличие дисморфизма, стигм дизэмбриогенеза, наружных мальформаций, признаков физической травмы, родовых опухолей (кефалогематома), а также на наличие судорожной/пароксизмальной активности (типичной и атипичной).

Cледует обращать внимание на конфигурацию черепа. Обязательно производится пальпация швов и родничков черепа (размеры, напряженность), измерение окружности головы эластичной сантиметровой лентой (этот показатель соотносят с окружностью грудной клетки).

Уровень сознания может варьировать от гипервозбудимости (частый феномен в первые сутки жизни) до летаргии, ступора или комы (последние являются признаками серьезного неврологического повреждения). Адекватными показателями степени угнетения сознания считаются ответные реакции на различные внешние стимулы (зрительные, слуховые, болевые и тактильные). Голосовые реакции у новорожденных сравнительно мало экспрессивны, «диффузны», спонтанны и однотипны. Крик и плач новорожденных – первые признаки доречевого развития.

Сенсорная система новорожденных поддается неврологической оценке хуже, чем мышечная и двигательная. В неонатальном периоде исследуется преимущественно поверхностная болевая чувствительность (нанесение легких уколов в различные участки кожных покровов). Следует помнить, что отдергивание новорожденным конечности от болевого стимула — это местный рефлекторный феномен, который не обязательно указывает на перцепцию боли .

Литература

В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕ

ООО НПСМЦ «Дрим Клиник», Москва

Контактная информация: [email protected]

492039
bookmark
в избранное
Для того, чтобы добавить в избранное, войдите или зарегистрируйтесь.

0 голосов

Для того, чтобы поддержать, войдите или зарегистрируйтесь.


Казакова Лилия 07.12.2011 в 18:33

Педиатр, консультант по грудному вскармливанию

Недоношенных детей особенно важно кормить материнским молоком – оно содержит все необходимые вещества, обеспечивающие потребности ребенка. Кормление недоношенного ребенка имеет свои особенности — система пищеварения у таких детей еще недостаточно развита, а сосательный рефлекс может быть слабым — поэтому их надо кормить чаще, небольшими порциями. Возможно, придется прибегнуть к докорму и специальным методам кормления. Если же кормление грудью по каким-либо причинам невозможно, врач порекомендует специальную молочную смесь для недоношенных детей.

Как правильно расположить ребенка у груди?

Существуют позы для кормления, учитывающие особенности недоношенных детей. Одно из наиболее эффективных положений для прикладывания — «из-под мышки». Такая поза обеспечивает хорошую поддержку плечикам и шейке ребенка, помогая ему удобнее захватить сосок. Из-за несовершенной регуляции дыхания и глотания, а также из-за пониженного мускульного тонуса недоношенные дети часто заглатывают слишком много воздуха. Во избежание этого женщине во время кормления рекомендуется отклоняться назад, чтобы малыш лежал сверху на груди: такое положение уменьшит напор молока, и малышу будет легче его глотать.

Как помочь малышу удержать сосок во рту?

У недоношенных детей нередко отмечаются сложности с удержанием соска во рту, поскольку у них еще не развиты ребристость на небе и жировые подушки щек. В таких случаях мама, прикладывая малыша к груди, может поддерживать большим и указательным пальцами его щечки, средний палец подкладывать под подбородок, а мизинцем и безымянным придерживать свою грудь.

Сколько должен съедать недоношенный ребенок за одно кормление?

Если малыш весит больше 2500 г, общее количество пищи за сутки определяется из расчета 150 мл молока или смеси на килограмм веса. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, получившееся количество делится на восемь кормлений (через каждые три часа). Ребенок, весивший при рождении менее 2500 г, в первые сутки должен получить 60 мл молока, затем общий объем увеличивается на 20 мл на каждый килограмм веса ежедневно до тех пор, пока суточная порция не составит 200 мл. Используются также следующие формулы: суточный объем кормления = (n+10) на каждые 100г массы тела при рождении (n-дни жизни); или разовый объем кормления = 3 x m x n, (m-масса при рождении в кг). Следует учитывать, что нужна поправка на индивидуальные потребности ребенка.

Сколько раз в день нужно кормить недоношенного ребенка?

Число кормлений малыша зависит от его веса и общего состояния, а также от вида вскармливания (грудное или искусственное). При искусственном вскармливании у недоношенных детей может быть до семи-восьми кормлений в сутки, с шестичасовым ночным перерывом. При глубокой недоношенности число кормлений может быть увеличено до десяти. Когда ребенок будет весить 3,5–4 кг, он может перейти на шестиразовое кормление. Матери необходимо помнить, что такому малышу бывает тяжело сосать, и во время кормления он может делать перерывы на несколько минут для отдыха. Если же мама кормит малыша грудью, то ей нужно сочетать кормление по режиму и ”по требованию”, избегая длительных перерывов между кормлениями.

Как выбрать молочную смесь для недоношенных?

Большинство производителей имеют в своем арсенале специальные смеси для недоношенных и маловесных детей. Однако прежде чем остановиться на одной из них, необходимо проконсультироваться с педиатром. Если ребенка в роддоме уже докармливали какой-либо смесью, и он реагировал на нее положительно, стоит остановиться именно на ней.

Как прибавляет в весе недоношенный ребенок?

Любая положительная динамика свидетельствует о том, что с ребенком все в порядке. Мама должна насторожиться в случае потери веса или длительной стагнации (отсутствия прибавки).

Нужно ли дополнительно допаивать недоношенного ребенка?

Если малыш находится полностью нагрудном вскармливании, допаивать его не требуется. Если же речь идет об искусственном или смешанном вскармливании, то ему можно давать чистую воду из ложки или пипетки. Многие современные адаптированные смеси могут не требовать дополнительного введения жидкости.

Нужны ли ребенку дополнительные витамины и микроэлементы?

Считается, что недоношенные нуждаются в дополнительных витаминах, особенно при искусственном вскармливании. В первые три дня жизни недоношенным детям назначаются витамин К и витамин С. Через две-три недели после рождения дополнительно вводится витамин D для профилактики рахита. Для профилактики анемии недоношенному ребенку также необходимо железо (его запас формируется именно в конце беременности, и, чем более недоношен ребенок, тем меньше у него запас железа).

Нужно ли кормящей маме недоношенного ребенка принимать витамины?

Помимо комплекса витаминов, который назначит врач, других препаратов не требуется. Кормящей матери вполне достаточно обычного сбалансированного питания.

Какие особенности кормления грудью недоношенных детей?

Лучше приложить ребенка к груди еще в родильном зале, и сразу же сцедить ему в рот первые капли молозива. Однако при этом могут возникнуть трудности — недоношенные дети часто нуждаются в интенсивной терапии или реанимации сразу же после рождения. Но и в этом случае желательно как можно раньше постараться приложить ребенка к груди или дать молозиво через зонд для кормления. Как только малыш окрепнет и будет переведен из отделения интенсивной терапии в обычную палату, его можно начинать прикладывать к груди регулярно — это поможет скорейшему формированию сосательного рефлекса, который у недоношенных детей сформирован хуже, чем у родившихся в срок. Недоношенные дети ослаблены, у них может не хватать сил для сосательных движений. Слабых детей, родившихся с низким весом или гестационным возрастом не более 32 недель, в медицинских условиях кормят с помощью назогастрального зонда. Когда ребенок достаточно окреп, его можно чаще прикладывать к груди: так у него будет больше возможностей учиться правильно захватывать сосок. Можно кормить ребенка из бутылочки, а если сосательный рефлекс выражен слабо – из специальной мягкой ложки, чашки, шприца без иглы или поильника Хабермана, а также с помощью системы СНС (капилляра, идущего от бутылочки со сцеженным молоком или смесью, он вкладывается в рот ребенка вместе с соском).

Нужно ли кормить недоношенного ребенка «по требованию”?

Важно помнить, что кормить «по требованию” недоношенного ребенка обычно не получается: такие дети почти не выражают желания поесть, много спят. Маме новорожденного нужно совместить кормление по расписанию и реакцию на «требование», и следить, чтобы не было больших промежутков между кормлениями. Скорее всего, понадобится дополнительное сцеживание: ребенок может редко прикладываться к груди и слабо сосать, поэтому даже при частых прикладываниях не будет достаточно стимулироваться выработка молока. Регулярное сцеживание увеличит лактацию и позволит докармливать ребенка грудным молоком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *