Окружность грудной клетки у детей

Новорождённый ребёнок весит в среднем 3,4 кг; у мальчиков масса те­ла немного больше, чем у девочек. Длина тела новорождённого в среднем 50 см, окружность головы — 35 см. Приблизительно у 95% детей масса те­ла составляет 2,5-4,5 кг, а длина тела колеблется в пределах 46-55 см.
У большинства родившихся в срок малышей масса тела восстанавливается к 10-му дню после рождения, удваивается к 5-месячному возрасту и утраивается к году. В течение первого года жизни здоровый ребёночек вы­растает на 25-30 см. В первые месяцы жизни у малыша заметно увеличива­ется подкожный жировой слой, достигая максимума к 9-месячному возрасту.
Возможно, Ваш ребёнок немного отстаёт или, наоборот, несколько опе­режает показатели, приведённые в нормативных таблицах. Это нисколько не является поводом для беспокойства — небольшие колебания в ту или иную сторону вполне естественны и допустимы. Но если масса тела малы­ша увеличивается слишком медленно, рекомендуем Вам посоветоваться с врачом. Нежелательно и чрезмерное прибавление массы тела. В первые месяцы жизни Вашего ребёнка, пока грудное кормление ещё находится в ста­дии становления, взвешивайте малыша каждые 3 дня и фиксируйте прирост массы его тела за 3 суток. В дальнейшем вполне достаточно ежемесячного взвешивания — вес может прибавляться неравномерно.
Масса тела младенца — самый нестабильный и самый чуткий показатель его физического развития. Любые недомогания, ухудшение аппетита, нарушение сна, Ваши погрешности в уходе за малышом отражаются на его массе тела.
Большой родничок после рождения может увеличиваться в размерах. Но затем, обычно к 6-месячному возрасту, он уменьшается, а в возрасте 9-18 месяцев полностью закрывается. Малый родничок, как правило, за­крывается к 3-4 месяцам.
Данные Вашего малыша

Масса, г

Рост, см

Масса, г

Рост,см

При рождении

К концу первого месяца

….второго

…третьего

…четвертого

…пятого

…шестого

…седьмого

…восьмого

…девятого

…десятого

…одиннадцатого

…двенадцатого

Окружность головы, в норме составляющая 34-35 см, к 6 месяцам жизни увеличивается примерно до 44 см, а к году — до 47 см. У новорождённого окружность головы больше окружности грудной клетки. Постепенно эти по­казатели выравниваются.

ПУПОЧНАЯ РАНКА

Пупочная ранка образуется у новорождённого после мумификации и отслоения пуповинного остатка. Процесс заживления ранки очень важен, его нельзя оставлять без внимания.
Вам нужно регулярно и тщательно осматривать пупочную ранку. К мо­менту выписки из роддома, т.е. на 4-5-й день жизни малыша, ранка покры­та кровянистой корочкой. Сразу после выписки Вы можете заметить сла­бые сукровичные выделения из ранки; это бывает довольно часто. При пра­вильном уходе корочка исчезает к 12-15-му дню жизни. Иногда пупочная ранка заживает дольше; так бывает при её глубоком залегании, при невер­ном уходе, при плотном прилегании подгузника к ранке.
Патронажная сестра научит Вас правильно обрабатывать пупочную ранку новорождённого. Общепринятый способ ухода за ранкой таков: стерильной пипеткой Вы закапываете 3% раствор перекиси водорода, потом стерильной ваткой удаляете остатки корочки и вспененного сукровичного отделяемого. Промакивайте ранку лёгкими касательными движениями, каждый раз ис­пользуя новый кусок ватки. После того как ранка подсохла, её обрабатывают «зелёнкой» (2% раствором бриллиантовой зелени) при помощи ватных пало­чек. Процедура повторяется дважды в день. Как только Вы увидите, что при обработке перекисью водорода вспенивания больше не происходит, значит, ранка зарубцевалась.
К состоянию ранки следует относиться внимательно, потому что она мо­жет стать входными воротами для болезнетворных микроорганизмов. За­метив любые изменения пупочной ранки (покраснение кожи вокруг неё,
отёчность, обильное отделяемое, кровотечение, появление на дне ранки разрастаний или похожего на гной вещества), немедленно проконсульти­руйтесь с врачом! Поводом для медицинской консультации является и слишком затянувшееся рубцевание.
После того как ранка полностью зарубцевалась (это должно произойти на 15-17-й день жизни младенца), на её месте остается втянутая кожная склад­ка — пупок. Пупок расположен на средней линии живота посередине между окончанием мечевидной кости (мечевидным отростком) и лобком. Местопо­ложение пупочного кольца помогает врачу оценить степень зрелости ребён­ка. Нередко из-за особенностей перехода кожной складки в пуповину проис­ходит выбухание пупка. Широкое пупочное кольцо и выраженное выбухание говорят о пупочной грыже — это тоже причина для обращения к врачу. Для то­го чтобы быстрее исправить дефект, доктор может порекомендовать выкла­дывать малыша на животик и назначить ему курс массажа.

ПЕЛЕНАНИЕ

Слово «пелёнка» и глагол «пеленать» происходят от латинского «реШз» -кожа, шкура. Примерно с начала XVII века это слово употребляется для обо­значения покрывала или ткани, в которую закутывают тело. Сведения о пеле­нании младенцев доходят до нас из глубокой древности. Представления о пе­ленании различаются у разных народов. Например, индеанки южноамерикан­ских племён плотно пеленают своих младенцев, высвобождая их лишь на вре­мя кормления, раз в несколько часов. Китайским малышам выпрямляют ноги и фиксируют их в таком положении. У некоторых африканских народов пер­вые 3-5 месяцев жизни дети проводят в сидячем положении — их устраивают между подушками или в специальных отверстиях, проделанных в земле.
Сегодня можно встретить мнение о том, что пеленание младенца, ограни­чивая движения, замедляет развитие его психики и двигательной активнос­ти. Это мнение разделяют и некоторые педиатры. Новорождённого предлага­ют сразу одеть в ползунки и предоставить ему полную свободу движений. Од­нозначно сказать, что лучше — пеленать или предоставить ребёнку свободу, сейчас нельзя. Преимущества и недостатки имеются у каждого из подходов.
Подготовьте для Вашего малыша и тёплые, и лёгкие пелёнки. Когда Вы пеленаете ребёнка, учитывайте температуру в комнате и постарайтесь, что­бы он не перегревался. Перед первым использованием прокипятите пелёнки в мыльном растворе, для этого подойдёт «Детское» мыло. Стирать грязные пелёнки нужно либо вручную с тем же «Детским» мылом, либо в стиральной машине со специальным детским антиаллергенным порошком. Дело в том, что в моче могут находиться бактерии, вырабатывающие аммоний, который и вызывает опрелости, а при обычных методах стирки эти бактерии пол­ностью не уничтожаются. В первые недели высушенные пелёнки нужно обязательно проглаживать с обеих сторон.

СОН НОВОРОЖДЁННОГО

Новорождённый спит столько, сколько ему нужно. Если малыш здоров, ничто не может его разбудить, пока он не выспится. Но поначалу ритм его сна не будет совпадать с Вашим режимом, и, скорее всего, Вы будете недосы­пать. Через некоторое время это неудобство исчезнет — постепенно биологи­ческие часы младенца придут в соответствие с Вашим распорядком дня.
Создайте малышу комфортные условия для спокойного сна. Это может потребовать некоторых расходов, но затраты компенсируются гораздо бо­лее важными вещами: хорошим самочувствием Вашего ребёнка и экономи­ей Ваших сил.

КРОВАТКА

Если Вы используете подержанную кроватку, то тщательно проверьте, не содержит ли она вредных красителей и древесно-стружечных материа­лов, которые со временем начинают выделять нездоровые испарения. По­смотрите, нет ли поломок, острых углов и сколов.
На первых порах младенца можно укладывать спать в коляску со съёмной корзиной. Такая коляска удобна тем, что, как правило, имеет ручки для пере­носки спящего ребёнка. В коляске можно укачивать малыша. Примерно с трёхмесячного возраста ему уже потребуется стационарная кроватка. Кро­ватку стоит покупать прочную и надёжную: она прослужит малышу до 3 лет. При покупке обращайте внимание на экологический сертификат, а также на просветы между ограждающими решётками. Просветы должны быть не ме­нее 2,5 см — иначе ребёнок может застрять межу ними, и не более 6 см, что­бы не соскользнула вниз его ножка. Проверьте замки-фиксаторы — они долж­ны надёжно удерживать откидную спинку в заданном положении.

ПОСТЕЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Очень важно правильно подобрать постельные принадлежности. Матрац должен точно соответствовать размерам кроватки и плотно прилегать к её стенкам, в ином случае головка ребёнка может случайно оказаться зажатой. Матрац должен быть ровным, без скосов и бугров, а его хлопковый чехол -легко сниматься. Изголовье лучше всего обтянуть тканью с дырочками для вентиляции — тогда малыш сможет свободно дышать, даже уткнувшись в матрац лицом. Деревянные рейки кроватки можно закрыть хлопчатобумаж­ными прокладками, прочно укрепив их завязками с внешней стороны. Это убережёт Вашего ребёнка от ушибов и сквозняков. В холодное время года удобно использовать специальные конверты из легко стирающегося матери­ала. Детям до 1,5 лет не подходят пуховые одеяла. Одеяла для маленьких обычно бывают полотняными, шерстяными или вязаными — выбирайте одея­ло в зависимости от температуры в комнате, так, чтобы малыш не переохлаж­дался, но и не перегревался. До полутора лет он должен спать без подушки.
Укладывайте новорождённого на спину: это самое безопасное для него положение. Укрывая малыша, следите за тем, чтобы ему не было слишком жарко, а если он вспотел — переоденьте его.

РЕЖИМ СНА

Перед сном обязательно проветривайте детскую комнату. Температура воздуха для комфортного сна 20-24 °С. Не оставляйте возле кроватки электрообогревателей и ни в коем случае не используйте в детской комна­те отопительных приборов со спиралью накаливания: эти приборы пожароопасны и интенсивно выжигают кислород из воздуха. Чтобы Вам было лег­ко наблюдать за спящим малышом, не тревожа его сна, включите ночник. На ночь уберите из кроватки все игрушки, в том числе подвесные: они воз­буждают ребёнка и могут случайно потревожить его сон.
В первое время, конечно же, ни о каком режиме не может быть и речи: дневной и ночной сон младенца беспорядочен. Но постепенно ритм будет становиться всё более выраженным, с возрастом периоды бодрствования станут длиннее, а периоды сна сместятся на ночное время. Ваше дело -с самого начала дать малышу понять, какие часы предназначены для сна, а какие для игр, проводить чёткую границу между днём и ночью. Днём Вы мо­жете укладывать ребёнка в съёмную корзину коляски, на ночь обязательно кладите его в кроватку. Когда на улице тепло, Вашему малышу очень поле­зен сон на свежем воздухе, в тени деревьев, зимой время сна на улице со­кращается. Если Вы укладываете ребёнка спать на балконе, ни в коем слу­чае не оставляйте его без присмотра: в коляску может упасть, например, непотушенный окурок, и это приведёт к трагедии. Летом защищайте коляс­ку противомоскитной сеткой — тогда насекомые не потревожат сон малы­ша. Пока Ваш ребёнок спит, не пускайте к нему домашних животных.
Во время ночных кормлений постарайтесь не возбуждать малыша: как можно меньше разговаривайте с ним, перепелёнывайте и меняйте подгуз­ник только в том случае, если он насквозь мокрый.
Смещение режима помешает нормальному течению всего дня. Не пере­живайте, если малыш, проснувшись, будет капризничать — его настроение постепенно выровняется.
Создайте «церемонию» отхода ко сну и постарайтесь строго соблюдать её. Обычно хорошей прелюдией к спокойному засыпанию бывает купание. После купания следует кормление — чувство сытости усыпляет младенца. Ритмичное поглаживание по животику, покачивание на руках или в колыбе­ли, ласковая мамина колыбельная песенка быстро погружают Вашего ма­лыша в сон. Полугодовалому ребёнку можно положить в кроватку любимую мягкую игрушку. А вот в свою постель старайтесь брать ребёнка только в крайних случаях: это негигиенично и может войти в привычку, от которой потом непросто избавиться.

ПЛАЧ

В первые месяцы жизни для Вашего малыша плач — единственный спо­соб дать Вам знать, что его что-то беспокоит. Ребёнок будет расти, и посте­пенно Вы научитесь понимать его «язык» и причины его недовольства. Сна­чала Вам может показаться, будто плач — главное занятие младенца, но с течением времени Вы увидите: внимание к маленькому человечку служит основой его хорошего настроения.
Не нужно противиться инстинктивному желанию взять на руки плачуще­го малыша, прижать его к груди! Не бойтесь избаловать его. «Воспитание» с помощью игнорирования зова беспомощного существа не приведёт ни к чему, кроме новых приступов плача и испытаний для Ваших нервов. Ваш ребёнок должен быть уверен, что в ласковых маминых руках отступают все горести и напасти, а её нежные слова приносят утешение.
Вам нужно понять главное: младенец плачет вовсе не «назло» родите­лям — он пытается сообщить Вам, что ему плохо, неуютно. Наберитесь тер­пения и просто постарайтесь понять причину плача Вашего малыша, найти с ним общий язык. Несколько несложных способов помогут Вам обрести взаимопонимание.

ПОЧЕМУ МОЖЕТ ПЛАКАТЬ МАЛЫШ

Чаще всего причиной дискомфорта, вызвавшего плач, служит голод. Внимательно следите за прибавкой массы тела новорождённого и увеличи­вайте объём кормления по мере роста ребёнка. Малышу, находящемуся на искус-ственном вскармливании, предложите бутылочку с кипячёной водой -причиной плача может оказаться жажда. Дети, получающие грудное моло­ко, как правило, не нуждаются в дополнительном питье.
Проверьте: может быть, плачущему малышу холодно или, наоборот, слишком жарко. На его настроение может повлиять чересчур яркий свет, проникший в кроватку. Очень часто причиной плача бывает неудобство, ко­торое причиняет маленькому человечку мокрый подгузник.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ УСПОКОИТЬ РЕБЁНКА

Размеренное ритмичное покачивание, как правило, успокаивает самых отчаянных крикунов: оно напоминает ребёнку ощущения, которые он испы­тывал в утробе матери. Можно покачать его на руках, можно немного пока­тать в коляске. Выйдите с малышом на небольшую прогулку: свежий воз­дух и плавное покачивание быстро усыпят его.
Прижмите плачущего ребёнка к себе. Несмотря на то что ему всего не­сколько недель или месяцев от роду, он очень нуждается в общении с мамой, в её ласковых словах, нежных колыбельных песенках. Кроме того, в верти­кальном положении младенцу легче отрыгнуть воздух, который он заглотил при кормлении. Погладьте животик малыша по часовой стрелке, легко похло­пайте по спинке — это также поможет освободиться от скопившегося воздуха.
Попробуйте плотнее запеленать ребёнка: это может добавить ему чувства защищённости. Любые сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные, перевозбуждают маленьких детей. Запелёнутый малыш почувствует себя уютно и скоро заснёт.
Ребёнка старше 6 недель можно попытаться отвлечь, показав ему что-нибудь интересное. Его внимание привлекает всё яркое, блестящее, и он быстро забывает о причине неудовольствия. До двухмесячного возраста Ваш малыш чётко видит лишь те предметы, которые находятся на расстоянии 25 см от него. Разговаривая с ребёнком, наклоняйтесь к нему.
Помните: эмоциональная связь матери и ребёнка неразрывна, и береги­те своего малыша. Ваше плохое настроение, негативные эмоции, накопив­шаяся за день усталость обязательно повлияют на самочувствие ребёнка и отразятся на его поведении. Ссора, разговор на повышенных тонах в при­сутствии малыша непременно скажутся на его настроении.
Ребёнок любого возраста — личность, и плачем он протестует против всего, что ему не нравится. Когда Вы чистите малышу носик, переодевае­те, он возмущается насилием. Конечно, избежать этих действий невозможно. Поэтому, закончив дела, неприятные для малыша, приласкайте его, займитесь тем, что доставляет ему удовольствие.

КОГДА НУЖНО ВЫЗВАТЬ ВРАЧА

Бывает и так, что объяснить причину плача не удаётся и ребёнка ничто не может успокоить. Или Вы заметили, что характер его плача изменился. Это повод задуматься, не заболел ли Ваш малыш. Как только Вы обнару­жили что-либо необычное в поведении ребёнка, не откладывая, прокон­сультируйтесь с врачом.
Врача нужно вызвать срочно, если Вам не удаётся успокоить ребёнка более 1,5-2 часов, если изменился характер его крика или голос, если он кричит монотонно, на одной ноте, а в промежутках между приступами пла­ча вял и апатичен. Когда младенец кричит, его родничок может набухать -это нормальное явление. Но если родничок напряжён, когда малыш споко­ен, Вашему ребёнку также требуется немедленный медицинский осмотр.
Для маленького человека плач — средство общения с внешним миром, это язык, на котором малыш рассказывает Вам о своём состоянии. Поста­райтесь услышать и понять всё, что он хочет Вам сообщить.

Как правильно измерить ребенка дома: весы и ростомер

Родители могут измерить рост и вес ребенка дома, хотя это будет не так точно, как делают врач или медсестра.

Как родителям измерить рост и вес ребенка дома:

  1. Взвесьте своего ребенка. Вы можете проверить вес вашего ребенка на весах дома сразу после обследования, чтобы сравнить его с весами врача. Обратите внимание на любые различия.
  2. Затем измерьте рост вашего ребенка. Пусть он встанет прямо, смотрит вперед, ноги вместе, плечи расслаблены.
  3. Держите линейку на уровне головы вашего ребенка и отметьте место, где его голова соприкасается со стеной.
  4. Ребенка попросите отойти от стены, а вы измерьте расстояние от пола до отметки, которую вы сделали.

Для детей и подростков, которые продолжают расти, невозможно определить определенные показатели ИМТ, соответствующие норме для всех возрастных групп и для обоих половых групп. Для этого используются специальные таблицы, в которых нормальные пределы ИМТ указано для каждого возраста.

Врачи-педиатры, семейные врачи и медицинские сестры должны оценивать ИМТ детей и подростков при осмотрах в соответствии этим таблицам.

Графики ВОЗ

Соотношение роста и веса, девочки


Соотношение роста и веса, мальчики


Рост, девочки


Рост, мальчики


Вес, девочки


Вес, мальчики


Как пользоваться графиком?

Итак, на каждом графике представлены 5 кривых:

  • 3-я и 97-я процентили (красные кривые, между которыми находятся 94% здоровых детей, находящихся на грудном вскармливании);
  • 15-я и 85-я процентили (оранжевые кривые, между которыми находятся 70% здоровых детей, находящихся на грудном вскармливании);
  • медиана, или 50-я процентиль (зеленая кривая, ниже которой и выше которой находятся ровно по 50% здоровых детей, находящихся на грудном вскармливании)

Когда проводятся измерения ребенка, значение на график наносится в виде точки. То есть, например, если вес мальчика в 3 месяца составляет 6,9 кг, надо найти точку пересечения этих значений. Она располагается между медианой (зеленой) и 85-процентильной (оранжевой) линией, и это означает, что вес малыша принадлежит тому же диапазону, что и вес 35% здоровых детей, которых кормят грудью.

Если ваш ребенок недостаточно набирает вес, если вас тревожит, достаточно ли он получает молока, обратитесь за консультацией по грудному вскармливанию.

Литература:

Измерения окружности головы

Голова ребёнка растет довольно быстро в течение первого года. На приеме педиатр ежемесячно будет проводить измерение окружностей головы, грудной клетки, роста и веса. Измерение головы производится с помощью мягкого сантиметра, в самом широком месте спереди на уровне чуть выше бровей, сзади по выпирающей части затылка.

Таблица окружности головы девочек до 5 лет, разработанная ВОЗ

Показатели окружности головы девочек указаны в сантиметрах.

За первый год оьъём головы ребёнка увеличивается в среднем на 11-12 см. В это время происходит схождение черепа, родничок полностью срастается в возрасте 12-18 месяцев. Устойчивый рост головы в течение первых двух лет говорит о нормальном развитии мозга малыша.

Таблица окружности головы мальчиков до 5 лет, разработанная ВОЗ

Показатели окружности головы мальчиков указаны в сантиметрах.

Показатели, находящиеся в интервалах между сегментами «ниже среднего» и «выше среднего», принято считать нормой. Хочется добавить, что таблицы показывают средние значения, к которым нас пытается подогнать педиатр. Поэтому если ваш малыш не вписывается в средние показатели, не переживайте каждый малыш индивидуален, со своим нормальным весом, ростом и нормальной окружностью головы.

Центильная таблица окружности головы мальчиков до 16 лет

Показатели окружности головы мальчиков указаны в сантиметрах.

Окружность груди мальчиков до 17 лет

Стоит помнить, что данные таблицы показывают средние значения показателей развития ребёнка и очень часто в поликлинике педиатры пугают нас тем, что у малыша очень большая или же, наоборот, слишком маленькая голова, начинают направлять к невропатологу, осуществлять дополнительные манипуляции. Зачастую они просто не учитывают особенность вашего малыша. Возможно, у ребёнка есть родственник, у которого маленькая голова. Или же дочка пошла в папу, а у папы с детства тоже была крупная голова, а малышке уже приписывают рахит или ставят другие запугивающие диагнозы.

Окружность живота ребёнка

Окружность живота ребёнка — это величина индивидуально изменчивая, и численные значения её размера мало характеризуют особенности ребёнка.

Окружность живота ребёнка обычно должна быть немного меньше окружности груди. Если окружность живота заметно больше окружности груди, то попробуйте замерить окружность живота утром до приема пищи. В случае, если окружность живота, по-прежнему, больше окружности груди, проконсультируйтесь со своим педиатром, вероятно это просто физиологическая особенность вашего ребёнка.

У большинства детей увеличивается окружность живота в результате повышенного газообразования в кишечнике. Вздутый живот хорошо заметен, когда ребенок лежит на спине. У детей старше полутора лет в норме живот не должен возвышаться над ребрами в позиции лежа на спине. Для того чтобы точно сказать, есть ли проблемы со вздутием необходимо вычислить индекс Андронеску. Для этого необходимо замерить окружность живота, а также рост ребенка, находящегося в вертикальном положении, после нужно вычислить отношение окружности живота ребёнка к его росту, выраженное в %.

Измерение окружности живота производят сантиметровой лентой в самом широком (выпуклом) месте. Нормальные значения индекса Андронеску после 2-х лет составляют 41-42% и 50-52% у детей в возрасте до 1,5 лет. В возрасте от 1,5 до 2-х лет индекс Андронеску должен составлять от 43 до 50%. Например, ребенку 4 года. Окружность живота 58 см, рост 104 см. 58/104 х 100% = 56%, что составляет выше нормы, означает увеличение объема живота, а также снижение темпов роста. Если у ребёнка в возрасте 2-х лет значение индекса Андронеску 50% и более, необходимо обратиться к врачу-гастроэнтерологу. Если ребёнок сильно страдает избыточным весом, индекс не рассчитывается.

Предисловие

Родительство – это вечный поиск ответов на множество вопросов. Все, что происходит с нашим ребенком, – реальный повод для волнений, сомнений, колебаний и недоразумений.

– Это нормально или нет, прибавить за месяц 1 кг?

– А 2 зуба в 9 месяцев – это значит, что пора лечиться или все-таки еще не пора?

– А чем поить новорожденного и надо ли вообще его поить?

– А белок в анализе мочи – это хорошо или плохо?

– А что надо сделать, если после прививки поднялась температура?

И таких вопросов сотни.

И ответов на вопросы тоже сотни.

С вопросами проблем нет – вопросы есть всегда.

С ответами сложнее. Во-первых, приходится искать. Во-вторых, одолевают сомнения: можно ли верить тому, кто отвечает.

Вот так и живут мамы и папы: ищут и сомневаются, находят и… сомневаются все равно.

* * *

Этот справочник – книга для мам и пап. Растерянных и недоверчивых. Взволнованных и любопытных. Ищущих и сомневающихся.

Справочник – это коллекция справок, тематическая подборка сведений, полученных в результате поиска и анализа информации.

Справочник для родителей – это сведения о детях. Сведения, специально отобранные, очень важные, очень нужные; сведения, которые искать совсем не надо: их за вас и для вас уже нашли.

* * *

Справочнику присущ целый ряд особенностей.

Справочник – произведение практического назначения. Здесь мало красочных описаний, длинных разъяснений, повторений пройденного. Здесь всё четко, конкретно. Цифры, факты, определения, советы, рекомендации, требования.

Справочник рассчитан на выборочное чтение. Никто не читает справочник от корки до корки. Возник вопрос – ищем ответ. Есть проблема – ищем конкретные рекомендации, как эту проблему решить.

Справочник имеет четкую систематизированную структуру. Вся информация отсортирована, сделано всё для того, чтобы можно было быстро найти нужную справку.

Автор убежден: справочник должен быть в каждом доме, где есть дети и где есть родители, умеющие читать. Но если вы всё еще сомневаетесь, нужна ли вам такая информация и в такой форме, посмотрите содержание справочника. Надеюсь, вы не будете разочарованы!

Ваш доктор Комаровский

Единицы измерения и сокращения

Единицы измерения

г – грамм

г., гг. – год, годы

ед. – единица

кДж – килоджоуль

кг – килограмм

ккал – килокалория

л – литр

м – метр

МЕ – международная единица

мес. – месяц

мкг – микрограмм

мкмоль – микромоль

мкл – микролитр

мг – миллиграмм

мл – миллилитр

млн. – миллион

млрд. – миллиард

мм миллиметр

мм рт. ст. – миллиметр ртутного столба

ммоль – миллимоль

мОсм – миллиосмоль

мин. – минута

пг – пикограмм

℃ – градусы по Цельсию

см – сантиметр

с – секунда

ТЕ – туберкулиновая единица

ч – час

шт. – штука

Сокращения

рН – водородный показатель

Ht – гематокрит

Hb – гемоглобин

IgD – иммуноглобулины класса D

IgE – иммуноглобулины класса E

IgG – иммуноглобулины класса G

IgM – иммуноглобулины класса M

IgA – иммуноглобулины класса А

Rh – резус

SIgA – секреторный иммуноглобулин

АаКДС – адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина с ацеллюлярным коклюшным компонентом

АДС – адсорбированный дифтерийно-столбнячный анатоксин

АКДС – адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина

АЛТ (АлАТ) – аланинаминотрансфераза

АСТ (АсАТ) – аспартатаминотрансфераза

БЦЖ – BCG (Bacille Calmette-Guerin) – бацилла Кальметта-Герена

БАД – биологически активная добавка

ВАП – вакцино-ассоциированный полиомиелит

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека

в/м – внутримышечно (-ный)

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения

ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота

ИПВ – инактивированная полиомиелитная вакцина

ИФА – иммуноферментный анализ

КТ (РКТ) – компьютерная рентгеновская томография

ЛДГ – лактатдегидрогеназа

МРТ (ЯМРТ) – ядерная магнитно-резонансная томография

НЖК – насыщенные жирные кислоты

ОПВ – оральная полиомиелитная вакцина

ОРЗ – острое респираторное заболевание

ОРВИ – острая респираторная вирусная инфекция

ПЦР – полимеразная цепная реакция

ПНЖК – полиненасыщенные жирные кислоты

РИА – радиоиммунный анализ

РИФ – реакция иммунофлюоресценции

РПИ – расширенная программа иммунизации

РСК – реакция связывания комплемента

РТГА – реакция торможения гемагглютинации

СВК – синдром врожденной краснухи

СОЭ – скорость оседания эритроцитов

сл. – следы

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита

УЗД – ультразвуковая диагностика

УЗИ – ультразвуковое исследование

ЩФ – щелочная фосфатаза

ЭКГ – электрокардиография

ЭЭГ – электроэнцефалография

Эхо-ЭГ – эхоэнцефалография

ЮНИСЕФ – UNICEF (United Nations International Children’s Emergency Fund) – детский фонд ООН

Глава перваяРост и развитие

Иногда бывает, что одно и то же в одно и то же время и велико, и мало, ибо по сравнению с одним оно мало, а по сравнению с другим оно же велико.

Аристотель

1.1. Расчет предполагаемой даты родов

Первая цифра в жизни вашего ребенка – дата его рождения.

Установить дату родов точно невозможно: уж слишком много факторов оказывают влияние на продолжительность беременности. Тем не менее средняя длительность вынашивания ребенка составляет 40 недель, поэтому рассчитать дату родов можно, прибавив 280 дней к дате зачатия.

Если же дата зачатия неизвестна (что бывает в большинстве случаев), следует воспользоваться формулой Негеле.

Формула Негеле:

Предполагаемая дата родов = дата первого дня последней менструации + 7 дней − 3 месяца.

1.2. Шкала Апгар

Второй очень важной цифрой станет, скорее всего, оценка вашего ребенка по шкале Апгар. Эта оценка будет проведена в первые пять минут после рождения, и вы обнаружите ее в выписке из роддома. Там будет написано примерно так: «Родился 8 баллов по Апгар».

Шкала Апгар принята во всем мире для оценки состояния здоровья новорожденного. Апгар – это фамилия американского анестезиолога, который (точнее которая, поскольку Вирджиния Апгар – женщина) предложил эту шкалу.

Как видно из таблицы, пять основных признаков здоровья (нездоровья) новорожденного оцениваются по трехбалльной системе: получают 0, 1 или 2 балла. Так в сумме и набирается максимум 10.

В некоторых роддомах (странах) существует практика двукратной оценки состояния новорожденного – например, сразу после рождения (на первой минуте) и через 5 минут. При такой оценке запись имеет следующую форму: «7/8 (или 7–8) по Апгар».

Принято считать, что если новорожденный получил более 7 баллов, то он здоров. Оценка от 3 баллов и меньше свидетельствует о критическом состоянии младенца.

1.3. Физиологические рефлексы новорожденных

Физиологические рефлексы новорожденных обусловлены незрелостью головного мозга. Они имеются у всех здоровых детей, но по мере того как мозг «созревает», угасают и к 4–5 месяцам исчезают. Эти рефлексы может обнаружить у своего дитя каждый родитель и убедиться тем самым в его (дитя) нормальности.

Хватательный рефлекс (рефлекс Робинсона) – если взрослый поднесет к внутренней стороне ладони малыша свой палец, то новорожденный обхватит его и будет крепко держаться. Так крепко, что ребенка несложно приподнять вверх над поверхностью стола.

Рефлекс объятия (рефлекс Моро) – возникает при ударе по столу, на котором лежит ребенок, при внезапном громком звуке, при похлопывании малыша по ягодицам или бедрам. Состоит рефлекс из двух фаз. В первой – ребенок откидывается назад, разворачивает плечи, а руки разводятся в стороны. Во второй фазе он сводит руки на груди (как бы охватывает сам себя).

Рефлекс ползания (рефлекс Бауэра) – если малыша уложить на животик и ладони взрослого приставить к ступням, ребенок отталкивается.

Рефлексы опоры и автоматической ходьбы – в вертикальном положении (дитя держат под мышки) ребенок упирается ножками в пеленальный столик. А если его немного наклонить вперед, возникают движения, напоминающие ходьбу.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина) – надавливание на область ладони вызывает открывание рта и сгибание головы.

Хоботковый рефлекс – быстрый легкий удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ «хоботком».

Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля – поглаживание пальцем в области угла рта (не прикасаясь к губам) вызывает опускание угла рта и поворот головы в сторону раздражителя.

Защитный рефлекс новорожденного – в положении на животе дитя рефлекторно поворачивает голову в сторону.

Рефлекс Галанта – если провести пальцем вдоль позвоночника (рядом с позвоночником, но к нему не прикасаться), новорожденный изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах.

Рефлекс Переза – если провести пальцами, слегка надавливая по остистым отросткам позвоночника, от копчика к шее, ребенок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности.

Обратите внимание!

Проверка рефлексов новорожденного требует определенных навыков. Если вы решили этим заняться, но что-то не получилось, скорее всего, это не у ребенка проблемы со здоровьем, а у вас проблемы с умениями.

1.4. Средние показатели физического развития новорожденных детей

Обратите внимание!

Особенность человеческих детенышей состоит в том, что для них характерны очень большие индивидуальные различия в массе тела при рождении.

Масса тела при рождении от 2500 до 4500 г считается нормальной для доношенного ребенка.

1.5. Рост и вес

1.5.1. Примерные прибавки массы тела у детей первого года жизни

1.5.2. Примерные прибавки роста у детей первого года жизни

1.5.3. Средняя месячная прибавка массы тела у недоношенных детей

1.5.4. Расчет массы тела ребенка

Формулы для ориентировочного расчета массы тела здорового ребенка.

до 1 года:

M (кг) = m + 800n

М – масса тела ребенка;

n – возраст ребенка в месяцах;

m – масса тела при рождении.

Еще одна формула – может быть, эта вам понравится больше:

3–12 месяцев:

М (кг) = (n + 9)/2

М – масса тела ребенка;

n – возраст ребенка в месяцах.

от 2 до 10 лет:

M (кг) = 10 + 2n

М – масса тела ребенка;

n – возраст ребенка в годах.

старше 10 лет:

M (кг) = 30 + 4(n – 10)

М – масса тела ребенка;

n – возраст ребенка в годах.

1.5.5. Расчет длины тела ребенка

Формулы для ориентировочного расчета

длины тела ребенка.

до 4 лет:

L (см) = 100 – 8(4 – n)

старше 4 лет:

L (см) = 100 + 8(n – 4)

от 2 до 12 лет:

L (см) = 6n + 77

L – длина тела ребенка;

n – возраст ребенка в годах.

1.5.6. Показатели роста и массы тела у детей различных возрастных групп

Показатели веса и роста существенно связаны с особенностями питания и образом жизни, национальной принадлежностью и местом проживания конкретной группы населения. Понятно в этой связи, что приведенные в таблице нормы весьма условны.

Никогда не помешает до того, как измерять ребенка и заглядывать в таблицу, посмотреть в зеркало на себя и окинуть взглядом супруга (супругу).

Обратите внимание!

От 10 до 20 % абсолютно нормальных детей «не вписываются» в диапазон нормы, указанный в таблице.

Если рост и вес вашего ребенка соответствует приведенным показателям – это нормально. Если же не соответствует, то с огромной вероятностью это тоже нормально, но желательно пообщаться с доктором, который подтвердит, что повода для волнений действительно нет.

1.6. окружность головы и груди

1.6.1. Расчет окружности головы ребенка

Рассчитать окружность головы ребенка можно по следующим формулам:

до 6 месяцев:

ОГо = 43 – 1,5(6 – n)

от 6 до 12 месяцев:

ОГо = 43 + 0,5(n – 6)

от 1 года до 5 лет:

ОГо = 50 – 1(5 – N)

ОГо – окружность головы в сантиметрах;

n – возраст ребенка в месяцах;

N – возраст ребенка в годах.

1.6.2. Расчет окружности груди

Рассчитать окружность грудной клетки можно по следующим формулам:

для детей до 6 месяцев:

ОГр = 45 – 2(6 – n)

от 6 до 12 месяцев:

ОГр = 45 + 0,5(n – 6)

от 1 года до 10 лет:

ОГр = 63 – 1,5(10 – N)

старше 10 лет:

ОГр = 63 + 3(N – 10)

ОГр – окружность грудной клетки в сантиметрах;

n – возраст ребенка в месяцах;

N – возраст ребенка в годах.

1.6.3. Окружность головы и груди (средние величины)

1.7. Размеры большого родничка

Родничок – неокостеневший участок черепа. Всего родничков шесть. Два родничка расположены по срединной линии свода черепа, еще четыре – по бокам.

Постепенное закрытие родничков – признак, позволяющий судить о состоянии обмена веществ, о росте ребенка вообще и о росте костной ткани в частности.

Наиболее показательными являются размеры большого родничка – родничка, имеющего ромбовидную форму и расположенного между двумя частями лобной кости и обеими теменными костями.

Измерение размеров большого родничка проводят между средними точками противостоящих краев.

Сроки закрытия большого родничка очень индивидуальны. Как правило, это происходит между 10 и 14 месяцем жизни. Тем не менее (и в большинстве случаев это совершенно нормально) большой родничок может полностью закрываться к 3 месяцам жизни или до 18 месяцев оставаться открытым.

Обратите внимание!

Несвоевременное закрытие или незакрытие большого родничка практически никогда не бывает единственным симптомом болезни.

Закрытие родничка в возрасте до 3 месяцев или незакрытие после 1,5 лет – не повод для волнения при том очевидном условии, что это единственный тревожный симптом. Тем не менее «не повод для волнения» является поводом для осмотра врача.

1.8. Зубы

1.8.1. Названия зубов

Термин «моляр» имеет распространенный синоним «коренной зуб», а «премоляр» – «малый коренной зуб».

1.8.2. Особенности молочных зубов

• Меньшие размеры.

• Относительно тонкие эмаль и дентин.

• Низкая насыщенность минеральными соединениями.

• Повышенная хрупкость.

• Больший риск повреждения и инфицирования.

Формирование молочных зубов начинается во время внутриутробного развития, при этом имеется взаимосвязь между течением беременности и последующим здоровьем зубов. Минерализация (накопление минеральных солей) в ткани зуба происходит внутриутробно и продолжается после того, как коронка зуба появляется над десной.

После того как рост молочного зуба завершается, наступает так называемый период физиологического покоя продолжительностью около 3 лет. В дальнейшем корни молочного зуба начинают укорачиваться и рассасываться, а сам зуб становится подвижным.

1.8.3. Прорезывание молочных зубов

Порядок расположения зубов записывается в виде зубной формулы. Отдельные зубы обозначаются цифрами. Каждый зуб имеет свой порядковый номер, начиная от центра. Два ряда цифр в зубной формуле соответствуют зубам на верхней и нижней челюсти.

Из таблицы видно, что молочные зубы режутся в определенном порядке: 2 нижних резца – 2 верхних резца – 2 верхних и 2 нижних боковых резца; первые коренные зубы – около 12–13 месяцев, клыки – 17–19 месяцев, вторые коренные зубы – 21–24 месяца. У большинства двухлетних детей имеется 20 молочных зубов.

Существует формула для ориентировочного подсчета количества молочных зубов у детей в зависимости от возраста:

N = n – 4

N – количество молочных зубов;

n – возраст ребенка в месяцах.

Обратите внимание!

Отклонение от среднестатистических норм прорезывания зубов на 6 месяцев в ту или иную сторону является нормальным!

Прорезывание зубов в «неправильной» последовательности не является признаком болезней!

Лекарств, способных влиять на сроки и последовательность прорезывания зубов, не существует!

1.8.4. Постоянные зубы

Ориентировочные сроки прорезывания постоянных зубов (возраст в годах)

Таблица показывает, что существует примерная последовательность нормального прорезывания постоянных зубов:

• первые моляры («шестые зубы»);

• центральные резцы;

• боковые резцы;

• первые премоляры («четвертые зубы»);

• клыки («глазные зубы») и (или) вторые премоляры («пятые зубы»);

• вторые моляры («седьмые зубы»);

• третьи моляры («зубы мудрости»).

1.9. Частота дыхания

Подсчет частоты дыхания можно проводить как «на глаз» (ориентируясь по дыхательным движениям грудной клетки), так и рукой, положенной на грудь или на живот.

Если дыхание равномерное, вполне можно считать 15–30 с, а затем умножить соответственно на 2–4, но всегда лучше (надежнее и точнее) потратить минуту.

Важно, чтобы подсчет проводился тогда, когда нет физических нагрузок и ребенок не нервничает.

Обратите внимание!

Если ребенок спокоен и нет физических нагрузок, но частота дыхания больше или меньше приведенных показателей – это повод пообщаться с врачом.

1.10. Частота сердечных сокращений

Частоту сердечных сокращений, как правило, определяют с помощью фонендоскопа, и делают это врачи. Тем не менее родители могут подсчитать частоту сердечных сокращений самостоятельно и без фонендоскопа, положив руку или приложив ухо к области сердца: по крайней мере у худеньких детей такой подсчет удается практически всегда.

Однако намного проще судить о сокращениях сердца по частоте пульса, определяемого на периферических артериях.

При подсчете остаются актуальными два правила, сформулированные нами в отношении частоты дыхания: во-первых, можно считать 15 с, а затем умножить на 4, но надежнее и точнее потратить минуту, во-вторых, считать надо в покое – и физическом, и эмоциональном.

Обратите внимание!

Если ребенок спокоен и нет физических нагрузок, но частота сердечных сокращений больше или меньше приведенных показателей – это реальный повод поговорить с доктором.

1.11. Артериальное давление

1.11.1. Правила измерения

Манжета аппарата должна накладываться так, чтобы ее нижний край располагался на 2–3 см выше локтевого сгиба.

Манжета аппарата должна соответствовать длине и окружности плеча. Использование большой манжеты уменьшает, а маленькой – завышает показатели в сравнении с истинными.

1.11.2. Величина артериального давления у детей

Систолическое (максимальное) артериальное давление – давление, возникающее в артериальной системе во время систолы (сокращения) левого желудочка сердца.

Диастолическое (минимальное) артериальное давление – давление, возникающее в артериальной системе во время диастолы (расслабления) левого желудочка сердца.

1.11.3. Расчет артериального давления у детей

n – возраст в месяцах;

N – возраст в годах.

1.12. Острота зрения

Острота зрения – способность различать границы и детали видимых объектов, возможность на определенном расстоянии видеть две точки раздельно, а не слитно.

За остроту зрения, равную единице (ее еще часто называют стопроцентным зрением) принята способность человека с 5 м видеть раздельно две линии толщиной 1,45 мм, находящиеся друг от друга на расстоянии 1,45 мм.

1.13. Развитие, навыки и умения

Обратите внимание!

Интенсивность развития ребенка, а также сроки формирования навыков и умений определяются не только состоянием здоровья, но и образом жизни, системой ухода и воспитания. Многие навыки и умения не возникают сами по себе. Для того чтобы ребенок чему-либо научился, его этому надобно учить!

1.13.1. Основные этапы развития двигательных навыков у детей первых двух лет жизни

1.13.2. Развитие двигательных умений у детей первого года жизни

1.13.3. Нервно-психическое развитие детей первого года жизни

1.13.4. Нервно-психическое развитие детей второго года жизни

1.13.5. Нервно-психическое развитие детей третьего года жизни

1.13.6. Правила оценки развития недоношенных детей

1 При оценке развития недоношенного ребенка первого года жизни от возраста ребенка отнимается срок недоношенности (если срок недоношенности 2 месяца, то развитие 7-месячного ребенка оценивается как 5-месячного).

2 При оценке развития недоношенного ребенка второго года жизни от возраста ребенка отнимается половина срока недоношенности (если срок недоношенности 2 месяца, то развитие 14-месячного ребенка оценивается как 13-месячного).

3 После того как недоношенный ребенок достигнет возраста 2 лет, его развитие оценивается без поправки на недоношенность.

1.13.7. Признаки нарушения речи и задержки развития языковых навыков у детей дошкольного возраста

• 6 месяцев – не реагирует или неадекватно реагирует на звук или голос;

• 9 месяцев – не реагирует на имя;

• 12 месяцев – прекращение лепета или лепета не было вообще;

• 15 месяцев – не понимает слова «нет» и «бай-бай», не реагирует на них;

• 18 месяцев – не произносит других слов, кроме «мама» и «папа»;

• 2 года – не составляет двусловных фраз;

• после 2 лет – все еще использует «детский» жаргон и чрезмерно подражает звукам;

• 2,5 года – речь ребенка непонятна даже членам семьи;

• 3 года – не составляет простых предложений;

• 3,5 года – речь ребенка понятна только членам семьи;

• 4 года – стойкие артикуляционные ошибки (помимо звуков Р, С, Л, Ш);

• 5 лет – испытывает трудности при составлении структурированных предложений;

• после 5 лет – заметное постоянное нарушение плавности речи (заикание);

• 6 лет – необычная застенчивость, перестановка слов, сложности с подбором подходящих слов при разговоре;

• в любом возрасте – монотонность произносимых звуков или осиплость голоса.

Возраст 2 – 3 года:

На 3-м году жизни в организме малыша интенсивно продолжаются рост и развитие. Рост увеличивается в среднем на 7–8 см, масса тела – на 2-2,8 кг. Необходим контроль за полугодовой и годовой прибавкой в росте, так как это один и показателей уровня биологического развития. Детские невропатологи считают, что с дефицитом веса, обусловленным количественным и качественным дефицитом питания, связано до 60% случаев приобретенных заболеваний. Опасна и другая крайность: избыточный вес, ведь лишний вес – это путь к аллергии, сахарному диабету, нарушениям обмена веществ, снижения сопротивляемости организма, болезням.

К 3-м годам позвоночник имеет выраженные изгибы, но они еще не фиксированы; уже начинается процесс окостенения скелета, но из-за большого содержания органических веществ костная система ребенка весьма гибка и податлива (при патологическом изменении расположения костей меняется и топография сосудов, нервных стволов, что в последствии может послужить причиной нарушений в работе сердца и др. органов).

Происходит заметное нарастание мышечной массы (до 23% от всей массы тела), меняется мышечный тонус; вместе с тем сила мышц еще не велика, особенно слабы мышцы разгибатели, следовательно, ребенок не должен длительно (более 15-20 мин.) находиться в одном и том же положении: стоя, сидя, на корточках. Ребенок невольно ищет для себя более «легкое” положение тела, но, к сожалению, оно не всегда физиологически выгодно для организма.

Верхние дыхательные пути, трахея, бронхи узкие, с рыхлой слизистой, склонной к отекам (при t воздуха выше 22-24 градусов, запыленности). Слизистая обильно снабжена кровеносными сосудами, через легочные капилляры протекает относительно больше крови, чем у взрослых, что обусловливает лучшие условия газообмена. Но строение грудной клетки ограничивает размах дыхательных экскурсий. Дыхание поверхностное, ЧСС 25 – 30 в 1. При физических нагрузках меняется не глубина дыхания, а частота, что затрудняет вентиляцию легких. Вместе с тем, относительная потребность в кислороде в этом возрасте выше, чем в любом другом. Вот почему воздушная среда, в которой находится ребенок, должна быть с достаточным количеством кислорода; важны физические упражнения для дыхательной мускулатуры (мышц грудной клетки, диафрагмы): имитационные движения крыльев птиц, максимальное сведение, разведение рук, подтягивание на руках, взмахи руками, круговые движения рук и т.д.

Косвенное представление о степени развития дыхательной мускулатуры может дать показатель экскурсии грудной клетки: разница окружности грудной клетки на максимальном вдохе и полном выдохе.

Сердечно-сосудистая система: быстрое увеличение объема сердца, но медленная дифференцировка его тканей; обилие нервных стволов и сосудов, что создает условия для его усиленной деятельности. ЧСС 85 – 95 в 1. Артерии относительно широкие, тонус их невысок, АД колеблется в пределах 80-96/50-70 мм рт. ст., в связи с этим при переутомлении, перегрузках дети склонны к обморочным состояниям (побледнение кожных покровов в ходе игр, занятий – тревожный признак).

Нервная система: нервные процессы недостаточно сильны и подвижны, однако условно—рефлекторные связи отличаются большой прочностью. Легкое формирование стереотипов действий и очень сложная их ломка, переделка (медленное устранение вредных привычек). Ребенок легко усваивает последовательность действий, но с трудом – механизм исполнения (знает когда надо мыть руки, но долго осваивает — как). Поэтому при обучении ребенка многокомпонентному действию алгоритм движений должен быть тщательно продуман и согласован с родителями. Координация движений слаба.

Зрение: продолжает формироваться глазодвигательная мускулатура, размер глазного яблока, острота зрения. Интересная особенность зрения детей: они отчетливо различают предметы с расстояния 7 см, поэтому любят рисовать, рассматривать картинки низко опустив голову. Необходимо использовать мольберты, подставки для книг, освещение должно быть достаточным. Телевизор – не более 10-15 мин. в день, не ближе 3 метров от экрана. Для тренировки мышечного аппарата глаз регулярно использовать упражнения: поочередное рассматривание предметов вдали и вблизи, рассматривание зелени, зажмуривать поочередно глаза, смотреть в разные стороны без поворота головы; наклоны, вращение головы. Упражнения проводить после деятельности, связанной с интенсивной зрительной работой, а также после сна и перед сном, после занятий физкультурой.

Немаловажно и рациональное питание: белковые продукты, витамины А, В2 (их много в растительных продуктах зеленого и оранжевого цвета), употреблять продукты в сыром, не измельченном виде, очень полезна черника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *