Мнемотехника для школьников младшего возраста

Быть учителем в современной школе – значит постоянно находиться в поиске решений педагогических задач. Думать каждый раз о том, как сделать учебный процесс более интересным, насыщенным и в то же время более запоминающимся для своих учеников. Работая в школе, приветствуя изменения в общественной жизни, я понимаю, что информации с каждым годом становится всё больше, а дети всё меньше хотят учиться и запоминать важные, но такие, подчас, скучные и громоздкие правила.

Уже второй год я пытаюсь при помощи приёмов мнемотехники разнообразить уроки, сделать процесс запоминания новых слов, таблиц сложения и умножения, порядка планет в Солнечной системе, всего того, что нужно выучить (но так не хочется этого делать), более легким, близким детям, весёлым и полезным.

Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество. Остановимся на самом интересном из них — мнемотехнике.

Мнемотехника известна с давних времён и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введён Пифагором Самосским в 6 веке до н.э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

В настоящее время интерес к мнемотехнике не угас. Более того, виды мнемонической техники запоминания постоянно совершенствуются на основе новых представлений о механизмах памяти человека. Сейчас феноменальная память из разряда чудес переходит в разряд обыкновенных, доступных каждому навыков запоминания, которые можно сформировать, как и любые другие навыки. Мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане. Эта техника делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п.

Как и любое состояние, младший школьный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются именно в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых направлено на выявление резервов развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности.

С поступлением ребёнка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующих от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребёнка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.

В процессе усвоения учебного материала у младших школьников обогащается и совершенствуется память. Придя в школу, дети уже умеют запоминать произвольно, однако это умение несовершенно. Так, первоклассник часто не помнит, что было заданно на дом (для этого требуется произвольное запоминание), хотя легко и быстро запоминает то, что интересно.

Произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная деятельность. Но для того, чтобы процесс взросления ребенка и развития произвольной памяти был более лёгким, нужно искать пути решения проблемы информационной нагрузки и незаинтересованности детей в обучении.

Наблюдения за детьми в течение нескольких последних лет показали, что данная функция у современных младших школьников снижена. Это связано со многими причинами, в том числе и с глобальной информатизацией и компьютеризацией жизни современного человека. Поэтому учитель должен найти такие методы и приёмы, которые могли бы увлечь детей. А приёмы мнемотехники можно использовать на тех уроках, где нужно количественную информации превратить в качественную.

Мнемотехника-это искусство запоминания, совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающее объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Эта методика рассчитана на системную работу с детьми по нескольким направлениям:

-развитие логического и образного мышления;

-развитие внимания и памяти;

-развитие речи и воображения;

-математическая подготовка;

-подготовка руки ребёнка к письму;

-психологический практикум.

Мнемотаблицы, т.е. схемы, в которых заложена определённая информация, решают следующие задачи:

-развитие памяти (тренинг по разным приёмам запоминания);

-умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое; умение систематизировать;

-развитие логики;

-развитие образного мышления;

-умение связно мыслить, составлять рассказ, перекодировать информацию;

-решение дидактических общеобразовательных задач;

-составление информации по всем направлениям учебной программы;

-развитие смекалки;

-тренировка внимания;

-выработка навыка правильно воспроизвести графически.

В зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, педагог сам решает, как будет проходить работа с мнемотаблицей. Если это первая (пробная) мнемотаблица, то основную задачу берёт на себя педагог. В дальнейшем, уяснив правила работы с мнемотаблицей, дети смогут самостоятельно находить связки, группировать предметы и символы, а также составлять связный рассказ, тем самым облегчая приём запоминания.

Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка позволяет обеспечить высокий уровень запоминания орфограмм в словах, написание которых не проверяется правилами. Изучаемая орфограмма превращается детьми в знакомый образ, связанный с лексическим значением слова. Мнемотаблицы на орфограммы –оро-, -оло- можно взять и готовые, но лучше предложить детям нарисовать самостоятельно. Буква О так хорошо превращается в разные образы.

Применение мнемонических техник, основанных на юмористических, занимательных приемах, способствует смысловому, логическому запоминанию учебного материала. Вспомним всем известное Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пелёнку.

Одним из наиболее важных аспектов эффективного формирования познавательной деятельности является учет семантики учащихся в процессе познания, что одновременно является наиболее существенной чертой личностно-ориентированных подходов к обучению, но именно этот аспект наименее разработан и менее представлен в практике современного образования. На уроках обучения чтению и последующих уроках литературного чтения полезно использовать мнемоприёмы, как основу для пересказа текста, умения правильно и чётко излагать свои мысли, учить большие стихотворения на память при помощи нарисованных мнемотаблиц или закрывая последние слова в каждой строчке. Играйте с детьми в «Плохо-хорошо» — вот основа для изучения антонимов, подбирайте слова, которые могут назвать объект изучения (например, слово «заяц» при составлении рассказа по серии сюжетных картинок) – знакомимся с контекстными синонимами, составьте ребус к словарному слову – ученик запомнит написание этого слова надолго.

Изучение математики в школе направлено на формирование определённого типа мышления; развитие познавательных способностей; формирование и развитие операций сравнения, анализа и синтеза; на развитие памяти, внимания и других психических процессов.

Преподавая математику в начальной школе, я тоже использую методику мнемотехники. Образы придумываются по ассоциациям, внешнему сходству цифры и предмета. Допустим, 1 – это подъемный кран (внешнее сходство), а 3 – Змей Горыныч (3 головы + число 3 и буква З похожи). Тогда, чтобы запомнить число 13, нужно представить подъемный кран, которым управляет Змей Горыныч.
В 3 классе мы будем изучать таблицу умножения числа 9. Вот и пример мнемотаблицы для этого числа.

Важна мнемотехника и для уроков окружающего мира. Основные приёмы:

  • Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации

  • Рифмизация

  • Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных

  • Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией

  • Метод Цицерона на основе пространственного воображения

  • Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти

  • Рифмованные строки для запоминания порядка цветов в спектре.

  • Порядок планет Солнечной системы (мне очень помогает).

  • Составление собственных примеров цепи питания и «невидимых нитей» в природных сообществах.

  • Опыты для лучшей визуализации примеров состояний воды, развития растений.

Помимо тех учебных предметов, к которым мы все привыкли, в настоящее время такой предмет как иностранный язык изучается уже со 2-го класса. Из-за изобилия предметов, изучаемых в школе, усвоение знаний становится очень трудоемким процессом, требующим больших усилий от ребёнка. На втором году обучения учащимся придётся столкнуться со многими трудностями: первые отметки, первые правила в русском языке, домашнее задание и незнакомые буквы и слова английского языка. И тут на помощь учителю тоже приходят приёмы мнемотехники. Как же запомнить эти буквы и слова, так непохожие на наши. «Чем такая связь между словами, — пишет В.В.Агафонов, — неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше эффективность запоминания». Дети сами могут провести те связи, которые им удобны. Я обращаю внимание на особенности каждого учащегося, на их способности к разным видам запоминания. Помогает деление на группы при изучении иностранного языка. При меньшем количестве учащихся на уроке английского языка, очень легко осуществлять личностный подход в обучении.

Изучение иностранного языка связано с работой слухового, зрительного, речедвигательного и моторного анализаторов. Поэтому на уроках мы не только учим буквы при помощи аналогий с русскими, не только придумываем смешные картинки к словам или мнемотаблицы к стихам, мы ещё и поём, двигаемся, составляем человечков из частей тела, показываем движения разминки и повторяем фразы не только вслед за учителем, но и за англоязычным носителем.

Конечно, мнемотехника не панацея от проблемы информационной загруженности учащихся. Но это удачная находка для тех учителей, которые хотят увлечь детей учёбой, через игру, интересные, неожиданные задания, развить память, помочь запомнить и научить хранить и воспроизводить полученную информацию. Ведь «…кто владеет информацией, тот владеет и всем миром». Могу добавить: а кто помнит и использует эту информацию, свои знания, тот сможет этот мир изменять!

Что такое мнемотехника

Мнемотехника, или по-другому мнемоника, — это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации.

В основе мнемонического запоминания лежит визуализация. Это своего рода образное конспектирование, во время которого абстрактные понятия заменяются на те, что имеют визуальное, аудиальное или кинестетическое воплощение в памяти человека.

Чтобы в голове возникла ассоциация и сформировались нужные нейронные связи, образ должен быть объёмным и ярким.

Потренируйтесь! Создайте визуальный образ редиски, учителя и удачи. С первыми двумя словами довольно легко: редиска — перед глазами возникает красно-белый овощ с хвостиком; учитель, — скорее всего, вы представите преподавателя, который вам нравится.

С удачей сложнее — это довольно абстрактное понятие. Здесь необходимо воспользоваться методом свободных ассоциаций. Первый визуальный образ, который пришёл вам на ум, когда вы прочли задание, — это и есть свободная ассоциация.

Ассоциации сугубо индивидуальны. Ваши могут быть странными или нелепыми — так даже лучше. Это может быть что угодно — подкова, богиня Фортуна, клевер, ваш друг, которому достаются лёгкие билеты на экзаменах.

Количество данных, которые нас окружают, растёт ежесекундно. Современному школьнику необходимо уметь работать с информацией: быстро выделять главное, запоминать то, что пригодится в жизни. Мнемотехника как раз и отвечает этим запросам.

Гаяне Курятова, преподаватель мнемотехники, участник проекта
«Удивительные люди».

Мнемотехника для детей

Мнемотехника для школьников помогает улучшить память, внимательность, развить речь и словарный запас, творческие способности, сформировать интеллект, логическое, образное и абстрактное мышление. Техника запоминания предлагает начинать с простого, когда ребёнку нужно познакомиться с несколькими изображениями в день. Мнемоника помогает с помощью специальных приёмов запомнить информацию надолго и воспроизводить её без проблем.

Использование мнемотехники

Овладеть приёмами мнемотехники может любой желающий, тем более что для этого не требуется много времени. Например, сейчас во время каникул можно легко освежить школьную программу. Связка «мнемотехника и развитие памяти» работает бесперебойно при правильном применении. В совершенстве овладев искусством запоминания, вы сможете не только лучше осваивать школьную программу, но и успешно работать с дополнительными материалами.

Три эффективных приёма мнемоники

Объём статьи ограничен, и мы рассмотрим лишь самые популярные техники развития памяти. С другими способами запоминания информации вы сможете познакомиться на курсе «Мнемотехника: как легко запоминать», который стартовал 13 октября 2019 года.

В программе различные упражнения мнемотехники, направленные на:

  • запоминание цифровой информации,
  • запоминание текстов,
  • запоминание терминов и стихотворений,
  • запоминание иностранных слов
  • секреты правильного повторения и многое другое.

Метод историй

Суть данной техники развития памяти: слова и определения необходимо связать в один текст. Смешную историю запомнить гораздо легче, чем двадцать абстрактных понятий. Чем более парадоксальным и фантастическим будет рассказ, тем легче он войдёт в память.

Преимущества метода:

  • не требует предварительной подготовки,
  • тренирует креативность,
  • это весело и интересно.

Недостаток приёма заключается в том, что он не подходит для запоминания большого объёма информации.

Потренируйтесь! Даны слова: почтальон, тигр, кукуруза, оса, река, сковорода, крестоносец, диван, мармелад, араб, борщ, зубная щётка, дождь, тюльпан, пепел, удача. Придумайте и визуализируйте историю с этими словами. Обязательно добавьте в свой рассказ эмоции и сопереживайте своим героям.

Например. Почтальон Печкин верхом на тигре скачет через кукурузное поле. Печкин в страхе обернулся назад — за ним гнались разъярённые осы. Вдруг он натыкается на реку. «Что делать!? — крикнул в пустоту бедный почтальон. — Моста нет!». Но к счастью, поблизости вместо моста была огромная сковорода. Печкин, подгоняя тигра, пробежал по ней. На другом берегу реки крестоносцы уже строили баррикады из диванов, и как только осы стали приближаться, крестоносцы стали сбивать их меткими бросками мармелада. Печкин подбежал к старому арабу — получателю посылки — и передал ему коробку. В ней оказалась тарелка ярко-красного борща, в которой вместо ложки лежала зубная щётка. Неожиданно пошёл дождь. Все подняли головы вверх, мармелад больше не летел в противника. Сначала падали самые обычные капли воды, но потом из грозового облака начали сыпаться тюльпаны. Тысячи тюльпанов медленно опускались и как только касались земли, тут же превращались в пепел. Удивительно, но из образовавшейся золы получался отчётливый рисунок лошадиной подковы (образ на слово «удача»).

Метод «Цепочка»

Суть данной техники запоминания — соединение образов между собой. Необходимо нанизывать понятия одно на другое, как бусины на цепочку. Важно не обращать внимания на пропорции (все образы должны быть примерно одного размера), соединять ярко и следить за последовательностью. При воспроизведении нужно представлять всю «конструкцию» сразу, снимайте образы с цепочки так же последовательно, как надевали.

Преимущество метода:

  • быстрота запоминания,
  • можно использовать буквально на ходу.

Недостатком метода является то, что при забывании одного элемента цепочки, можно забыть всё остальное.

Потренируйтесь! Запомните цепочкой слова: лиса, космонавт, кольцо, яблоко, шахматы, учитель, Африка, молоко.

Например. Рыжая лиса в скафандре (ассоциация с космонавтом), кольцом на лапе и яблоком на носу играет в шахматы с учителем географии (Африка), но не фигурами, а стаканами молока.

Метод Цицерона

Суть данного приёма мнемотехники — создание в воображении пространства с опорными образами. Почему метод наречён именем древнеримского философа, мы уже рассказывали. Другие названия: дворец памяти, метод римской комнаты, метод локусов, чертоги разума.

Необязательно создавать пространство с нуля, можно представлять свою квартиру или комнату. Выберите там несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложите между ними маршрут.

К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку (как в предыдущем методе). Количество информации, которую вы можете запомнить, зависит от размера локации и тренированности.

Образы можно менять, то есть многократно запоминать новую информацию на одни и те же локации. Но если часто использовать одни и те же места, образы начнут путаться. В таком случае локации нужно дать «отдохнуть».

Преимущества метода Цицерона:

  • можно запоминать большие объёмы информации,
  • запоминание происходит достаточно быстро,
  • при повторении образы надолго остаются в памяти.

Недостатком этого метода развития памяти является трудоёмкость.

Потренируйтесь! Выделите опорные образы в своей комнате и «привяжите» к ним следующие слова: лягушка, шоколад, кит, футболист, зима, школа, компьютер, виноград, «Фоксфорд».

Желаем вам удачи в освоении приёмов запоминания и приглашаем на курс домашней онлайн-школы «Фоксфорда» — «Мнемотехника: как легко запоминать». Его проведёт преподаватель мнемотехники, автор учебных пособий и участник проекта «Удивительные люди» Гаяне Курятова.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Андреева, Ирина Владимировна, 2004 год

2. Алексеев С.В. Теория и методика эколого-педагогической подготовки учителя в системе постдипломного образования: Монография /С.В. Алексеев. СПб: СпецЛит, 2001. — 205с.

5. Ананьев Б.Г. Воспитание памяти школьника. Л., 1940.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания// Избранные психологические труды. М., 1980. — т. 1,11.

7. Андреева Л.В. Валеологическая деятельность воспитателя в условиях ДОУ /Вестник ЧГПУ №30. 2000 — стр.52-56.

8. Аристотель. Этика. Риторика. Политика. Категории, Минск, 1998.

9. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980.-99с.

10. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии, нейропсихологический подход. / Вопросы психологии № 4, 2002, стр. 101-111.

11. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. / Сост. М.Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.

12. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — Ростов-на-Дону, 1972.

13. Базарный В.Ф. К механизму «расчеловечивания» человека в традиционной книжно-вербальной школьно-кабинетной и так называемой учебно-познавательной среде. // Школьные технологии № 1,1998, стр. 3-8.

14. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. Сергиев Посад, 1995-1996. -Части 1-6.

15. Безрукова В. Образовательные технологии: ориентиры для выбора./ Директор школы № 8, 1999, стр. 25 31.

17. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.-с.5.

18. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л., 1971.

19. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века, М., Изд. Российского открытого университета, 1994.

20. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2х томах, т.2, с.60-62.

21. Блонский П.П. Память и мышление, М., 1935.

22. Блонский П.П. Трудные школьники. — М., 1930.

23. Большая советская энциклопедия, М., 1975, т. 19, с. 131.

24. Братченко C.JI. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М. : Смысл, 1999. — 137 с.

25. Брехман И.И. Валеология наука о здоровье. — 2-е издание, доп. и перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 208с.

26. Брунер Дж. Процесс обучения. М.: Изд. АПН РСФСР, 1962.

27. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации, пер. с англ. К.И. Бабицкого. М.: Прогресс, 1977.

28. Васильев С.В. Формирование валеологической культуры профессионально-педагогической деятельности работников детских образовательных учреждений: Дисс.к.п.н., СПб, 1999.

29. Введение в психологию /Под ред. А.В. Петровского, М.: Издательский центр «Академия», 1998.

30. Вершловский С.Г. Воспитание активной позиции личности. -Л.: Лениздат, 1981. 143с.

31. Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1987. — 184с.

32. Вершловский С.Г. Педагог эпохи перемен, или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя. — М.: Сентябрь, 2002.- 160с.

33. Винокуров Л.Н. Учителю о психическом здоровье школьника. -Кострома, 1993.

34. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.

35. Волынкин В.И. Школа в зеркале инноваций. / Начальная школа № 1,2000, стр. 109 116.

36. Воронцова В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога, Псков, 1997.

38. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства// Собр. соч.: в 6 т. М., 1984. — Т. 5.

39. Гагин Ю.А. Акмеологическая экспертиза педагогических достижений: Методические рекомендации для экспертов /Научное изд. Отделения педагогической акмеологии Балтийской педагогической академии. — СПб 2000. 51с.

41. Гагин Ю.А. Концептуальный словарь-справочник по педагогической акмеологии: Учебное пособие. СПб., 1998. -160с.

42. Гарибян С. Школа памяти. Суперактивация памяти через возрождение эмоций.- СПб, 1993. 77 с.

43. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1992. — 152с.

44. Гирусов Э.В., Широкова И.Ю. Экология и культура. М.: Знание, 1989.-63с.

45. Глинянова И.Ю. Формирование у студентов педагогического вуза основ готовности к валеологической работе со школьниками: Дисс.к.п.н., Волгоград, 1995.

46. Горячев В. Здоровье категория педагогическая.// Народное образование № 9, 1999, стр.’ 219 — 231.

47. Грановская P.M. элементы практической психологии, СПб.: «Свет», 1997.

48. Гуманитарная культура учителя: Сборник статей /сост. Н.И. Элиасберг: Под ред. В.Г. Воронцовой. СПб.: СПбГУПМ, 2002. -104с.

49. Даль В.И. Словарь живого Великорусского языка.

51. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Т.Ф. Кумариной, М., 1993.

53. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков. -М., 1998.

54. Замский Х.С. О разнообразии при повторении учебного материала во вспомогательной школе. «Известия АПН РСФСР», выпуск 57, М., 1954.

55. Занков JI.B. Память, М., 1949.

57. Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). СПб.: «Респекс», 1995. 192с.

58. Земскова В.П. Проблемно-ориентированное валеологическое сопровождение в гимназии. / В сборнике Психолого-педагогическое и медико-социальное развитие ребёнка: Материалы

59. Всероссийской научно-практической конференции (1- 3 апреля 1998 г.) СПб: СПбГУПМ, 1998. — стр. 61 — 63.

60. Зиганов М.А. Как научиться на 100% запоминать тексты. М.: Образование, 2002, 328 с.

61. Зинченко П.И., Середа Г.К. Непроизвольная память и обучение, СП, 1964, №12.

62. Игнатова В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика. Монография. — Тюмень: ТГУ, 1998. -142с.

64. Йейтс Ф. Искусство памяти, СПб, Изд. «Университетская книга», 1997.

67. Казначеев В.Н. Современные аспекты адаптации. -Новосибирск, 1980.

68. Карпеев С.А. Формирование нравственно-экологической культуры у младших школьников: Автореф. дисс.к.п.н., М., 1992.- 16с.

69. Каструбин Э.М. Ключ к тайнам мозга. М.; Триада, 1995. -230с.

70. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 2000.

71. Кащенко В.П., Мурашев Г.В. Педология исключительного детства// Пед. Энциклопедия. М., 1929.

72. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. -М.: Знание, 1989.-80с.

73. Колбанов В.В. Методологические основы валеологии и принципы построения системы валеологического образования. // В сб. Интеграция педагогической науки и практики. / Материалы Академических пед. чтений. Под ред. И.А. Колесниковой. СПб.: СПбГУПМ, 1997.

76. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии, СПб, 1999.

77. Колесникова М.Г. Моделирование деятельности педагога-валеолога в образовательном учреждении //Состояние и перспективы валеологической службы образовательной системы СПб. Материалы научно-практического семинара. СПб., 2000, -с.41-48.

78. Колеченко А.К. Психологическое обеспечение педагогического процесса в школе. СПб,: СПбГУПМ, 1998 г. -378с.

79. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2001. — 368 с.

80. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы/ Под науч.ред. JI.M. Шипицыной, Е.И. Казаковой. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000 — 108с.

81. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России. — 2002, № 6.-с. 10-41.

83. Краткая философская энциклопедия. — М., Изд. группа «Прогресс» «Энциклопедия», 1994. — 576с.

84. Культурология, XX век. Энциклопедия. В 2-х т.т. — СПб.: Университетская книга; ООО «Алтейя», 1998. — 447с.

85. Культурология. Словарь. / Под ред. И.Ф. Кефеля, изд. 3-е -перераб. и дополн., СПб., 1997. 66с.

86. Кулюткин Ю.Н. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования: Проблемные очерки. СПб.: СпецЛит,2002.-96с.

87. Кумарина Г.Ф., Назарова Н.М. Коррекционная педагогика и специальная педагогика: Концептуальные основания дескрипторов// Понятийный аппарат педагогики и образования. -Екатеринбург, 1998. Вып. 3.

88. Лебедев О.Е. Новые возможности школы в условиях модернизации образования // Вестник ОИРШ, СПб. 2003,23,- 27 с.

89. Леви В. Нестандартный ребёнок. М., 1989.

90. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., «Мысль», 1965.-стр. 423-468.

91. Лурия А.Р. Внимание и память, М., 1975.

92. Ляудис В.Я. Память в процессе развития, М., 1976.

93. Максимова В.Н. Интеграция в системе образования. СПб: ЛОИРО, 2000. — 84с.

95. Мейланов Р.П. Энергетика человека и современное естествознание./ Махачкала, Респ. Дагестан Россия: Изд. «Бари», 1998 г.

96. Менегетти А. Мудрец и искусство жизни /Пер. с итал. Славянской ассоциации Онтопсихологии, Издание третье, исправленное и дополненное, М.: ННБФ «Онтопсихология», 2001. -72с.

98. Модестова Т.В. Теория и методика применения педагогических мастерских в процессе становления экологической культуры школьников 5-6 классов: Дисс. к.п.н. СПб, 2001 г.

99. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995. — 200с.

100. Муштавинская И.В. Образовательные технологии как предмет рефлексии: Дисс.к.п.н., СПб, 2001.

101. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика. 1997, №3 — с.20-26.

102. Обучение и развитие: экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. JI.B. Занкова, М., 1975.

103. Орехова Т.Ф. теория и практика здравотворящего образования в школе, автореферат Дисс. д.п.н., Магнитогорск, 2002. — 45с.

104. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. Глава 4.// Под ред. Ж.И. Шиф, М., «Просвещение», 1965.

105. Память и деятельность.// Материалы XVIII Международного психологического конгресса. — М., 1966.

108. Перловский JI. Мистика духовного и математика интеллекта.// в кн. «Наука и вера» (Материалы Международной научной конференции № 1), Высшая религиозно-философская школа, СПб, 2001 г.

110. Петленко В.П. Валеология человека. Здоровье — Любовь -Красота. PETROS СПб, «Оракул», Минск, 1996.

111. Петровский А.В. Значение и роль психологии в учебном процессе педагогического ВУЗа // Вопросы психологии, 1971, №2.

112. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Учпедгиз, M.-JL, 1932.

113. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. — М., Изд. иностр. литературы, 1963.

114. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: учебно-практическое пособие. М.: Гном-Пресс, Ml ПО, 1999. — 192с.

115. Познавательные процессы и способы в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова, М.: Просвещение, 1990.

117. Практикум по валеологии / Сост. к.п.н. М.Г. Колесникова. -СПб.: СПбГУПМ, 2000. 87 с.

119. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова, 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1997.-440с.

120. Психология / Под ред, А.А Крылова, М.: Просвещение, 1998.

121. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.; Политиздат, 1990. -494с.

122. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т.т. / Гл. ред. В.В. Давыдов, М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. -608с.

123. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. В 2-х т.т., М., 1989, Т.1, с.302.

125. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. М., «Просвещение», 1970. 199с.

126. Рудинский Е.В. Теоретические и экспериментально-педагогические основания исследования дефекта социализации личности учащихся в образовательном процессе школы: автореферат дисс. д.п.н. Кемерово, 2002, — 54 с.

127. Рыбников Н.А. Память, её психология и педагогика, M.-JL, 1930.

129. Сафронова Е.Д. Интеллектуальное развитие дошкольников. Обучение на основе интеллектуального тренинга. Методическое пособие к курсу. / Учебно-методический центр ассоциации «Интеркаспий», СПб, 1996. — 24 с.

130. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256с.

131. Семушина JT.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в сельских специальных учебных заведениях: Учебное пособие для преподавателей учреждений среднего профессионального образования. М.: Мастерство, 2001. — 272с.

132. Сериков В.В. Личностный подход в образовании, концепция и технологии. Волгоград, 1994.- 152с.

133. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., Госполитиздат, 1947.

134. Симонов В.П., Черненко Е.Г. Как уберечь начальную школу от внедрения псевдоноваций. / Начальная школа № 8,2002,-стр.56-63.

135. Словарь античности. Перевод с нем. — М.: Эллис Лак; Прогресс, 1993. -704с.

136. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти // в кн. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, -М.: ЧеРо, 1998.

137. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО, 2002. — 121с.

138. Советский энциклопедический словарь. / Гл. ред. A.M. Прохоров, 4-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1988. — 1600с.

139. Состояние и перспективы валеологической службы образовательной системы СПб: материалы научно-практического семинара / Под ред. проф. В.В. Колбанова. СПб: ГУПМ, 2000. -60с.

140. Суворова Г. Начальная школа: ступенька вниз. / Народное образование № 6, 1997, стр. 47 51.

141. Суртаева Н.Н. Педагогические технологии в реализации гуманистической концепции образования. / Химия в школе № 7, 1997, стр. 17-23.

142. Тарита Л.Г. Методическое сопровождение инновационных процессов в управлении районной образовательной системой: Дисс.к.п.н., СПб, 2000 г.

143. Татарникова Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве. / Монография-эссе. СПб.: Крисмас+, 1997.

144. Татарникова Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве./Монография-эссе. Изд. 2-е доп. библ. СПб: Крисмас+, 2002. 200с.

145. Татарникова Л.Г. Образование в парадигме здравотворчества и культуротворчества /IV Международный Конгресс «Эколого-социальные вопросы защиты и охраны здоровья молодого поколения на пути в XXI век» СПб., 1998.

146. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология в новой парадигме образования /Сб.: Развивающее обучение. Выпуск III — Петровская Академия Наук и Искусств, Санкт-Петербургская Акмеологическая Академия. СПб., 1998 — стр.51-53.

147. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития, СПб, 1997.

149. Тюмасева З.И., Мошевич В.А. Эколого-валеологические основы дошкольно-школьного воспитания или умножить личность на время и время на личность. Челябинск: ЧИПКРО, 1994. — 180с.

150. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития, Н. Новгород, НГПУ, 1994.

151. Ушинский К.Д. Собрание сочинений, т. 10, М., Изд. АПН РСФСР, 1950.-c.427.

152. Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова, 5-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — 590с.

154. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

155. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Составитель А.И. Пискунов, М.: Просвещение, 1981.

156. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве, М.: «Наука», 1972.

157. Чурекова Т.М. Теоретико-методологические основы непрерывного образования личности в инновационных образовательных учреждениях: автореферат дисс. д.п.н. -Кемерово, 2002, -41 с.

158. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры. -М., Советский спорт, 2001.

160. Шипицына Л.М. Необучаемый ребёнок в семье и обществе. -СПб., «Дидактика Плюс», 2002 219с.

162. Школа и психическое здоровье учащихся/Под ред. проф. С.М. Громбаха. М., 1988.

163. Школьная дезадаптация и стрессовые расстройства у детей и подростков. М.,1995.

164. Штейнер Р. Духовное обновление педагогики.// Переводы из полного издания трудов Р. Штейнера. — М.: «Парсифаль», 1995 г.

166. Шуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1998.-250с.

167. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.- 560с.

168. Юдин В.В. Сколько технологий в педагогике? // Школьные технологии. 1999, №3, — с.34-40.

Мнемотехника для начальной школы: тренируем память у младших школьников Беленькая Т.Б.

Сообщить о поступлении 1982

Новые тиражи или похожие книги

Название книги Мнемотехника для начальной школы: тренируем память у младших школьников
ФИО автора Беленькая Т.Б.
Год публикации 2014
Издательство Феникс
Раздел каталог Организация народного образования. Общая педагогика
Серия книги Наша началочка
ISBN 978-5-222-21514-2
Артикул O0066832
Количество страниц 39 страниц
Тип переплета мяг.цел.*
Полиграфический формат издания 70*100/16
Вес книги 69 г
Книг в наличии

Книга закончилась, ее нет на складе.
Возможно, через некоторое время появится следующее издание, однако, указать точную дату сейчас сложно.

Аннотация к книге «Мнемотехника для начальной школы: тренируем память у младших школьников» (Авт. Беленькая Т.Б.)

Что самое сложное, нудное, отнимающее много драгоценных минут и часов в школе? И если бы не ОНО — то как приятно и быстро было бы выполнять домашние задания! И если бы ЭТО давалось нам легко — то сколько «пятёрок» вместо «двоек» и «троек» мы видели бы в дневнике! Так что же это такое? Это — зубрёжка, заучивание наизусть! Формулы, длинные стихотворения, параграфы, правила русского языка… Давайте попробуем научиться заучивать — быстро и надолго.

Читать книгу онлайн…

К сожалению, для этого издания чтение онлайн недоступно…

Способы доставки Сроки отправки заказов Способы оплаты

Другие книги раздела «Организация народного образования. Общая педагогика»

Возможна доставка книги в , а также в любой другой город страны Почтой России или транспортной компанией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *