Обучение шахматам 5 лет

Все родители хотят, чтобы их малыш был умным и достиг успеха в жизни. В пять лет дети уже много что знают и могут поддержать небольшой разговор и сделать выводы. Некоторые дети даже умеют читать в этом возрасте. В настоящее время очень много разных кружков, секций и клубов по развитию дошкольника. Многие родители хотят подготовить ребенка к школе и отдают его на различные подготовительные курсы. Но не стоит забывать, что это ребенок, он хочет играть и веселится. Чтобы не навредить малышу и не отбить у него желание учится, нужно понять его желания и следовать им, немного направляя в сторону развития и обучения. Если ребёнку нравятся настольные игры, он усидчив, и вы заметили интерес к шахматам. То стоит отдать его в шахматную секцию или начать обучение дома. При условии, что ваши навыки игры вам это позволяют. Шахматы для ребенка в 5 лет это самый подходящий момент для начала обучения.

Как начать обучение ребенка шахматам?

Родителям следует помнить о том, что дети 5–7 лет не способны сразу освоить серьезные правила игры в шахматы и просчитывать ходы, а также долгое время заниматься одним и тем же делом. Чтобы заинтересовать своего ребенка, взрослым необходимо будет запастись детским учебником по игре в шахматы и выучить по нему несколько стишков–считалок, облегчающих запоминание сложных шахматных ходов. Быть готовым к частому повторению вместе с ребенком этих стишков.

Даже если ребенок посещает шахматную школу, то закреплять и повторять выученный материал придется дома. При этом шахматная партия с ребенком должна длиться не более 20 минут. Во время домашних занятий родители могут воспользоваться следующими вариантами: «волшебным мешочком», в котором прячутся фигуры, «волшебными клеточками», где они строятся, или кто быстрее правильно расставит «волшебные фигуры».

Польза шахмат для детей

«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры.» В.А Сухомлинский — талантливый советский педагог и писатель.

Если ваш малыш гиперактивный, и ему понравились шахматы, поддержите его желание, так как они развивают усидчивость и дисциплину. Если вы хотите развить интеллект ребенка обязательно попробуйте научить его играть в шахматы.

Первые шаги в обучении нужно начинать с близкими родственниками, если мама с папой не имеют соответствующих знаний, это могут быть бабушка или дедушка. После изучения фигур и начальных знаний можно отдать ребенка в секцию шахмат. Вы не пожалеете об этом так как польза от игры в шахматы очевидна:

  • развивает мыслительный процесс;
  • малыш становится усидчивым и внимательным;
  • дает понимание о последствиях его действий, учит быть ответственным;
  • развивает логическое мышление;
  • учит нестандартно думать;
  • учит анализировать действия противника и предугадывать его поведение.

Шахматы с 5 лет и старше

Вашему малышу уже почти пять, и вы хотите начать обучение, тогда нужно знать, что в таком возрасте он не может долго концентрироваться на чем-то одном. Первые занятия нужно делать очень короткими.

Достать доску с шахматными фигурами и просто дать их ребенку поиграть. Далее помаленьку знакомить с каждой фигурой в отдельности.

Можно рассказать сказку или показать мультфильм про шахматы. У Фиксиков есть хорошая серия про шахматы:

После изучения названия фигур и мест их расположения на шахматной доске, можно поиграть в игру, напоминающую лото. Положите в непрозрачный мешок фигуры и пусть ребенок опускает руку в мешок и на ощупь определяет название, и после этого ставит фигуру на ее место, на доске.

Опишите шахматную доску и фигуры в зависимости от предпочтений малыша. Если это мальчик и ему нравятся рыцари, то доска — это поле боя, фигуры это две армии которым нужно захватить короля. Если ему нравятся звездные войны, то опишите все в соответствии с этим сюжетом, можно даже купить шахматы в виде персонажей из звездных воинов.

Главное, чтобы у ребенка были первоначальные ассоциации с чем-то ему знакомым и это напоминало ему какой-то сказочный сюжет.

Расскажите, как ходит каждая фигура и возможно придумайте какую-то историю почему она, так ходит, в зависимости от выбранного вами сюжета. Так юный шахматист лучше запомнит все фигуры и как они ходят.

Проведите сравнение фигур и выстройте шкалу ценностей каждой фигуры. Какая фигура более важная и почему.

Не переходите сразу к игре, закрепите знания создавая разные задачки, на шахматной доске. Например, расставьте пешки противника на доске и пусть малыш с помощью одной фигуры срубит все пешки за наименьшее количество ходов. Для изучения коня, расставьте пешки в виде забора, через который должен перепрыгивать конь, и достигнуть края доски.
И главное помните, вы, обучаете ребенка и нужно все преподносить в виде сказочной игры, стараясь не перегружать его и не заставлять.

Видео: Как родителям научить своих детей играть в шахматы

Основы стратегии

После изучения фигур можно переходить к стратегии. Главные моменты, которые должен знать юный шахматист:

  • король — это главная фигура и ее нужно защищать;
  • захватить контроль над большей частью доски;
  • не подвергать опасности свои фигуры, каждая фигура должна быть под защитой;
  • прежде чем сделать ход, просчитать все шаги противника, какие он может сделать после вашего хода.

Каждая фигура должна иметь свою ценность, и малыш должен это знать:

  • Пешка — 1 очко;
  • Конь – 3 очка;
  • Слон – 3 очка;
  • Ладья — 5 очков;
  • Ферзь — 9 очков;
  • Король не имеет цены, так как если его срубят игра закончится. Это самая важная фигура.

Ребёнку нужно дать ассоциацию, например, 1 очко это, одна конфета или один рубль, или то, что для него важно, и он хорошо это знает. Или пусть одно очко это одна пешка, тогда конь это три пешки.

Контроль центра доски.

Фигуры, находящиеся в центре, приобретают больший вес в отличии от тех, кто стоит на краю, в первоначальной позиции. У них появляется больше вариантов для нападения и отступления. Лучше всего для этого нужно использовать коней и пешек. А такие фигуры как слон, ладья и ферзь подойдут для контроля и нападения из далека.

Все фигуры должны быть задействованы.

Когда большинство фигур остается на своих изначальных местах, а все действия делает пара фигур, то в ключевой момент вам может не хватить сил для нанесения решающего удара или его отражения. А когда большое количество фигур контролируют поле, то победа неизбежна.

Как играть с юным гроссмейстером

  • Не стоит стараться обыграть малыша. Если он будет постоянно проигрывать, то быстро потеряет интерес к игре. Иногда проигрывайте если видите, что ваш маленький ученик делает хорошие ходы и выбрал правильную стратегию, а также можно устраивать ничью;
  • Нельзя проигрывать постоянно или часто, т. к. после редкого поражения он будет сильно переживать;
  • Каждую партию, сыгранную с малышом, разбирайте. Поощряйте хорошие ходы и обсуждайте не удачные;
  • Играть нужно регулярно и не делать больших перерывов;
  • Не нужно ждать от ребенка быстрых и серьезных результатов, не оказывайте на него давления;
  • Не нужно давать малышу перехаживать, он должен осознавать ответственность за сделанный ход.

Как правильно мотивировать ребёнка

Обычно дети дошкольного возраста живо интересуются каждым новым занятием, но через некоторое время это желание проходит, и ребенок начинает переключатся на что-то другое. В основе шахмат лежат такие понятия как терпение и усидчивость, большинство детей не наделены такими качествами характера, в силу их возраста.

Приведем несколько приемов для мотивации малыша:

  • Дети стараются походить на тех, кого считают для себя авторитетом. Прежде всего это конечно же родители или бабушка с дедушкой. Таким образом если малыш будет видеть, как папа играет в шахматы, то у него появится желание сыграть с ним;
  • Купите красивую шахматную доску с необычными шахматными фигурами. Для мальчика пусть это будут две армии рыцарей или других персонажей, которые ему в данный момент по душе. Для девочки это могут быть элегантные фигуры с бала из сказки про золушку и т.п.
  • Можно организовать небольшой семейный турнир по шахматам. Если у вас, к примеру, мама не умеет играть в шахматы, можно дать юному шахматисту задание научить ее играть. В процессе обучения он будет тренироваться и больше понимать игру. При этом ребенок повысит свой статус и будет стараться поддерживать его. В турнирах он будет занимать не последнее место, за счёт не умеющей мамы или бабушки, и будет стараться продвигаться по турнирной таблице, чтобы выйти на первое место;
  • Следующий этап по мотивации юного шахматиста, а также этап развития, нужно посетить шахматный клуб или секцию. Лучше это сделать, когда у них будет проходить турнир, этот процесс еще больше заинтересует малыша и он захочет посещать шахматный кружок.

Напоследок несколько советов от Фиксиков:

В нашем детском центре «Радуга» г.Одинцово продолжает действовать шахматный клуб, и сейчас мы осуществляем набор ребят в группы начального обучения и для тех кто продолжает совершенствовать свое мастерство.

Шахматы имеют тысячелетнюю историю, но, несмотря на свой «почтенный» возраст, продолжают оставаться интересными и популярными по сей день. В раннем детстве ребята быстро увлекаются шахматами, особенно если осваивают игру в занимательной форме – то есть так, как это происходит в нашем шахматном клубе.

У нас на занятиях малыши смогут узнать, как ходят фигуры, какие правила существуют в шахматах. Для того чтобы дети охотно сделали свои первые шаги в шахматном мастерстве, преподаватели расскажут им захватывающие сказки из жизни шахматных фигур, проведут интересные, вовсе не скучные занятия.

Преподаванию шахмат сегодня уделяется огромное внимание во всем мире. Оценив те возможности, которые открывает шахматная игра для развития детского интеллекта, правительства многих стран ввели шахматы в школьные программы. У нас в России шахматы включены в систему дополнительных образовательных услуг, однако далеко не везде это хорошее начинание претворяется в жизнь.

Развитие интеллекта

Шахматы – это огромный вклад в развитие интеллекта. Все составляющие нашей познавательной деятельности – внимание, память, мышление – тренируются при игре в шахматы. Логика, умение предпринимать нестандартные шаги, стратегическое планирование, решительность – всему этому также учат шахматы.

Опытные преподаватели знают, что, освоив азы шахмат и увлекшись игрой, многие ребята впадают в азарт, однако серьезные, вдумчивые занятия позволяют преодолеть эмоции и научиться настоящим шахматам – требующим спокойствия, взвешенности и основательных рассуждений.

Таким образом шахматы воспитывают в ребенке силу воли, эмоциональную устойчивость, способность принимать взвешенные решения в любой обстановке.

Умение сосредоточиться, не отвлекаться на мелочи – это еще одно качество, которое может быть заложено при обучении шахматам. Настоящего игрока не может отвлечь от партии ничто – ни разговоры, ни звуки из телевизора, ни даже шумная возня сверстников. Замечено, что, помимо интеллектуального развития, шахматы помогают сделать ребенка психологически устойчивым. Дело в том, что шахматная партия – это настоящий поединок, в котором соперники меряются умом, сообразительностью, знаниями, способностями удерживать в уме планы, ходы, задумки.

Проигрывать в шахматы для ребенка неприятно, но очень полезно, ведь это только тренировка, игра, в то время как настоящие неприятности могут поджидать наших детей в жизни, и к ним маленькие шахматисты оказываются более подготовленными, чем остальные ребята. Жизнь показывает, что опытный игрок в шахматы в большинстве случаев достойно выходит из сложных житейских ситуаций. Шахматистам несвойственно впадать в панику, избегать принятия решений – наоборот, они всегда пытаются найти нестандартный путь, размышлять, не сдаваться.

Как видите, шахматы развивают в детях множество полезных качеств: высокий интеллект, хорошую память, внимательность, решительность, настойчивость, психологическую уравновешенность. Не кажется ли вам, что именно этих свойств характера, именно этих способностей порой так не хватает современным детям – смышленым, но очень невнимательным, порой – забывчивым, очень часто – нервным. Педагоги давно подметили, что юные шахматисты лучше своих ровесников осваивают школьную программу, а по прошествии лет – успешно сдают экзамены в вузы, овладевают интересными, престижными специальностями.

Замечательный русский педагог Сухомлинский писал, что с помощью шахмат он смог выявить во многих своих воспитанниках такие способности, которые до начала их увлечения шахматной игрой были незаметны.

А гениальный шахматист Алехин утверждал, что именно шахматы помогли ему воспитать характер. Неудивительно, что во всем мире интерес к шахматам постоянно растет. Преподаватели, научные деятели, родители понимают, какую пользу приносят шахматы для развития ребенка и ведут активную работу по внедрению шахмат в школьные и дошкольные образовательные программы.

Проводятся научные исследования и наблюдения, помогающие оценить, насколько занятия шахматами помогают детям. Так, в Венесуэле были проведены эксперименты, в ходе которых выяснилось, что систематическое занятие шахматами наравне со школьными уроками повышает умственную реакцию ребят на целых 40 %!

Прежде в нашей стране детским шахматам уделялось огромное внимание: были организованы кружки и секции, школьные факультативы, проводились соревнования, были популярны периодические издания. Однако в наше непростое время интерес к детским шахматам поутих, и это очень обидно.

Пытаясь восполнить этот пробел, мы – детский центр «Радуга» — проводим обучение малышей игре в шахматы. Сегодня малыши с интересом поиграют, послушают рассказы преподавателя, попытаются выстроить свои первые ходы на шахматной доске. Завтра – по-настоящему увлекутся шахматами, станут посещать школьный факультатив или кружок, начнут принимать участие в соревнованиях. Замечательной особенностью шахмат является то, что заниматься ими могут все ребята – независимо от их физического состояния, самочувствия и даже изначальных умственных способностей. Это спорт, доступный буквально всем, – было бы желание и хорошее, вдумчивое преподавание. А ведь именно у нас, в клубе «Развивашка», работают отличные педагоги – внимательные, опытные, заботливые.

Игра в шахматы = гармонично развитый человек.

Шахматы решают сразу несколько задач при подготовке ребенка к школе.

Познавательную : расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность, логическое мышление.

Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит
непоседу длительно сосредоточиться на одном виде деятельности.

Воспитательную: вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

Приводите ваших детей к нам в детский центр Радуга г.Одинцово, и в скором времени вы их просто не узнаете!

Погрузитесь в атмосферу

Детям очень важна атмосфера. Когда вы приводите ребенка в шахматную школу, все здесь формирует особую обстановку и создает мотивацию для занятий. Это и расставленные фигуры, и портреты великих шахматистов, и тренеры, говорящие на «шахматном» языке, и группа таких же ребят, которые пришли заниматься. Практически во всех городах России существуют шахматные кружки или школы, куда можно прийти с ребенком начиная уже с 5-6 лет.

Сейчас очень популярны занятия шахматами по скайпу, и кажется, что это очень удобно — никуда не нужно ехать, ребенок сидит у себя в комнате и онлайн общается с тренером по шахматам, видя на экране компьютера шахматную доску. Однако такой способ подходит не всем, скорее, дистанционные занятия должны дополнять занятия в группе.

Маленьким детям трудно сконцентрировать на экране с шахматной доской, им нужно общаться, переключать внимание и… веселиться. Поэтому ищите, где в вашем городе учат играть в шахматы, и не жалейте времени, чтобы туда доехать. Я вижу, что моим детям иногда лень ехать в клуб, стоять в пробках, однако как только они туда попадают, глаза загораются, и непонятно, куда же делись те двое, которые ныли всю дорогу.

Шахматный турнир на Останкинской башне

Ищите тренера

В шахматах роль тренера критична, ведь именно от человека, которому вы доверите своего ребенка, зависит, полюбит ли он этот черно-белый мир фигур. Поэтому не стесняйтесь, спрашивайте обо всем, побывайте на занятии, обратите внимание, как тренер разговаривает с детьми, какой стиль использует.

Часто можно встретить тренеров по шахматам, которые читают настоящие лекции 7-8-летним детям, и те начинают зевать. Ищите таких, кто комбинирует теорию и игру в шахматы, включает в свои занятия элементы соревнований, умеет шуткой поддержать, когда не получается, и не ругает за ошибки. К такому тренеру ребенок побежит!

Как играть в шахматы? Создайте окружение!

Мои дети ходят на тренировки не только ради шахмат — они идут туда к своим друзьям. Это, возможно, самое главное в деле увлечения ребенка — создать круг общения. Поэтому поддерживайте общение с другими детьми, знакомьтесь с родителями, ходите вместе есть пиццу после занятий или празднуйте совместно окончание турниров. Мои сыновья занимаются уже 6 лет, и самые близкие их друзья как раз те, с кем они познакомились в клубе. Ну а я, в качестве бонуса, нашла себе прекрасных подруг!

Смените обстановку

В любом занятии бывают критические периоды. Так и в шахматах — то проиграл 7 партий из 7, то тренер заставил решать слишком сложные задачи. Дети теряют интерес и заявляют, что все, пора заканчивать. И здесь важна роль родителей, которые должны понять, что произошло, и вовремя что-то поменять.

Мой сын в возрасте 8 лет уже 3-й год занимался шахматами, но вдруг начал отказываться ходить на занятия, говорить, что неинтересно, надоело. Оказалось, что он «перерос» группу, в которой занимался, где было много детей-новичков. После проведенного «анализа» я нашла ему другого тренера и другую группу, и сразу его отношение поменялось, а мотивация даже повысилась.

Чемпионат мира в Минске

Играйте дома

Если ребенок заболел или нет возможности отвезти в клуб на занятия, пусть занятия придут к вам домой. Во-первых, можно заниматься по книгам или дискам, где ребенок и сказку послушает, и порешает шахматные задачи. Даже если вы сами не умеете играть, начальный уровень сможете изучить вместе с ребенком.

Во-вторых, это как раз повод подключить тренера дистанционно по скайпу. Главное — убедиться, что ребенок «не выпадает» во время занятия, и ограничивать время 30-40 минутами.

Ну, и в-третьих, существуют интернет-ресурсы, где можно играть в шахматы онлайн — «Планета шахмат» лучший из них в России. На FIDE Online Arena можно играть уже более серьезные турниры на международном уровне и даже получать виртуальные спортивные звания. Кстати, так можно поиграть и с другом, также сидящим дома, и с дедушкой, живущим в другом городе.

Афиша школьного чемпионата Европы, Греция

Попробуйте шахматный туризм

Еще один замечательный способ увлечь ребенка шахматами — это участие в шахматных турнирах в других городах и странах. Сейчас проводится очень много турниров, в которых можно участвовать в любом возрасте.

Эти поездки оказываются очень интересными и полезными — утром ребенок играет на турнире, родители за него болеют, а вечером вы вместе гуляете по музеям и осматриваете достопримечательности. Мы таким образом побывали в Калининграде, Минске, Амстердаме, Каннах, нескольких городах Греции. Дети, как правило, очень любят такие поездки, а родителям не приходится ломать голову, чем занять ребенка.

А возможно, в процессе вы сами откроете для себя новый мир интеллектуальных игр и новое хобби!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *