Мел для рисования

Когда мы только знакомимся с масляной пастелью, с радостью узнаем, что «масляной пастелью можно рисовать на любых поверхностях».
Кен Лесли, автор лучшей книги о масляной пастели и большой экспериментатор, как-то нарисовал на пустом гусином яйце земной шар и подвесил его на нейлоновой нитке. Получилось оригинально.

by Kenneth Leslie, 1989.
Масляная пастель на пустом гусином яйце, 8 см высотой х 5 см в диаметре

Однако, задаваясь вопросом «на чем можно рисовать масляной пастелью?», мы хотим получить более конкретные ответы, нежели «масляная пастель рисует на чем угодно».

Это правда: благодаря своему составу масляная пастель рисует и на зеркале, и на бумажном стаканчике, и на стекле – но художники обычно хотят нарисовать картину, которую можно продать повесить на стену и любоваться 🙂 К тому же, надо признать: не на всех поверхностях масляная пастель одинаково хорошо держится.

В этой статье мы рассмотрим удачные поверхности для рисования масляной пастелью, как доступные по цене, так и довольно дорогие. Также коснемся тонированной бумаги для пастели – стоит ли на ней рисовать и какие цвета лучше?

Сначала – немного теории. Конечно, вы можете ее проскочить, но тогда вы не узнаете, от чего зависит выбор бумаги для масляной пастели 🙂

В поисках идеальной поверхности перед нами встают два важных вопроса: фактурность бумаги и грунтовка.

Фактурность – зачем она нужна?

Некоторые художники предпочитают совершенно гладкие поверхности типа картона. Другие настаивают, что лучший вариант – абразивная бумага.

Абразивная бумага

Что дает гладкая поверхность? Хорошее покрытие уже при первом слое. Т.к. у такой бумаги нет фактуры, масляная пастель ложится ровно, без белых незакрашенных пятнышек. К тому же, в целом гладкая бумага и картон бюджетнее.

Что дает абразивная или любая шероховатая поверхность? Можно нанести большое количество слоев и таким образом сделать цвета более глубокими и богатыми. Наждачная бумага или художественные абразивные поверхности позволяют получить максимальное количество слоев, правда, при этом идет большой расход масляной пастели. Наконец, на фактурной бумаге масляная пастель обычно смотрится интереснее.

В общем, правильного ответа нет, потому что все зависит от вашей техники рисования. Но я заметила, что большинство художников считают слегка шероховатую поверхность универсальным вариантом. Неровности поверхности позволяют такому материалу, как масляная пастель, максимально раскрыться.

Нужна ли грунтовка?

Грунтовка бумаги может использоваться для следующих целей:

1) создание большей фактурности на гладкой бумаге (скажем, у вас много ненужной гладкой бумаги);

2) защита бумаги при использовании растворителей или масел;

3) защита бумаги от самой масляной пастели в долгосрочной перспективе.

Если вы пользуетесь растворителями (терпентин, скипидар, пинен и др.) или маслами для равномерного смешивания масляной пастели, на бумаге появятся жирные пятна. Поверхность надо обязательно защитить грунтовкой – например, купить готовый грунтованный картон или холст на картоне. Или покрыть грунтом самостоятельно – мы вернемся к этому чуть позже.

А вот надо ли защищать бумагу от самой масляной пастели – вопрос неоднозначный.

За почти 20 лет на это не нашлось однозначного ответа. Вот несколько популярных мнений, подкрепленных комментариями производителей масляной пастели и пастельной бумаги:

Джон Эллиот, еще один автор популярной книги о масляной пастели, утверждает, что не надо никакой специальной защиты. Главное – чтобы в составе масляной пастели было инертное масло (такое, как минеральное масло), а не химически активное (типа льняного масла).

За 40 лет Джон Эллиот нарисовал много картин масляной пастелью – на пастельной бумаге, на museum board (дорогущая доска с гарантией долговечности), плотной акварельной бумаге (300 и 400 гр.), и все они до сих пор в отличном состоянии.

Также этот известный художник связывался двумя крупными производителями масляной пастели, Sennelier и HK Holbein, и президенты этих компаний заверили мистера Эллиота, что они используют инертное масло, так что их масляная пастель не будет разрушать бумагу с течением времени.

Однако среди художников масляной пастелью было два прецедента, когда на обратной стороне бумаги проступило масло из масляной пастели. Бумага была Canson Mi-Teints, а масляная пастель – Sennelier. По этому поводу народ с форума WetCanvas связывался с представителем Canson, чтобы выяснить: можно ли рисовать масляной пастелью на бумаге Canson Mi-Teints без грунтования? Выдержит ли тогда бумага проверку временем?
Вот что ответил представитель компании: бумагу надо грунтовать. Чтобы наверняка.

Кен Лесли, уже упоминавшийся в начале статьи, настаивает на том, что масляная пастель со временем будет разъедать бумагу. А значит, поверхность должна быть защищена акриловым грунтом gesso (можно взять любой акриловый грунт). Кстати, известные мне абразивные бумаги уже имеют защитное покрытие, и их ничем не надо обрабатывать.

Резюме: никто точно не знает, как влияет масляная пастель на необработанную бумагу. Если у вас серьезные требования к сохранности вашей работы, вероятно, лучше всего использовать грунтованную поверхность.

Переходим к самим вариантам бумаги и других поверхностей.

Я пока попробовала не все варианты, так что комментарии о многих поверхностях основаны на многочисленных отзывах западных художников.

1) Бумага. Подойдет разная, желательно – с текстурой. Плотность – от 150 г. Маленькая плотность (120-130 г) подойдет, только если рисовать аккуратно и не планировать много слоев.

Если же вы активно используете сграффито (процарапываете лезвием или другими острыми инструментами), сильно нажимаете на мелок – то плотность бумаги должна быть больше.

Сразу скажу – принтерная бумага или детские альбомы для рисования – плохой вариант. Даже качественная масляная пастель будет себя на ней плохо вести. А уж посредственная…

Вот «Сонет» (очень посредственная масляная пастель) в обычном альбоме для рисования. Это кусок неудачного рисунка, где важным было смешивание масляной пастели. «Сонет» и так смешивается из рук вон плохо, а уж на этой гладкой, тонкой бумаге совсем ужасно:

Сонет (слева) и Mungyo Gallery (справа). Даже в случае Mungyo начинает просвечивать бумага, потому что такая гладкая бумага не подходит для смешивания.

Правда, если забить на смешивание и ограничиться накладыванием штрихов, все не так уж и плохо:

Но скажу честно: рисовать на такой бумаге – никакого удовольствия!

Зато вот как выглядит тот же Сонет на нормальной бумаге для пастели. О чудо! Появляется какое-то подобие слоев и даже немного смешивания!

В общем, давайте забудем о совсем плохой бумаге и поговорим о хорошей 🙂

Пожалуй, лидер среди различных вариантов бумаги для пастели – Canson Mi-Teints. Стоит 26 рублей за лист А4, выпускается в целой радуге из 50 (!) оттенков, продается почти везде. В меру плотная – 160 г.

Удачная поверхность – одна сторона более шершавая (обычно используется для сухой пастели), другая – с менее выраженной текстурой. Как я многие, я предпочитаю вторую сторону, но вдруг вам придется по душе более фактурная сторона?

Интересные факты: на эту бумагу отлично ложится любая качественная масляная пастель, кроме Holbein. Почему-то текстура этой топовой пастели не дружит с Canson Mi-Teints.

Судя по словам представителя компании Canson, не все 50 оттенков этой бумаги являются светостойкими. Это выяснили ребята с WetCanvas.

Стокгольм на Canson Mi-Teints. Деталь работы.

Очень похожа на Canson Mi-Teints бумага для пастели Lana. Она тоже выпускается в разных цветах, тоже имеет две разные по текстуре стороны.

А вот бумага для пастели Fabriano Tiziano отличается. Она показалась мне немного тоньше, чем Canson, со странной ячеистой текстурой. Масляная пастель наносилась как будто бы не очень равномерно. Хотя я мало на ней рисовала, больше покупать ее не буду. Художники, рисующие сухой пастелью, тоже ее не любят.

Другой вариант – Strathmore 400 Series Pastel Paper. Хотя у этой бумаги для пастели удачная поверхность, она слишком тонкая (118 г). А использовать такую бумагу только для скетчей – что-то дороговато.

Sennelier Oil Pastel Card разработана специально для масляной пастели, но многим oil pastelists она совершенно не понравилась. Эта бумага плотная, слегка фактурная, но, как говорят, масляная пастель скользит по ней, плохо цепляется за поверхность. Бумага не позволяет наносить много слоев.

В альбоме между листами калька – удобно, что не нужно беспокоиться о смазывании рисунка. Те художники, которым бумага понравилась, любят брать с собой альбом на пленер. Это дорогой вариант – что неудивительно, это же Sennelier.

Есть и отечественная бумага для пастели Palazzo. На ней можно рисовать, и некоторым нравится и хорошо получается, но… она какая-то некачественная на вид, мне даже не захотелось пробовать. К тому же, после «Сонета» отечественная продукция не внушает мне доверия.

Крафтовая бумага. Она, конечно, тонковата для масляной пастели. И она гладкая. Но это опять-таки дело вкуса, и некоторые художники рисуют на ней с удовольствием. Мне чисто субъективно не нравится сама бумага – ни по цвету, ни на ощупь.

Bristol vellum – довольно гладкая бумага, обычно не очень удобная для масляной пастели. Обладатели наборов Сеннелье жалуются, что пастель просто скользит по бумаге, невозможно накладывать слои и т.д.

Однако художник Эд Бразерс уже не первый год рисует мелками Сеннелье исключительно на Strathmore Bristol Vellum – плотной бумаге со слегка шероховатой текстурой. Совсем слегка. Эд комментирует, что к этой бумаге нужна привычка, и что некоторые мелки Сеннелье вообще не смешиваются на ней и не ложатся вторым слоем.

Вот одна из его шикарных работ:

by Ed Brothers

Акварельная бумага – еще один достойный вариант. Только не российского производства Лилия-Холдинг – на такой бумаге что акварель, что масляная пастель быстро начинает скатываться. А вот если брать нормальную по качеству, плотную (300 г – супер!), с текстурой по вкусу – то рисовать приятно. Самый шикарный вариант – это, пожалуй, Arches. Его хвалят все! Но акварельная бумага Arches дорогая: в России лист стоит около 700 рублей.

Любителям гладкой бумаги нравится акварельная бумага Fabiano горячего прессования.

Плюс акварельной бумаги в том, что можно затонировать бумагу акварелью – а потом уже рисовать масляной пастелью. Это будет считаться смешанной техникой, и, если вы беспокоитесь о долговечности такой работы, можно покрыть акварельный подмалевок прозрачным акриловым грунтом (clear gesso).

Еще одно преимущество: поверхность акварельной бумаги обычно проклеена желатином, поэтому не надо беспокоиться о защите бумаги от масла в масляной пастели. Однако помните, что такой защиты не достаточно, если вы используете растворители.

Вот моя работа на плотной акварельной бумаге с достаточно крупным зерном (марку не помню):

Hahnemuhle velour – бархатная бумага, весьма специфическая. Она очень приятная на ощупь, но чтобы работать на такой бумаге, к ней надо привыкнуть.

Эта бумага подходит для нанесения штрихов, но не смешивания. Не позволяет накладывать слои пастели. Поэтому трудно вносить изменения, приходится сразу наносить штрихи и цвет четко на те области, где они должны быть.

Масляная пастель Sennelier не подходит для работы на этой бумаге: она слипается в комочки, липнет – в общем, не дружит с Hahnemuhle Velour. Нужна более твердая пастель, которую придется наносить с нажимом.

Hahnemuhle Velour: бархатная поверхность, такая нежная и такая капризная

Бумага для масла – в первую очередь, Arches Oil Paper. Шикарный вариант: плотная, 300-граммовая бумага, грунтованная с обеих сторон и поэтому подходящая для использования растворителей и не боящаяся масла в масляной пастели. Короче, archival со всех сторон. Одна сторона бумаги более гладкая, другая – слегка фактурная. Использовать можно обе.

Вероятно, другие бренды бумаги для масла тоже могут подойти, но у меня нет на них отзывов. А вот Arches Oil Paper хвалят регулярно. В листах она довольно дорогая (500-600 рублей), но большого формата (50 на 70 см). Есть недорогие склейки и альбомы. Другие варианты, которые разок-другой упоминались любителями масляной пастели – склейка Clairefontaine для масла (240 г) и Canson Figueras (290 г), обе с тиснением лен.

Если вы хотите, чтобы ваша работа не желтела и не выцветала со временем, на бумаге должна быть надпись acid-free. Canson Mi-Teints, Strathmore и другие серьезные бренды всегда acid-free (бескислотные).

Конечно, сохранятся цвета или поблекнут, также зависит от качества и светостойкости ваших мелков.

2) Картон

Дешево и доступно. Супер-бюджетный вариант – вырезать картонки из-под коробок овсянки. Некоторые действительно так делают. И я попробовала для прикола:

Минус картона – гладкая и незащищенная поверхность (но ее можно загрунтовать). Хотя некоторым художникам импонирует гладкая поверхность.

Художница Вера Кавура впечатляюще экспериментирует с масляной пастелью на плотном гладком картоне:

Автор Вера Кавура

Также можно использовать картон от паспарту – у вас он все равно остается, если вы делаете паспарту сами. Багетные мастерские могут продать такой картон по дешевке.

Некоторые делают наброски на упаковочном картоне из-под больших коробок…

Еще столько вариантов впереди – абразивная бумага, холст, дерево, варианты грунтования… Об этом вы узнаете во второй части статьи 🙂

Мелки для асфальта

Преимущественно такими приспособлениями рисуют дети.

Состав:

  • меловый порошок;
  • безопасный красящий пигмент;
  • клеящее вещество.

У таких мелков много достоинств. Во-первых, ребенок ничем не ограничен – он может рисовать огромные картины по всей площадке. Во-вторых, хоть мел и пачкается, он легко отмывается водой или отряхивается с одежды. Ещё одно преимущество – безопасность. Цветные мелки для рисования оптом на асфальте никак не навредят ребенку, так как не содержат токсинов и химических примесей. Коробочка с мелками – полезный предмет в доме.

Мел школьный белый

School chalk.

Белый мел от FILA-GIOTTO, 100 штук в упаковке, отличного качества.

Всем хорошо знакомые школьные доски с тёмной поверхностью, на которой так удобно писать мелом, до сих существуют во многих учебных заведениях самых развитых стран. Дело в том, что они — самые удобные и самые безопасные, какие бы новинки не появлялись.

Новые маркерные доски могут выделять эфиры и вызывать астму, а интерактивные доски дают излишнее напряжение на глаза. Поэтому у обычной традиционной доски конкурентов нет.

Главное — чтобы доска была хорошая, и мел для неё — тоже.

Мел школьный белый. ГДЕ КУПИТЬ. Школьные мелки можно купить в майшоп — в каталоге есть упаковки по 100 штук, а также цветные мелки. Также смотрите каталоги и в лабиринте. И в озоне — в разделе аксессуаров для досок.

12 неосыпающихся белых мелков. Для рисования на доске или асфальте. Мелки имеют пониженное выделения пыли, изготовлено с экологически чистых материалов и легко смываются водой с рук и одежды.

Не весь мел хорош. Один мел крошится, превращаясь в пыль; другой — царапает доску, третьего практически не видно на доске, слишком бледный.

Одно из событий — появление так называемых некрошащихся мелков без пыли. Делают их обычно с использованием казеина. Это такие мелки, которые не пачкают руки и одежду, их изготавливают по специальной технологии. Хотя мелки и называются некрошащимися, тем не менее, их частицы всё же всегда присутствуют в воздухе школьных помещений. Обычный хороший мелок ничуть не хуже.

Качественные мелки не крошатся, образуют минимум меловой пыли, имеют насыщенные цвета; белый мелок отлично видно на школьной доске.

Раньше (ещё недавно) все доски для письма мелом были исключительно деревянными. Их покрывали матовой краской, обычно чёрной или тёмно­-коричневой. Такой фон обеспечивал максимальную контрастность с записями, сделанными мелом. Современная же школьная доска имеет металлическую основу, что позволяет работать не только с мелом, но и размещать на ней вспомогательные пособия на магнитах. Краску для покрытия рабочей поверхности сегодня не использует ни один производитель досок; у каждой компании разработаны свои специальные составы, к которым предъявляются повышенные требования по устойчивости к химическим и механическим воздействиям.Очень хороши доски, изготовленные из металла с лаковым покрытием.

Гелевые мелки

Интересный вид мелков, имеющий свои особенности.

Состав:

  • гелевая основа;
  • красящий пигмент;
  • глицерин;
  • пластик.

Гелевые мелки создаются на водной основе – это приближает их по своим свойствам к акварели. Яркий и насыщенный рисунок, созданный таким приспособлением, можно красиво размыть водой или полностью смыть с поверхности.

Мелки легко наносятся на бумагу и картон, что удобно для малышей. Пластиковый корпус оснащен поворотным механизмом для контроля расхода стержня. Внешне напоминают короткие фломастеры.

Пастельные мелки

Бархатистая текстура рисунка с эффектом живописи – главная особенность таких мелков.

Состав:

  • красящий пигмент или белила;
  • наполнитель;
  • связующее вещество.

Пастель бывает твердая и мягкая. Твёрдые мелки подходят для изображения тонких линий, контуров, штрихов. Однако они проигрывают по насыщенности мягким изделиям.

Округлая форма мягких приспособлений для рисования делает их использование немного сложным: рисовать ими следует аккуратно, не давить. Хрупкость и рассыпчатость таких мелков компенсируется их широкой цветовой гаммой. Рисование этими инструментами требует некоторых навыков.

Восковые мелки для самых маленьких, трехгранные, Mini Kids, Crayola Все дети очень любят рисовать, этот процесс их очень увлекает. Специальные, безопасные, гиппоалергенные восковые мелки помогут юным дарованиям нарисовать свои первые произведения. Они разработаны специально для самых маленьких и учитывают все их особенности: натуральные компоненты, в случае, если малыш попробует мел на вкус; удобная форма, благодаря которой мелок легко поместится в детскую ладонь; прочная структура позволит мелу прослужить дольше и не сломаться при сильном нажатии, но при том линии получатся мягкие и яркие. Также эти мелки однозначно порадуют родителей, они с легкостью отмываются с любой поверхности и ткани, с помощью обычной теплой воды и мыла и не пачкают самого малыша. Основа мелков разработана из пчелиного воска и красителей на растительной основе, поэтому они безопасны для малыша, даже если он решит попробовать их на вкус. Рекомендуемый возраст: 1 +. Размер упаковки: 10 х 10,5 х 2,5 см. Комплектация: 16 восковых мелков.

Особенности возникновения

Немногие знают, из чего делают мел. Уделим внимание его возникновению в природе. Когда на Земле жили динозавры (а это было примерно 80 млн лет назад), был Меловой период. В крохотных морях того времени обитали миллионы маленьких моллюсков, которые свои скелеты и раковины строили из кальция, находящегося в воде. В донных отложениях скапливались останки существ многометровыми слоями и трансформировались в белый мел.

Химический состав

Итак, вы уже знаете, из какого камня делают мел. Теперь рассмотрим его состав. Известно, что белый минерал содержит до 50 % оксида кальция, и примерно 2 % оксида магния. Какие субстанции придают окраску этому минералу?

Мел иногда может содержать даже 3-4 % оксида алюминия, а также немного оксидов железа. В этом случае он будет иметь розовый или красный оттенок.

Считается, что химическая формула этой горной породы идентична формуле карбоната калия — СаСО3.

В его состав входят:

  • оксид алюминия – до 4 %;
  • углекислый газ – до 43 %;
  • окиси кальция – от 47 до 55 %;
  • диоксид кремния – не более 6 %;
  • окись магния – не более 2 % от общего веса тела;
  • иногда железо – не более 0,5 %.

Кстати, высокое содержание кремния увеличивает плотность мела.

Интересные факты

Вы знаете, из чего делают школьный мел? Можно ли его есть? Если у человека в организме недостаточно кальция, у него возникает тяга к поеданию мела. Доктора к данному вопросу относятся неоднозначно. Когда он оказывается под влиянием желудочного сока (соляной кислоты концентрированной), он значительно меняет свои качества.

Мел проходит через большое число окислительных процессов. В итоге он лишается первичной нейтральности, превращается в химическое агрессивное соединение, похожее по свойствам на гашеную известь (гидроксид кальция).

Именно поэтому слизистая оболочка ЖКТ при контакте с окисленным минералом серьезно страдает.

Если мел употреблять в пищу в больших количествах, это спровоцирует известкование сосудов. При недостатке кальция намного безопаснее принимать особые медпрепараты, к примеру, глюконат кальция.

Доктора предупреждают пациентов о недопустимости применения в пищу аграрного кормового, канцелярского, строительного мела.

Применение и добыча

Как делают мел? В основном его получают путем карьерных открытых разработок. Добытые глыбы крошат, затем погружают в воду. При беспрестанном размешивании частички кальция всплывают на поверхность. Их высушивают и используют для разнообразных целей. Кстати, в виде кладочного сырья мел применять неразумно, так как у него малая твердость.

Камни, которые не прошли подобную переработку, отправляют на обжиг. В результате образуется известь, которую долгое время использовали для побелки потолков внутри строений. Сегодня такая сфера применения почти отсутствует, так как были созданы иные отделочные материалы.

Нынче мел добавляют в разные цементные смеси для того, чтобы придать им дополнительную мягкость. Также минерал востребован при создании стекла, пластмасс, резины, каучука, смесей композитных и лакокрасочных материалов.

В огромных количествах породу применяют в ковровой и линолеумной промышленности. С его помощью регулируют вязкие качества латексного клея, улучшают теплосберегающие свойства изделий, придают им прочность.

Кальций необходим для изготовления удобрений почвенных и комбикормов. Порошок меловой – это база для создания многих косметических средств: помады губной, пудры, кремов. Сложно представить функционирование бумажной и картонной промышленности без этого материала.

Физико-химические характеристики

В зависимости от своеобразия месторождений, в природных свойствах мела могут быть значительные отличия. Существенно влияет на минерал влажность воздуха. Он в воде не растворяется, а формует суспензию. Карбонат кальция при впитывании влаги свою прочность теряет. Пластичность материала при этом значительно увеличивается.

Это вносит серьезные проблемы в переработку и добычу мела, он прилипает к ковшу экскаватора. Имеет незначительную морозостойкость. После размораживания он распадается на большое число мелких отдельных частиц. Данное свойство применяют в сельском хозяйстве для снижения кислотности почвы.

Чем мел отличается от извести?

Несмотря на общие корни, эти материалы отличаются по составу, свойствам. Оба считаются экологически безопасными, но известь получают путем обжига природного известняка, а в составе мела имеется углекислый газ.

Желаете собственными силами отличить известь от мела? Возьмите маленькую горсть каждого сырья, разотрите в пыль, а затем смойте тонкой струей воды. Мел тот час же исчезнет вместе с водой, а вот для того чтобы удалить известь, придется порядочно потрудиться.

От известковой побелки следов не остается. Мел же будет долгое время напоминать о себе даже после окончания ремонта. У извести обнаружены великолепные антисептические свойства, поэтому ее применяют для защиты кустарников и деревьев от поражения насекомыми.

Бренды

Сегодня производством детских восковых мелков занимаются множество компаний. Среди российских производителей наиболее известны «Гамма» и «Луч». Приобрести их можно в любом магазине канцелярии, разнообразие наборов широкое, а главное — невысока цена.

Среди зарубежных производителей можно выделить американскую фирму Crayola и испанскую Jovi.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *