Осанка нарушение

Специалист: Травматолог-ортопед
Описание заболевания
Симптомы
Жалобы
Причины
Диагностика
Лечение
Профилактика
Нарушение осанки – это деформация позвоночника, который может быть изогнут во фронтальной (спереди назад) или сагиттальной (вбок) плоскостях.
Нарушение осанки лечит в зависимости от преобладающей симптоматики педиатр, детский невролог, вертебролог, массажист, мануальный терапевт, физиотерапевт. Наилучшего результата удается добиться при комплексном подходе.

О заболевании

Частота деформаций позвоночника растет пропорционально возрасту. Если у дошкольников это заболевание встречается у 17% детей, то в средних классах частота выявляемости уже более 30%, а в старших – более чем 65% случаев.
Само по себе нарушение осанки ни жизни, ни здоровью не угрожает. При соответствующем лечении анатомию позвоночника можно восстановить. Однако изменения осанки способствуют снижению подвижности грудной клетки и диафрагмы, а это предпосылка формирования многих болезней.
При нарушенной осанке снижаются амортизационные возможности позвоночника, страдают многие органы. Позвоночный столб – костная основа, к которой «крепятся» различные структуры человеческого организма, и любое изменение анатомических соотношений неизбежно сказывается на здоровье.
Неправильная осанка – первый шаг на пути формирования сколиоза, межпозвоночных грыж и других вертебрологических расстройств.
Детские травматологи выделяют следующие деформации в сагиттальной плоскости:

  • плоская спина – сглаживание всех физиологических изгибов;
  • плоско-вогнутая спина – поясничный изгиб увеличен, шейный сглажен, в шейном отделе кифоз (искривление позвоночника в передне-заднем направлении);
  • сутуловатость – грудной кифоз увеличен, поясничный изгиб сглажен;
  • круглая спина (кифотическая осанка) – грудной кифоз увеличен, поясничного изгиба практически нет;
  • кругло-вогнутая спина (кифолордотическая осанка) – шейный и поясничный изгибы резко увеличены.

Деформация во фронтальной плоскости – это сколиотическая осанка, искривление вбок. От настоящего сколиоза такое нарушение отличается тем, что лежа все изгибы выравниваются.
По тяжести различают следующие степени:

  • незначительная деформация, которую ребенок может корректировать сам при направленном внимании;
  • деформация выражена сильнее, но распрямляется в положении лежа или при подъеме за подмышки;
  • деформация сохраняется в лежачем положении и при подъеме.

Симптомы нарушения осанки

На внешний вид ребенка обращают внимание окружающие взрослые. Наличие деформации можно определить даже при беглом взгляде. Может быть выступание грудной клетки, головы и плеч вперед, избыточный угол наклона таза, плоские ягодицы, отклонение вертикальной оси вбок.
При сколиотической осанке деформация напоминает дугу, голова наклонена в сторону, плечи, лопатки и соски находятся на разных уровнях.

Жалобы на нарушения осанки

На первой стадии дети практически ни на что не жалуются. В более тяжелых стадиях может беспокоить головная боль, боль в спине, утомляемость, снижение зрения.
Длительно существующие деформации изменяют работу сердца, легких, пищеварительной системы. Если грудь плоская, то снижается дыхательная способность легких, отчего развивается кислородная недостаточность, изменяется метаболизм. Дети выглядят более вялыми по сравнению со сверстниками, часто болеют респираторными инфекциями, бронхитами, воспалением легких, предрасположены к туберкулезу.

Из-за ненормального поясничного изгиба ослабевают мышцы брюшного пресса, опускается желудок и кишечник, возникают запоры.

Причины нарушения осанки

Причины бывают врожденные и приобретенные.
Врожденные изменения возникают вследствие отклонений внутриутробного развития или травмы плода в родах. Это позвонки клиновидной формы, соединительно-тканная дисплазия, вывих атланта (1-го шейного позвонка), миотонические синдромы (кривошея и подобные). На долю врожденных отклонений приходится не более 10% всех поражений.
Подавляющее большинство причин нарушения осанки – приобретенные. Предрасполагающий фактор – астеническая конституция. Провоцируют деформации осанки такие факторы, как низкая физическая активность, тяжелый портфель (особенно в сочетании с привычкой носить в одной руке), недостаточная освещенность учебного места, из-за чего тело ребенка длительно находится в нефизиологическом положении.
Не способствует формированию правильной осанки и некоторые действия родителей, которые жаждут, чтобы ребенок сел или пошел раньше положенного природой срока. Стремление «научить» сидеть или ходить ребенка, позвоночник которого еще не созрел для этого, ничем хорошим не заканчивается.
Страдает позвоночник при тяжелых системных заболеваниях: полиомиелите, туберкулезе, плоскостопии, последствиях травм, укорочении одной ноги. Мешает формированию правильной осанки плохое зрение и слух (близорукость, косоглазие, тугоухость), когда ребенок вынужден приближаться к источнику звука или изображению, удерживая спину в вынужденном положении практически постоянно. Неправильная осанка бывает также у детей с дефицитом или избытком массы тела, когда мышцы не имеют возможности нормально развиваться.

Отчего это бывает?

Причины появления искривления позвоночника могут быть как врождёнными, так и приобретёнными.

К врождённым причинам искривления позвоночника относят нарушения внутриутробного развития, что приводит к недоразвитости позвонков, образованию клиновидных и дополнительных позвонков и других патологий.

Приобретёнными причинами искривления позвоночника могут быть заболевания рахит, полиомиелит, туберкулёз, плеврит, радикулит) и травмы (переломы позвоночника). Неправильное положение тела вследствие других заболеваний (односторонний паралич, системные заболевания соединительной ткани, плоскостопие, разная длина ног или отсутствие одной из них, косоглазие или близорукость из-за которых человек вынужден принимать неправильную позу при работе) тоже приводят к искривлению позвоночника.

Нарушение осанки может появиться в результате профессиональной деятельности человека, свазанной с длительным нахождением в одной позе (работа за столом с постоянно наклонённой головой, просто неправильная поза на стуле, привычная неправильная осанка). Стоит заметить, что при нарушении осанки тяга мышц становится неравномерной, что приводит к ещё большему искривлению позвоночника.

Виды нарушений осанки

Сутулость — нарушение осанки в основе которого лежит увеличение грудного кифоза с одновременным уменьшением поясничного лордоза. При этом надплечья приподняты, плечевые суставы приведены. Сутулость часто сочетается с крыловидными лопатками, когда нижние углы или внутренние края лопаток сильно выдаются над грудной стенкой.

Круглая спина — нарушение осанки, связанное со значительным увеличением грудного кифоза и отсутствием поясничного лордоза. При этом смещается центр тяжести тела. Чтобы сохранить равновесие, человеку приходится стоять и ходить на слегка согнутых ногах. Угол наклона таза уменьшен. Голова наклонена вперед, надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, грудь западает, руки свисают чуть впереди туловища. Круглая спина часто сочетается с крыловидными лопатками. Живот выступает.

Кругловогнутая спина — нарушение осанки, в результате увеличения всех физиологических изгибов позвоночника. Ноги слегка согнуты или, наоборот, переразогнуты в коленях. Живот выступает, или даже свисает. Надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, голова бывает выдвинута вперед от средней линии тела. Кругловогнутая спина часто сочетается с крыловидными лопатками.

Плоская спина — нарушение осанки, характеризующееся уменьшением всех изгибов позвоночника, в первую очередь — поясничного лордоза и уменьшением угла наклона таза. Грудная клетка смещена вперед. Нижняя часть живота выстоит. Это нарушение осанки особенно неприятно тем, что при беге, прыжках и других осевых нагрузках импульс не амортизируется и передается на основание черепа и, далее, на головной мозг.

Плосковогнутая спина — нарушение осанки, состоящее в уменьшении грудного кифоза при нормальном или увеличенном поясничном лордозе. Шейный лордоз часто тоже уплощен. Таз смещен кзади. Ноги могут быть слегка согнуты или переразогнуты в коленях. Часто сочетается с крыловидными лопатками.

Диагноз

Выявить нарушение осанки и определить его тип поможет ортопед. Диагноз ставится при проведении обычного осмотра, для его верификации используют рентгенографию позвоночника.

Лечение

Лечение включает в себя лечебную гимнастику, мануальную терапию, иглоукалывание, лечебный массаж, использование специальных корсетов. На фоне лечения и при соблюдении режима нарушения осанки проходят.

Диагностика нарушения осанки

При подозрении на нарушение осанки необходима консультация детского ортопеда-травматолога или вертебролога.
Во время осмотра врач обращает внимание на такие критерии:

  • положение лопаток (при заболевании находятся на разных уровнях, неодинаково отстоят от позвоночника);
  • отклонение остистых отростков от средней линии;
  • асимметрия ягодичных складок;
  • уровень подколенных ямок;
  • форма грудной клетки (выпуклая или вогнутая);
  • симметричность ребер.

Врач обязательно проводит тест Адамса – осматривает положение костей при наклоне туловища вперед.
Для уточнения деформаций (количественное определение изгибов, углов и дуг) назначаются инструментальные методы: рентгенография, МРТ или СКТ.

Лечение нарушения осанки

Нарушения осанки у детей носят функциональный (обратимый) характер, поэтому лечебные мероприятия проводятся в двух направлениях: создание крепкого мышечного корсета и обучение рациональным двигательным стереотипам.
Используются (в разных соотношениях по ситуации) следующие методы:

  • ЛФК под руководством инструктора, в том числе кинезитерапия;
  • массаж общий и ортопедический;
  • мануальная терапия;
  • водолечение;
  • лечебное плавание;
  • занятия на лечебных тренажерах;
  • ультрафиолетовое облучение;
  • электростимуляция мышц;
  • лечение магнитными полями, в том числе индуктотермия;
  • грязевое лечение (пелоидотерапия);
  • талассотерапия – лечение продуктами моря (водоросли, морская вода);
  • ношение ортопедического корсета, который изготавливается по индивидуальным меркам.

В самом крайнем случае, когда возможности консервативного лечения исчерпаны, применяется хирургическая коррекция.

Профилактика нарушения осанки

Лучшая профилактика – подходящее по возрасту спальное место с ортопедическим матрасом и подушкой, одежда и обувь на устойчивой подошве, ношение рюкзака вместо портфеля, достаточное освещение учебного места.
Ребенок в обязательном порядке должен быть проконсультирован офтальмологом и ЛОР-врачом, а выявленные нарушения скорректированы.
Детей с неправильной осанкой должен наблюдать детский ортопед, рекомендации которого следует неукоснительно выполнять. Необходима достаточная физическая активность, спортивные занятия, игры с физической нагрузкой.
Специалисты клиники «СМ-Доктор» проведут профилактический осмотр ребенка любого возраста, подскажут все необходимые меры для коррекции осанки. В центре применяются инновационные методики диагностики и лечения. Обращайтесь к лучшим специалистам, которые знают, как сделать осанку вашего ребенка идеально ровной!

Врачи:

Детская клиника м.Марьина Роща Детская клиника м.Войковская Детская клиника м.Текстильщики Детская клиника м.Молодежная Детская клиника м.Чертановская Детская клиника в г.Солнечногорск, ул. Красная

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Пенькова, Ирина Витальевна, 1997 год

1. Авакян Р.У. Материалы по изучению осанки у Ереванских школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Ереван, 1963.- 23с.

3. Аксенова Н.Т. Дифференцированная методика лечебной физкультуры при кифотической деформации позвоночника, частично фиксированной формы у детей: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Малаховка, 1984, 25с.

4. Аксенова О.Н. К вопросу об осанке человека: Дис. . канд. пед. наук. М., 1948. — 125с.

9. Арабян Т.И. К изучению осанки у учащихся ПТУ: Автореф. дис. . канд. биол. наук. Тбилиси, 1973. -20 с.

10. Арабян Т. И. Осанка школьников в подготовительных и первых классах // Проблемы физиологии развития. М., 1976. — с. 98.

11. Арсланов В.А. Педагогические условия формирования осанки школьников младшего возраста в учебной деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань, 1985. 24 с.

12. Арсланов В.А., Курмаев О.Д. Исследование состояния осанки в деятельности на примере школьников -спортсменов // Актуальные вопросы теории и методики физического воспитания школьников. Казань, 1977.с. 3 25.

14. Арсланов В.А., Арсланова JI.M. Состояние тонуса мышц у школьников младшего возраста // Растущий организм в условиях мышечной деятельности. Казань, 1990.с. 18 21.

17. Банникова Т.А., Утенко В.П. Физическое развитие и двигательная активность школьников Санкт Петербурга // Проблемы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. — Волгоград, 1994. — с. 6-7.

18. Баранов A.A., Матвеева H.A. Здоровье школьников. ( Пути его укрепления ). Красноярск, 198 9. — 184 с.

19. Бахмат. Е.И., Буровых А.Н. Электромиографическая характеристика некоторых мышц туловища при нарушении осанки // Теоретические и практические аспекты управления процессом спортивного совершениствования. -Омск, 1980. с. 99 — 100.

21. Безруких М.М. Двигательный режим школьника в семье // Физкультура в школе. 1982. — № 1. — с. 56 — 59.

22. Белякова Н.Т. Формирование осанки у детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания:V

23. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1968. — 17 с.

25. Блинова Н.Г., Мирзаханова P.M. Диагностирование физического развития и физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста / / Сибирь и олимпийское движение. Омск, 1993. — с. 17.

26. Бондаревский Е.Я. Физическая подготовленность молодежи, проживающей в различных климато-географических районах СССР // Физическая культура и здоровый образ жизни. М., 1990. — с. 17 — 19.

28. Бородич Л.А., Назарова Р. Д. Занятия плаванием при сколиозах у детей и подростков. М. : Просвещение, 1988. — 77 с.

30. Бунак В.В Методика антропометрических исследований .-М., 1931. 222 с.

32. Бурмистрова Н.И. Осанка первоклассника под контролем // Физическая культура в школе .- 1996. № 1с. 55.

36. Буц Л.М. Для вас, девочки. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 176 с.

38. Вавилов Ю.Н. Концептуальные предпосылки перестройки школьной системы физического воспитания в СССР // Теория и практика физической культуры. 1990.10 .- с. 2 10 .

39. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания / Учебное пособие. М.:Просвещение, 1986. — 176 с.

42. Верховский Ф.П. Позвоночник «дерево жизни» // Физкультура и спорт. — 1996. — №7. — с.9 -10.

44. Волошин В. И. Взаимосвязь нарушений осанки с показателем • физического состояния молодежных контингентов // Вопросы физического воспитания и спортивной тренировки студентов в вузвх республики. -Рига , 1976. с. 41 -46.

46. Гамбурцев В. А. Гониометрия человеческого тела. М.:Медицина, 1975. 165 с.

49. Годик М.А. О методике тестирования физического состояния детей // Теория и практика физической культуры. 1973. — № 8 . — с. 32-34.

50. Губин Г.И. Профилактика и лечение сколиоза у детей в общеобразовательных учереждениях // Дети и здоровье. -Омск, 1983. с. 81.

51. Гужаловский A.A. Физическое состояние спортсмена и его оценка // Теория и практика физической культуры. -1973. № 3. — с. 70 -72.

52. Гурова Н.И. Морфологические изменения в позвоночнике при нарушениях осанки у детей дошкольного и школьного возраста // Вопросы профилактики нарушений осанки у детей. М., 1960. — с. 92 — 106.

56. Демитриу М. Эффективность специальных физических упражнений и корригирующей гимнастики при нарушениях осанки и сколиозе I-II степени: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Киев, 1989 . — 23 с.

57. Демчишин A.A., Мухин В.Н. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков. Киев: Здоровья, 1989. 168 с.

58. Демьянков П. В. Проблем много, их надо решать // Физическая культура в школе. 1988. — № 8. — с. 23 -25.

59. Деревянко Ю.С. Состояние исходной физической подготовленности и физического развития студентов I курса // Физическая подготовленность населения Дальнего Востока. Омск, 1985. — с. 16 -17.

60. Дзахов С.Д. Профилактика деформаций осанки и сколиоза у детей . Оржоникидзе, 1988. — 73 с.

61. Должиков И.И. Уроки физической культуры в начальной школе: как планировать их содержание // Спорт в школе.-1996. № 35. — 16 с.

62. Должиков И.И. Учитель работает по своей системе // Физическая культура в школе. 1993. — № 5. — с. 10 — 18.

63. Долотина О.П. Домашнее задание должно быть интересным // Физическая культурв в школе. 198 9. — № 6. — с. 23.

65. Дубогай А.Д. Исследрвание содержания двигательных режимов и уроков физической культуры, способствующих исправлению нарушений осанки школьников младших классов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Киев,1978. 25 с.

66. Дубогай А. Д. Применение корригирующей гимнастики в практике физического воспитания школьников // Медицинские аспекты и пути оптимизации физического воспитания детей. Харьков, 1979. — с. 10 — 12.

67. Еремеев И.Н., Буровых А.Н. Изменение функций внешнего дыхания у детей с нарушениями осанки и сколиозами // Теоретические и практические аспекты управления процессом спортивного совершенствования. Омск, 1980.-с. 28 — 30.

69. Захарова Л.С., Аксенова Н.Т., Мухин В.Н. Методика лечебной физкультуры для детей с кифотческой деформацией позвоночника / Методические разработки для студентов, аспирантов и методистов по лечебной физической культуре. М.: ГЦОЛИФК, 1983. — 39 с.

70. Зациорский В.М. Спортивная метрология. Педагогический контроль в тренировочном процессе ( основы теории тестов и оценок ) / Учебное пособие для студентов институтов физической культуры. М., 1978. — 50 с.

73. Иванникова Н.Г. Методика гигиенического обучения и воспитания по формированию правильной осанки у детей. -М., 1972. 51 с.

74. Иванов А.Н. О проверки домашних заданий // Физическая культура в школе. 1989. — №11. — с. 32.

75. Иванов С.М. Лечебная физическая культура при заболеваниях в детском возрате. М.: Медицина, 1983. -400 с.

76. Ивашкене В.П. Улучшение физического состояния школьников воспитанием их сознательной и активной деятельности на занятиях физической культурой: Автореф. дис. . канд пед. наук. Вильнюс, 1990. — 19 с.

79. Извекова Е.К., Зенцова Н.Г. Исследование эффективности дополнительных занятий по физической культуре со школьниками при нарушениях шсанки // Вопросы теории и методики физического воспитания. -Алма-Ата, 1975. с. 61 — 64.

80. Икова В.В. Лечебная физическая культура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников. Л.,1963. — 62 с.

81. Казьмин А.И., Кон И.И., Беленький В.И. Сколиоз. М.: Медицина, 1981. — 272 с.

82. Карасик В.Е., Белякова И.П. Методические аспекты оценки оздоровительного влияния физического воспитания на организм школьника // Гигиенические основы оздоровления детей и подростков средствами физического воспитания. М., 1989. С. 170 — 172.

83. Каптелин А.Ф. Восстановительное лечение при травмах опорно-двигательного аппарата. М.: Медицина,1969. 403 с.

84. Карпушко Н.А. Историко-теоретический анализ школьных программ по физической культуре / Учебное пособие. М., 1992. 61с.

85. Карпюк И.Ю. Принцип подбора и методика использования корригирующих упражнений в физическом воспитании школьников младших классов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Киев, 1991. -23 с.

86. Киреева Т.Н. Чтобы спина не болела . М.: Советский спорт, 1995. — 128 с.»

87. Киселева М.В. Опыт организации кабинета психо-коррекционной помощи детям с начальной стадией нарушения осанки // Проблемы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Волгоград, 1994. — с. 88 — 90.

91. Клюев М.Е. Учет анатомо-физиологических особенностей при проведении физических упражнений с младшими школьниками / Учебное пособие. Рига, 1981. — 37 с.

92. Кондакова-Варламова Л.Т., Стромская Е.П. Правильная осанка. М.: Медицина, 1967. — 27 с.

93. Копылова Ю. А. Беречь осанку смолоду // Физическая культура в школе. 1994. — № 2. — с. 16 -17.

94. Корнеева Л.Ф., Комисарова Е.Н. Коррекция нарушения осанки у детей дошкольного возраста средствамигимнастики // Развитие массовой физической культуры и олимпийского движения. Великие Луки, 1995. с. 56 — 57.

95. Косова Т.А. Осанка как важнейший индикатор здоровья // Проблемы развития физической культуры и спорта в условиях Сибири и Крайнего Севера. Омска, 1995.с. 21 23.

98. Краковяк Г.М. Воспитание осанки / Пособие для учителей и родителей. Л., 1959. — 134 с.

99. Кувина В. И. Экологически обусловленная патология опорно-двигательного аппарата детей Восточной Сибири. -Иркутск, 1991. 230 с.V

100. Куинджи H.H. Влияние различных способов письма на осанку младших школьников // Гигена детей и подростков. М., 1989. — с.223.

101. Курпан Ю.И., Таланбаум Е.А. Физкультура, формирующая осанку. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 32 с.

102. Лакин Г.Ф. Биометрия / Учебное пособие для университетов и педагогических вузов. М.: Высшая школа, 1973. — 343 с.

103. Левина Г.С., Янкелевич Е.И. Методические указания по организации корригирующей гимнастики, профилактике и лечению нарушений осанки и искривлений позвоночника у детей. М., 1963. — 71 с.

104. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей. Л.: Медицина, 1988.-144с.

105. Ловейко И. Д. Формирование осанки у школьников / Пособие для учителей и школьных врачей. М. : Просвещение, 1970. — 94 с.

107. Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Теория и практика физического воспитания. 1990. — №9.с. 10 14.

108. Максимова Т.М., Янина В.И. Современные проблемы изучения и оценки физического развития детей и подростков // Физическое развитие детей и подростков городских и сельских местностей СССР. М., 1988.с. 19 31.

109. Межуев В.Б. Еще раз о домашнем задании // Физическая культура в школе. 1996. — №4. — с. 20 -22.

110. Методика оценки морфологического статуса и физической подготовленности детей 7 10 летнего возраста различных типов конституции // Методическое пособие для студентов и аспирантов. — Волгоград, 1995.- 48 с. —

111. Миносян Г.А., Асатрян К. В. К вопросу о лечении пороков осанки у детей и подростков методом лечебногоплавания // Физическое воспитание, врачебный контроль, лечебная физкультура. Ставрополь, 1972. с. 121 — 123.

112. Миронов B.C. Правильная осанка профилактика сколиоза у детей. — Саранск, 1984. — 20 с.

114. Никитюк Б.А. Акселерация развития // Итоги науки и техники ВИНИТИ. Серия Антропология. 1989. — № 3. -с. 41 — 45.

115. Никитюк Б.А., Гладышева A.A. Анатомия и спортивния морфология / Учебное пособие. М.: ФиС, 1989. — 161 с.

116. Овсенян В.А. Особенности анатомо-функционального состояния позвоночника при нарушениях осанки во фронтальной плоскости и начальных формах сколиоза: Автореф. дис. . канд. мед. наук. JI., 1988. — 21 с.

117. Павлов А.П. Формирование правильной осанки у школьников с нарушением зрения: Автореф. . канд. пед. наук. М., 1985. — 22с.

119. Перевощиков Ю.А. Домашние задания по физической культуре для учащихся 1-4 классов. Минск: Полымя, 1988. — 183 с.

120. Петров В. От осанки к настроению // Спортивные игры. 1990. — № 12.-с. 30 — 32.

122. Подъяпольская A.A., Уварова A.B. Опыт лечения и профилактики деформаций позвоночника у детей. М. : Медгиз, 1960. — 155 с.

123. Полеся Г.В., Петренко Г. Г Лечебное плавание при нарушениях осанки и сколиозе у детей. Киев.: Здоровье, 1980. — 142 с.

124. Полецкий В.П. Методика исправления нарушений осанки школьников 10 12 лет на основе оптимального сочетаниячобщеразвивающих и специальных упражнений: Автореф. дис. канд. пед. наук. Омск, 1986. — 19 с.

125. Полецкий Б.П., Клюев М.Е. Контроль за эффективностью влияния занятий корригирующей гимнастики на учащихся общеобразовательной школы // Совершенствование форм и методов управления процессом физического воспитания. -Омск, 1980. с. 107 — 108.

126. Педагогические и медико-биологические проблемы физического совершенствования. Л., 1983. с. 151 — 153.

128. Программы по физическому воспитанию школьников. М.: Просвещение, 1996. 136 с.

129. Прохорова И.В., -Сергеев В.Н. Здоровье детей как критерий эффективности процесса физического воспитания в школе // Проблемы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Волгоград, 1994. -с. 47 — 49.

130. Путилова A.A., Лихварь А.Г. Сколиотическая болезнь. Киев: Здоровье, 1975. — 174 с.

131. Пушкарева М.Т. Методика занятий оздоровительной физической культурой при профилактике остеохондроза позвоночника у учащихся 11 12 лет общеобразовательных школ: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — М., 1995. -23 с.

132. Раткина В.Г. Опыт профилактики и лечения нарушений осанки и начальных форм сколиозов у школьников методом лечебной физической культуры с применением ходьбы на лыжах: Автореф. дис. . канд. мед. наук. Томск, 1964. — 14 с.

133. Рейэман A.M., Багров Ф.И. Лечебная гимнастика и массаж при сколиозах. М.: Медицина, 1963. — 139 с.

135. Рожинский М.Н. Нарушение походки и осанки-г Фрунзе, 1989. — 16 с.

136. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. М. : Новая школа, 1995. -288 с.

137. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991. — 272 с.

138. Тихвинский С.Б., Хрущев C.B. Детская спортивная медицина. М.: Медицина, 1991. — 560 с.

139. Упражнения, исправляющие осанку // Физкультура и здоровье. 1989. — вып 1 . — с. 10-12.

140. Учет анатомо физиологических особенностей при занятиях гимнастикой с детьми школьного возраста // Методическая разработка для студентов ГЦОЛИФКа. М., 1992. — 50 с.

141. Физическое воспитание детей* и подростков с отклонениями в состоянии здоровья. М. : Просвещение, 1972 . — 63 с.

142. Филипов В.В., Верхлин В.Н., Воронцова Е.В. Вновь об уроке-беседе // Физическая культура в школе. 1995. -№3.-с.43-45.

143. Фитисов Т.В., Ситников В. А. Динамика физической подготовленности школьников за 10 лет // Гигиенические основы оздоровления детей и подростков средствами физического воспитания. М., 1989. — с. 17-25.

144. Фонарев М.И., Фонарева Т. А. ЛФК пи детских заболеваниях. Л.: Медицина, 1981. — 280 с.

145. Хамзин Х.Х. Воспитание осанки у детей. М.: Физкультура и спорт, 1969. — с. 10-18.

146. Хамзин Х.Х. Правильная осанка. М. : Медицина, 1972. — 62 с.

147. Храмцов П. И. Методические подходы к профилактике нарушений осанки у школьников средствами биологически обратной связи // Гигиена и санитария. 1994. — № 7,-с. 18 — 20.

149. Хрущев C.B. Врачебный контроль за физическим воспитанием. М.: Медицина, 1980. — 224 с.

150. Царик A.B. Главное упражнени // Спорт в школе. -1997. № 8. — с. 3.

151. Царфис П.Г. Профилактика заболеваний позвоночника и суставов. М.: Знание, 1987. — 64 с.

154. Шабунин P.A., Петрова А.Т. Использование статических упражнений на уроках физической культуре для развития двигательной подготовленности // Тезисы региональной научно-практической конференции. Томск, 1987.с. 123.

155. Шарипова Д.А», . Семенова Л.М. Воспитание правильной ‘осанки. Ташкент, 1985. — 103 с. —

156. Шаулина Е.Б., Шаулин В.П. Домашние задания для I III классов // Физическая культура в школе. — 1989. — № 2. — с. 20 — 23.

159. Янкелевич Е.И. Воспитание правильной осанки. М. : Физкультура и спорт, 1959. — 70 с.

160. Янкелевия Е.И. Осанка и плоскостопие. М. : Медгиз, 1956. — 75 с.

161. Ямпольская Ю.А. Оценка физического развития ребенка и коллектива // Рост и развитие детей и подростков.м., 1989. с. 35 — 38.

162. Bittman F. Kritische Betrachtung ausgewählter Lehrinhalte des Schulsportes under dem Aspekt der

163. Prevention von Haltunngschaden // Med. u Sport.- 1987,-s. 117 121

164. Hertel G., Hippe H. Der Hohlspreizfuss // Chir. Prax. 1983. — v. 31. № 4. — p.683-691.

Нарушение осанки и сколиоз у детей: информация для родителей

Подробности Обновлено 16.11.2016

Нарушение осанки — это проблема не только эстетического характера. При её искривлении могут формироваться дегенеративные заболевания позвоночника и внутренних органов, если вовремя не обратиться к врачу и не исправить нарушение. В большинстве случаев, вовремя обнаруженное нарушение осанки, поддаётся коррекции. Важным моментом в этой ситуации является определить причины, которые способствуют её искривлению.

Причины нарушения осанки у детей

Положение тела, привычное для человека при ходьбе, сидении, стоянии называют осанкой. Во время интенсивного роста и физического развития ребёнка формируются навыки удержания правильной осанки. Правильной её можно назвать в том случае, если голова расположена прямо, изгибы позвоночника в меру и равномерно выражены, плечи и лопатки, находятся на одной линии.

Приучать ребёнка правильно держать осанку, важно как для здоровья, так и с эстетической стороны. Ведь при неправильной осанке у детей, на фоне сутулой спины и запавшей груди — нарушается кровообращение, страдают органы пищеварения, дыхания (снижается объём лёгких). В результате возникающей гипоксии появляются нарушения в окислительно-восстановительных процессах, которые способствуют снижению сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятной внешней среды, в том числе к инфекционным заболеваниям.

У детей младшего школьного возраста скелет постепенно окостеневает и происходит наращивание и укрепление мышечной массы и связок. Во время этого периода происходит интенсивное приспособление опорно-двигательного аппарата к новым условиям, различным нагрузкам. Детей приучают сидеть за партой в школе или дома за письменным столом, правильно держать ручку. Новый образ жизни и привычки ребенка отражаются на формировании осанки и позвоночника.

Причём замечено, что девочки более подвержены искривлениям позвоночника в отличие от мальчиков. Мальчишки более подвижны, что и помогает им справляться с устранением искривлений и сохранять правильную осанку. Все эти проблемы возникают из-за слабости мышц и связок, нарушения соединения мышц которые удерживают позвоночник в правильном положении. С такими нарушениями осанки у детей быстро наступает усталость. Они проявляют беспокойство на уроках, т.к. у них появляется потребность в изменении положения туловища, гораздо чаще, чем у остальных.

Чаще всего встречаются нарушения позвоночника такие как: сутулая спина, вялая осанка, плоская спина.

Причины нарушения осанки:

  • слабое развитие или недоразвитие мускулатуры;
  • асимметричное развитие мышц, удерживающих позвоночник в правильном положении;
  • изменение формы грудной клетки (куриная грудь) как последствие перенесённого заболевания (рахит, несовершенный остеогенез, ювенильная остеопения);
  • отсутствие правильного режима у ребёнка;
  • мебель, несоответствующая росту школьника;
  • недостаточное освещение рабочего места школьника;
  • неудобная одежда, сдавливающая грудную клетку, перетягивающий талию пояс.

Крайней степенью нарушения осанки у детей является сколиоз.

Сколиоз – боковое искривление позвоночника

Если дефекты осанки заметнее при взгляде сбоку, то боковое искривление позвоночника обнаруживается при осмотре спины. Упомянутые выше асимметрии могут указывать на наличие сколиотического дефекта осанки, или собственно сколиоза. При осмотре ребенка и по рентгеновскому снимку врач измеряет так называемый угол искривления и определяет, является ли данная деформация нарушением осанки или сколиозом.

Сколиоз чаще наблюдается у девочек в возрасте 10-14 лет, когда они быстро растут и созревают. У мальчиков он бывает реже, но может проявляться даже у грудных младенцев, дошкольников и младших школьников. Чем младше ребенок, тем опаснее для него сам сколиоз и его последствия, ибо это не только косметический дефект, проявляющийся в асимметрии спины. Сильному искривлению часто сопутствуют серьезные осложнения. Прямое следствие сколиоза – реберный горб, приводящий у взрослого человека к нарушениям вентиляции и кровообращения в легких. Боковое искривление крестцового отдела сулит в будущем сильные боли в области крестца и поясницы.

Почему при сколиозе образуется горб?

Самая тяжелая деформация, бросающаяся в глаза при взгляде на больного сколиозом человека – это реберный горб. Дети постарше сами замечают, что у них искривлена спина, т. к. сидя за письменным столом, не могут хорошо опереться о спинку стула и часто жалуются на это врачу.

Механизм образования горба чрезвычайно сложен. Если представить себе позвоночник как ряд позвонков, нанизанных, как бусы, на изогнутую струну (кифоз, лордоз), то горб начнет формироваться там, где несколько позвонков-бусин развернутся вокруг своей оси на определенный угол и потянут за собой прикрепленные к ним. Если позвонки развернутся в грудном отделе, то вырастает реберный горб, если в пояснично-крестцовом – тогда на уровне поясницы с одной стороны образуется мышечная выпуклость, хорошо заметная при наклоне вперед.

Как лечить сколиоз?

Различают две разновидности бокового искривления позвоночника: первичное, причина которого неизвестна, и вторичное, являющееся следствием врожденного дефекта (например, в строении позвонков или ребер). Любой сколиоз требует лечения, которое может быть консервативным (без хирургического вмешательства), реабилитационно-ортопедическим, либо оперативным. Лечение первичных искривлений (а их подавляющее большинство) – весьма кропотливое дело, требующее систематического подхода, ежедневного выполнения специально подобранных упражнений, дисциплины со стороны ребенка и родительского контроля.

Консервативное лечение подбирает и проводит врач-ортопед, отслеживающий развитие деформации, и врач ЛФК, индивидуально занимающийся с ребенком и подбирающий для него упражнения. Эффект лечения закрепляется ношением специального ортопедического корсета или корректора осанки, который предотвращает дальнейшее искривление по мере роста маленького пациента. При выраженных деформациях в последнее все большее применение находят корсеты индивидуального изготовления. Они могут быть как на тканевой основе, так и выполненные из пластика. Если консервативное лечение не дает ожидаемых результатов, то на повестку дня встает операция – артродез позвоночника. Сколиоз прогрессирует вплоть до окончания периода роста (примерно до 17 лет у девочек), а это означает несколько лет интенсивных упражнений, в зависимости от момента выявления недуга и четкого выполнения рекомендаций врача-ортопеда.

Профилактика сколиоза

В профилактике сколиоза следует исключить зависящие от нас внешние факторы, способные в принципе повлиять на развитие деформации. Профилактика начинается с младенчества, имея целью разгрузку неокрепшего позвоночника. Для этого следует чаще класть малыша на живот и не допускать, чтобы его голова создавала вертикальное давление на позвоночник. Когда ребенок чуть подрастет:

  • правильно держим его на руках (ни в коем случае не усаживать его на одну руку);
  • правильно подбираем модель прогулочной коляски (мягкое сиденье, амортизирующее давление головы на позвоночник, довольно жесткая спинка);
  • позаботьтесь о достаточной двигательной активности (частые прогулки и игры на свежем воздухе, уроки плавания);
  • он должен чаще сидеть по-турецки или лежать на животе (например, перед телевизором).

Школьнику нужен удобный письменный стол (желательно с наклонной столешницей) и стул с мягким сиденьем, высота которого отвечает росту ребенка (обе его стопы должны стоять на полу). При сидении за столом локти ребенка должны лежать на столешнице. Детская обувь должна иметь толстую мягкую подошву или хотя бы мягкую стельку, оберегающую позвоночник от микротравм при ходьбе по асфальту. Лучше всего подходят кроссовки или обувь с ортопедической стелькой-супинатором.

Сидение – наименее полезную для позвоночника позу – следует ограничивать. Проследите за тем, чтобы ребенок чаще читал, лежа на животе. Огромное значение имеют подвижные игры на свежем воздухе. Особенно рекомендуется ежедневная 20-минутная прогулка быстрым походным шагом, «скандинавская» ходьба.

Только человек, осознающий жизненную потребность в движении и спорте способен активно обороняться от влияния «сидячей цивилизации» и на долгие годы сохранить здоровье опорно-двигательного аппарата.

Дорогие родители!

Соблюдайте эти правила сами и приучайте к ним своих детей. Ведь нам всем известно, что болезнь легче предупредить, чем её лечить. Особенно это актуально для болезней, связанных с нарушениями осанки. Если всё же Вы обнаружили какой – либо из признаков патологии осанки, «не тяните» с визитом к врачу-ортопеду!

Последствия неправильной осанки

Разобравшись, к чему приводит неправильная осанка, вы обязательно станете более внимательно относиться к положению своего позвоночника. Это не только эстетический дефект, хотя и в нем мало приятного. В человеческом организме все тесно взаимосвязано, и нарушение осанки может привести к очень нежелательным последствиям:

  • при боковом искривлении позвоночника деформируется грудная клетка и возникают проблемы с дыханием;
  • неправильное положение шейного отдела нарушает кровообращение, провоцирует головные боли и развитие остеохондроза;
  • сутулая спина, опущенные плечи создают лишнюю нагрузку на грудную клетку и диафрагму, что приводит к негативному воздействию на органы брюшной полости, малого таза и даже мочеполовую систему;
  • со временем нарушения осанки становятся причиной межпозвоночных грыж, а это – сильные боли в спине вплоть до ограничения подвижности.

Из-за неправильной осанки нарушается циркуляция крови, смещаются внутренние органы, нарушаются их функции, а отсюда уже рукой подать до целого букета всевозможных болезней.

Как сохранить осанку взрослому?

Есть несколько способов, как сохранить осанку и предотвратить перечисленные проблемы. Первый и главный – научиться сидеть правильно, ведь менять работу бухгалтера или водителя на более подвижную из-за опасности для позвоночника вам вряд ли захочется.
Правила просты:

  • всегда выбирайте кресло или стул с высокой спинкой;
  • в машине сидите прямо и на таком расстоянии от руля, чтобы удерживать его вытянутыми руками;
  • следите за тем, чтобы автомобильное сидение было достаточно жестким, соответствующим физиологическим изгибам позвоночника;
  • если приходится сидеть долго, делайте разминку каждый час.

Сначала придется напрягаться, чтобы контролировать себя, но со временем правильное положение тела войдет в привычку.

Правила для детей

Осанку очень важно сохранить с детского возраста, поэтому внимательно следите за тем, как сидит ваш ребенок:

  • ноги должны опираться о пол, а колени находиться под прямым углом. Нужно, чтобы они стояли параллельно, не перекрещивались и не лежали одна на другой;
  • спина должна быть прямой, а не круглой;
  • если между плечами визуально проводится прямая горизонтальная линия, значит, положение правильное;
  • голова не должна свисать в сторону или опираться на руку;
  • сами руки должны находиться на парте или столе.

При этом ребенок не должен находиться вплотную к столу, между грудной клеткой и краем мебели должна помещаться ладонь.

Как исправить осанку?

Если осанка уже нарушена, исправить ситуацию вполне реально, но на это потребуется время, ведь придется корректировать мышечную структуру скелета. Для этого придется заняться лечебной физкультурой: выполнять упражнения, рекомендованные врачом, причем делать это регулярно.
Исправить осанку помогут массаж, двигательная активность, мануальная и физиотерапия. Все мероприятия нужно проводить под контролем ортопеда и только после проведения специального обследования. Потребуются и другие изменения в образе жизни, например, корректировка рациона. Но правильная осанка, здоровье позвоночника и внутренних органов этого стоят.
В нашем медицинском центре Вы можете получить консультацию опытного врача-невролога (взрослого и детского), записавшись на прием по телефонам медцентра:

Хорошие привычки. Научите ребенка сидеть во время занятий ровно, опираясь на обе стопы ягодицы. Каждые 40 минут желательно делать активные передышки — движение снимет напряжение и усталость, поднимет настроение. Нужно воспитывать у детей чувство самоконтроля, чтобы они старались следить за своей осанкой при ходьбе, сидении. Вредные привычки. Класть ногу на ногу или подворачивать одну ногу под себя, свешивать нерабочую руку вниз, сидеть перед столом в пол-оборота, смотреть одновременно телевизор – это быстрый путь к нарушению осанки. И перечисленные привычки порой появляются у детей еще до встречи со школьными заботами. Для профилактики нарушений осанки ученику необходимо правильно организовать режим дня. Большое значение имеет чередование занятий и активного отдыха. Но прежде всего необходимо обеспечить ребенка постелью с жестким матрацем и невысокой подушкой. Для улучшения осанки очень полезно заниматься гимнастикой 2-3 раза в день по 15-20 минут при открытой форточке. Красивую, правильную осанку помогают выработать общеукрепляющие упражнения, направленные на развитие мышц плечевого пояса, ног, спины, живота, шеи. Есть специальные упражнения, вырабатывающие навыки правильной осанки. К подобным относятся упражнения у стены, с предметами (гимнастическими палками, мячами, скакалками), на равновесие. Вместо портфеля ученику полезнее носить ранец. У детей с нарушениями осанки образ жизни должен быть активным, время пребывания на воздухе с подвижными играми нужно увеличить. Для разгрузки позвоночника во время школьных занятий и приготовления уроков рекомендуется использование матерчатых реклинаторов, которые надеваются на грудную клетку и фиксируют надплечье. Ребенок с нарушением осанки должен находиться под диспансерным наблюдением у врача, желательно оздоровление ребенка в санатории, детском лагере.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *